Научная статья на тему 'Комплекс программ инновационных коммуникативных дисциплин для студентов управленческих специальностей'

Комплекс программ инновационных коммуникативных дисциплин для студентов управленческих специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данюшина Юлия Владимировна

в настоящее время все более актуальным элементом программ подготовки современных специалистов (бакалавров и магистров) становятся курсы с глобальной ориентировкой. В статье предлагается и разрабатывается комплекс авторских программ инновационных коммуникативных дисциплин, в том числе с глобальной акцентуацией, для включения в учебные планы управленческих специальностей и направлений – «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данюшина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс программ инновационных коммуникативных дисциплин для студентов управленческих специальностей»

автора и при поддержке заведующего кафедрой менеджмента и маркетинга профессора Молодчика А.В. учебно-образовательный портал.

Для организации портала выбрана свободно распространяемая программная оболочка Moodle. Это позволило обеспечить лицензионную чистоту разработки. В отношении безопасности информации Moodle обеспечивает:

• регистрацию входа и выхода пользователей из системы;

• идентификацию, проверку подлинности и контроль доступа пользователей на портал;

• разграничение доступа к различным функциям и страницам портала.

В настоящее время на портале размещено более 30 электронных курсов дисциплин по двум специальностям факультета; организованы страницы методистов, преподавателей и студенческих групп. На этих страницах реализуются коммуникации студентов между собой; студентов с методистами и преподавателями; преподавателей и методистов между собой.

Опыт внедрения и функционирования электронной образовательной среды факультета позволил сделать вывод, что для эффективного ее использования необходимо решить ряд проблем.

Во-первых, важным для преподавателей является вопрос поддержки руководства вуза в области использовании электронного обучения, главным образом, вопрос материального поощрения. Пока разработка дисциплин для публикации на портале полностью зависит от внутренней мотивации преподавателя.

Во-вторых, в вузе необходим центр поддержки преподавателей, который бы осуществлял консультации по применению электронного обучения в учебном процессе, помощь в создании электронных учебно-методических материалов. Подобные центры существуют во многих западных университетах, и на реализацию их деятельности выделяются необходимые ресурсы.

В-третьих, необходимо создание методических материалов по использованию информационно-коммуникационных технологий и разработке электронных курсов.

Решение перечисленных проблем позволит преподавателям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество обучения и реализовать собственный научно-педагогичский потенциал.

Литература

1. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

2. http://bd.fom.ru/report/map/pressr_130611 (дата обращения: 31.05.2013 г.)

Ю.В. Данюшина

КОМПЛЕКС ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

COMPLEX OF PROGRAMS OF INNOVATIVE COMMUNICATION DISCIPLINES FOR STUDENTS OF MANAGEMENT SPECIALTIES

Аннотация: в настоящее время все более актуальным элементом программ подготовки современных специалистов (бакалавров и магистров) становятся курсы с глобальной ориентировкой. В статье предлагается и разрабатывается комплекс

© Ю.В. Данюшина, 2013

авторских программ инновационных коммуникативных дисциплин, в том числе с глобальной акцентуацией, для включения в учебные планы управленческих специальностей и направлений - «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и других.

Ключевые слова: коммуникации, компетенции, управление, менеджмент, инновационные дисциплины.

Abstract: at the present time increasingly important element of the programmes of training of modern specialists (bachelors and masters) become courses with a global orientation. The article offers and a range of author's programs of innovative communication disciplines, including global accentuation vicarious, for inclusion in the curricula of management specialties and directions - «State and municipal management», «Management» and others.

Keywords: communication, competence, management, innovative discipline.

Формирование коммуникативных компетенций является важнейшей составной частью вузовской подготовки будущих управленцев, поскольку коммуникация составляет основу самой управленческой деятельности. В то же время наш опыт стажировки в университете Беркли (США), а также исследование учебных планов ведущих мировых университетов показывает, что сейчас все более актуальным элементом программ подготовки современных специалистов (бакалавров и магистров) становятся курсы с глобальной ориентировкой. Поэтому мы предлагаем комплекс авторских программ инновационных коммуникативных дисциплин для включения в учебные планы управленческих специальностей и направлений - «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и др.

Комплекс включает в себя программы четырех взаимосвязанных курсов, призванных сформировать у студентов коммуникативные компетенции в контексте современных глобальных процессов. Предлагаемые курсы могут читаться как на русском, так и на английском языке, что позволит вузу эффективнее интегрироваться в современную мировую систему университетского образования. Теоретической основой комплекса служат концепции лингвокоммуникологии управления, дискурс-анализа управленческих и бизнес-коммуникаций, исследования по межкультурным деловым и административным коммуникациям [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Ниже приводим программы и примерную тематику данных курсов (дисциплин).

ПРОГРАММА КУРСА «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Общая трудоемкость - 180 ч (5 кредитов), в том числе аудиторная нагрузка - 108 ч (72 ч лекций + 36 ч семинаров).

Форма промежуточного контроля - домашнее задание с развернутым анализом результатов, аналитические эссе, презентации докладов, деловые игры.

Отчетность - зачет и экзамен.

Форма итогового контроля - письменное тестирование и устный ответ.

Курс является обязательной дисциплиной, читается в 4-5 семестрах.

Аннотация:

В курсе рассматриваются основы теории и практики межкультурных деловых коммуникаций и глобального (кросс-культурного) менеджмента, дается обзор правил и особенностей делового этикета в странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки.

Учебная задача /Цель курса:

сформировать у студентов системное представление об актуальных реалиях межкультурных деловых коммуникаций; дать студентам представление об основах кросс-культурного менеджмента в контексте глобализации.

Методы проведения аудиторных занятий: занятия проводятся в форме лекций (72 часов в семестр), семинарских занятий (36 часов в семестр). Предполагается проведение деловых игр, разбор и анализ кейсовых ситуаций.

Формы самостоятельной работы: подготовка и презентация докладов (в т.ч. в формате Microsoft Power Point), написание обзорно-аналитических эссе по отдельным проблемам, использование метода Case Study (решение проблемных ситуаций).

Тематика курса:

ЧАСТЬ 1.

Тема 1. Глобализация и культура. Основные понятия в системе межкультурных коммуникаций.

Тема 2. Межкультурная коммуникативная компетенция. Западные и восточные философские подходы к общению между культурами.

Тема 3. Типологии культур. Культурные измерения.

Тема 4. Адаптационные процессы и коммуникативные барьеры.

Тема 5. Невербальные и паравербальные коммуникации.

Тема 6. Язык и языки. Вербальные проявления разных культур. Письменное деловое общение

Тема 7. Палитра культурных ценностей. Семантические, аттрибуционные, гендерные, трудовые/деловые, религиозные, социальные, этические аспекты.

Тема 8. Межкультурные контакты. Культурный империализм.

Тема 9. Культурный шок и его преодоление. Иммиграция и аккультурация.

Тема 10. Ассимиляция, интеграция. Маргинализация, сепарация. Глокализация. Антиглобализм.

Тема 11. Идентичность и субкультуры.

Тема 12. Деловые коммуникации и деловая культура стран Европы.

Тема 13. Деловые коммуникации и деловая культура стран Азии (немусульманские страны)

Тема 14. Деловые коммуникации и деловая культура стран Азии (мусульманские страны)

Тема 15. Россия в системе межкультурных коммуникаций

Тема 16. Деловые коммуникации и деловая культура США

Тема 17. Деловые коммуникации и деловая культура Северной Америки и Австралии

Тема 18. Деловые коммуникации и деловая культура стран Латинской Америки и Африки

ЧАСТЬ 2.

Тема 1. Социально-политические и экономические реалии 21-го века. Глобальные организации и корпорации. Основные понятия глобального\ кросс-культурного менеджмента.

Тема 2. Социо-экономический обзор регионов мира. Глобальные вызовы современности.

Тема 3. Политическая, правая и технологическая среда глобального менеджмента.

Тема 4. Этика и социальная ответственность в глобальном масштабе

Тема 5. Типологии деловых культур. Управленческие коммуникативные стили.

Тема 6. Деловой этикет. Управление транснациональными и мультикультурными командами.

Тема 7. Кросс-культурные переговоры и конфликты.

Тема 8. Организационная культура и диверсивность.

Тема 9. Коммуникативная эффективность в условиях мультикультурализма.

Тема 10. Формы и структуры глобальной интеграции.

Тема 12. Стратегический менеджмент. Определение глобальной стратегии компании \ организации

Тема 13. Управление политическими рисками. Глобальный GR.

Тема 14. Принятие решений и контроль в глобальном менеджменте.

Тема 15. Организационное поведение. Мотивация.

Тема 16. Межкультурное лидерство.

Тема 17. Управление глобальными человеческими ресурсами.

Тема 18. Трудовые отношения в мире и индустриальная демократия.

ПРОГРАММА КУРСА «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

(интерактивный лекционно-практический курс на русском и англ. языках).

Общая трудоемкость - 108 ч (3 кредита), в том числе аудиторная нагрузка 54 ч (36 ч лекций + 18 ч семинаров)

Формы промежуточного контроля - домашние задания с развернутым анализом результатов, аналитические эссе, презентации докладов, деловые игры.

Форма итогового контроля Письменное тестирование и устный ответ на экзамене.

Курс является дисциплиной по выбору, читается в 5 семестре.

Аннотация:

В курсе рассматриваются основы теории и практики управления глобальными и региональными информационно-коммуникационными процессами, специфика i-коммуникации, ключевые особенности и характеристики современных организационных, корпоративных, политических, деловых, массовых, медийных и межкультурных коммуникаций; анализируются составляющие коммуникационного менеджмента и инжиниринга в глобальных условиях, методы формирования коммуникативной компетентности; дается обзор современных технологий глобального и глокального инфо-коммуникативного воздействия.

Учебная задача /Цель курса:

сформировать у студентов системное представление об актуальных реалиях инфо-коммуникационного пространства в контексте глобальных процессов; дать студентам представление о современных технологиях управления коммуникациями.

Методы проведения аудиторных занятий: занятия проводятся в форме лекций (36 часов в семестр), семинарских занятий (18 часов в семестр). Предполагается проведение деловых игр, разбор и анализ кейсовых ситуаций.

Формы самостоятельной работы: подготовка и презентация докладов (в т.ч. в формате Microsoft Power Point), написание обзорно-аналитических эссе по отдельным проблемам, использование метода Case Study (решение проблемных ситуаций).

Тематика курса:

Тема 1. Историко-теоретические основы коммуникологии глобализации. Глобальные коммуникации как предмет изучения. Научный аппарат теории коммуникаций. Категории и законы, модели и типологии коммуникации. Формирование исследовательских традиций в сфере глобальных коммуникаций.

Тема 2. Информация и коммуникация в XXI веке. Информационное общество и социальные коммуникации. Теории коммуникаций и общества Лумана, Маклюэна, Хабермаса, Тоффлера, Кастельса и др.

Тема 3. Публичная дипломатия и глобальная политика. Стратегические политические коммуникации.

Тема 4. Роль коммуникаций в национальном развитии. Электронные правительство, государство, экономика. Создание новых глобальных смыслов международными организациями.

Тема 5. Глобальная конкуренция и мировая экономика. Глобальный и глокальный маркетинг и брэндинг.

Тема 6. Массовые коммуникации и медиа-коммуникации. Интерактивные\новые медиа versus классические СМИ. Международные телекоммуникационные сети и медиакорпорации. Глобальные новостийные агенства. Инфотейнмент.

Тема 7. Американские мультимедийные конгломераты.

Тема 8. Евромедиа. Медиа-глобализация Азии. Коммуникации в России.

Тема 9. Инфо-коммуникационные потоки в век интернета. Реклама и управление кампаниями в интернете. Государственная политика и законодательство в сфере интернета.

Тема 10. Интернет-коммуникология.

Интернет-ресурсы глобального воздействия. Веб. Сайты. Блоггинг и микроблоггинг. Вики и иные возможности интернет-коммуникаций.

Тема 11. Сетевые сообщества и социальные сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 12. Правовые и этические аспекты глобальных коммуникаций.

Тема 13. Вопросы безопасности в глобальных коммуникациях. Коммуникационные угрозы и риски.

Тема 14. Пропаганда. Информационные кампании и войны. Вербальные и невербальные технологии коммуникативного воздействия и противодействия.

Тема 15. Глобальная реклама и связи с общественностью, интегрированные коммуникации 21-го века. Организация и корпорация как актанты глобальных коммуникаций. Технологии PR, GR, BR в обеспечении процессов организационных и корпоративных коммуникаций.

Тема 16. Коммуникации и культура. Межкультурные коммуникации.

Тема 17. Модели и перспективы глобальных коммуникаций. Глобальные инфо-коммуникационные технологии и их эволюция. i-коммуникации. Дигитализация, интернетизация, конвергенция глобального информационно-коммуникационного пространства

Тема 18. Коммуникационный менеджмент, коммуникационный инжиниринг и коммуникационный аудит в глобальных условиях. Коммуникативная компетентность в глобальном контексте.

ПРОГРАММА КУРСА «ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ (лингвотехнологии делового общения)»

Практический интерактивный курс на английском языке, курс является обязательной дисциплиной, читается в 6 семестре.

Аннотация:

В курсе даются практические знания и умения эффективной организации международного делового общения (на английском языке). Студенты приобретут навыки ведения международной деловой корреспонденции, проведения совещаний, презентаций и переговоров, составления отчетов и документации.

Учебная задача /Цель курса:

сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков для успешного делового общения в глобальном инфо-коммуникативном пространстве.

Методы проведения аудиторных занятий:

курс проводится в форме практических занятий (32 часа в семестр). Предполагается проведение деловых игр, разбор и анализ кейсовых ситуаций.

Формы самостоятельной работы: подготовка и презентация докладов (в т.ч. в формате Microsoft Power Point), использование метода Case Study (решение проблемных ситуаций).

Тематика курса:

Part 1: Understanding the Foundations of Business Communication

Unit 1. Achieving Success Through Effective Business Communication

Using Technology to Improve Communication

Unit 2. Communicating in Teams.

Mastering Listening and Nonverbal Communication

Unit 3. Communicating Interculturally (3 classes)

Part 2: Mechanics of Efficient Business Communication.

Applying the Three-Step Writing Process

Unit 4 Planning Business Messages. Organizing Information.

Oral Media. Written Media. Electronic Media. Institutional Websites and Blogs.

Unit 5. Writing Business Messages.

Using Technology to Compose and Shape Messages

Unit 6. Completing Business Messages. Producing Messages

Part 3: Types of Messages. Crafting Brief Messages

Unit 7. Writing Routine and Positive Messages

Unit 8. Writing Negative Messages

Unit 9. Writing Persuasive Messages

Unit 10. Planning Proposals and Corporate Materials.

Part 4: Preparing Reports and Oral Presentations

Unit 11. Writing Reports. Illustrating with Effective Visuals

Unit 12. Completing Reports and Proposals.

Text of the Report: Introduction. Body. Close. Supplementary Parts. Appendixes. Bibliography. Index

Unit 13. Planning, Writing, and Completing Oral Presentations Unit 14. Building Careers and Writing Resumes. Networking. Part 5: Writing Employment Messages and Interviewing for Jobs Unit 15. Applying and Interviewing for Employment Unit 16. Communicating for Success (деловая игра)

ПРОГРАММА КУРСА «КОММУНИКАЦИИ ЛИДЕРСТВА И РИТОРИКА УПРАВЛЕНИЯ»

Общая трудоемкость - 180 ч (5 кредитов), в том числе аудиторная нагрузка - 108 ч (72 ч лекций + 36 ч семинаров).

Форма промежуточного контроля - домашнее задание с развернутым анализом результатов, аналитические эссе, презентации докладов, деловые игры. Отчетность - зачет и экзамен.

Форма итогового контроля - письменное тестирование и устный ответ. Курс сопровождается 18 практическими аудио- и видео-занятиями с анализом наиболее известных речей в истории публичной риторики (на англ.языке). Курс является обязательной дисциплиной, читается в 7 семестре. Тематика курса -

1. Лидерство и управление как коммуникация. Понятие лидерства и отношения «лидер - последователи».

2. Коммуникативные стили лидерства. Исследования в области лидерства. Межкультурные особенности лидерства.

3. Ситуационное и функциональное лидерство.

4. Трансформационное и харизматическое лидерство. Социологические, политические, психоаналитические, поведенческие, аттрибуционные и иные подходы к исследованию харизмы и харизматической коммуникации.

5. Лидерство и власть. Коммуникация как импауэрмент.

6. Лидерство и воздействие. Доверие и его формирование. Лидер как переговорщик.

7. Формирование аргументативной компетенции лидера.

8. Лидерство в группах и командах. Эффективное совещание.

9. Лидерство в организациях. Организационная культура.

10. Лидерские коммуникации в условиях кризиса и конфликта.

11. Публичное лидерство. Связи с общественностью. Информационные кампании.

12. Лидерство в глобализированном мире. Диверсивность и тендерные аспекты лидерских коммуникаций.

13. Этические основы лидерства.

14. Процессы формирования лидера и его коммуникативных умений.

15. Коммуникативные портреты политических лидеров Запада.

16. Коммуникативные портреты политических лидеров Востока.

17. Коммуникативные портреты бизнес-лидеров Запада.

18. Коммуникативные портреты бизнес-лидеров Востока.

Литература

1. Данюшина Ю.В. Бизнес-лингвистика и деловое общение в Интернете / Ю.В. Данюшина. - М.: ГУУ, 2010. - 275 с.

2. Данюшина Ю.В. «Нефтегазовые боссы» на корпоративном сайте: лингвокультурологический дискурс-анализ // Язык и культура. 2011. № 2, с. 11-28.

3. Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса / Дисс. доктора филол.наук. Институт языкознания РАН. - М., 2011.

4. Зиновьева А.Ф., Данюшина Ю.В. Межкультурная деловая коммуникация. Intercultural business communication. (учебное пособие) / А.Ф. Зиновьева, Ю.В. Данюшина. Государственный университет управления, Институт иностранных языков ГУУ. - М.: ГУУ, 2009. - 224 с.

5. Bargiela-Chiappini F., Nickerson C., Planken B. Business Discourse. Palgrave Macmillan. 2007.

6. Fairclough, N. "Critical discourse analysis as a method in social scientific research", in R. Wodak and M. Meyer (eds), Methods of Critical Discourse Analysis. London: Sage, 2001. pp. 121-38.

7. Scoble, R., Israel, Sh. Naked Conversations. How blogs are changing the way businesses talk with customers. John Wiley and Sons, Inc. 2006.

8. Van Dijk, T. A. (Ed.) Discourse Studies. 5 vols. Sage Benchmarks in Discourse Studies. (pp. xix-xiii). London: Sage. 2007.

9. Wodak, R. and P. Chilton (Eds.) New Agenda in (Critical) Discourse Analysis. Amsterdam: Benjamins. 2005.

А.Н. Жилкина

ФИНАНСОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

FINANCIAL DISCIPLINE FOR THE PREPARATION OF BACHELORS ON A DIRECTION «MANAGEMENT»

Аннотация: переход в большей степени от знаний к умениям при обучении бакалавров накладывает определенную специфику преподавания финансовых дисциплин в бакалавриате. Этому и посвящена данная статья.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, бакалавриат, компетентностный подход в образовании.

Annotation: the transition to a greater extent on the knowledge to skills in teaching undergraduate imposes certain specific teaching financial disciplines for bachelors. The article is devoted to these issues.

© А.Н. Жилкина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.