Научная статья на тему 'Финансовые дисциплины для подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент»'

Финансовые дисциплины для подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Анна Николаевна

переход в большей степени от знаний к умениям при обучении бакалавров накладывает определенную специфику преподавания финансовых дисциплин в бакалавриате. Этому и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые дисциплины для подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент»»

12. Лидерство в глобализированном мире. Диверсивность и тендерные аспекты лидерских коммуникаций.

13. Этические основы лидерства.

14. Процессы формирования лидера и его коммуникативных умений.

15. Коммуникативные портреты политических лидеров Запада.

16. Коммуникативные портреты политических лидеров Востока.

17. Коммуникативные портреты бизнес-лидеров Запада.

18. Коммуникативные портреты бизнес-лидеров Востока.

Литература

1. Данюшина Ю.В. Бизнес-лингвистика и деловое общение в Интернете / Ю.В. Данюшина. - М.: ГУУ, 2010. - 275 с.

2. Данюшина Ю.В. «Нефтегазовые боссы» на корпоративном сайте: лингвокультурологический дискурс-анализ // Язык и культура. 2011. № 2, с. 11-28.

3. Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса / Дисс. доктора филол.наук. Институт языкознания РАН. - М., 2011.

4. Зиновьева А.Ф., Данюшина Ю.В. Межкультурная деловая коммуникация. Intercultural business communication. (учебное пособие) / А.Ф. Зиновьева, Ю.В. Данюшина. Государственный университет управления, Институт иностранных языков ГУУ. - М.: ГУУ, 2009. - 224 с.

5. Bargiela-Chiappini F., Nickerson C., Planken B. Business Discourse. Palgrave Macmillan. 2007.

6. Fairclough, N. "Critical discourse analysis as a method in social scientific research", in R. Wodak and M. Meyer (eds), Methods of Critical Discourse Analysis. London: Sage, 2001. pp. 121-38.

7. Scoble, R., Israel, Sh. Naked Conversations. How blogs are changing the way businesses talk with customers. John Wiley and Sons, Inc. 2006.

8. Van Dijk, T. A. (Ed.) Discourse Studies. 5 vols. Sage Benchmarks in Discourse Studies. (pp. xix-xiii). London: Sage. 2007.

9. Wodak, R. and P. Chilton (Eds.) New Agenda in (Critical) Discourse Analysis. Amsterdam: Benjamins. 2005.

А.Н. Жилкина

ФИНАНСОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

FINANCIAL DISCIPLINE FOR THE PREPARATION OF BACHELORS ON A DIRECTION «MANAGEMENT»

Аннотация: переход в большей степени от знаний к умениям при обучении бакалавров накладывает определенную специфику преподавания финансовых дисциплин в бакалавриате. Этому и посвящена данная статья.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, бакалавриат, компетентностный подход в образовании.

Annotation: the transition to a greater extent on the knowledge to skills in teaching undergraduate imposes certain specific teaching financial disciplines for bachelors. The article is devoted to these issues.

© А.Н. Жилкина, 2013

Keywords: financial management, bachelor degree, competence-based approach in education.

Переход на получение высшего образования в бакалавриате ставит пред нами вопрос, что должен представлять из себя менеджер среднего звена, какие вопросы он должен и сможет решать, какие должности занимать, что уметь делать сам, что под руководством специалистов высшего звена, кем руководить, какую работу организовывать.

В самом общем виде ответы на эти вопросы дают компетенции, зафиксированные в ФГОС, но в большой степени в теории, реальные результаты мы получим не ранее, чем через 2 года, когда наши выпускники приступят к работе. А фактические результаты и того позже, сейчас же, с 1 сентября, мы приступаем к дисциплинам профессионального цикла и должны четко понимать чему и как обучать более юных (19 летних студентов, еще не набравших опыт), т.е. менее зрелых и с личностной и с профессиональной точек зрения, получивших гораздо меньше часов по общекультурным, математическим и естественно научным дисциплинам. Приращение "зрелости" профессиональной и личностной происходит в студенческом возрасте очень стремительно, поэтому разница в год, семестр, месяц становится очень существенной.

Как же обучить студентов не потеряв в качестве, студентов, еще не привыкших учиться самостоятельно, как мы привыкли при обучении специалистов. Применимы и целесообразно ли здесь логика и методика обучения, применившиеся при обучении специалистов в течение 5 лет? И да и нет. Должны ли мы за 4 года выпускать специалистов-экспертов. Тождественные ли эти понятия специалист и бакалавр, обученный по ускоренной сжатой программе, в уменьшенном числе "непрофессиональных дисциплин", ранее и дававших понятие " человек с высшим образованием". Вероятно все же нет. Неснижение качества образования не должно означать, что квалификация специалиста и бакалавра будет одинаковой, это и не требуется. Ведь не предполагается, что автомобили Ока, Мерседес и Феррари одинаковы. Но мы можем и должны говорить о качестве понимая, что это разные машины и с точки зрения комфорта, и с точки зрения ремонтопригодности, скорости, времени разогрева двигателя и тому подобных важных характеристик. Но, покупая или Оку или Мерседес или Феррари мы предполагаем, что приобретаем качественную машину соответствующего класса. Проводя аналогию можно сказать, что, обучая бакалавров и специалистов, мы выпускаем качественных профессионалов, но разного класса. С другой стороны важно выпустить именно профессионалов, а не полуфабрикатов, которых необходимо "доучивать" в магистратуре. Задача сложная, но вполне выполнимая.

Нашей кафедрой "корпоративных финансов и финансового инжиниринга" (еще недавно носившей название "финансов, денежного обращения и кредита") Государственного университета управления уже накоплен некоторый опыт обучения бакалавров в рамках дисциплины "основы финансового менеджмента" и мы готовы к обучению студентов 3 курса бакалавров всех профилей направления "Менеджмент" в осеннем семестре следующего учебного года. Разработка программа шла не просто, первое желание было попытаться "уместить" программу специалистов, но этот путь мы вовремя отвергли. Такой уровень бакалавров с одной стороны не требуется профессионалам их уровня (не случайно подготовка магистров по направлению " Менеджмент" предполагает такую дисциплину профессионального цикла как " корпоративные финансы" и возможность углубления полученных в бакалавриате знаниях по дисциплине "Финансовый менеджмент"). Если в рамках подготовки специалиста мы исходили из подхода к обучению от обще-теоретического к частно-практическому, то при подготовке бакалавров было принято решение идти от частного к общему, собирая из бусинок ожерелье управления финансами. Нами были выделены практические умения и навыки, необходимые любому менеджеру-бакалавру, а также

общие системообразующие понятия, определены темы, дающиеся студентам в обзорном варианте, но не исключающие возможность углубленного изучения студентом одной из тем и подготовку реферата, учитывающемся в рейтинге студента по дисциплине.

Начнем с того, чему мы должны научить студентов-бакалавров. Что из себя представляет финансовый менеджмент - управление финансами сегодня. Управление финансами - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию, например, целевых программ. Оно осуществляется органами государственного и экономического (хозяйственного) управления: Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации "узких" мест, решения вновь возникающих задач.

Чем необходимо управлять (в рамках своих компетенций) бакалавру-менеджеру. Напомним, что речь идет о дисциплине, относящейся к обязательным дисциплинам базовой части профессионального цикла. Исходим из того, что финансы - это система экономических денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием денежных фондов и накоплений на основе национального дохода и внутреннего национального продукта, регулируемых законодательством.

Бакалавры должны понимать что финансы - это совокупность определенных экономических отношений, которые возникают между:

• государством и предприятием (1);

• предприятиями (2);

• внутри предприятия как между структурными подразделениями, так и работниками (3);

• государством и населением (4);

• предприятиями и банковской системой (5);

• предприятиями и страховыми организациями (6) и т.д.

Эта совокупность экономических отношений выражается в виде денежных отношений:

(1) с одной стороны, предприятие вносит платежи в бюджет из прибыли, с другой стороны, может получить ассигнования на расширение производства от государства, например в виде льготных кредитов;

(2) отношения поставщик-покупатель, заказчик и подрядчик;

(3) распределение прибыли, оборотных средств, выплата премий из фондов материального стимулирования, взыскание с работников за ущерб, причиненный на предприятии;

(4) с одной стороны, налоги с населения, с другой, - трансфертные платежи населению (например, стипендии);

(5) кредитование, получение и выплата ссудного процента за пользование кредитом, начисление средств на счете в банке, расчетно-кассовое обслуживание;

(6) с одной стороны, выплата страховых взносов, с другой стороны, получение страхового возмещения.

Такой подход позволит сформировать у студентов-бакалавров системное понимание сложившаяся в настоящее время в России шестизвенная двухуровневая финансово-кредитная система, представленной на рис.

Рис. Финансово-кредитная система России

Централизованный уровень представлен бюджетным звеном, кредитным звеном, страховым и инвестиционным звеном, децентрализованный - финансами домохозяйств и финансами предприятий и организаций.

Важно довести до бакалавров важность, взаимосвязь и взаимозависимость всех перечисленных звеньев финансово-кредитной системы и понимание того, что только добросовестная деятельность в каждом из звеньев даст положительный эффект для экономики России, благосостояния общества в целом и каждого его гражданина.

Необходимо объяснить сущность и назначение общегосударственных фондов, реализующихся через бюджетное звено.

Бюджетное звено представлено государственным бюджетом, внебюджетными фондами, государственным кредитом.

Государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования отраслей экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование кредитов, предоставляемых коммерческими банками предприятиям, финансирование оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать или перепрофилировать нерентабельные предприятия. Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру. Бюджетные ресурсы, направляемые в непроизводственную сферу используются на финансирование образования, здравоохранения, культуры и фундаментальной науки, финансирование

органов государственной (законодательной и исполнительной) власти, судебную систему. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют большое значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, фундаментальные исследования в науке. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование социальных внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме на установленные цели -пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Государство привлекает финансовые ресурсы продавая облигации, казначейские обязательства и другие ценные бумаги. Мобилизованные финансовые ресурсы направляются на покрытие бюджетного дефицита и стабилизации денежного обращения в стране (при инфляции уменьшается платежеспособный спрос населения, из обращения изымается избыточная денежная масса). Погашение государственного кредита производится за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Бакалавр должен знать и понимать, что Кредитное звено включает банковскую систему - Центральный банк, коммерческие банки и небанковские кредитные учреждения.

Вне зависимости от конкретного профиля подготовки и последующего вида деятельности выпускник бакалавриата должен знать общие принципы страхования, понимать, что страхование является составной частью финансов и охватывает только перераспределительные отношения и Страховое звено регламентирует и реализует такие отношения. Институт страхования возник в средние века, первоначально в торговом мореплаванье в связи с присущими ему опасностями. При страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования - страхователями, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких перераспределительных отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой материальные и иные потери, которые, как правило, охватывают не все предприятия, не всю территорию страны или региона, а лишь его часть; это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних предприятий между всеми застрахованными предприятиями. При этом чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя.

Важным для привлечения необходимых и достаточных денежных средств, а также для оценки стоимости компании является Инвестиционное звено, представленной фондовым рынком и различными фондами прямых инвестиций. Фондовый рынок, который представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в

том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансы домохозяйств концентрируют средства, получаемые гражданами из различных источников - это заработная плата, доход от собственности и владения ценными бумагами, трансферты из бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней. Часть полученных семьей (домохозяйством) средств тратиться на еду, жилье, приобретение материальных благ и оплату различных услуг, а часть накапливается и вкладывается в национальную экономику и финансовый сектор.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансово-кредитной системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Поэтому изучению финансов предприятия должно стать стержнем в изучении дисциплины «Финансовый менеджмент».

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банков, страхования, фондового рынка, финансов домохозяйств. Поэтому при построении курса «Финансовый менеджмент» мы предлагаем изучать звенья централизованного уровня по их участию в управлении финансами предприятия.

Бакалавр должен понять, что в современных условиях на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на коммерческих началах, целью которого является обязательное получение прибыли. Бакалавр должен получить навыки и умения финансового менеджмента исходя из того, что предприятия самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. При этом не стоит забывать о том, что предприятия полностью несут ответственности за фактические результаты своей деятельности, а выпускники за правильность принятых ими решений и качество управления, в т.ч. финансами. Под качеством управления финансами предприятия предлагается понимать степень обеспечения предприятия в установленные сроки необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами гарантирующую достижение критериев оценки качества управления финансами предприятия через реализацию функций финансов предприятия, но это, скорее всего, задача выпускников бакалавриата профиля «Финансовый менеджмент».

Изучение дисциплины «Финансовый менеджмент» должно позволить владеть основными методами финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11), уметь оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12), умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31), владеть навыками составления финансовой отчетности и разъяснения влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39), способности анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40), способности оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; дать

навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41), привить способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43), способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44), владение техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45), дать понимание роли финансовых рынков и институтов, способность к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46).

При изучении дисциплины Бакалавр-менеджер в области управления должен опираться на знании эволюции управленческой мысли (ПК-1), современных концепций организации операционной деятельности (ПК-22); современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23) уметь проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2), разрабатывать процедуры и методы контроля (ПК-3), использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4), эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5), анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-7); оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8), анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9), участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10), участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13), участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15), учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16), участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17), планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19), участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21), решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24), владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6), технологиями управления персоналом (ПК-14), методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18), методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20), основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

В области предпринимательская деятельность бакалавр должен уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и быть способными сформулировать бизнес-идею (ПК-48), разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49), оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Безусловно, не только дисциплина «Финансовый менеджмент» формирует «финансовые» компетенции бакалавра, стандарт ФГОС 3 поколения предусматривает возможность (по выбору вуза) преподавания таких дисциплин как «Инвестиционный анализ», «Корпоративные финансы», «Финансовые рынки и институты» в базовой части и другие дисциплины в вариативной части профессионального цикла, но именно дисциплина «Финансовый менеджмент» призвана дать основополагающие системные

знания, навыки и умения в области управления финансами современного предприятия, органах государственной и муниципальной власти.

Сформулированные в действующих федеральных государственных образовательных стандартах профессиональные компетенции носят в целом конкретный, узкоспециализированный характер, что подтверждает их прикладной характер. Качественная подготовка бакалавров направления «Менеджмент» по финансовым дисциплинам вполне реализуема и должна ориентироваться в большей степени на привитие практических навыков работы с финансовыми ресурсами.

В заключении хочется сказать, что специфика подготовки менеджеров всех профилей требует достаточного серьезной подготовки в области управления финансами, глубокой проработки вопроса подбора дисциплин. Для решения данного круга вопросов необходимо обмениваться опытом и целесообразно обсуждать эти вопросы на секции «Финансовый менеджмент» в рамках работы УМО по менеджменту, в работе секции приглашаются заинтересованные в качестве образования бакалавров всех профилей.

Литература

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

2. Жилкина А.Н. Использование студенческого и аспирантского научного потенциала в учебном процессе // Вестник ГУУ. 2003. № 1(5).

3. Жилкина А.Н. Компетенции финансового менеджера: ожидания общества, работодателя, обучающегося и возможности академического сообщества // Вестник ГУУ. 2012. № 12.

О. В. Карагодина

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ

MODERN SLOT TEACHING METHODS IN MANAGER'S COMPETENCES FORMING

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс проведения деловой игры. Данный процесс включает: описание целей и задач проведения деловой игры, характеристику участников игры. Также представлено описание этапов проведения деловой игры.

Ключевые слова: деловая игра, интерактивный метод обучения , участники, критерии, этапы.

Abstract: this article describes the process of conducting a business game. This process includes: a description of the goals and objectives of the business game, participants play. Also provides a description of the stages of the business game.

Keywords: business game, an interactive teaching method, the participants, the criteria

stages.

Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения в педагогическом сообществе, связанные с ускорением научно - технического прогресса, возникновением «информационного общества», активном использовании современных образовательных технологий предъявляют новые требования к образованию сегодняшнего дня. В современных условиях всё больше

© О.В. Карагодина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.