Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность менеджера'

Коммуникативная компетентность менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХТОВЫЙ МЕТОД / WATCHING METHOD / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / МЕНЕДЖЕР / MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силин Анатолий Николаевич, Чупашева Екатерина Владимировна

В работе представлены результаты исследования компетенций менеджеров предприятий Севера Тюменской области с вахтовой организацией труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силин Анатолий Николаевич, Чупашева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGER

This work deals with the results of managers competence investigation at the enterprises with watching organized labour in the North of Tyumen region.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность менеджера»

YÄK 316/6 ББК 87.77

A.H. СИЛИН, Е.В. ЧУПАШЕВА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА

A.N. SILIN,

E.V. TCHUPASHEVA

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGER

В работе представлены результаты исследования компетенций менеджеров предприятий Севера Тюменской области с вахтовой организацией труда.

This work deals with the results of managers competence investigation at the enterprises with watching organized labour in the North of Tyumen region.

Ключевые слова: вахтовый метод, компетенции, менеджер.

Key words: watching method, competence, manager.

Эффективная коммуникация - это один из важнейших факторов успеха в современном бизнесе. Она строится на четком понимании проблем и анализе альтернативных возможностей. Чтобы осознать значимость эффективной коммуникации, руководителю достаточно подсчитать, сколько времени он тратит на общение с сотрудниками, которые пытаются описать существующую проблему на основании ощущений, а не фактов.

Работа любого управленца связана с постоянным взаимодействием с людьми. Внутри компании - это подчиненные, коллеги, руководство; вне ее - партнеры, клиенты, властные структуры и др. Оттого обладает ли менеджер коммуникативными способностями, умеет ли он быстро и адекватно оценивать ситуацию, находя правильные решения, зависит не только его карьера, но и благополучие фирмы. Поэтому при найме на работу и подготовке кадров особое внимание уделяется личностным качествам сотрудника. Необходимо рассматривать каждого человека как личность, обладающую совокупностью экономических, социальных, психологических и духовных потребностей. Основная задача руководителя - установить хорошие отношения с сотрудниками, уделяя максимальное внимание именно его личности, способности которой могут быть в полной мере задействованы для производительности труда только в том случае, если ее запросы удовлетворены культурной отношений в корпорации.

Коммуникативная компетентность - развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения, формирующийся в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности для современного общества, отличающегося усложнением связей, взаимодействий между людьми. Современное российское общество отличается высокой динамичностью. Происходящие в стране кардинальные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах привели к значительному повышению роли нравственной, духовной личности, сочетающей высокий уровень ответственности и свободы в определении своего жизненного предназначения. В этих условиях важнейшим фактором общественного развития является именно коммуникативная компетентность специалистов. Особенно велика ее роль при вахтовом методе работы труда в тяжелых условиях Севера.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс знаний и навыков и формируется не только в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми, но и в процессе обучения.

Коммуникативная компетентность менеджера, осуществляющего свою деятельность на предприятиях северных регионов России вахтовым методом, на наш взгляд, должна включать все составляющие коммуникативной компетентности личности: знание норм и правил общения, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию, понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение убеждать собеседника, способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера, выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки, способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

В свою очередь, уровень образованности, общей и коммуникативной культуры будущего специалиста во многом зависит от системы подготовки в высшем профессиональном образовательном учреждении. Поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла. Возрастание роли коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности способствует рационализации и повышению эффективности механизмов управления обществом, утверждению диалога в качестве приоритетной формы общения и решения проблем, формированию нравственной, духовной личности.

Во время проведения социологического исследования, при изучении компетенций менеджеров высшего, среднего и низшего звена, осуществляющих свою деятельность вахтовым методом на нефтегазовых предприятиях Севера Тюменской области, выяснилось, что эти менеджеры являются медиаторами между головной и дочерней компанией, принося с собой знания и опыт ведения бизнеса, философию и фирменный стиль головного предприятия. Часто менеджеры среднего и низшего звена не предлагают альтернативных способов решения какой-либо проблемы, не задумываясь над тем, как надо изменить процессы в компании, чтобы проблема не возникла. Поэтому высший менеджмент обязан найти пути решения всех проблем, часто имеющих финансовую, материальную, организационную и психологическую составляющие Психологическая составляющая заключается в организации эффективного взаимодействия между менеджерами среднего, низшего звена и рабочими, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в вахтовом режиме труда.

Эффективность результатов работы во многом обусловливается именно профессионализмом менеджеров. Исследование показало, что многие менеджеры, работающие вахтовым методом на нефтегазовых предприятиях Севера Тюменской области, не обладают необходимым уровнем коммуникативной компетентности. В результате возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к их профессионализму, и недостаточным уровнем развития их коммуникативной компетентности. Разрешение данного противоречия с использованием «интуитивно-волевого» подхода не дает желаемых результатов. Коммуникативную компетентность необходимо формировать и развивать на научной основе, так как содержание коммуникативной компетентности во многом зависит от специфики профессиональной деятельности. В сложных ситуациях вахтового режима работы в условиях северного региона, когда может транслироваться неистинная информация, осуществляются различные формы манипулятивного психологического воздействия, когда необходимо применять индивидуальную психологическую защиту, требуется научная база для развития коммуникативной компетентности. Исследование показало, что сложные виды коммуникативной компетентности, необходимые для осуществления делового общения в затрудненных условиях, изучены явно недостаточно.

Изучение работы менеджеров в вахтовых условиях труда показало, что важным в деятельности специалистов становятся не только собственно специальные знания, но и общая способность коммуникативной организации профессиональной деятельности в различных социально-экономических условиях с представителями разных профессиональных сообществ и культур.

В результате проведенного социологического исследования были определены факторы, определяющие ключевые компетенции, к ним относятся: академическая мобильность и глобализация образования; расширение профессиональной деятельности менеджера и выход на уровень общения с представителями других культур; необходимость знания обычаев и культуры народов Севера, и других средств коммуникативного воздействия; изменение акцента в ситуациях принятия решений в сторону децентрализации и самостоятельности в ответственных решениях; внедрение в профессиональную деятельность информационных технологий; необходимость непрерывного повышения образования и квалификации для сохранения конкурентоспособности специалистов на мировом рынке.

Исследование еще раз показало, что коммуникация эффективна, если строится на основе профессионального интереса и взаимопонимания. Фундамент доброжелательных отношений - это прежде всего умение считаться с интересами коллектива, умение вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и защищено; терпимое отношение к слабостям коллег и подчиненных. Менеджер всегда обязан быть конкретным, уметь разрешать конфликтные ситуации, избегать агрессивного отношения к подчиненным. Предпочтение должно отдаваться коммуникативным способностям, посредством которых осуществляется эффективное управление коллективом.

Коммуникативные способности в профессиональной деятельности определяют системно-интегрирующий процесс, состоящий из коммуникативно-диагностической, коммуникативно-программирующей, коммуникативно-организационной, коммуникативно-исполнительской составляющих, характеризующий управленческую культуру менеджера, которая систематически развивается и совершенствуется.

В процессе социологического исследования, менеджеры высшего, среднего и низшего звена нефтегазовых предприятий Севера Тюменской области, осуществляющих свою деятельность вахтовым методом, самый высокий балл поставили следующим качествам: доминантность; креативность; высокая эмоциональная устойчивость и постоянная активность в тесных социальных контактах; способность действовать в социальной изоляции, вызванной оторванностью от привычной обстановки- семьи, родителей, друзей; умение приспосабливаться к изменяющейся организационной культуре, объективно оценивать и транслировать эти изменения; умение осуществлять управленческую деятельность и разрешать организационные, в том числе межэтнические конфликты в условиях многонациональных коллективов, складывающихся из представителей коренного населения, пришлого населения советского периода и проточного населения, не связывающего своих планов с постоянным проживанием на территории Севера; развитые коммуникативные навыки и постоянная активность в тесных социальных контактах [2, с. 107].

Необходимо отметить, что сейчас для понимания управленческого профессионализма важно учитывать тенденции изменения содержания деятельности современных руководителей. Во многих компаниях, особенно нефтегазодобывающих, представления о профессионализме менеджеров стали изменяться. Наиболее профессиональными считаются уже не те, кто в совершенстве владеет задачами текущей деятельности, а те, кто кроме этого быстро адаптируется к постоянно появляющимся новым. Быстрая смена задач и основного содержания деятельности становится все более характерной чертой для бизнеса в самых разных отраслях. Сокращение периода между появлением новых технологий, новых производственных задач, с одной сто-

роны, и высокая динамика условий внешней среды и соответствующие им новые требования бизнеса, с другой, сместили акценты в содержании понятия управленческий профессионализм. Главным для менеджера становится не только скорость освоения новых знаний, позволяющих изменять свое поведение и быстро адаптироваться к новым задачам и условиям деятельности, но и высокие коммуникативные качества.

Поскольку социальный контекст в профессиональной деятельности менеджеров становится все более зримым, значимым аспектом в их подготовке являются важными основы профессиональной и межкультурной коммуникации. Важным является формирование не просто специальных знаний и умений, а наличие профессионально-коммуникативной компетенции, способности коммуникативной организации профессиональной деятельности как проявления степени профессионализма специалиста, обеспечивающей эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Это позволяет выделить коммуникативную компетенцию в ряде других компетенций как одну из определяющих качество образования менеджеров, которые будут осуществлять свою деятельность в сложных условиях циркумполярного региона.

Учитывая сложившуюся в мировой и отечественной экономике ситуацию, мы признаем необходимость значимого расширения программ научных исследований в арктических и субарктических районах, создания здесь комплекса мониторинговых систем, разработки на междисциплинарной основе системного механизма управления социально-экономическими, социокультурными, экологическими и иными процессами, позволяющего регулировать развитие территории при различных сценариях изменения общей ситуации [1, с. 179].

Формирование коммуникативной компетентности в контексте повышения качества образования является актуальной научной проблемой, решение которой позволит повысить эффективность профессиональной деятельности менеджеров.

Литература

1. Силин, А.Н. Регулирование социальных процессов на нефтегазовых предприятиях Российской Арктики и Субарктики [Текст] / А.Н. Силин. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 260 с.

2. Чупашева, Е.В. Социологический анализ компетенций менеджеров северных предприятий с вахтовой организацией труда [Текст] : монография / Е.В. Чупашева. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.