Научная статья на тему 'Проектирование основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов (на примере направления «Экономика»)'

Проектирование основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов (на примере направления «Экономика») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна

Обозначена актуальность проблемы разработки профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Дана развернутая характеристика процессов развития национальной системы квалификаций. Представлен опыт актуализации основной профессиональной образовательной программы по направлению 38.03.01 «Экономика» на основе профессиональных стандартов и типовых должностных инструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов (на примере направления «Экономика»)»

ЛНГУЛЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И.Н. ОЛЕЙНИКОВА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»)

Обозначена актуальность проблемы разработки профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Дана развернутая характеристика процессов развития национальной системы квалификаций. Представ-

Высшее образование, национальная система

лен опыт актуализации основной профессиональной образовательной программы по направлению 38.03.01 - «Экономика» на основе профессиональных стандартов и типовых должностных инструкций.

квалификации, национальная рамка квалификации,

профессиональные стандарты, трудовые функции, трудовые действия.

В системе отечественного высшего образования в настоящее время происходит активное внедрение единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам, находящих формализованное представление в профессиональных стандартах. Разработка профессиональных стандартов становится важным этапом определения содержания и уровня квалификаций и позволит модернизировать и сделать более мобильным рыноктруда. Профессиональный стандарт становится многоцелевым инструментом, одно из назначений которого - определение содержания учебных программ для подготовки квалифицированных кадров [1].

Идея разработки системы профессиональных стандартов (ПС) стала завершающим этапом формирования национальной системы квалификаций. Первые публикации по тематике национальной системы квалификаций (НСК) в России принадлежат Центру изучения проблем профессионального образования и вышли в свет еще в 2006 г. [2, с. 4]. В этих публикациях отражены концептуальные вопросы и обзор международного опыта в области разработки национальных рамок квалификаций (HPK). Для понимания места профессиональных стандартов в национальной системе квалификаций необходимо проанализировать ее элементы (рис. 1), к которым относятся перечень видов трудовой деятельности, национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты. Это основные элементы системы, а связями между ними выступают правила и механизмы разработки и признания, сертификация квалификаций и освоение их в процессе формального образования (при реализации образовательных программ различного уровня).

Основная цель разработки профессиональных стандартов заключается в поэтапной замене действующих и во многом устаревших Квалификационных справочников, не отражающих современный набор профессий и не позволяющих идентифицировать уровень квалификации работника в определенной сфере профессио-

нальной деятельности. Профессиональные стандарты, разрабатываемые Министерством труда и социального развития РФ, являются основными элементами национальной рамки квалификаций (HPK), представляющей собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России и используемой в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования. Формирование HPK продиктовано объективной необходимостью - наличием качественного разрыва между спросом и предложением на рынке труда.

Структурной единицей (ступенью) HPK является квалификационный уровень, характеризующийся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся при ее выполнении [2]. Каждый квалификационный уровень HPK РФ описывается с помощью дескрипторов - совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня, которые дифференцируются по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий. Таким образом, квалификация трактуется в следующем контексте:

- как подтверждение права человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности;

- как элемент человеческого капитала конкретного работника при условии подтверждения (согласно утвержденным процедурам) соответствия освоенных ими знаний, умений и широких компетенций установленным стандартам.

В целях внедрения в практику профессионального образования модели национальной рамки HPK РФ создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Роль данного института развития профессионального образования характеризует рис. 2.

Национальная система квалификаций

Совокупность механизм спроса на квалификаци квалификаций □в правового и институционального регулирования

и работников со стороны рынка труда и предложения со стороны системы образования и обучения

Перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций, сгруппированных по областям профессиональной

деятельности и уровням квалификации

Профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности

Правила и механизмы признания профессиональных стандартов

Механизмы разработки и реализации национальной или региональной политики в области квалификаций

Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения

Национальная рамка квалификаций

Система обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта)

Рис. 1. Элементы национальной системы квалификации

Национальный совет по профессиональным квалификациям

Координация работы, направленной на повышение качества профессионального образования

Создание советов по профессиональным квалификациям

- приведение ФГОС профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;

- профессионально-общественная аккредитация образовательных программ профессионального образования;

- формирование системы независимой оценки профессиональной квалификации

- проведение мониторинга рынка труда, появление новых профессий;

- разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов;

- разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;

- организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций;

- участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения;

- организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Рис. 2. Роль Национального совета в системе формирования профессиональных квалификации

Логичным следствием деятельности Национального совета по профессиональным квалификациям является инициатива по созданию отраслевых советов, представляющих собой институциональный механизм, интегрирующий отраслевые квалификационные требования и ответственность ведущих представителей профессионального сообщества за развитие и повышение конкурентоспособности в конкретной области профессиональной деятельности на национальном уровне. По мнению Кирилла Бородина, «концепция отраслевого подхода позволяет организациям-работодателям сообща формировать единое видение развития отрасли. Устанавливать разумные и обоснованные требования к содержанию и качеству труда работников с различным уровнем квалификации, к разработке и обновлению самих квалификаций, к наполнению образовательных стандартов и программ, а также к механизмам и правилам организации обучения на рабочем месте» [4]. В рамках отраслевого подхода создаются отраслевые организации (советы), занимающиеся оценкой потребности отрасли в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе, прогнозами ее развития, разработкой профессиональных стандартов, оценкой компетенций в рамках системы сертификации квалификаций.

Совет (отраслевой, профессиональный) по профессиональным квалификациям - это орган, целями деятельности которого (в числе других) являются разработка профессиональных стандартов, а также разработка, применение и обновление процедур подтверждения и присвоения профессиональной квалификации в соответствующих областях профессиональной деятельности. Неординарным с точки зрения действующих разрешите льных процедур и систем профессионального образования (в том числе высшего) является предложение о том, что именно отраслевые советы должны выдавать от своего имени разрешение на деятельность органу, присваивающему профессиональную квалификацию, и организовать надзор за его деятельностью. Тем самым советы призваны стать гарантом качества и обеспечить доверие к сертификации как со стороны работников, так и со стороны работодателей.

Министерством труда и социальной защиты РФ сформирован реестр советов по профессиональным квалификациям, в который в настоящее время включены 22 структуры. Данный реестр постоянно актуализируется ввиду формирования новых советов. Квалификационные характеристики в сфере экономики призван сформировать Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (Ассоциация участников финансового рынка), созданный в марте 2015 г. в соответствии со следующими документами: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Комплексным планом мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг.; Перечнем мероприятий по увеличению к 2020 г. числа высококвалифицированных работников (распоряжение Правительства Российской

Федерации №21-08-р от 13 ноября 2013 г.); Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», нормативными документами профильных министерств и ведомств.

В целях разработки профессиональных стандартов по отдельным направлениям профессиональной деятельности на финансовом рынке созданы специализированные комиссии по профессиональным квалификациям в области:

- бухгалтерского учета;

- внутреннего контроля и внутреннего аудита;

- управления рисками (риск-менеджмента);

- управления.

Полномочиями данного совета по профессиональным квалификациям наделены Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (OOP (PCI III)) и Ассоциация участников финансового рынка.

Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный стандартный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Типовая структура, отражающая логику профессионального стандарта, приведена на рис. 3.

В настоящее время Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разработал ряд профессиональных стандартов, которые могут быть использованы при формировании основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). Их обобщенная характеристика представлена в табл. 1. В проекте разработка следующих стандартов: актуарий, специалист по лизинговой деятельности, специалист по операциям с драгоценными металлами, специалист по потребительскому кредитованию, специалист по платежным услугам, специалист операций на финансовом рынке, специалист дистанционного банковского обслуживания, специалист по банковскому делу, специалист по автоматизированным банковским системам, специалист по форекс-брокерид-жу, специалист по экономической безопасности.

Анализ основных положений уже разработанных профессиональных стандартов позволяет сделать ряд выводов:

1) логика выбора групп занятий ориентирована на новые условия национального рынка труда, испытывающего потребность в узкоспециализированных профессионалах в сфере финансового рынка;

2) в большинстве стандартов высок удельный вес трудовых функций, относящихся к пятому уровню квалификации - среднее профессиональное образование, что подтверждает актуальность спроса на специалистов, имеющих профильное среднее специальное образование;

3) широкий спектр профессиональных стандартов создает практическую необходимость анализа региональных особенностей рынка труда для выбора перечня профессиональных стандартов для разработки ОПОП по направлению «Экономика»;

Рис. 3. Логика формирования

4) возможность выбора отдельных трудовых функций из совокупности профессиональных стандартов в соответствии с особенностями локального рынка труда;

5) развитие широкого спектра программ дополнительного профессионального образования, основанных на конкретном профессиональном стандарте с учетом конкретного квалификационного уровня;

6) актуализация прикладных видов самостоятельной работы и осознанное преодоление ситуации, когда существенная доля самостоятельных видов деятельности, предусмотренных учебными планами, обеспечивалась сугубо теоретическими заданиями, такими как реферат, подготовка к коллоквиуму, тестирование по теоретическим разделам курса;

7) изменение структуры учебных планов в пользу профессиональных дисциплин и уточнение содержания дисциплин гуманитарной, математической и прикладной информационной направленности. В целях методической поддержки разработчиков

ОПОП Министерством образования и науки РФ были разработаны методические рекомендации [5], предусматривающие, что требование обновления программ высшего образования с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы подразумевает на данном этапе именно учет содержания соответствующих профессиональных стандартов. В соответствии с общей логикой процесса сначала должна быть проведена актуализация ФГОС ВО на основе профессиональных стандартов, затем вузы - разработчики ФГОС и участники разработки профессиональных стандартов должны предложить образовательному сообществу Примерные образовательные программы. Однако реальность такова, что ФГОС ВО в новой редакции уже приняты, а процесс их актуализации на основе профессиональ-

профессионалъного стандарта ных стандартов пролонгируется как минимум до 2018 г. Методические рекомендации предусматривают, что до момента, пока во ФГОС не появятся перечни соответствующих ПС, или в том случае, если в актуализированный ФГОС не внесен такой перечень, при разработке ОПОП образовательная организация учитывает требования ПС, выбранных ею самостоятельно в качестве соответствующих направленности программы, по специальному алгоритму [5, с. 16]. Вуз вправе руководствоваться соответствующими должностными регламентами либо иными нормативными правовыми актами, содержащими требования к специалистам.

Для разработки ОПОП ВО по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика» уровень в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2015 г. №1327 [6], в ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» бала создана рабочая группа с участием представителей бизнес-сообщества г. Таганрога. Первичным в выборе профессиональных стандартов для разработки ОПОП ВО стал анализ трудоустройства выпускников по данному направлению и изучение специфики локального рынка труда. Поскольку в институте длительное время культивировались специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», это обусловило направленность должностей, занимаемых специалистами (а теперь уже и бакалаврами) после окончания вуза, - бухгалтер, главный бухгалтер, специалист кредитного отдела банка, менеджер по продажам банковских продуктов, экономист, специалист отдела внутреннего аудита коммерческой организации. Существуют определенные особенности и динамики финансового рынка города, организации которого рассматриваются в качестве основных работодателей и рынка труда.

Тааппш I

Профессиональные стандарты, разработанные Советам по профессионалыеьщ квалификациям финансового рьшка

Наименование стандарта Группы заЕшлнй но ОКЗ Основная петь вила профессиональной деятельности

Внутренний аудитор Экономисты; бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту; руководители подразделении (служб) Проведение независимых внутренних проверок и консультаций по вопросам надежности и ■эффективности функционирования систем управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления, операционной деятельности и информационных систем организации с целью достижения стратегических целей организации; обеспечения достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации; эффективности и результативности деятельности организации; сохранности активов организации; соответствия требованиям законодательства и внутренних нормативных актов организации

Специалист казначейства банка Бухгалтеры Управление ликвидностью и валютным риском банка, получение дохода от операций на денежном рынке. Пояснение: Выделение в структуре финансовой службы подразделения казначейства - новое явление в практике российского бизнеса. В большинстве российских компаний основные казначейские функции выполняет финансовый директор. Однако при развитии бизнеса обязанности финансового директора расширяются, смещаясь в сторону стратегического управления. В такой ситуации создание казначейства просто необходимо

Специалист по ипотечному кредитованию Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту Организация и обеспечение проведения сделок нпотечного кредитования по залог недвижимого имущества с участием юридических и (или) физических лиц

Специалист по корпоративному кредитованию Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту Предоставление юридическим лицам доступа к банковским кредитным продуктам, сопровождение кредитных операций с юридическими липами, консультирование и сопровождение заемщиков

Специалист по кредитному брокер иджу Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам; бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту, брокеры, дилеры Посредническая деятельность между кредитной организацией и заемщиком. Осуществление кредитной сделки на оптимальных для заемщика условиях в процессе посреднической деятельности между кредитными организациями и заемщиком

Специалист по м и кр о ф [шанс овы м организациям Руководители финансово-экономических подразделений и служб; бухгалтеры и специалисты и« финансам и кредиту Обеспечить доступное финансирование для населения и организаций малого бизнеса

Специалист по платежным системам Р уководи тел и специализированных подразделении (служб) в учрежден и я х_ организациях и на предприятиях Организация, обеспечение функционирования и развития платежных систем различного уровня, реализация сервисов и инструментов на базе платежных систем

Специалист по работе с залогами Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту Обеспечение операций с залоговым имуществом в рамках кредитования

Специалист по страхованию Специалисты по коммерческой деятельности, статистики, страховые агенты Страхование (перестрахование 5, Защита интересов экономических субъектов при наступлении определенных договором страховых случаев за счет целевых фондов, формируемых из уплаченных страховых премий и иных средств страховых организаций

Специалисты по факторинговым операциям Руководители финансово-экономических подразделении и служб; бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту; служащие, занятые обработкой статистической и финансовой информации Оказание хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, комплекса услуг, включающего финансирование, кредитное страхование, управление дебиторской задолженностью и взыскание дебиторской задолженности. Пояснение. Профессиональная деятельность в области факторинга пересекается по функционалу с иными видами деятельности на финансовом рынке: специалист казначейства банка, специалист по корпоративному кредитованию, специалист по работе с залогами и проблемной задолженностью, специалист до лизинговым операциям

Наименование стандарта Группы зашипи по (Ж 5 Оси и иная цель вит а профессиональный деятельности

Специалист по финансовому кон суды ированию Руководители финансово-экономических подразделений и служб; специалисты по предпринимательской деятельности н кадрам Обеспечение инвестиционной эффективности и оптимальных условий совершения финансовых сделок клиента с поставщиком финансовых услуг

Специалист рынка, ценных бумаг Руководители учреждений организаций и предприятий: руководители специализированных подразделений (служб) в учреждениях, организациях и на предприятиях, осуществляющих общую коммерческую деятельность, операции с недвижимостью и другие коммерческие услуги; специалисты по коммерческой деятельности Финансовое консультирование. Обеспечение инвестиционной эффективности и оптимальных условий совершения финансовых сделок клиента с поставщиком финансовых услуг

Страховой брокер Руководители учреждений, организаций и предприятий; специалисты по коммерческой деятельности Организация процесса страхования (перестрахования) физических и юридических лиц (потребители страховых (перестраховочных) услуг) страховыми (перестраховочными) организациями (поставщики страховых (перестраховочных) услуг) на основе сочетании их интересов

Бухгалтер Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту Деятельность в области бухгалтерского учета. Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экансынческих решений

Специалист по оценочной деятельности Руководители учреждений и организаций; управляющие трудовыми ресурсами: руководители научными исследованиямн и разработками; оценщики и эксперты; техники -ст ат ист ию 1 Деятельность по определению стоимостей (цен), оценка объектов гражданских прав, обязательств, убытков. Определение стоимостей (цен), оценка объектов гражданских прав, обязательств, убытков; составление итогового документа; организация процесса определения стоимостей (цен), оценки объектов гражданских прав, обязательств, убытков

Специалист по внутреннему контролю Поддержка органов управления экономическими субъектами: в обеспечении достижения целей ич деятельности путем своевременного выявления и оценки значимости рисков бизнес-процессов с применением: форм предварительного, текущего и последующего контроля; в соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации, а также внутренней полип uai и регламентов; в повышении эффективности систем управления экономическими субъектами, в достижении запланированных финансовых, операционных показателей, в экономном использовании ресурсов и в сохранности активов; в обеспечении экономическим субъектом достоверности н своевременности формирования составляемой отчетности

Специалист по управлению рисками Руководители служб и подразделении в сфере финансовой деятельности и страхования; аналитики систем управления в организации Управление рисками (риск-менеджмент) организации. Определение событий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль отсутствия превышения предельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной гарантии достижения целей организации: поддержание уровня риска, обеспечивающего непрерывную деятельность и устойчивое развитие организации, получение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, собственников и иных заинтересованных сторон

В контексте общей тенденции развития банк-оринтированной модели финасового рынка основными институтами финансового рынка выступают структурные подразделения различных инорегио-нальных банков и в меньшей степени страховых компаний. Из 35 крупных поизводственных предприятий города около 50% принимают на работу выпускников ТИУиЭ в качестве экономистов или бухгалтеров. Малый и средний бизнес является одним из динамично развивающихся секторов экономики города, который обеспечивает трудовой занятостью более трети населения города, предложения о трудоустройстве в этом сегменте рынка, как правило, бухгалтер, экономист.

В этой связи за основу при разработке ОПОП ВО по направлению «Экономика» были взяты следующие документы:

Профессиональный стандарт «Бухгалтер». Утвержден приказом Минтруда России от 22 декабря 2014г. №1061н;

Профессиональный стандарт «Аудитор». Утвержден приказом Минтруда России от 19 октября 2015 г. №728н;

Профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию». Утвержден прика-зомМинтрудаРоссииот 19 марта 2015 г. № 167н;

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор». Утвержден приказом Минтруда России от 24 июня 2015 г. № 398н;

Типовая должностная инструкция экономиста по финансовой работе. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/6135453/;

Типовая должностная инструкция специалиста отдела кредитования. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/6135453/

Образовательная программа ориентирована на подготовку квалифицированных экономистов в сфере финансово-кредитной, бухгалтерской и аудиторской деятельности Ростовской области и других регионов РФ. Разработчиками сформулированы следующие характеристики профессиональной направленности программы. Направленность - «Финансы и бухгалтерский учет». Вид трудовой деятельности (группа занятий): 2631 - экономисты; 2411 - бухгалтеры; 2411 - бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам. Отнесение к видам экономической деятельности (код ОКВЭД): 01-99 - все виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД.

Характеристика обобщенных трудовых функций (ОТФ), уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Код - А и/или В, уровень квалификации - 6 (бакалавриат):

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- составление консолидированной финансовой отчетности;

- внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- ведение налогового учета и составление налого -вой отчетности, налоговое планирование;

- проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

- организация работы и надзор за участниками аудиторской группы;

- консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг;

- осуществление финансовой деятельности предприятия;

- проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта в составе группы;

- консультирование клиентов об условиях кредитования и требованиях, предъявляемых к потенциальным заемщикам. Рассмотрение и анализ кредитных заявок клиентов;

- проведение анализа финансового состояния клиентов;

- подготовка кредитных заключений. Перечень должностей, на которые может претендовать потенциальный выпускник при успешном освоении ОП по направлению 38.03.01 - «Экономика», направленность «Финансы и бухгалтерский учет», уровень высшего образования - бакалавриат: экономист; экономист по финансовой работе; главный бухгалтер; бухгалтер; аудитор; специалист отдела кредитования; специалист банка (менеджер); внутренний аудитор; специалист по финансовому ко нсультированию.

Для увязки компетентностной модели выпускника с трудовыми функциями, содержащимися в профессиональных стандартах и типовых должностных инструкциях, был составлен ряд аналитических таблиц. В контексте тематики настоящей публикации наибольший интерес представляет следующая таб-лица (табл. 2).

Именно данная таблица создает информационную основу для таких этапов разработки ОПОП ВО, как:

^ выбор образовательной технологии системного уровня (в том числе установление требований к уровням формирования (развития) компетенций, последовательности и логике освоения (развития) компетенций, набору дисциплин/модулей, для каждого из которых обозначены результаты обучения и указан объем в зачетных единицах (кредитах);

^ создание подходящей системы оценки и обеспечения качества, сфокусированной на обеспечении логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи;

^ подготовка рекомендаций для разработчиков рабочих программ дисциплин.

Таблица 2

Сопоставление профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС, и трудовых функций

ПС и типовых должностных инструкций

Требования ФГОС ВО Требования ПС

Профессиональные компетенции по каждому ВД Трудовые функции по каждой ОТФ и квалификационные требования к ним, сформулированные в ПС

ОТФ Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующихсубъектов (ПК-1); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); - способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эко но метрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4); - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7); - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8) Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Составление консолидированной финансовой отчетности

Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование

Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками

ОТФ Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8); - способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9); - способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11) Выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и пр. услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Организация работы и надзор за участниками аудиторской группы

Продолжение табл. 2

Требования ФГОС ВО

Требования ПС

Профессиональные компетенции по каждому ВД

Трудовые функции по каждой ОТФ и квалификационные требования к ним, _сформулированные в ПС_

ОТФ Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного

проекта в составе группы

способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8)

Проведение внутренней аудиторской проверки в составе группы

Выполнение консультационного проекта в составе группы

ОТФ Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг

способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономет-рические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4); способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13)

Мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков

Подбор в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирование клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов

Консультирование клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности)

ОТФ Осуществление финансовой деятельности предприятия

способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базырассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)_

Взаимодействие с представителями сторонних организаций по вопросам финансовой деятельности

Подготовка банковских документов на платежи по обязательствам предприятия

Обеспечение правильности осуществления финансовых операций

Составление установленной отчетности

Окончание табл. 2

Требования ФГОС ВО Требования ПС

Профессиональные компетенции по каждому ВД Трудовые функции по каждой ОТФ и квалификационные требования к ним, сформулированные в ПС

ОТФ Консультирование клиентов об условиях кредитования и требованиях, предъявляемых к потенциальным заемщикам. Рассмотрение и анализ кредитных заявок клиентов

- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8) Консультирование клиентов об условиях кредитования и требованиях, предъявляемых к потенциальным заемщикам

Рассмотрение и анализ кредитных заявок клиентов

Предварительная оценка предоставленных документов потенциального заёмщика на предмет возможности предоставления кредита

Проведение анализа финансового состояния клиентов

Подготовка кредитных заключений

Мониторинг действующих кредитов

Консультирование клиентов по вопросам погашения кредитов, в том числе досрочного погашения

Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева A.A. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТКим. А.Н. Коняева, 2009.115 с. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ. М.: Национальное агентство развития квалификаций, 2010. Бородин К. Отраслевые советы профессиональных квалификаций помогут справиться с нехваткой специалистов [Электронный ресурс]. URL: http://energo-news.rU/archives/130151 (дата обращения: 26.03.2016).

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессио-нальных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.01 - «Экономика» (уровень - бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2015 г. № 1327.

Таким образом, разработка ОПОП ВО на основе 2. профессиональных стандартов представляет собой в достаточной мере сложную научно-методическую работу, которая требует скрупулезного анализа трудовых функций и трудовых действий, предусмот- 3. ренных профессиональными стандартами, и увязки их с реалиями современных требований работодателей к квалификации выпускников. Следует также подчеркнуть, что разработчикам образовательных программ (особенно программ академического бака- 4. лавриата) целесообразно культивировать в направленности образовательных программ функциональное совмещение трудовых функций различных видов деятельности на финансовом рынке, что расширит потенциальные возможности трудоустройства 5. выпускников.

ЛИТЕРАТУРА 1. Павлова O.A. От профессио нальных стандартов к образовательным программам // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №2 [Электрон- 6. ный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ ot-professionalnyh-standartov-k-obrazovatelnym-programmam (дата обращения: 25.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.