ґ
V,
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
О. ЕПИШЕВА, профессор В. МАЙЕР, проректор Тюменский государственный нефтегазовый университет
Реализация компетентностного подхода в образовании зависит от всей образовательно-культурной и управленческой среды, в которой живет и обучается молодой человек, в том числе от компетентности всех сотрудников образовательного учреждения.
Организации и управлению сегодня отводится значительная роль в эффективности работы учреждений во всех областях деятельности - в сфере производства, обслуживания, образования, больниц, банков и т.д. Им посвящены исследования, в ходе которых разрабатываются идеальные модели эффективно работающих сотрудника и организации в целом в современных условиях. Для обозначения свойств такого идеального сотрудника, необходимых в любой профессиональной деятельности, используются термины «квалификация» и «компетентность». Так, Дж. Равен называет следующий перечень таких свойств: способность работать самостоятельно, без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять изобретательность, инициативу и настойчивость; готовность замечать проблемы, связанные с достижением поставленной цели, и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе; умение принимать решения на основе здравых суждений; умение включаться в ситуации руководства, общения и понимания людей, прогнозирования, координации действий с коллегами, социальные ситуации и групповые процессы и др. [1].
Управленческая
компетентность
вузовского
руководителя
Компетентный специалист способен среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные, т.е. обладать аналитическим и критическим мышлением. Компетентность руководителя предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения управленческих задач в данное время и в данных условиях.
Еще одна важная группа качеств, необходимых во всех ситуациях, образует коммуникативную компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию с другими людьми. Она обусловлена необходимостью организации эффективной коллективной работы различных специалистов, требующей умений сотрудников работать в команде на общий результат (в том числе с применением электронных коммуникативных систем), участвовать в обсуждении и принятии решений; уметь выступать и публично представлять результаты своей работы (в том числе в сопровождении «презентации»), делать понятным смысл своих высказываний для других (речевые умения); учитывать содержательную критику; понимать точку зрения своих партнеров; уметь работать с письменной информацией (читать и анализировать информацию, писать тексты различного рода); использовать различные информационные технологии; продуктивно разрешать конфликты.
А.Н. Силин и др. [2], исследуя теоретические и методологические аспекты социального управления, выделяют инновационные компоненты организационного поведения руководителя - компетентность в
142
Высшее образование в России • № 8, 2005
области используемых производственных и информационных технологий и в сфере современных концепций организационного поведения, умение выбрать наиболее рациональную из них; системный подход к управлению; внимание к позитивным сторонам деятельности «команды», умение налаживать контакты с людьми; интерес к вопросу «как с этим справиться», деловой этикет, трудолюбие, качества лидера и др.
Все эти качества в полной мере должны быть присущи работникам образовательного учреждения, осуществляющим организацию и технологию управления качеством образования, - руководителям структурных подразделений этого учреждения. Это, как правило, вспомогательные службы, обслуживающие ту или иную отрасль, которые с развитием рыночной экономики, расширением самостоятельности образовательных учреждений, их развитием как интегративных, многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных, началом острой конкурентной борьбы между ними на рынках образовательных услуг становятся все более значимыми для каждого учебного заведения.
Помимо традиционной методической службы (которая в новых условиях становится более самостоятельной и независимой от «Центров»), учебное заведение, по мнению А.М. Новикова [3], должно иметь службу маркетинга, занимающуюся изучением и анализом рынка труда и рынка образовательных услуг в регионе, спроса на них, тенденций и прогнозов развития, реакции потребителей (молодежи, взрослого населения, экономических и социальных структур); финансовую службу, которая должна в условиях многоканального финансирования образовательного учреждения находить, собирать, перераспределять и экономно тратить деньги и в которой бухгалтерия играет пассивную роль; службу качества («внутреннего маркетинга»), систематически отслеживающую результаты обучения, удовлетворенность обучаемых учебным процессом и бытовыми условиями и др.; правовую службу, регулирующую правовые отношения с государством и юри-
дическими лицами; социально-педагогическую службу, занимающуюся организацией воспитательной работы со студентами и решением их проблем, в том числе в трудоустройстве, обеспечивающую взаимодействие с общественностью и т.д.; психологическую службу, обеспечивающую диагностику и коррекционную работу со студентами; компьютерную службу, обеспечивающую централизованную компьютеризацию учебного процесса и ее техническое обслуживание, связь с внешними информационными сетями; полиграфическую службу, обеспечивающую обучаемых, преподавателей и сотрудников полноценными нормативными и дидактическими материалами.
Эффективность управленческой деятельности руководителей этих служб в области повышения качества образования зависит, во-первых, от того, какие обязательства берет на себя руководство в плане обеспечения научно-методических, кадровых, материальных, финансовых, нормативноправовых и прочих условий для работы образовательного учреждения. Эти обязательства определяют обоснованную логическую последовательность управленческих действий (технологию) по реализации функций управления качеством образования, наложенных на организационную структуру управления (подразделения, должностные лица, субъекты управления). Во-вторых, она зависит от личностных профессионально важных качеств руководителя, его общей культуры и имиджа профессионала. Наконец, она зависит от того, насколько руководитель разбирается в понятийном аппарате и закономерностях профессиональной педагогики, способен на «педаго-гизацию» управленческой деятельности.
На основе теоретических исследований и опыта практической управленческой деятельности в Тюменском государственном нефтегазовом университете нами разработан вариант структурной модели понятия «Управленческая компетентность вузовского руководителя» (схема).
По нашему мнению, эта модель может служить, во-первых, основой проектирова-
Обсуждаем проблему
143
Схема
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВУЗОВСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Социально-методологическая компетентность
Знание проблем и социального заказа российскому профессиональному образованию, общественно ценностных основ качественного профессионального образования
Знание проблем, парадигмы, основных категорий, социальных и методологических основ повышения качества российского профессионального образования
Знание образовательной политики в мире и в регионе, реальных возможностей вуза в ее участии, общественных ценностей менеджмента
Психологическая компетентность
Знание психологических основ управления, инициативность, готовность к персональной ответственности, аналитический стиль мышления, его системность, самостоятельность и оригинальность, саморегуляция, трудолюбие, качества лидера
Толерантность, мобильность, внешняя и внутренняя мотивация управленческой деятельности, способность к рефлексии деятельности и ее коррекции
Коммуникативные умения, способность ради достижения поставленной цели к совместной деятельности побуждать к работе других, слушать и принимать во внимание их мнение, разрешать сотрудникам принимать самостоятельные решения
Педагогическая компетентность
Знание структуры и содержания педагогической деятельности, профессиональной компетентности преподавателя, принципов организации в вузе учебновоспитательной и научноисследовательской работы
Знание педагогических проблем деятельности преподавателя вуза, учебных проблем деятельности студентов и путей их решения
Знание образовательных инноваций - технологий повышения и определения качества образования в вузе и стратегий управления его качеством; содержания, методов, форм и средств внутривузовского контроля качества подготовки специалиста и др.
144
Высшее образование в России • № 8, 2005
Схема (продолжение)
Экономико-правовая компетентность
Знание нормативноправовых документов по образованию и умения правового регулирования деятельности вуза
Знания и умения экономического регулирования деятельности вуза
Умения финансового регулирования вузовских процессов, выявление и использование дополнительных источников внебюджетного финансирования
Общекультурная компетентность
Общая культура, система моральных ценностей, эрудиция, деловое честолюбие, потребность в совершенствовании профессиональноличностного потенциала и имиджа профессионала
Знание принципов валеологи-ческой и экологической культуры и их учет в управленческой деятельности
Культура межличностного (в том числе речевого) общения, умения создать комфортные условия для продуктивного общения с подчиненными, способность разрешать конфликты, культура поведения, деловой этикет
Обсуждаем проблему
145
Схема (продолжение)
Организационная компетентность
Маркетинговые знания и умения, внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей, проектировочные умения, мобильность, предприимчивость
Организационно-управленческие знания и умения, рационального использования психологических и социальных основ управления, умение разрабатывать стратегию и тактику управления, объективная оценка профессионально-личностного потенциала сотрудников, способность работать в качестве подчиненного
Знания и умения дело-производств и организации деятельности по изданию и прохождению нормативной и учебнометодической документации
ния функций и конкретных профессиональных задач деятельности руководителей, содержания повышения их квалификации и критериев оценки их практической деятельности. Во-вторых, эта модель служит основой программы повышения квалификации руководителей подразделений ТюмГНГУ по специально введенной нами дисциплине «Теоретические основы управленческой деятельности в вузе». Содержание этой дисциплины составляет понятие компетентности руководителя и теоретические закономерности управления в высшей школе, профессионально ориентированный психологический тренинг, проектирование технологии управления конкретным структурным подразделением и раз-
работка ее социально-правового, экономикофинансового, информационного, организационно-управленческого обоснования, а также профессионально-ориентированные технологии проведения занятий.
Литература
1. Равен Дж. Компетентность в современном
обществе. - М., 2002.
2. Силин А.Н., Хайруллина Н.Г., Лихтенштейн В.М. Менеджмент организации: Субъектно-объектные отношения: Учебник для вузов. - Тюмень, 2004.
3. Новиков А.М. Профессиональное обра-
зование России: Перспективы развития. - М., 1997.
Е. ГУРТОВОЙ, профессор, ректор Н. КАЗАКОВА, доцент, проректор Шуйский государственный педагогический университет
Одним из реальных результатов модернизации системы образования в России стала её регионализация. Это выразилось, в первую очередь, в передаче финансирования, а следовательно, и контроля общего среднего, основной массы начального и значительной части среднего профес-
Комплексный мониторинг в регионе
сионального образования на уровень субъектов Федерации.
Функции учредителя в отношении образовательных учреждений переданы в ряде случаев администрациям районов, муниципалитетам, поселковым советам, иногда органам управления образованием.