© 2017 г.
Ю. Г. Швецов И. М. Камнев
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВ
Швецов Юрий Геннадьевич - д-р экон. наук, заведующий кафедрой «Экономика, финансы и кредит» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова
(E-mail: [email protected])
Камнев Иван Михайлович - канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и кредит» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова
(E-mail: [email protected])
Историческими предпосылками зарождения финансовой науки принято считать возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений. Так, вопросы формирования государственных доходов в форме натуральных податей и трудовых повинностей рассматривались ещё мыслителями Древней Греции, в частности, Ксенофонтом (430-355 гг. до н. э.) в работе «О доходах афинской республики» и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) в трактате «Государственное устройство Афин», индийским учёным Вашнагуптом (321-297 гг. до н.э.) в труде «Наука о политике».
Происхождение слова «финансы» также имеет глубокие исторические корни. Большинство исследователей указывают на связь данного термина с латинским словом «finis», которое означает «уплачивать определённую сумму денег». Слово «finansia», как производное от латинского глагола, вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало «денежный платеж». В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением. В значительной степени расширил трактовку финансов французский учёный Ж. Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1577 г.).
Этот период считается временем зарождения теории финансов и финансовой науки в целом. Основными условиями становления последней, по нашему мнению, послужили следующие:
- в результате буржуазных революций произошло отторжение главы государства (монарха) от казны;
- формирование и исполнение бюджета стало носить системный характер, а финансовые отношения постепенно приобрели соответствующую государственно-правовую форму;
- налоги в денежной форме в результате развития и совершенствования товарно-денежных отношений стали носить доминирующий характер.
Наибольшее развитие финансовых отношений приходится на последнее столетие, когда государственные функции существенно расширились, а следовательно, увеличились и расходы большинства стран. В этот период возникла острая потребность реформирования системы управления финансами. Необходимость системного подхода в решении этой задачи была продиктована, во-первых, органической взаимосвязью отдельных элементов финансовой системы между собой и с сегментами финансового рынка, во-вторых, тем, что все три иерархических уровня финансовой системы (макро-, мезо-, микро-) также являются взаимозависимыми.
Современной финансовой науке известно три основных подхода (концепции) к определению финансов как экономической категории. «Воспроизводственная» охватывает все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление).
«Распределительная» концепция подразумевает лишь часть экономических (финансовых) отношений, связанных только с распределением и перераспределением ВВП между экономическими субъектами. И, наконец, «обменная» считает приоритетной областью возникновения и функционирования финансов третью стадию воспроизводственного процесса, где происходит обмен произведёнными общественными благами.
Большинство авторов, на наш взгляд совершенно справедливо, придерживаются второго подхода, что позволяет определить финансы как экономическую категорию, представляющую собой систему распределительных и перераспределительных отношений между хозяйствующими субъектами (государство, банки, предприятия, домохозяйства и т. д.) в процессе формирования и использования денежных фондов и финансовых ресурсов с целью успешного функционирования национальной экономики.
К основным функциям финансов следует отнести распределительную (образование доходов, осуществление расходов) и контрольную (контроль эффективности).
Использование термина «финансы» подразумевает сферу государственных финансов (общегосударственных, региональных, местных бюджетов, внебюджетных и других специальных фондов). Дефиниция «финансы» употребляется и применительно к предприятию (организации), которые представляют собой относительно самостоятельную сферу финансовых отношений хозяйствующих субъектов. Таким образом, в зависимости от уровня формирования различают две основные сферы финансовых отношений, которые имеют существенные различия (табл. 1).
Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы, кроме финансов предприятий, включают в себя финансы некоммерческих организаций и финансы населения (домохозяйств). К последним относятся доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом; оплату труда, премии и выплаты, осуществляемые работодателем.
Некоторые авторы (9, с. 15; 11, с. 398; 20, с. 46) в состав финансовой системы включают только три крупных взаимосвязанных сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование и государственные финансы. По нашему мнению, в состав этой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти, во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, а во-вторых, банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной институциональной единицей финансового рынка (рис. 1).
Рис.1 Финансовая система РФ
Таблица 1
характеристика различий государственных финансов и финансов предприятий
Классификационный признак «Государственные финансы» «Финансы коммерческих организаций»
Уровень финансовых отношений Макро-, мезоуровни Микроуровень
Объект распределения и перераспределения ВВП Валовый доход и валовая прибыль
Преобладающие финансовые отношения Перераспределительные Распределительные
Степень участия государства Организуются государством Регулируются государством
Формируемые денежные фонды и средства Централизованные и децентрализованные Финансовые ресурсы
Каждый элемент финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на звенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т. п. со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами.
В основу построения финансовой системы государства, на наш взгляд, должны быть положены следующие основополагающие компоненты: функциональное назначение каждого элемента; территориальная структура и единство финансовой политики; при этом основным финансообразующим звеном системы выступают финансы коммерческих организаций. Основная цель построения и функционирования финансовой системы государства состоит в достижении максимально высоких темпов развития экономики страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности.
Финансовая система государства может быть организована по одному из трех принципиальных типов:
- банковский, при котором ключевую роль в процессе перераспределения национального дохода играют коммерческие банки и другие ссудосберегающие институты (Германия, Франция, Япония и др.);
- рыночный, где преобладает большое количество эмитентов ценных бумаг (развитый фондовый рынок), в которые вкладываются значительные суммы временно свободных средств физических и юридических лиц (Канада, США, Великобритания и др.);
- бюджетный, при котором наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (Россия, Швеция и др.).
В РФ взаимодействие основных элементов финансовой системы осуществляется не через банковскую систему, как утверждает В.В. Ковалёв (9, с. 16), а через государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Такое положение обусловлено тем, что банковская система, как и фондовый рынок (первый и второй тип организации финансовой системы) не стали ещё полноправными элементами рынка в России, в результате чего они не являются основными каналами распределения и перераспределения ВВП, национального дохода, доходов населения и т.д.
Финансовую систему, по нашему мнению, нельзя рассматривать в отрыве от финансового рынка и его институциональных структур. Последние являются инфраструктурой (обеспечивающей системой) для основных элементов финансовой системы (на рис. 1 они изображены в центре).
Финансовый рынок по определению Джеймса К. Ван Хорна - это «все институты и операции, задача которых заключается в том, чтобы свести вместе покупателей и продавцов финансовых инструментов» (4, с. 47).
Важная роль в успешном функционировании финансового рынка принадлежит обеспечивающей системе, т. е. посредникам. Финансовые посредники (юридические и физические лица, имеющие соответствующую лицензию) составляют довольно многочисленную группу участников этого рынка. Они обеспечивают связь между покупателями и продавцами финансовых инструментов (финансовых услуг) и способствуют минимизации трансакционных издержек.
Различают следующие группы финансовых посредников: брокеры, дилеры и обслуживающие институты. В состав финансовых брокеров следует включать инвестиционных, валютных и страховых агентов. Дилерская сеть финансового рынка представлена коммерческими банками, инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, инвестиционными дилерами (андеррайтерами), трастовыми компаниями, финансовыми холдингами или финансово-промышленными группами, страховыми компаниями, пенсионными фондами и т. д.
В состав обслуживающих финансовый рынок институтов следует включать и такие элементы обеспечивающей системы, как фондовые и валютные биржи, депозитарии и регистраторы ценных бумаг, а также всевозможные клиринговые и консультационные центры.
Основная цель функционирования единой финансовой системы, как было уже отмечено выше, состоит в том, чтобы в условиях ограниченных финансовых и других ресурсов обеспечить устойчивое и поступательное развитие экономики страны в целом и значительного числа хозяйствующих субъектов в частности. Данная цель может быть достигнута лишь благодаря правильной и эффективной социально-экономической политике вообще и ее главной составляющей - финансовой.
Обобщая определения финансовой политики, содержащиеся в работах Н.Ф. Самсонова, И.А. Бланка, Б.А. Райзберга (20, с. 6; 2, с. 445; 15, с. 360) и других авторов, можно констатировать, что под ней понимаются стратегические направления формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, направленные на регулирование поведения экономических субъектов в области общественного производства, распределения, обмена и потребления с целью объединения интересов всех участников рынка. Данная политика строится на принципах преемственности, стабильности, устойчивости денежной системы, централизации и децентрализации денежных средств; она пронизывает все звенья финансовой системы и выступает основой управления последней.
Многие авторы указывают на то, что финансовая политика реализуется с помощью «финансового» или «финансово-кредитного механизма», который, по их мнению, являясь частью хозяйственного механизма, включает совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений (1, с. 103; 4, с. 47; 17, с. 28). По нашему мнению, употребление в этом случае дефиниции «механизм» не совсем корректно, т.к. он в большей степени характеризует не общественный, а естественно-технический процесс. Более удачным нам представляется термин «система управления», которая включает не только элементы (методы, формы, виды и функции) управления, но и его аппарат.
Мы также солидарны с мнением Л. И. Абалкина, который считает, что «...в новейшей экономической литературе термин «механизм хозяйствования» не употребляется. Практически он подразумевается, когда речь идёт о механизмах адаптации существующих экономических систем, их социально-институциональных рамок к новым технологиям и структурным изменениям, к новому типу экономического роста» (25, с. 421). Действительно, хозяйственный (финансовый) механизм функционирует лишь благодаря аппарату управления. Именно последний на практике реализует финансовые стимулы, рычаги, инструменты и т. д., которые относятся к экономическим методам управления.
Таким образом, система управления финансами, в основе которой лежит финансовая политика, воздействует на финансовую систему и обеспечивает достижение ею стратегических целей (рис. 2).
Строится на основе методов: прогнозирования, планирования финансирования, кредитования, самофинансирования, налогообложения, страхования, лизинга, траста, факторинга, финансового стимулирования, применения санкций и т. д..
Политический фактор
Изменяется под воздействием спроса и предложения на финансовые инструменты: кредитного рынка; фондового рынка; валютного рынка; страхового рынка; рынка золота (серебра, платины).
Демографический фактор
Социокультурный фактор
Международный фактор
Технический
фактор
Корректируется на основе анализа использования финансовых ресурсов в долгосрочной и краткосрочной перспективе:
- официальных отчетов госфин. органов;
- информации рыночных институциональных структур (банков, инвестиционных компаний, валютных и фондовых бирж);
- статистических данных в целом по РФ и отдельным ее регионам;
- межотраслевых и межстрановых сравнений;
- финансовой - бухгалтерской отчетности компаний.
Прогнозирование изменений финансового рынка осуществляется на основе:
- индикаторов фондового рынка США - (идексы Доу-Джонсона, Стандарт энд Пурз, Насдак, Амекс и др.), Великобритании (ФТ-30, ФТ-100), Германии (ДАКС), Франции (САС), Японии (Никей 225, Топике), России (РТС, ММВБ);
- метода «сверху-вниз»;
- метода «снизу-вверх»;
- вероятностного метода;
- метода экономического моделирования;
- метода моделирования финансовых коэффициентов;
- метода объективно-ориентированного моделирования.
Рис.2 Схема взаимодействия финансовой политики, финансовой системы и финансового менеджмента
Финансовая политика определяется, формируется, исполняется и контролируется субъектами государственной власти и специальными финансовыми органами управления: Президентом, Федеральным собранием (Государственной Думой и Советом Федерации), Министерством финансов, Центральным банком, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой и др.
Аналогичные органы представительной и исполнительной власти имеют и субъекты Федерации, которые обеспечивают реализацию федеральной и региональной составляющих единой финансовой политики.
В качестве объекта управления финансами на федеральном и территориальном уровнях выступают распределительные и перераспределительные денежные отношения в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Основными формами построения и претворения в жизнь финансовой политики являются планирование и прогнозирование, финансирование и кредитование, налогообложение, страхование и др., которые находят отражение в законодательных и нормативных актах, что значительно усиливает их практическую составляющую.
Результативность финансовой политики, эффективность работы органов государственного и муниципального управления финансовой системой определяется конъюнктурой финансового рынка, которая изменяется под воздействием спроса и предложения на финансовые инструменты. Если конъюнктура имеет положительную направленность и экономика развивается устойчивыми темпами, значит финансовая политика выбрана верно и наоборот.
Для изучения тенденций финансового (фондового) рынка используются специальные индексы и методы анализа. Корректировка финансовой политики может быть осуществлена также на основе отчётных и статистических данных государственных и рыночных институциональных структур в целом по РФ и отдельным её регионам. В этом проявляется принцип обратной связи.
Финансовая система функционирует в условиях определённой финансовой среды (в данном случае имеется в виду макросреда), под которой понимается система условий и факторов, влияющих на финансовую систему в целом, а также на финансовую политику и конъюнктуру финансового рынка. Степень этого влияния, в первую очередь негативного, может быть ослаблена эффективными методами управления в финансовой сфере.
Финансовая политика также определяет направления (ориентиры) деятельности хозяйствующих субъектов в форме государственного регулирования. Последнее представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования внешних и внутренних финансовых отношений предприятий и осуществления основных видов их финансовых операций. Основными направлениями регулирования финансовой деятельности предприятий являются установление порядка их создания, представления отчётности, уплаты налогов, начисления амортизации, осуществления кредитных операций, денежного обращения, проведения расчётов, ограничения валютных потоков, операций с ценными бумагами, условий страхования, процедур банкротства, ликвидации предприятий и т. д.
Кроме государственного регулирования, в состав микросреды деятельности предприятия (организации) входят: поставщики, покупатели, посредники, конкуренты и контактные аудитории. Под последними понимают любую группу людей, которые проявляют интерес к деятельности данного предприятия и могут оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.
Резюмируя, отметим, что финансовая система - очень сложная и многогранная сфера экономики, и задача органов управления ею при проведении финансовой политики состоит в учете и оценке последствий взаимодействия всех составляющих этой системы для обеспечения максимально возможного роста общественного производства.
Управление финансами пронизывает все уровни финансовой системы, включая предприятие (организацию). На макроуровне оно именуется как «государственное и муниципальное управление» (менеджеры, осуществляющие это управление, называются администраторами),
а на уровне предприятия (организации) - «финансовый менеджмент». Употребление последнего термина подразумевает, что управление осуществляют наемные менеджеры (специально подготовленные управленцы), работающие на крупных корпоративных предприятиях. Известно несколько определений сущности финансового менеджмента.
Основная масса исследователей единодушна в том, что финансовый менеджмент связан с разработкой и реализацией управленческих решений (1, с. 55; 4, с. 20), критериями их принятия (18, с. 8), эффективным управлением (16, с. 23), его процессом (20, с. 15) и системой (9, с. 10). В качестве объекта финансового менеджмента большинство из перечисленных выше авторов рекомендуют использовать финансовые ресурсы, денежные фонды, финансы предприятия, финансовые отношения и т. д.
На основании сравнения и обобщения различных подходов к сущности предмета финансового менеджмента нами предлагается следующее его определение: это система управления (включающая в себя объекты, субъекты, организационную структуру, функции, финансовые инструменты, методы и т. д.), связанная с формированием, распределением и использованием ограниченных финансовых ресурсов и организаций денежного оборота с задачей реализации основной цели деятельности предприятия (фирмы).
Общепризнанно, что финансовый менеджмент как наука сформировался в конце XIX в. Основными предпосылками выделения финансового менеджмента в самостоятельную научную дисциплину являются следующие: образование государства и развитие товарно-денежных отношений; появление мощных корпораций; слияние промышленного и банковского капитала; начало процесса формирования теорий научного управления, финансов и фирмы; формирование аналитического аппарата бухгалтерского учета на основе теории маржиналистов.
Крупномасштабное (на рубеже XIX-XX вв.) производство потребовало значительных объёмов финансовых ресурсов, которые следовало, во-первых, привлечь и, во-вторых, эффективно ими распорядиться. Расцвет и повышение роли финансового капитала дало мощный импульс развитию финансового (фондового) рынка, который выступал связующим звеном всех элементов финансовой системы.
В рамках экономической науки началось формирование теории финансов (монетаристы, неокейнсианцы) и теории фирмы (О. Уильямсон, А. Алчиан, Р. Коуз и др.). В 1885-1920 гг. оформилась школа научного управления (Ф. У Тейлор, Франк и Лилиан Гилберт, Генри Гантт), основополагающие принципы которой были применены к управлению финансовой сферой деятельности. Существенный вклад в методологию управления финансами внесли маржина-листы (К. Менгер, Э. Бем-Баверк, У. Джевонс, Дж. Б. Кларк, В. Парето), которые предприняли попытку с помощью математического аппарата изложить экономические идеи и придать экономической науке строго доказательную форму.
Таким образом, становление финансового менеджмента как самостоятельной научной дисциплины было обусловлено как необходимостью расширения финансовых отношений, так и накоплением теоретического задела в смежных науках. За более чем столетний период своего существования финансовый менеджмент в своём развитии прошёл четыре этапа:
- определение источников привлечения капитала; обоснование финансовых аспектов слияния компаний (1890-1930 гг.);
- разработка методов диагностики финансового состояния и основных направлений преодолений кризиса предприятием; законодательная унификация основных инструментов финансового инвестирования; разработка правил и норм поведения субъектов на финансовых рынках (1931-1950 гг.);
- обоснование главной цели деятельности организации; оценка различных финансовых инструментов; оценка стоимости капитала и разработка основ дивидендной политики; разработка направлений эффективного использования оборотных средств; совершенствование вопросов планирования и бюджетирования (1951-1980 гг.);
- обоснование принципов и моделей финансового обеспечения устойчивого роста предприятия; совершенствование методов анализа конъюнктуры финансового рынка; разработка новых финансовых инструментов и финансовых технологий; разработка методов оценки инвестиционной привлекательности финансовых проектов (с 1981 г. ).
В основе финансового менеджмента как системы управления лежат две основные составляющие: принципы и базовые концепции (рис. 3).
Принципы управления:
- интегрированность с общей теорией и системой управления;
- диалектический характер принятия управленческих решений;
- высокий динамизм управления;
- альтернативность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
- ориентированность на избранную миссию (причину существования) организации;
- оценка денег во времени;
- соотношение доходности и риска;
- финансового и операционного рычага;
- страхования рисков;
- оценка стоимости и цены капитала;
- балансирование доходов и расходов.
Финансовый менеджмент как составная часть общего менеджмента
Выбор миссии организации
Стратегические цели:
- максимизация прибыли;
- минимизация трансакционных издержек;
- максимизация добавленной стоимости;
- максимизация рыночной стоимости организации;
- обеспечение конкурентных преимуществ;
- максимизация темпа роста организации;
- максимизация объема продаж.
Тактические задачи:
- привлечение необходимого количества дешевых финансовых средств;
- эффективное распределение и использование финансовых ресурсов;
- рационализация денежного оборота для обеспечения эффективного финансового равновесия;
- разработка возможных вариантов реинвестирования капитала;
- рациональное сочетание доходности и риска.
Базовые концепции
I. Определяющие тактические задачи и основные параметры финансовой деятельности:
- современная портфельная теория;
- концепция стоимости и структуры капитала;
- теория дивидендной политики;
- концепция финансового обеспечения устойчивого роста организации.
II. Оценки финансовых инструментов инвестирования:
- оценка стоимости денег во времени;
- взаимосвязь уровня доходности и риска;
- оценка акций и облигаций на основе их доходности;
- оценка доходности финансовых активов с учетом риска;
- теория ценообразования опционов.
III. Достижения информационной эффективности рынка:
- гипотеза эффективности рынка;
- концепция асимметричной информации;
- арбитражная теория ценообразования.
Рис.3 . Технология финансового менеджмента
Организационная структура:
- линейная;
- линейно-функциональная;
- дивизионная;
- проектная;
- матричная;
- продуктовая;
- региональная;
- ориентированная на потребителя.
Функции финансового менеджмента (как управляющей системы):
- прогнозирование;
- планирование;
- организация;
- регулирование;
- мотивация;
- учет и контроль.
Система финансового менеджмента
Финансовые инструменты:
Первичные Вторичные (деривативы)
- кредиты; - опционы;
- займы; - фьючерсы;
- облигации и др. - форвардные контракты;
долговые цен. бум.; - процентные свопы;
- кредиторская - валютные свопы;
задолженность; - операция РЕПО.
- дебиторская задолженность;
- договоры страхования;
- страховые полисы;
- акции;
- инвестиционные сертификаты.
Субъекты управления:
- собственники;
- главный бухгалтер;
- финансовый менеджер (вице-президент по финансам);
- функциональные финансовые менеджеры.
Функции финансового менеджмента (как функциональной системы):
- управление активами;
- управление капиталом;
- управление инвестициями;
- управление денежными потоками;
- управление финансовыми рисками;
- антикризисное финансовое управление.
Объекты управления:
- источники финансовых ресурсов, их привлечение и использование;
- организация денежного оборота;
- финансовые отношения.
Прогнозно-аналитические методы:
- технико-экономических расчетов;
- экономические;
- балансовые;
- экономико-статистические;
- дисконтирования стоимости;
- наращения стоимости;
- диверсификации;
- амортизации активов;
- хеджирования;
- исследования операции и теории принятия решений.
Основными принципами управления финансами предприятия являются, на наш взгляд, следующие:
- интеграция с общей теорией и системой управления (невозможно рассматривать финансовый менеджмент в отрыве от современных достижений теории менеджмента и от единой (общей) системы управления конкретной организации);
- диалектический характер, динамизм и альтернативность процесса управления (микро-, макро- и внутренняя среда финансового менеджмента подвержены значительным количественным и качественным изменениям, которые требуют альтернативного подхода при разработке управленческих решений);
- ориентация на выбранную предприятием миссию (причину существования организации), из которой вытекают стратегические цели и тактические задачи управления финансами предприятия; при этом стратегические должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми).
Базовые концепции финансового менеджмента представляют собой теоретические закономерности функционирования финансов и являются продуктом их эволюции.
По мере познания сущности финансовых явлений, изучения механизма их взаимодействия и взаимовлияния устанавливаются причинно-следственные связи, появляются различные теории и модели финансового менеджмента. Эти теории имеют практическую значимость и используются для разработки и принятия решений по управлению финансами. Кроме теорий и моделей финансового менеджмента совершенствуются его финансовые инструменты и методы.
Известно большое количество базовых концепций, которые служат теоретической основой финансового менеджмента. Концепция (от лат. соисерПо - понимание, система) представляет собой определённый способ понимания и трактовки какого-либо явления.
Целесообразно объединить все концепции в три большие группы:
- определяющие основные параметры финансовой деятельности, которые связаны с эффективным привлечением, распределением и использованием финансовых ресурсов;
- оценки финансовых инструментов инвестирования: при принятии инвестиционных управленческих решений приходится осуществлять дисконтирование денег и находить компромисс между доходностью и риском;
- достижения информационной эффективности рынка, указывающие на необходимость «идеализации» финансового рынка: совершенная (свободная) конкуренция, равнодоступность информации, отсутствие трансакционных затрат и т. д.
Процесс управления начинается с выбора миссии организации, которую западные управленцы определяют как причину образования и существования организации (13, с. 262). Для реализации данной миссии выбираются стратегические цели и тактические задачи.
Стратегия финансового менеджмента заключается в финансовом обеспечении миссии организации. Приведённые на рис. 3 стратегические цели имеют определённую субординацию. Главной (критериальной) целью является максимизация рыночной стоимости. Количественным ее выражением выступает соотношение рыночной стоимости предприятия (или одной его акции) и суммы его чистых активов (или чистых активов в расчёте на одну акцию). В качестве дополнительных могут быть использованы и другие цели. Попутно следует отметить, что система целей должна быть самоподдерживающейся, т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Для развития стратегических целей необходима разработка тактических задач. Без этого стратегическое планирование бессмысленно. Тактические задачи имеют три важнейшие характеристики: они рассчитаны на короткий срок, имеют строго определенный набор средств для выполнения и чётко обозначенный круг исполнителей, в силу чего они легко соотносятся с конкретными действиями определенных людей. Применительно к управлению финансами к тактическим следует отнести задачи по привлечению финансовых ресурсов с минимальными затратами и рисками и их эффективное использование.
Заключительным элементом процесса управления финансами является создание функциональной структуры управления. Субъекты финансового менеджмента и, в первую очередь, собственники, должны создать внутри различных организационных структур подразделения и службы, которые будут иметь определённые функции управления и мотивацию для выполнения целевых установок финансового менеджмента (рис. 3).
Организационная структура управления финансами организации определяется не только его размерами, но и организационно-правовыми формами. В соответствии с Гражданским кодексом РФ различают следующие виды коммерческих организаций: хозяйственное товарищество (полное, на вере или коммандитное), хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество открытого, закрытого и публичного типов), производственный кооператив, унитарное (государственное и муниципальное) предприятие. В процессе осуществления своей деятельности они могут пользоваться различными финансовыми инструментами и прогнозно-аналитическими методами.
Резюмируя, отметим, что экономическая наука, в основу которой положены рыночные отношения, существует уже достаточно давно и многие основополагающие ее категории исследованы досконально и скрупулезно. На этом фоне особняком от них стоит категория «финансы», во взглядах на которую ученые не столь единодушны и придерживаются разных, а порой и диаметрально противоположных подходов. Поэтому унификация теоретических аспектов данной категории, позволяющая придать ее содержанию необходимую строгость и полноту отражения объективных экономических законов, является в настоящее время одной из насущных проблем научного знания.
Полученные результаты исследования и аргументированные на их основе выводы содействуют обоснованию необходимости единообразного подхода к теоретическому аспекту категории «финансы» со стороны как экономической науки, так и хозяйственной практики.
Библиографический список
1. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. - К.: Ника-Центр, 2003.
2. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - К.: Ника-Центр, 2003.
3. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Афанасьев М.П. и др. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016.
4. Ван Хорн Джеймс К., Вахович мл. Дж.М. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. -М.: изд. Дом Вильямс, 2001.
5. Данилин В. И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: учебное пособие для вузов/ В. И. Данилин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2014.
6. Ионова Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. - М.: МФПУ Синергия, 2015.
7. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: Дашков и К, 2015.
8. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015.
9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015.
11. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Маренго А.К. Финансовый менеджмент. - М.: Бератор-Пресс, 2002.
13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуорн Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
14. Морошкин В. А. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами: учебное пособие для вузов/ В. А. Морошкин, А. Л. Ломакин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика; М.: Инфра-М, 2014.
15. Райзенберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М., 1997.
16. Финансовый менеджмент //Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Инфра-М, 2002.
17. Финансовый менеджмент //Под ред. Е.И. Шохина. - М.:ИД ФБК-Пресс, 2003.
18. Финансовый менеджмент: теория и практика // под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2002.
19. Финансовый менеджмент: учебник / [Д. А. Ендовицкий и др.]. - Москва: Рид Групп, 2012.
20. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2001.
21. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. - Москва: Дашков и К°, 2012.
22. Финансовый менеджмент: учебное пособие / [В. В. Ильин и др.]. - Москва: Омега-Л, 2011.
23. Финансы, денежное обращение и кредит /под ред. Ковалева Т.М. - М.: 2016.
24. Финансы. (Учебник) / Под ред. Маркиной Е.В. 2-е изд., стер. - М.: 2014.
25. Экономическая энциклопедия // Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999.