УДК 81 ' 2
ю.в. Данюшина УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВИСТИКА -НОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье разрабатывается новое междисциплинарное научно-образовательное направление на стыке лингвистики, коммуникологии и теории управления - управленческая лин-гвокоммуникативистика как основа концепции лингвокоммуникативного обеспечения управления, а также приводится тематика инновационного авторского спецкурса, который предлагается включить в вариативную часть учебных планов всех управленческих специальностей. Ключевые слова: коммуникации, компетенции, управление, менеджмент, инновационные дисциплины.
Yulia Danyushina MANAGERIAL LINGUA-COMMUNICATION STUDIES -
A NEW SYSTEM FOR DEVELOPING FUTURE MANAGERS' LINGUA-COMMUNICATIVE COMPETENCES
Abstract. In this paper, we develop a new interdisciplinary research and education field on the crossroads of Linguistics, Communication Studies and Management Theory - Managerial Lingua-Communication Studies as a basis for the concept of lingua-communicative provision of governance and management. The author proposes an innovative set of relevant lingua-communicative disciplines for including (as mandatory or optional courses) in the variable part of curricula of all management-governance instructional programs.
Keywords: communication, competence, governance, management, innovative discipline.
Происходящий переход от индустриального общества в постиндустриальное - или информационно-коммуникационное - означает проникновение коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновение и развитие качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, переосмысление всей коммуникативной природы социальной реальности. Поэтому коммуникация все чаще оказывается в центре научного интереса; новую актуальность приобретают концепции коммуникативного действия Ю. Хабермаса, коммуникативного сообщества К. Апеля, представления Н. Лумана о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества. На Западе коммуникация давно и пристально изучается. В университетах и научных центрах США и Западной Европы разработки ведутся еще с 1920-х гг., дисциплины из широкого спектра коммуникативистики («communications», «communications management», «communications studies» и т. д.) давно включены в учебные планы, а связанные с коммуникацией специальности стали повсеместными. Во время научных командировок в США мы собрали сведения об основных университетских программах преподавания и изучения коммуникации - и на основе анализа лучших зарубежных методик с учетом отечественных реалий синтезировали новое научное междисциплинарное направление (кросс-дисциплину) «Управленческая лингвокоммуникативистика», которое видится как инновационный ресурс модернизации и устойчивого развития российского общества, поскольку приобретение специалистами современных коммуникативных компетенций и кардинальное улучшение коммуникаций в управлении поможет эффективно решить поставленные руководством страны модернизационные и стабилизационные задачи.
Не стоит забывать, что в отечественной научной традиции филологи, лингвисты одними из первых занялись изучением коммуникации. Многие виды коммуникации напрямую соотносятся с соответствующими направлениями лингвистики, например, политическая коммуникация - с политической лингвистикой, бизнес-коммуникация - с бизнес-лингвистикой, юридическая коммуникация -
© Данюшина Ю.В., 2014
с юрислингвистикой. Добавляя к коммуникативной парадигме лингвистическую проблематику (точнее будет говорить не столько о «добавлении», сколько о многогранном «перемножении» и синергии элементов этих двух парадигм), получаем новую исследовательскую и образовательную дисциплину - лингвокомуникативистику как науку о языковых аспектах коммуникации. А при постановке коммуникации в контекст управления оправданным становится говорить об инновационной кросс-дисциплине на стыке лингвистики, коммуникативистики и теории управления - управленческой лин-гвокоммуникативистике [3; 4; 5; 6].
В широкую палитру исследовательской проблематики управленческой лингвокоммуникати-вистики входят следующие ключевые вопросы:
- какова специфика «языка власти, языка элит»;
- какие элементы составляют коммуникативный механизм управления;
- каковы семантические и риторические, пара- и экстралингвистические возможности коммуникативного воздействия;
- каковы особенности дискурса лидерства;
- какие аргументативные и манипулятивные технологии применяются в современной управленческой коммуникации;
- какие новые коммуникативные возможности дают руководителю новые информационные технологии и т. п.
Для современного общества исследование управленческого дискурса является не только абстрактно-теоретической, но и важной практической задачей, поскольку служит повышению эффективности деловых коммуникаций [9], эффективности управления, а значит и достижению большей результативности социума в целом. Поэтому неудивительно, что управленческий дискурс заслуживает междисциплинарного научного интереса - со стороны социологов, психологов, философов, политологов, теоретиков менеджмента, а также внимания практиков делового и общественного администрирования, всех, кто является или стремится стать лидером. Перспективным видится и междисциплинарное взаимодействие предлагаемой новой дисциплины с другими лингвистическими направлениями, например, с лингводидактикой [2; 8], риторикой [7] и др.
Нами разработана авторская программа данной дисциплины с учетом современного зарубежного методологического опыта в формировании лингвокоммуникативных компетенций руководителей. При этом предлагаем строить курс из трех взаимосвязанных и логически следующих друг за другом частей, последовательное и комплексное изучение которых студентами всех управленческих специальностей поможет создать базу для выработки соответствующих коммуникативных знаний, умений и навыков - для формирования системы коммуникативных компетенций, определенных федеральными образовательными стандартами:
1) введение в коммуникологию и основы лингвокоммуникативистики;
2) лингвистические коммуникации в управлении (в политике, бизнесе, менеджменте, юстиции, административной работе);
3) межкультурные деловые коммуникации.
Содержание программы строится с учетом определенных выше частей курса.
В современных условиях новых геополитических вызовов и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий неизбежно формируется социальный заказ на качественно новый уровень коммуникативной подготовки будущих руководителей и специалистов в рамках вузовского образования. Формирование и развитие лингвокоммуникативных компетенций у будущих руководителей является одним из важнейших элементов управленческого образования, ведь еще Н. Винер фактически уравнивал сами понятия «управление» и «коммуникация». Основываясь на
концепции информационного обеспечения управленческой деятельности, разработанной В.В. Годи-ным и др. [1], мы можем говорить и о лингвокоммуникативном обеспечении управления, а значит, и о необходимости специальной языковой и коммуникативной подготовки будущих руководителей.
Этой цели служит предлагаемый авторский курс «Лингвокоммуникативное обеспечение управленческой деятельности», разработанный нами на основе синтеза образовательных моделей, функционирующих в ведущих зарубежных университетах. Теоретический базис данного образовательного и научного направления заложен в нашей докторской диссертации, инициировавшей комплексное исследование управленческого дискурса (на англоязычном материале), и в серии наших публикаций по управленческой коммуникологии. Курс может служить дисциплиной по выбору на старших курсах бакалавриата, в магистратуре и программах MBA / МРА, DBA / DPA всех направлений подготовки менеджеров (бизнес-администрирования, госуправления и других). Курс является комплексным и состоит из трех взаимосвязанных блоков на русском и английском языках:
1. Кросс-культурный менеджмент и межкультурные деловые коммуникации.
2. Управление глобальными коммуникациями.
3. Лингвотехнологии лидерского общения и административная риторика.
Курс состоит из интерактивных лекций и сопровождается практическими тренингами, аудио-и видеозанятиями. Приводим некоторые из тем третьего блока:
1) Лидерство и управление как коммуникация. Лидерство в организациях. Организационная культура.
2) Коммуникативные стили лидерства. Исследования в области лидерства.
3) Ситуационное и функциональное лидерство. Трансформационное и харизматическое лидерство. Этические основы лидерства и лидерского общения.
4) Социологические, политические, психоаналитические, поведенческие, аттрибуционные и иные подходы к исследованию харизматической коммуникации.
5) Коммуникация и власть. Инфокоммуникативное воздействие.
6) Процессы формирования лидера и его коммуникативных умений. Аргументативная компетенция лидера. Лидер как переговорщик.
7) Лидерство в группах и командах. Эффективное совещание.
8) Лидерские коммуникации в условиях кризиса и конфликта.
9) Публичное лидерство. Связи с общественностью. Информационные кампании.
10) Лидерство в глобализированном мире. Диверсивность и тендерные аспекты лидерских коммуникаций. Межкультурные особенности лидерства.
В результате освоения предлагаемого интегрированного комплекса дисциплин студенты смогут сформировать лингвокоммуникативные компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО.
Библиографический список
1. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник / В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. - 240 с.
2. Голубева Т.И. Профессиональная лингводидактика и ее основные принципы // Материалы Международной научно-практической конференции «Межкультурная коммуникация и культурология». - М.: ГУУ. -2011.-С. 43.
3. Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. - М.: Институт языкознания РАН, 2011.
4. Данюшина Ю.В. Интегративная концепция лингвистического обеспечения бизнеса // Вестник Московского университета. - 2012. - № 1. - С. 69-76. - (Серия 21: Управление).
5. Данюшина Ю.В. Лингвистические коммуникации в управлении: вербальный инжиниринг коммуникативного лидерства // Вестник ЧГПУ. - 2012. - № 5. - С. 248-255.
6. Данюшина Ю.В. Идеология и аксиология управленческого дискурса в интернете как проявление коммуникативного идеологического менеджмента // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики.-2011.-№ 1.-С. 37^0.
7. Дудник JI.B. Английский язык: Справочник по деловой риторике / JI.B. Дудник. -М.: ГУУ. - 2013. - 96 с.
8. Путиловская Т.С. Ключевые концептуальные понятия современной теории и практики обучения иностранным языкам // Материалы Международной научно-практической конференции «Межкультурная коммуникация и культурология». - М.: ГУУ, 2011. - С. 140-143.
9. Scoble R., Israel Sh. Naked Conversations. How blogs are changing the way businesses talk with customers. John Wiley and Sons, Inc. 2006.