Научная статья на тему 'Компетентностный подход в аналитической подготовке бакалавров экономики: проблемы и пути их решения'

Компетентностный подход в аналитической подготовке бакалавров экономики: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / ANALYTICAL COMPETENCE / CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свердлина Евгения Борисовна, Яковлева Анна Юрьевна

Компетентностные модели, разработанные международными компаниями, производственными акционерными обществами, коммерческими банками, исследованы на предмет требований к профессиональной подготовке экономистов. Проведен многоаспектный сравнительный анализ компетентностных требований к аналитической подготовке бакалавров экономики работодателями и вузами, выявлены и обобщены противоречия и проблемы в реализации компетентностного подхода. Показана целевая ориентация работодателей на «универсального» экономиста, способного при найме на работу продемонстрировать профессиональную компетентность как интегрированный результат обучения, притом что действующие в настоящее время федеральные образовательные стандарты ориентированы на дисциплинарное изучение, что затрудняет формирование у студентов целостного представления об экономике и управлении бизнесом. Предложено совершенствование профессиональной подготовки бакалавров на основе междисциплинарной интеграции и использования активных методов обучения. Освещен опыт использования концепции комплексной деловой игры для формирования аналитических компетенций бакалавров экономики профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», который доказывает возможности эффективного сочетания в учебном процессе междисциплинарных связей и различных групп инновационных методов обучения. Рассмотрен комплекс возможных стратегических мер, включая разработку типовых компетентностных моделей, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве базовых как субъектами рынка труда, так и высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку бакалавров экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency-based approach to the analytical education of bachelors of economics: problems and ways of their solution

Competence models that were developed by international companies, production joint-stock companies and commercial banks have been studied for the purpose of requirements to analytical education of economists. The multidimensional comparative analysis of competence requirements for vocational education of bachelors of Economics is carried out by employers and universities, the contradictions and problems in the implementation of the competence approach are identified and summarized. The article shows the employers target orientation on a "multiskilled" economist who is up to demonstrate his professional competence as the integrated result of education when being hired. At the same time, the current Federal educational standards are focused on disciplinary study, what complicates the process of forming students’ complete picture of the economy and business management. The improvement of bachelors’ education on the basis of interdisciplinary integration and the use of active teaching methods is offered. Also the experience of using the complex business game concept for the analytical competency forming of bachelors of Economics, studying on Accounting, analysis and audit specialization program, is considered, what proves the possibility of the effective combination of interdisciplinary connections and various innovative teaching methods in the education process. In addition, the set of possible strategic measures, including the development of model competency models, is considered. These models can be further used as the basis by both the labor market subjects and universities, teaching bachelors of Economics.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в аналитической подготовке бакалавров экономики: проблемы и пути их решения»

УДК 331.54 JEL: A22

DO110.25513/1812-3988.2018.3.149-163

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Е.Б. Свердлина, А.Ю. Яковлева

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 16 апреля 2018 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2018 г.

Ключевые слова

Компетентностный подход, профессиональная компетентность, аналитические компетенции, междисциплинарная интеграция, интегративный подход

Аннотация. Компетентностные модели, разработанные международными компаниями, производственными акционерными обществами, коммерческими банками, исследованы на предмет требований к профессиональной подготовке экономистов. Проведен многоаспектный сравнительный анализ компетентностных требований к аналитической подготовке бакалавров экономики работодателями и вузами, выявлены и обобщены противоречия и проблемы в реализации компетентностного подхода. Показана целевая ориентация работодателей на «универсального» экономиста, способного при найме на работу продемонстрировать профессиональную компетентность как интегрированный результат обучения, притом что действующие в настоящее время федеральные образовательные стандарты ориентированы на дисциплинарное изучение, что затрудняет формирование у студентов целостного представления об экономике и управлении бизнесом. Предложено совершенствование профессиональной подготовки бакалавров на основе междисциплинарной интеграции и использования активных методов обучения. Освещен опыт использования концепции комплексной деловой игры для формирования аналитических компетенций бакалавров экономики профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», который доказывает возможности эффективного сочетания в учебном процессе междисциплинарных связей и различных групп инновационных методов обучения. Рассмотрен комплекс возможных стратегических мер, включая разработку типовых компетентностных моделей, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве базовых как субъектами рынка труда, так и высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку бакалавров экономики.

COMPETENCY-BASED APPROACH TO THE ANALYTICAL EDUCATION OF BACHELORS OF ECONOMICS: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

E.B. Sverdlina, A.Yu. Yakovleva

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received April 16, 2018

Accepted June 25, 2018

Keywords

Competency-based approach , professional competence, analytical competence, cross-disciplinary integration, integrative approach

Abstract. Competence models that were developed by international companies, production joint-stock companies and commercial banks have been studied for the purpose of requirements to analytical education of economists. The multidimensional comparative analysis of competence requirements for vocational education of bachelors of Economics is carried out by employers and universities, the contradictions and problems in the implementation of the competence approach are identified and summarized. The article shows the employers target orientation on a "multiskilled" economist who is up to demonstrate his professional competence as the integrated result of education when being hired. At the same time, the current Federal educational standards are focused on disciplinary study, what complicates the process of forming students' complete picture of the economy and business management. The improvement of bachelors' education on the basis of interdisciplinary integration and the use of active teaching methods is offered. Also the experience of using the complex business game concept for the analytical competency forming of bachelors of Economics, studying on Accounting, analysis and audit specialization program, is considered, what proves the possibility of the effective combination of interdisciplinary connections and various innovative teaching methods in the education process. In addition, the set of possible strategic measures, including the development of model competency models, is considered. These models can be further used as the basis by both the labor market subjects and universities, teaching bachelors of Economics.

© Е.Б. Свердлина, разделы 1-5, 2018 © А.Ю. Яковлева, разделы 2-4, 2018

1. Введение. Процессы глобализации, трансформации современных национальных экономик объективно сопровождаются повышением неопределенности в бизнесе и, как следствие, растущими рисками при принятии управленческих решений. Экономические реалии предопределяют изменение требований работодателей к специалистам в области экономики. Обобщение трендов в области HR-менедж-мента свидетельствует о повышении системных требований работодателей, формировании компетентностных моделей специалистов, стремлении к набору универсальных специалистов, способных решать широкий спектр профессиональных задач (http://www.hr-sum-mit.ru/ru/rejtingi/rejting-hr-trends-2016). Как отмечают эксперты в области рынка труда, на протяжении ряда последних лет организации по всему миру сталкиваются с большими трудностями, вызванными дефицитом квалифицированных кадров. Конкуренция за лучших специалистов становится острее, а требования о максимальном повышении рентабельности инвестиций в персонал никогда не были такими высокими [1, с. 105].

Одновременно с преобразованиями в экономике в Российской Федерации осуществляется реформа высшего образования, которая, как известно, базируется на компетентностном подходе. В соответствии с требованиями действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» при разработке и реализации программы бакалавриата вуз должен ориентироваться «на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда...» (п. 4.3). Данный документ определяет результатом освоения программы бакалавриата совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (п. 5.1). При внешнем единстве целей и задач работодателей и вузов, их компетентност-ные модели для экономистов разных профилей - отличаются. Вузы ориентируются на дисциплинарное изучение и составляют карты компетенций бакалавров различных профилей, детализируя компетенции узко, в точном соответствии с ФГОС (разд. 5). Работодатели же стремятся получить универсального специалиста и при формировании компетентностных моделей формулируют компетенции расши-

ренно, интегрируя совокупность различных знаний, умений и навыков. Тестовые испытания и задания при собеседовании с соискателем также носят комплексный междисциплинарный характер, что требует от последнего способности не только быстро ориентироваться в вариативной терминологии, но и продемонстрировать интегральное владение комплексом профессиональных компетенций. К сожалению, в силу сложившейся системы подготовки бакалавров-экономистов, выпускники не всегда способны выдержать конкурсные требования работодателей при подборе персонала. В целях повышения адаптивности выпускников вузов по направлению «Экономика» к требованиям рынка труда актуально не только обозначить эту проблему, но и выработать стратегию и тактику дальнейшего совершенствования подготовки бакалавров-экономистов.

Таким образом, можно актуализировать как минимум два проблемных аспекта в развитии компетентностного подхода: расхождения в формировании комптентностных моделей экономистов работодателями и вузами, а также недостаточная готовность бакалавров направления «Экономика» при найме на работу продемонстрировать профессиональную компетентность как интегрированный результат обучения.

2. Обзор литературы. Теоретические основы компетентностного подхода заложены в трудах В.М. Байденко, В.А. Болотова, И.Г. Галяминой, И.А. Зимней, Н.А. Селезневой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадрикова и др.

К понятию «компетентность» в теории и практике существуют разные подходы. В рамках данной публикации сохраним приверженность нашей позиции, в соответствии с которой под компетентностью будем понимать интегральную характеристику выпускника высшего учебного заведения, объединяющую «кроме определенной совокупности знаний, умений и производственных навыков, способности человека к постоянному освоению и присвоению социальных норм, ценностных ориентиров, а также предполагающую эффективное исполнение им социальных ролей, отношение к своей профессии как к ценности, творческий потенциал саморазвития» [2, с. 42].

Сложный, интегративный характер компетентности специалиста раскрыт в работах Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Мити-

ной и наиболее полно обобщен И.А. Зимней. Так, И.А. Зимняя характеризует компетентно-стный подход как системный и междисциплинарный, имеющий личностные и деятельност-ные аспекты. Она подчеркивает его практическую, прагматическую и гуманистическую направленность [3, с. 30]. Ю.Г. Татур в развитие позиции И.А. Зимней выделяет пять компонент (подсистем) компетентности, что подтверждает и детализирует системный подход к этому понятию:

- готовность к проявлению (мотивацион-ный аспект);

- владение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект);

- опыт проявления компетентности, умения (поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [4, с. 9-10].

Указанные выше идеи получили развитие в концепциях «профессиональной компетентности» Г.М. Белокрылова, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др. Обобщая позиции данных ученых, можно отметить, что они связывают понятие «профессиональная компетентность» прежде всего с определенной сферой деятельности и определяют его как совокупный показатель качества профессионального образования, отражающий единство теоретической и практической готовности, а также способности специалиста осуществлять профессиональную деятельность. Так, Э.Ф. Зеер оценивает профессиональное становление как непрерывный процесс современного изменения личности под воздействием социальных факторов, собственной активности, совершенствования и самоосуществления [5, с. 40]. Согласно мнению Е.П. Ильина, профессиональная ориентированность - это ин-тегративное качество личности, которое определяет отношение человека к специальности. Степень профессиональной ориентированности определяется характером и силой выраженности ее составляющих [6, с. 480]. В теоретических исследованиях А.В. Хуторского и А.М. Новикова в качестве основных можно отметить следующие элементы профессиональной компетентности специалиста:

- мотивационный - готовность к профессиональной деятельности;

- рефлексивный - личностное отношение к содержанию профессиональной деятельности, значимость целей деятельности, самоанализ деятельности;

- когнитивный - обладание знаниями, умениями по специальности;

- деятельностный - способность применять знания и умения в практической деятельности [7; 8].

Таким образом, компетентность имеет действенный, практико-ориентированный характер. Она включают в себя не только основные теоретические и практические знания, но и когнитивную, операционально-технологическую составляющие этих знаний, а точнее совокупность знаний в действии. На выходе смысловым наполнением компетентности являются деятельностные знания. Несмотря на некоторые различия в предлагаемых классификациях элементов профессиональной компетентности, авторы едины в признании интегративно-го, практико-ориентированного характера этого понятия.

Данная базовая позиция должна быть транслирована на требования к организации учебного процесса. Значимую роль в этом направлении играют междисциплинарная интеграция и методы обучения.

Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей позволяет охватить как линейные связи по горизонтали, так и точечные -по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком, уровне целостное видение любых проблем, ситуаций, явлений во всей полноте, многогранности и мно-гоаспектности [9]. Теория междисциплинарных связей в высшей школе раскрыта в трудах Г.И. Беленького, Г.Н. Бодриковой, Е.Н. Горбачевской, О.В. Дроновой, А.И. Еремкина, О.В. Записных, И.Н. Зотеевой, К.П. Королевой, П.Г. Кулагина, Г.И. Кутузовой, Р.Б. Лотштейн, Н.А. Лошкаревой, К.И. Саломатова и др.

В рамках проводимого исследования междисциплинарную интеграцию определим как взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения [10].

Подчеркнем, что интеграция информационного пространства разных учебных дисциплин наиболее эффективно достигается через

прогрессивные, так называемые активные, методы обучения. Так, Э.Г. Скибицкий и В.В. Егоров подчеркивают, что формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике технологического процесса: от собственно учебной работы (лекция, семинар и др.) через квазипрофессиональную (тренинги, игровые формы и др.) и учебно-профессиональную работу (практические занятия, научно-исследовательская, производственная практика и др.) к непосредственно будущей профессиональной деятельности выпускника вуза [11].

3. Гипотезы и методы исследования. Гипотеза исследования состоит в предположении, что существует противоречие в понимании и реализации компетентностного подхода, применяемого в настоящее время работодателями в ходе подбора персонала на вакансии экономистов и вузами в ходе подготовки бакалавров экономики. Отчасти эта проблема является следствием недостаточного опыта системы высшего образования Российской Федерации при переходе на двухуровневую систему подготовки кадров, а также определяется относительной новизной использования компе-тентностных моделей при подборе персонала представителями рынка труда. К сожалению, расхождения в компетентностных моделях бакалавров-экономистов с точки зрения работодателей и образовательных учреждений имеют негативные последствия как для работодателей, так и для соискателей на должности экономистов. Работодатели не только расширенно толкуют и заявляют профессиональные компетенции, но и оценку профессиональных компетенций соискателей проводят на основе комплексных заданий и тестов, которые зачастую содержат нестандартные формулировки и требуют интеграции понятий и знаний, не всегда оправданных с точки зрения комплекса функций данной вакансии. Соискатели, выпускники бакалавриата по экономике оказываются неготовыми быстро сориентироваться в предлагаемых обстоятельствах и показать требуемый уровень знаний и умений.

Одновременно мы полагаем, что указанное противоречие может быть разрешено за счет совершенствования компетентностного подхода. Причем в этом направлении должны двигаться обе стороны - и вузы, и работодатели. Вузы в соответствии с действующими ФГОС должны развивать интегрированный, практи-

ко-ориентированный подход к подготовке бакалавров-экономистов и могут это делать даже в условиях несовершенства ФГОС в части соответствия комплекса компетенций потребностям современного рынка труда Российской Федерации. Работодатели, в свою очередь, при разработке компетентностных моделей экономистов должны учитывать наличие ФГОС и насколько возможно сближать функционал и запрашиваемые компетенции с формулировками нормативных документов федерального уровня в виде ФГОС. Сближение позиций работодателей и вузов будет способствовать не только повышению адаптивности бакалавров по экономике к конкурсному отбору при трудоустройстве, но и в целом повысит эффективность подбора персонала на профильные вакансии.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы прорабатывались как теоретические, так и практические аспекты. Теоретические - изложены в рамках представленного выше обзора литературы. В силу прикладного характера рассматриваемой проблемы в рамках данного исследования был охвачен ряд организаций разных отраслей и форм собственности. Объектами исследования явились восемь компаний-работодателей, в том числе банки, международные компании, а также крупные производства, имеющие филиальную сеть на территории России и Омской области.

Предмет исследования был ограничен комплексом аналитических профессиональных компетенций, которые играют важную, если не узловую, роль в подготовке, а затем в практической работе бакалавров-экономистов.

Опыт использования интегрированного подхода в аналитической подготовке бакалавров экономики обобщался на примере Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Исходя из сущности изучаемой проблемы и логики исследования, нами использовались методы теоретического анализа, обобщения практического опыта внедрения компетентно-стного подхода вузами и работодателями. Для формализации и представления результатов исследования применялись методы систематизации эмпирической информации, включая прием группировки и табличный метод. Обобщающие выводы основаны на изучении причинно-следственных связей.

4. Результаты исследования. В соответствии с ФГОС по направлению подготовки

38.03.01 «Экономика» областью профессиональной деятельности выпускников являются: экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; финансовые, кредитные и страховые учреждения; органы государственной и муниципальной власти и другие организации (п. 4.1).

В рамках данного исследования был охвачен ряд организаций разных отраслей и форм собственности. Изучались требования работодателей к профессиональным компетенциям соискателей на должности экономистов в части аналитических компетенций. В том числе были изучены компетентностные модели экономистов ГК «Росатом», ООО «Юнилевер Русь»,

ПАО «Альфа-банк», ООО «ПепсикоХолдингс», ОАО «Омский электромеханический завод», ООО «Нестле Россия», ООО «Делойт», ПАО «Альфа-банк», ПАО «Сбербанк» на предмет требований к аналитической подготовке специалистов. В табл. 1 в разрезе групп работодателей сгруппированы компетенции, которые требуют работодатели от соискателей на экономические вакансии в части готовности к аналитической деятельности. Группы компетенций и их название определены нами в привязке к действующему образовательному стандарту подготовки бакалавров-экономистов (разд. 1). Формулировки компетенций приведены в редакции исследованных документов, что не мешает сделать основные смысловые обобщения.

Таблица 1

Аналитические компетенции экономиста, заявленные в вакансиях работодателей

Аналитические и смежные профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции

Международные компании

1. Знание в области экономики предприятия, ценообразования, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 2. Владение аналитическими способностями. 3. Умение анализировать регулярные отчеты по закупочной деятельности, подготовить аналитические записки с выводами и рекомендациями. 4. Умение предоставить анализ отклонений цен и основных ценовых трендов. 5. Умение контролировать и анализировать стандартные цены по новым материалам. 6. Умение контролировать и анализировать экономию отдела закупок. 7. Знание стандартов западного учета, методических материалов по анализу деятельности предприятия. 8. Знание методов финансового анализа и учета показателей деятельности предприятия. 9. Знание специальных программ для осуществления технико-экономических расчетов и анализа деятельности предприятия, правил ее эксплуатации. 10. Умение проводить анализ как финансовых, так и качественных показателей в рамках отдельных подразделений, процедур компании. 11. Умение анализировать данные с целью выявления возможных несоответствий и злоупотреблений. 12. Умение быстро анализировать сложные задачи для того, чтобы найти действенные и прагматичные решения. 13. Умение видеть взаимосвязи в данных, событиях, тенденциях. 14. Умение проводить комплексный анализ сложных данных или путем решения сложных ситуаций отслеживать влияние решений на качество работы. 15. Умение рассматривать данные и вычленять основные приоритеты 1. Навык работы в автоматизированных финансовых системах, опытный пользователь ПК (Excel, MS Outlook, MS PowerPoint, MS Word). 2. Умение работать с массивами информации (обработка в Excel, анализ, визуализация в графиках, диаграммах, подготовка кратких выводов и презентация полученных данных в PowerPoint)

Производственные предприятия

1. Владение методами экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений. 2. Умение проводить экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и определять экономическую эффективность организации производства. 3. Умение выявлять резервы производства. 4. Умение быстро структурировать и анализировать большой объем информации, верно определять, какой информации не хватает для решения задачи. 1. Умение вести учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений.

Окончание табл. 1

Аналитические и смежные профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции

5. Умение принимать решения на основе предварительного анализа ситуации и учета причинно-следственных связей. 6. Умение разбивать задачи на этапы, подбирать наиболее эффективный способ решения. 7. Умение заранее выявлять риски и информировать о них руководство, предлагать пути решения. 8. Умение проводить логический и систематический анализ ситуации. 9. Умение изучить первопричины возникновения проблем прежде, чем переходить к действиям. 10. Умение собирать и анализировать информацию, полученную от различных источников. 11. Умение принимать во внимание самые разные факторы и точки зрения при выработке решений. 12. Умение делать выводы, отдавать предпочтение фактам, а не предположениям. 13. Умение предлагать применимые решения и идеи 2. Умение подготовить установленную отчетность в определенные сроки. 3. Умение осуществлять поиск информации о происходящих изменениях и появлении новых разработок в своей области в России и в мире. 4. Умение выходить к руководству с предложениями по оптимизации работы

Банки

1. Владение основами бухгалтерского и управленческого учета. 2. Умение проводить мониторинг выполнения отдельных показателей бизнес-плана. 3. Умение проводить анализ причин отклонений отдельных прогнозируемых и фактических показателей от установленных. 4. Умение проводить анализ целесообразности корректировки отдельных установленных контрольных показателей. 5. Умение подготовить аналитические материалы по прогнозу и факту выполнения бизнес-плана по отдельным показателям. 6. Умение рассмотреть и проанализировать процессы подразделения с целью выявления причин и предпосылок, вследствие которых Банку причинен или может быть причинен ущерб. 7. Умение проверять и анализировать ежемесячные, квартальные, годовые отчеты курируемых отделений в соответствии с утверждаемым списком. 8. Умение анализировать и проводить мониторинг балансовых счетов. 9. Знание бухгалтерского учёта на предприятиях, финансово-экономического анализа деятельности предприятия, налогового законодательства, законодательства в области финансов и кредита. 10. Умение анализировать первичную бухгалтерскую документацию заемщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения, с выездом на место ведения бизнеса для проверки / составления бухгалтерской отчетности. 11. Умение оценить возможности принятия/сохранения кредитного риска по новым / действующим заемщикам по вопросам низкого уровня сложности. 12. Умение анализировать и проводить контроль управленческой отчетности в части АХР. 13. Знание финансово-экономического анализ деятельности, анализа эффективности отдельных направлений банковского бизнеса в регионах. 14. Навыки аналитической работы. 15. Знание основ финансового анализа. 16. Умение детально разложить проблему, устанавливая взаимосвязь с другими задачами: анализировать до глубины, необходимой для обоснованного принятия решения, учитывать риски. 17. Умение использовать результаты анализа данных / отчеты для лучшего понимания своей сферы деятельности 1. Знание основ МСФО и РСБУ. 2. Навыки работы в MS Word, знание Excel. 3. Умение работать с большим объемом данных (bigdata). 4. Умение внимательно слушать, ясно и коротко излагать свои мысли. 5. Умение вести конструктивную дискуссию, аргументировать и отстаивать свою позицию. 6. Умение поддерживать комфортную и позитивную атмосферу в команде. Обращать внимание коллег на достижение и успех

В первую очередь констатируем, что в силу интегрированного комплексного подхода практически все работодатели формулируют

компетенции расширенно, объединяя знания и практические навыки в аналитической и смежных областях. Так, во всех группах знания и

умения аналитической направленности заявлены вместе с компетенциями в части учетно-информационной деятельности. Это представляется совершенно логичным, поскольку бухгалтерский и управленческий виды учета составляют основу информационного обеспечения экономического анализа. Не владея знаниями и не имея навыков работы с учетно-отчет-ной информацией, специалист не может провести полноценный экономический анализ.

Далее отметим, что в квалификационных требованиях к экономистам в международных компаниях и в банках аналитические компетенции объединены с контрольной функцией. Также считаем это правомерным с точки зрения логики и технологии принятия управленческих решений, где анализ является востребованным для определения причин отклонений, выявленных в ходе контроля исполнения плановых или нормативных оценочных показателей. Примерно в этом же контексте можно оценить правомерность увязки аналитических компетенций с функцией бизнес-планирования (банки), поскольку анализ должен использоваться как в ходе формирования плановых показателей, так и в ходе контроля их исполнения.

В производственных компаниях и банках в рамках аналитических компетенций заявлены умения по выявлению и оценке возможных рисков операционной (текущей) деятельности и мер по их предотвращению. Это относитель-

но новая тенденция в квалификационных требованиях экономистов. Она обусловлена повышением рисков предпринимательской деятельности и характеризует актуальную на сегодняшний день интеграцию анализа и антикризисного менеджмента.

Также обращают на себя внимание прямые формулировки, указывающие на необходимость знаний в смежных с экономическим анализом областях: «.в области экономики предприятия», «.основ МСФО и РСБУ», «.стандартов западного учета, методических материалов по анализу деятельности предприятия», «.налогового законодательства, законодательства в области финансов и кредита» и т. д.

В группу общепрофессиональных компетенций нами были отнесены компетенции, которые заявлены практически всеми представителями исследуемых групп и являются базовыми для всех видов профессиональной экономической деятельности.

Таким образом, наша гипотеза в части того, что работодатели заявляют спрос на «универсального экономиста», интегрирующего в себе комплекс экономических знаний и умений, нашла свое подтверждение.

Далее следует также сделать выводы в части компетенций, непосредственно относящихся к аналитической деятельности. Их выборка представлена в табл. 2.

Таблица 2

Аналитические компетенции, заявленные в вакансиях экономистов

Международные компании Банки Производственные предприятия

Умение анализировать данные с целью выявления возможных несоответствий и злоупотреблений Умение проводить анализ причин отклонений отдельных прогнозируемых и фактических показателей от установленных Умение принимать решения на основе предварительного анализа ситуации и учета причинно-следственных связей

Умение предоставлять анализ отклонений цен и основных ценовых трендов Умение проводить анализ целесообразности корректировки отдельных контрольных показателей Умение разбивать задачи на этапы, подбирать наиболее эффективный способ решения

Умение проводить анализ как финансовых, так и качественных показателей в рамках отдельных подразделений, процедур компании Умение оценить возможности принятия / сохранения кредитного риска по новым / действующим заемщикам по вопросам низкого уровня сложности Умение быстро структурировать и анализировать большой объем информации, верно определять, какой информации не хватает для решения задачи

Умение подготовить аналитические записки с выводами и рекомендациями Умение анализировать до глубины, необходимой для обоснованного принятия решения, учитывать риски Умение проводить логический и систематический анализ ситуации

Умение быстро анализировать сложные задачи для того, чтобы найти действенные и прагматичные решения Умение детально разложить проблему, устанавливая взаимосвязь с другими задачами Умение заранее выявлять риски и информировать о них руководство, предлагать пути решения

Окончание табл. 2

Международные компании Банки Производственные предприятия

Умение видеть взаимосвязи в данных, событиях, тенденциях Знание основ финансового анализа Умение выявлять резервы производства

Умение проводить комплексный анализ сложных данных, решать сложные ситуации, отслеживать влияние решений на качество работы Умение рассмотреть и проанализировать процессы с целью выявления причин, вследствие которых банку может быть причинен ущерб Умение принимать решения на основе предварительного анализа ситуации и учета причинно-следственных связей

Умение рассматривать данные и вычленять основные приоритеты Умение использовать результаты анализа данных для лучшего понимания своей сферы деятельности Умение изучить первопричины возникновения проблем прежде, чем переходить к действиям

Умение собирать и анализировать информацию, полученную от различных источников

Умение принимать во внимание самые разные факторы и точки зрения при выработке решений

Умение делать выводы, отдавать предпочтение фактам

Объемный перечень компетенций в табл. 2 позволяет констатировать, что в настоящее время аналитические компетенции, по существу, являются приоритетными в требованиях к профессиональной компетентности экономистов. Это подтверждает тенденцию трансформации экономического анализа в Российской Федерации из директивной функции (период плановой экономики) в реальную функцию управления современными бизнес-структурами.

Базовые аналитические умения и навыки, включая анализ причин отклонений, определение причинно-следственных связей, определение влияния различных факторов, выявление резервов улучшения производственно-хозяйственной деятельности, подготовка аналитических записок с выводами и рекомендациями - заявлены всеми исследованными группами работодателей.

Одновременно для современного работодателя характерно углубление требований к аналитической подготовке экономистов, что объективно определено повышением сложности современной экономики и увеличением сопутствующих рисков. Для примера такие компетенции в табл. 2 выделены курсивом. К сожалению, в настоящее время работодатели не могут четко классифицировать приведенные выше аналитические компетенции повышенной сложности (название условное, введено нами в ходе исследования) по уровням требуемой подготовки: бакалавриат и магистратура.

В качестве явного недостатка компетент-ностных моделей работодателей отметим необходимость систематизации и типизации рассмотренных формулировок аналитических компетенций.

Частью интегрированного подхода к профессиональной компетентности экономиста является позиция работодателей при выборе методов оценки и формировании оценочных тестов, заданий кейсов и др. В качестве примера проанализируем применяемые тестовые задания, которые работодатель обозначает как «Тест по управленческому учету» (табл. 3).

Учебные дисциплины в табл. 3 идентифицированы нами в соответствии с образовательными программами подготовки бакалавров экономики на экономическом факультете ОмГУ. Таблица наглядно демонстрирует, что задания, предложенные работодателем по управленческому учету, только частично напрямую могут быть идентифицированы выпускником с одноименной дисциплиной. Часть из них, напрямую связана в учебном процессе с другими дисциплинами. Не трудно догадаться, что эта ситуация вводит соискателя в заблуждение, негативно сказывается на результатах тестирования.

Таким образом, в ходе исследования выявлена еще одна проблема (противоречие), отрицательно влияющая на результат подбора персонала на экономические вакансии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Идентификация тестовых заданий по учебным дисциплинам программ подготовки бакалавра экономики

Задания (в редакции разработчиков теста) Дисциплина вуза, обучающая этому вопросу

В каком случае сила воздействия операционного левериджа будет больше? Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности; Финансовый анализ; Финансовый менеджмент

В рамках масштабной базы удельные постоянные расходы при увеличении деловой активности организации. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности; Бухгалтерский управленческий учет

В настоящее время цена реализации ед. продукта составляет 320 руб., а прямые переменные затраты на производство - 200 руб. Предполагается, что в планируемом периоде цена и прямые затраты на производство составят соответственно 350 руб. и 220 руб. Как изменится точка безубыточности при условии, что постоянные затраты останутся неизменными? Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности; Бухгалтерский управленческий учет

В системе управленческого учета обрабатываются данные о каких хозяйственных фактах? Бухгалтерский управленческий учет

В системе управленческого учета содержится информация... Бухгалтерский управленческий учет

В точке безубыточности объем выручки от реализации обеспечивает получение маржинальной прибыли, в точности равной сумме условно-постоянных расходов. Бухгалтерский управленческий учет; Финансовый менеджмент; Управленческий анализ

Внутренняя норма рентабельности - это... Финансовый менеджмент

Выручка от продажи продукции организации составила в базисном периоде 3 377 тыс. руб., в отчетном - 4 302 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов составила 36,87 тыс. руб. в базисном году, в отчетном - 50,18 тыс. руб. Рассчитайте, как повлияло на выручку изменение эффективности использования основных фондов. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Генеральный бюджет организации состоит из. Бухгалтерский управленческий учет

Главным инструментом управленческого учета, позволяющим контролировать деятельность центра затрат, является. Бухгалтерский управленческий учет

Годовые затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией единицы оборудования, составляют 120 000 руб. Общий возможный годовой фонд рабочего времени для данной единицы оборудования - 2 500 часов, из которых 20 % - это планируемые простои. Плановая стоимость 2 машино-часов составит (в руб.). Бухгалтерский управленческий учет

За какой срок вклад в 100 тыс. руб. увеличится в два раза при ежегодном начислении простых процентов по ставке 10 %? Финансовый менеджмент

Компания планирует себестоимость реализованной продукции 2 000 000 руб., в том числе постоянные затраты - 400 000 руб. и переменные затраты 75 % от объема чистой реализации. Какой планируется объем чистой реализации? Бухгалтерский управленческий учет

Инвестиционный проект считается выгодным, если. Финансовый менеджмент

Коэффициент, показывающий величину материальных затрат, приходящихся на 1 руб. выпуска продукции, называется. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Методы управленческого учета. Бухгалтерский управленческий учет

О чем свидетельствует ситуация: выручка от продаж выросла на 12 %, средняя величина оборотных активов выросла на 8 %? Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Определить коэффициент обновления основных средств организации за отчетный год, исходя из следующих данных: наличие на начало года - 14 500 тыс. руб.; поступило за год - 2 700 тыс. руб.; выбыло за год - 1 400 тыс. руб.; наличие на конец года -15 800 тыс. руб. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Окончание табл. 3

Задания (в редакции разработчиков теста) Дисциплина вуза, обучающая этому вопросу

Определить критический объем продаж в стоимостном измерении, если фактическая выручка от продаж - 1200 тыс. руб., постоянные расходы - 100 тыс. руб., доля маржинальной прибыли в сумме выручки от продаж - 10 % (тыс. руб.). Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности; Бухгалтерский управленческий учет

Определить общее отклонение прямых трудовых затрат из условий: - Фактическая ставка ОТ - 200 руб. за час; - Нормативная ставка ОТ - 198 руб. за час; - Фактическое время работы - 40 часов; - Фактическое время на исправление брака - 3 часа, нормативное время 42 часа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Определить отклонение по цене основных материалов при условии: - нормативная цена 10 д. ед.; - фактическая цена - 8,2 д. ед.; - фактическое количество - 1000 ед.; - покупочная стоимость -8 д. ед. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Дисконтирование представляет собой... Финансовый менеджмент

При увеличении объемов выпуска продукции в отчетном периоде как меняются постоянные затраты? Бухгалтерский управленческий учет

Прибыль на вложенный капитал рассчитывается делением. Финансовый менеджмент

Рассчитать среднюю величину потребности в отвлечении средств в дебиторскую задолженность, если среднемесячная реализация продукции составляет 900 млн руб., из которой 50 % оплачивается покупателем в момент отгрузки, средний период погашения задолженности - 10 дней Финансовый менеджмент

Используя систему «стандарт-кост» произвести оценку запасов готовой продукции и НЗП на отчетную дату, если: фактические затраты на изготовление 1 000 ручек составили 4 денежные единицы; нормативные 4,2 денежные единицы. Бухгалтерский управленческий учет

Остаток по счету 20 определяет. Бухгалтерский финансовый учет; Бухгалтерский управленческий учет

Следуя далее целям и задачам проводимого исследования, обобщим практику компе-тентностного подхода при подготовке бакалавров-экономистов в российских вузах.

Согласно ФГОС при разработке и реализации программы бакалавриата вуз ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр экономики, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Выбор определяется перечнем видов профессиональной деятельности, приведенным в п. 4.3 действующего ФГОС по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая; учетная; расчетно-финансовая; банковская; страховая. На наш взгляд, этот список недостаточно корректен,

так как в рамках банковской и страховой деятельности экономическая работа, также как и в других бизнес-сферах, подразумевает расчет-но-экономическую, аналитическую, организационно-управленческую, учетную, расчетно-финансовую деятельность. В ФГОС выделены общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр-экономист для осуществления каждого вида профессиональной деятельности (п. 5.1). В табл. 4 представлена систематизация профессиональных компетенций ФГОС в разрезе основных видов профессиональной деятельности для практикующих экономистов.

Как видим, в ФГОС аналитическая деятельность выделена как отдельный вид для выпускников бакалавриата по направлению «Экономика» с детализацией профессиональных компетенций.

Таблица 4

Профессиональные компетенции бакалавра экономики по видам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»

Вид деятельности Компетенции

Расчетно-экономи-ческая деятельность - Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); - способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)

Аналитическая, на-учно-исследователь-ская деятельность - Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4); - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7); - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8)

Организационно- управленческая деятельность - Способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9); - способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11)

При сравнении табл. 1 и 4 налицо расхождение позиций вузов и работодателей по пониманию и формулировке аналитических компетенций бакалавров-экономистов. Так, с точки зрения интегративного подхода приведенный в ФГОС перечень в большей степени характеризует не виды деятельности, а группы компетенций. На практике любой экономист должен владеть знаниями и, особенно, практическими навыками в части расчетно-экономи-ческой, аналитической, организационно-управленческой, учетной и расчетно-финансовой деятельности одновременно. Это подтверждают формулировки аналитических компетенций работодателями, приведенные в табл. 1.

В целом выявленные в ходе исследования противоречия не являются, на наш взгляд, фа-

тальными. Они свидетельствуют о необходимости совершенствования компетентностных моделей экономистов-бакалавров как в вузах, так и у работодателей.

Стратегически требуется комплекс последовательных мер. В частности, на федеральном уровне целесообразно, на наш взгляд, создать формы профессионального сотрудничества представителей рынка труда и специалистов-экспертов в сфере образования с целью разработки типовых компетентностных моделей по основным профилям подготовки бакалавров экономики. Они должны носить прогнозный характер. Доработка ФГОС на основе таких моделей действительно бы отражала потребности рынка труда. Кроме того, типовые компе-тентностные модели с рекомендательным ста-

тусом смогут использоваться работодателями как базовые для дополнения, уточнения компетенций с учетом отраслевых, организационных и прочих особенностей бизнеса, а также других сфер деятельности. В период, предшествующий формальному утверждению новой редакции ФГОС на основе использования типовых компетентностных моделей, последние могут использоваться вузами как базовые для доработки образовательных программ подготовки бакалавров-экономистов разных профилей с целью усиления их ориентации на потребности рынка труда, что, собственно, и обусловлено требованиями действующего ФГОС.

Независимо от стратегических мер, даже в условиях несовершенства действующих ФГОС вузы могут и должны совершенствовать компетентностный подход в подготовке бакалавров экономики. Очевидной для нас траек-

торией устранения указанных в данной публикации противоречий является развитие и углубление междисциплинарной интеграции, а также использование активных методов обучения. Так, в ходе аналитической подготовки бакалавров экономики по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» на экономическом факультете ОмГУ в течение достаточно длительного периода применяется такой инновационный метод, как деловая игра. Нами апробирована в учебном процессе комплексная модель деловой игры в системе формирования компетенций бакалавров-экономистов [11]. Ее комплексный характер определяется одновременно междисциплинарной интеграцией и включением в деловую игру различных групп активных методов обучения: разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций, круглый стол, групповая работа и др. (табл. 5).

Таблица 5

Междисциплинарная и инструментальная интеграция при проведении деловой игры «Анализ в системе бизнес-планирования организации»

Элементы деловой игры Применяемые активные методы (инструменты) обучения Учебные дисциплины, в которых были сформированы необходимые знания, умения, навыки

Распределение ролей в системе управления виртуальной организацией; установление ответственности исполнителей в соответствии с положениями об отделах и должностными инструкциями Групповая работа; разыгрывание ролей; имитационные упражнения; тренинг; работа с ПК и стандартными программными приложениями Экономика предприятия; Корпоративные финансы; Маркетинг; Менеджмент; Информатика; Информационные системы в экономике

Разработка календарного плана аналитической работы Групповая работа; разыгрывание ролей; работа с ПК и стандартными программными приложениями Экономический анализ; Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Подготовка информационных массивов для проведения анализа; оценка полноты и достоверности информации Групповая работа; разыгрывание ролей; анализ конкретных ситуаций; работа с ПК и стандартными программными приложениями; имитационные упражнения Бухгалтерский учет; Бухгалтерская финансовая отчетность; Информационные системы в экономике; Аудит

Выполнение специальных аналитических кейс-заданий Групповая работа; разыгрывание ролей; круглый стол; анализ конкретных ситуаций; работа с ПК и стандартными программными приложениями Статистика; Экономический анализ; Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности; Экономика предприятия; Корпоративные финансы; Бухгалтерская финансовая отчетность; Управленческий бухгалтерский учет

Окончание табл. 5

Элементы деловой игры Применяемые активные методы (инструменты) обучения Учебные дисциплины, в которых были сформированы необходимые знания, умения, навыки

Подготовка индивидуальных и групповых аналитических записок и их презентация в соответствии с распределением «ролей» Использование специальных программных средств: MS Excel, MS Word, MS PowerPoint, ресурсы глобальной сети Интернет, справочно-информацион-ные системы, электронная почта и др.); разыгрывание ролей Статистика; Экономический анализ; Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности; Экономика предприятия; Корпоративные финансы; Бухгалтерская финансовая отчетность

Тематические дискуссии по результатам проведенного анализа Групповая работа; разыгрывание ролей; круглый стол; анализ конкретных ситуаций Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Обмен информацией в соответствии с распределением ролей в системе управления виртуальной организацией и календарным планом аналитической работы Использование специальных программных средств, стандартных приложений, средств коммуникации Информационные системы в экономике; Информатика; Менеджмент

Обязательные коммуникации «сотрудников» и «руководителей» разных подразделений в силу объективной взаимозависимости и взаимообусловленности функций, сроков и результатов их работы Групповая работа; разыгрывание ролей Менеджмент; Экономика предприятия; Психология; Конфликтология

тегического и тактического характера, реализация которых будет способствовать сближению позиций работодателей и вузов по компе-тентностным моделям, повышению сбалансированности спроса и предложения на рынке вакансий для бакалавров экономики. Дальнейшая модернизация высшего образования по направлению подготовки бакалавров экономики должна обеспечить требуемую современной экономикой профессиональную компетентность и адаптивность выпускников.

Примечание

1 Данная тема была рассмотрена одним из авторов в докладе «Деловая игра как инновационная модель подготовки бакалавров экономики», представленном на международном научном форуме «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов» (Новосибирск, 12-13 октября 2017 г.).

Литература

1. Одегов Ю. Г., Логинова Е. В. Современные тренды в работе с персоналом: обзор современных практик // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2016. - № 4. - С. 101-109.

2. Смелик Р. Г., Свердлина Е. Б. Классические университеты в условиях реформы высшего профессионального образования: компетентностный подход в подготовке экономистов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2010. - № 1. - С. 39-45.

В данной концепции деловой игры не только достигается междисциплинарная и инструментальная интеграция, но и появляется возможность трансформировать роль педагога с позиции «модератора» в позицию «фасили-татора» путем позиционирования его в роли собственника анализируемого бизнеса1. Это усиливает атмосферу творчества и сотрудничества. Результатом становится синергетический эффект в формировании профессиональной компетентности бакалавра экономики. На необходимость и целесообразность достижения такого эффекта указывают специалисты [9].

5. Заключение. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии проблем в практике компетентностного подхода при подготовке бакалавров экономики и в ходе их трудоустройства. Для решения выявленных проблем предложены меры стра-

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

4. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : авт. версия : материалы ко второму заседанию методол. семинара. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 16 с.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 6. - С. 35-44.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

7. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. - 2005. - 12 дек. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 27.02.2018).

8. Новиков А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М. : ИЦПНПО РАО, 1997. - 254 с.

9. Скибицкий Э.Г., Егоров В.В. Интеграционные процессы в системе высшего профессионального образования // Влияние модернизации общественных и корпоративных финансов на структуру и содержание программ непрерывного профессионального образования в области экономики и менеджмента : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н. В. Фадейкиной. - Новосибирск : Сиб. акад. финансов и банк. дела, 2012. - С. 284-294.

10. Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа // Мир знаний. - URL: http://mirznanii.com/a/177157/napravleniya-razvitiya-mezhdistsiplinarnoy-integratsii-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 27.02.2018).

References

1. Odegov Yu.G., Loginova E.V. Modern trends in working with personnel: review of modern practices. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 101-109. (in Russian).

2. Smelik R.G., Sverdlina E.V. Higher education reform: competency approach to training economic students. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2010, no. 1, pp. 39-45. (in Russian).

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - a new paradigm of education result]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (in Russian).

4. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyi podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Competence approach in describing the results and designing the standards of higher education], author's version, materials for the second meeting of the methodological seminar, Moscow, Research center of problems of quality of training of specialists publ., 2004, 16 p. (in Russian).

5. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti [Crises of professional formation of personality]. Psikhologicheskii zhurnal, 1997, Vol. 18, no. 6, pp. 35-44. (in Russian).

6. Il'in E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives], St. Petersburg, Piter publ., 2002, 512 p. (in Russian).

7. Khutorskoi A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsii [Designing technology of the key competences and the object competences]. Eidos, December 12, 2005, available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (accessed date: February 27, 2018).

8. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie Rossii. Perspektivy razvitiya [Professional education in Russia. The prospects of its development], Moscow, 1997, 254 p. (in Russian).

9. Skibitskii E.G., Egorov V.V. Integratsionnye protsessy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Integration processes in the system of higher professional education], in: Fadeikina N.V. (Ed.) Vliyanie modernizatsii obshchestvennykh i korporativnykh finansov na strukturu i soderzhanie programm nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v oblasti ekonomiki i menedzhmenta [Impact of modernization of public and corporate finance on the structure and content of continuing professional education programs in the field of Economics and Management], collection of scientific works on the materials of the International scientific-practical conference, Novosibirsk, Siberian Academy of Finance and Banking publ., 2012, pp. 284-294. (in Russian).

10. Napravleniya razvitiya mezhdistsiplinarnoi integratsii v obrazovatel'nom protsesse VUZa [Directions of development of interdisciplinary integration in the educational process of the University]. Mir znanii, available at: http://mirznanii.com/a7177157/napravleniya-razvitiya-mezhdistsiplinarnoy-integratsii-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (accessed date: February 27, 2018).

Сведения об авторах

Свердлина Евгения Борисовна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансовой политики Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

Яковлева Анна Юрьевна - студент

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,

пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

About the authors

Sverdlina Evgeniya Borisovna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Economy and Financial Policy Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

Yakovleva Anna Yurevna - student

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования

Свердлина Е. Б., Яковлева А. Ю. Компетентностный подход в аналитической подготовке бакалавров экономики: проблемы и пути их решения // Вестн. Ом. унта. Сер. «Экономика». - 2018. - № 3 (63). - С. 149163. - РО!: 10.25513/1812-3988.2018.3.149-163.

For citations

Sverdlina E.B., Yakovleva A.Yu. Competency-based approach to the analytical education of bachelors of Economics: problems and ways of their solution. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 3 (63), pp. 149-163. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.3.149-163. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.