Научная статья на тему 'Актуальные проблемы преподавания финансовой статистики в подготовке финансистов в соответствии с требованиями времени'

Актуальные проблемы преподавания финансовой статистики в подготовке финансистов в соответствии с требованиями времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статистическое образование / подготовка финансистов / высшая школа / бакалавры / магистры / государственные образовательные стандарты / требования работодателей / рабочие программы дисциплин / курс «Статистика финансов»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилина Л. Е., Ситникова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы преподавания финансовой статистики в подготовке финансистов в соответствии с требованиями времени»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Данилина Л.Е.

к.э.н., доцент, Финансовый университет

Ситникова О.Ю.

к.э.н., доцент, Финансовый университет

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАТИСТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ФИНАНСИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ВРЕМЕНИ

Ключевые слова: статистическое образование, подготовка финансистов, высшая школа, бакалавры, магистры, государственные образовательные стандарты, требования работодателей, рабочие программы дисциплин, курс «Статистика финансов».

Направления подготовки специалистов высшей школы, способствующие реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации в июле 2017 года1, представляют наиболее характерный вызов для статистического образования в высшей школе. Требование времени находит отражение, соответственно, и в требованиях работодателей различного уровня (государственные структуры, бизнес), государственных образовательных стандартах, рабочих программах дисциплин, работе преподавателей. Образование эффективно, если импульсы доходят от соседнего звена до рядом стоящего. Должна работать связь - прямая и обратная. Важно оценивать, насколько готовящие кадры знают требования работодателей и реагируют на них и определить, насколько надо реагировать на стремление работодателей узкоспециализирован навыки.

Рассмотрим положение дел по данному вопросу в звеньях этой цепочки на примере некоторых представителей работодателей, образовательных стандартов и учебных программ.

Работодатели: требования к кандидатам на вакансии:

Министерство финансов Российской Федерации

Среди требований для заполнения вакансий присутствует только необходимость высшего образования (без указания специализации) и иногда небольшой стаж предыдущей работы.

Согласно направлениям дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Минфина России в 2017 году 23 гражданских служащих прошли повышение квалификации по теме «Организация работы с открытыми данными»; 11 - по теме «Психология общения»; 21 - по теме «Вопросы профилактики и противодействия коррупции на государственной гражданской службе», по теме «Практика управления проектами» 84 гражданских служащих, по теме «Психологические основы и методы принятия управленческих решений» 71 гражданский служащий, по теме «Управление финансами»2 87 гражданских служащих.

В 2018 году планировалось направить на повышение квалификации 428 гражданских служащих Минфина России по дополнительным профессиональным программам: «Бюджетная система Российской Федерации», «Финансово-кредитная система Российской Федерации», «Налоговая политика государства», «Управление проектами в органах власти: базовые знания», «Управление проектами в органах власти: углубленные знания», «Управление государственными финансами», «Вопросы профилактики и противодействия коррупции на государственной гражданской службе», «Вопросы выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, фактов составления ложной отчетности», «Подготовка управленческих кадров в сфере привлечения инвестиций», «Деловой английский язык для федеральных государственных гражданских служащих, обеспечивающих взаимодействие Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», «Развитие института оценки регулирующего воздействия в сфере государственного регулирования», «Вопросы повышения качества предоставления государственных услуг», «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Информационные технологии в государственном управлении», «Реализация в государственных органах принципа открытости и организация работы с открытыми данными», «Защита государственной тайны».

На основе этой информации мы можем определить потребности работодателя в тех или иных составляющих подготовки кадров.

1 Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов / Центральный банк Российской Федерации. - http://cbr.ru/Content/Document/File/35816/ON_FinTex_2017.pdf

2 Жирным шрифтом здесь и далее выделены программы, связанные со статистическими знаниями.

Банк России

Вакансия Макроэкономист в Департаменте исследований и прогнозирования Банка России

Задачи: Работа над обзорами по некредитным финансовым организациям (страховщики, НПФ, ПИФ, проф. участники рынка, МФО): формирование отчетов Банка России по обозначенным сегментам финансового рынка; формирование отчетов по общей динамике финансового сектора РФ; дополнение отчетов аналитическими материалами с упором на взаимосвязь с макроэкономической динамикой, в том числе возможна публикация отдельных исследований и аналитических записок.

Требования: высшее экономическое/финансовое образование; опыт работы в рейтинговых агентствах или НФО с аналогичными задачами - не менее трех лет;

Необходимые теоретические знания: финансовые рынки; макроэкономика; аналитические методы исследований.

Необходимые практические умения и навыки: написание аналитических обзоров, научных статей; глубокое понимание структуры и тенденций финансового сектора и экономики РФ; системное мышление; работа над несколькими задачами одновременно.

АО АзияТрансРейл

Финансист

Обязанности: Работа с иностранными клиентами и банками, поиск источников финансирования, решение финансовых, коммерческих и организационных вопросов проекта, работа с документами, отчетность, аналитика, доходы, расходы, контроль расчетов с контрагентами, финансово-хозяйственная деятельность, управление ликвидностью, размещение депозитов, контроль за дебиторской/кредиторской задолженностью, паспорта сделок - оформление/переоформление/закрытие, валютные операции.

Требования: свободное владение польским языком, знание английского языка приветствуется, высшее образование, опыт работы с иностранными банками и компаниями, знание банковского дела, бухгалтерии, специализированных программ, специфики работы банков Европы.

Агентство ЛУКОМ-А

Специалист финансово-экономического отдела (финансист)

Обязанности: ведение работы по оперативному учёту и планированию движения денежных средств; работа с дебиторской задолженностью; анализ экономической целесообразности заключения договоров; расчёт стоимости услуг и взаимодействие с контрагентами по вопросам ценообразования; подготовка аналитических справок для руководства.

Требования: высшее образование; активный пользователь - Excel, Word, приветствуется знание - 1С: Предприятие.

ООО ОМЕГА

Финансист

Обязанности: Стратегическое планирование финансовой деятельности компании. Финансовое и налоговое планирование, управление внутренними финансовыми потоками, оценка налоговых рисков. Оценка финансовых рисков и финансовой безопасности бизнеса. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: анализ результатов деятельности компании, рентабельности, общей прибыльности подразделений. Управление издержками с целью их контроля и минимизации, оптимизация затрат. Совершенствование, контроль и ведение финансового и управленческого учета Компании, оптимизация оргструктуры и бизнес-процессов, подготовка финансовой отчетности. Обеспечение финансовой устойчивости Компании, анализ и оценка финансовых рисков. Бюджетирование (разработка методологии, консолидация и контроль показателей). Координация работы бухгалтерии (контроль правильности ведения учета, формирование и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности, поиск решений для оптимизации налоговой нагрузки).

Требования: Понимание K.P, SEO, SMO, РСЯ. Построение бизнес процессов. Высшее профильное образование. Актуальный опыт работы в компаниях малого и среднего бизнеса не менее 5 лет. Успешный опыт по внедрению решений по управленческому учету. Практические навыки работы с управленческой и финансовой отчетностью. Опыт финансового планирования. Уверенное знание законодательных и нормативных правовых актов. Владение методами проведения макроэкономического и отраслевого анализа.

УК ТАВРОС

Финансовый директор (Китай)

Обязанности: Управление финансовыми ресурсами; Контроль исполнения бюджетов всеми подразделениями Компании; Организация и контроль движения денежных потоков; Ведение управленческого учета и формирование своевременной периодической отчетности для Совета Директоров Компании; Эффективное и своевременное взаимодействие с фискальными органами и банками; Привлечение необходимого финансирования (овердрафты, факторинг) для обеспечения жизнедеятельности компании.

Требования: Опыт работы в финансовых учреждениях не менее 3 лет в КНР (желательно китайские банки). Знание китайского языка обязательно, английский язык желательно, Знание программ из пакета офис на уровне продвинутого пользователя

Знания и умения: Методы анализа и оценки эффективности финансовой деятельности компании, расчета и минимизации финансовых рисков; Порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; Организацию финансовой работы, бюджетирование; Методы и порядок планирования финансовых показателей; Порядок финансирования из средств государственного бюджета, долгосрочного и краткосрочного кредитования, при-

влечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг, распределения финансовых ресурсов, начисления налогов

Московская Биржа

Главный эксперт по количественному анализу и моделированию рисков Управления количественного анализа и моделирования рисков

В зону вашей ответственности будет входить: Разработка и тестирование моделей маркирования для клиринговой деятельности на валютном, фондовом, денежном, срочном, товарном рынках и рынке СПФИ. Разработка и поддержание в актуальном состоянии методологии по клиринговой и инвестиционной деятельности - рыночный риск, риск ликвидности, стресс-тестирование, бэктестирование. Автоматизация разработанных моделей. Разработка и согласование функциональных заданий. Подготовка презентаций для участников и аналитических записок для коллегиальных органов.

Для этого важно: Высшее техническое/математическое/экономическое образование. Развитый мат. аппарат и навыки программирования на Python/Mathlab/R/SQL/VBA. Понимание процессов управления рисками. Опыт разработки, либо поддержки моделей оценки финансовых рисков обязателен. Английский язык на уровне Intermedíate.

Компания PwC

Actuarial Services, Management Level

Основные направления деятельности актуарной команды: Проведение оценки и проверки страховых резервов (общее страхование и страхование жизни) в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета; Проведение оценки и проверки пенсионных обязательств; Участие в проектах по анализу данных и машинному обучению в применении к компаниям финансового сектора (банки, страховые компании); Сопровождение сделок слияния-поглощения (страховые компании, пенсионные фонды), оценка стоимости бизнеса.

Обязанности: Обработка исходных данных, в том числе и больших объемов; Качественный и количественный анализ данных; Проведение актуарных расчетов; Участие в разработке актуарных моделей; Подготовка аналитических отчетов; Взаимодействие с независимыми актуариями, клиентами и коллегами из других групп в рамках проектов.

Требования к кандидату: Возможность работать 40 часов в неделю (полная занятость). Математическое или экономическое образование; Понимание основ финансовой математики, теории вероятностей, математической статистики, актуарной математики; Свободное владение русским языком; Владение английским языком на уровне не ниже intermedíate; Высокий средний балл диплома (более 4.0); Желание стать квалифицированным актуарием (российская и международная квалификации); Стремление овладеть новыми знаниями и навыками; Умение работать в Excel, понимание и базовые знания SQL; навыки программирования на VBA и/или R как преимущество.

ООО TopAssistant

Финансовый директор от 400 000 руб. на руки

Обязанности: привлечение финансирования; планирование и управление денежными потоками (в т.ч. налоговое планирование); подготовка ежегодного бюджета компании, защита перед акционерами, ежемесячный контроль за отклонением от бюджета, отчетность перед акционерами на ежемесячной основе; консолидация финансовой отчетности; контроль операционных и финансовых рисков внутри компании; внедрение системы контролей за соблюдением бюджетов; подготовка долгосрочного бизнес-плана компании, финансовое моделирование. Оценка привлекательности потенциальных хозяйств для приобретения, построения финансовой модели и расчет внутренней нормы доходности новых хозяйств и проектов капитальных вложений; участие в подготовке и размещение IPO; участие в сделках приобретения и продажи активов.

Требования: знание английского языка не ниже Intermedíate; опыт привлечения кредитного финансирования и организации коммуникации с банками - кредиторами; навыки в финансовом менеджменте, умение хорошо выстраивать корпоративные отношения и быть готовым к принятию решений; способность формировать и аргументировано отстаивать свою позицию на всех уровнях управления компании; сильные коммуникационные и управленческие навыки как с сотрудниками, так и с акционерами; лидерские качества, ответственность, нацеленность на результат.

Государственные образовательные стандарты МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Бакалавриат1

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая; учетная; расчетно-финансовая; банковская;

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: расчетно-

1 Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2015).

экономическая деятельность: подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; аналитическая, научно-исследовательская деятельность: поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата , должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: (отметим, что из 4-х две компетенции связаны со статистикой): способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3); способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, (отметим, что из 32-х компетенций 9 непосредственно связаны со статистикой) соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

расчетно-экономическая деятельность: способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность: способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4); способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7); способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность: способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9); способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать, и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

учетная деятельность: способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14); способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17); способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18);

расчетно-финансовая деятельность: способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19); способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);

банковская деятельность: способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24); способностью оценивать кредитоспособность клиентов, оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов

(ПК-25); способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26); способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27);

страховая деятельность: способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29); способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31); способностью вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).

Магистратура1

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются: финансовые и денежно-кредитные отношения; денежные, финансовые и информационные потоки; национальные и мировые финансовые системы; финансы субъектов хозяйствования;

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи: аналитическая деятельность: анализ и оценка направлений развития денежно-кредитных и финансовых институтов и рынков в контексте общеэкономических, мировых и страновых особенностей; анализ финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность коммерческих и некоммерческих организаций; разработка и обоснование предложений по совершенствованию методик расчета указанных показателей; поиск, анализ и оценка финансовой и экономической информации для проведения финансовых расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений; оценка финансовой и экономической эффективности предложенных проектов, анализ финансово-экономических результатов их реализации; анализ и оценка концептуальных подходов к методам и инструментам финансового и денежно-кредитного регулирования экономики; анализ фактически достигнутых промежуточных и итоговых результатов финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; оценка эффективности использования ресурсов, включая финансовые; анализ и оценка финансово-экономических рисков и прогнозирование динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, мезо- и макроуровне; проведение комплексного экономического и финансового анализа и оценка результатов и эффективности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; оценка финансовой устойчивости; идентификация и оценка рисков при принятии финансовых решений; организационно-управленческая деятельность: разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики и стратегии; консалтинговая деятельность; научно-исследовательская деятельность: выявление и исследование актуальных проблем в области денег, финансов и кредита; разработка планов и программ проведения исследований в области финансов и кредита; подготовка соответствующих заданий для научных подразделений и отдельных исполнителей; разработка методов и инструментов проведения финансово-экономических исследований, анализ полученных результатов; обобщение имеющихся данных для составления финансовых обзоров, отчетов и научных публикаций в области финансов и кредита; поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме научного исследования в области финансов и кредита; разработка теоретических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов; выявление и исследование эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровне; разработка системы управления рисками на ;исследование проблем финансовой устойчивости организаций (включая финансово-кредитные организации) для разработки эффективных методов ее обеспечения с учетом фактора неопределенности; интерпретация результатов финансово-экономических исследований с целью разработки финансовых аспектов перспективных направлений инновационного развития коммерческих и некоммерческих организаций (включая финансово-кредитные организации).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, (отметим, из восьми компетенций пять связаны с финансовой статистикой) соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

аналитическая деятельность: способностью владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных, органов государственной власти и местного самоуправления (ПК-1 ); способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2); способностью разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-3); способностью провести анализ и дать оценку существующих финансово-экономических рисков, составить и обосновать прогноз динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезоуровне (ПК-4); способностью на основе комплексного экономического и финансового анализа дать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления (ПК-5); способностью дать оценку текущей, кратко- и долгосрочной финансовой устойчивости организации, в том числе кредитной (ПК-6);

1 Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 325 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры)».

проектно-экономическая деятельность: способностью осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов для реализации подготовленных проектов (ПК-7); способностью предложить конкретные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-8).

Рабочие программы дисциплин1

Дисциплина «Статистики финансов» преподается в Финансовом университете при Правительстве РФ (ранее ФА, МФИ - Московский финансовый институт) почти 50 лет. В настоящее время она является составной частью подготовки бакалавров по направлению «Экономика». «Статистика финансов» преподается после «Теории статистики и социально-экономической статистики» (совокупность методов для осуществления статистического наблюдения, группировки и дальнейшего анализа массовой информации и социально-экономических и финансовых процессах, направления практического применения). Статистика финансов предполагает изучение организации государственного статистического наблюдения за массовыми финансовыми явления и процессами, применяемых группировок и классификаций, балансов, счетов и коэффициентов. Также изучает деятельность коммерческих агентств по подготовке и распространению массовой финансовой информации, а также предполагает овладение навыками изученных ранее статистических методов для осуществления основного статистического анализа для принятия решений при работе на финансовом рынке, в том числе с использованием программных средств.

Программа дисциплины:

Предмет, метод, задачи статистики финансов. Современная организация статистики финансов

Основы финансово-экономических расчетов. Отражение финансовых потоков в системе национальных счетов. Статистика государственных финансов. Статистика финансов организаций нефинансового сектора. Обзор (статистическое обозрение) финансового сектора. Статистика денежного обращения, цен и инфляции. Банковская статистика. Статистика страхования и прочих других финансовых организаций. Биржевая статистка и статистика внебиржевых сделок финансовых рынков. Статистика внешнего сектора и международные статистические сопоставления.

Выводы

В результате проведенного исследования можно заключить, что для разных групп работодателей важны различные аспекты подготовки кадров: Министерству финансов важно высшее традиционное образование и общий высокий уровень развития, затем возможно повышение квалификации, для Центробанка требуются специалисты со знаниями аналитических методов, систем показателей, подготовкой макрообзоров (статистика),для частных небольших компаний нужны финансисты для заключения договоров, их экономического обоснования, здесь нужны самые основы статистики; для крупных компаний уже вакансия предполагает обработку исходных данных, в том числе и больших объемов; количественный анализ данных; проведение актуарных расчетов (финансовая статистика); оценка финансовых рисков, финансовое моделирование, проведение макроэкономического анализа (макроэкономическая финансовая статистика). Как видим, здесь пожелания соответствуют эпохе цифровой экономики.

Образовательные стандарты предполагают получение указываемых навыков по статистике: для бакалавров стандарт разработан в целом для Экономики, поэтому формируются компетенции более общие, в магистратуре есть стандарт для направления Финансы и кредит, там применение статистки для финансиста оговаривается чаще. Есть и упоминания о современных технических средствах и информационных технологиях.

Можно сделать заключение, что в крупных коммерческих организациях, Банке России среди требований к кандидатам прямо или косвенно содержится знание организации финансовой статистики, современных методов получения и обработки массовой информации, однако, собственно термин Статистика не всегда употребляется. Остается разобраться - почему.

1 «Статистика финансов и кредита». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 -«Экономика» (программа подготовки бакалавра) / Авт. колл. под ред. Салина В.Н., Ситниковой О.Ю. - М.: Финансовый университет, Кафедра «Статистика», 2016, Приложение к рабочей программе дисциплины «Статистика финансов». - М.: Финансовый университет, ДУАА, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.