Научная статья на тему 'Нравственные аспекты подготовки менеджеров для нефтегазовых компаний Севера'

Нравственные аспекты подготовки менеджеров для нефтегазовых компаний Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / МЕНЕДЖЕР / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MORAL PRINCIPLES / SELF-CONCEPTION / PURPOSE / VALUES / MANAGER / COMPETENCIES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силин Анатолий Николаевич, Чупашева Екатерина Владимировна

Статья посвящена проблеме нравственного развития студенческой молодёжи, этике ответственности менеджера, необходимости сочетать его глубокую профессиональную подготовку с высокой нравственностью и культурой. Авторы представляют результаты социологического исследования компетентности менеджеров, осуществляющих свою деятельность в условиях Севера Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ASPECTS OF MANAGER TRAINING FOR OIL AND GAS COMPANIES OF THE NORTH

The article is devoted to the problem of students moral development. Especially it concerns the ethics of manager responsibility, necessity of combining his good qualification with high morals and culture. The authors represent the results of sociological investigation held for studying the competence of managers working in the North of Tyumen region.

Текст научной работы на тему «Нравственные аспекты подготовки менеджеров для нефтегазовых компаний Севера»

ББК 87.77 YAK 316.6

А.Н. СИЛИН, E.B. ЧУПАШЕВА

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ СЕВЕРА

A.N. SILIN,

Y.V. TCHUPASHEVA

MORAL ASPECTS OF MANAGER TRAINING FOR OIL AND GAS COMPANIES OF THE NORTH

Статья посвящена проблеме нравственного развития студенческой молодёжи, этике ответственности менеджера, необходимости сочетать его глубокую профессиональную подготовку с высокой нравственностью и культурой. Авторы представляют результаты социологического исследования компетентности менеджеров, осуществляющих свою деятельность в условиях Севера Тюменской области.

The article is devoted to the problem of students moral development. Especially it concerns the ethics of manager responsibility, necessity of combining his good qualification with high morals and culture. The authors represent the results of sociological investigation held for studying the competence of managers working in the North of Tyumen region.

Ключевые слова: нравственные принципы, Я-концепция, установки, ценности, менеджер, компетенции, компетентность.

Key words: moral principles, self-conception, purpose, values, manager, competencies, competence.

В последнее время в российском обществе активно дискуссируется вопрос: «Какой должна быть высшая школа 21 века?» Современные требования к рыночной экономике внесли существенные коррективы в учебный процесс: сегодня высшее образование должно быть ориентировано не только на усвоение студентами определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных интересов, созидательных способностей, активизации самостоятельной деятельности и воспитанию высоких нравственных принципов.

В современных условиях система образования призвана гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Знания учащихся - это лишь средства для развития личности. Одним из важнейших направлений должно стать нравственное развитие студенческой молодёжи именно в процессе обучения.

Креативные, творческие, толерантные, компетентные, высоконравственные специалисты - залог успешной деятельности предприятия [1, c. 35].

Гарантом управляемости любой компании, ведущей свою деятельность в современных условиях, является эффективная система управления, в свою очередь, этика ответственности должна стать мировоззренческим кредо профессии менеджера.

Одним из важных условий в понимании сущности современного менеджмента является мысль о том, что принятие управленческих решений основывается не только на прагматических критериях экономического мышления, но и содержит существенные социально-нравственные детерминанты. Это означает, что профессиональная деятельность руководителя регулируется не только правовыми и административными нормами, должностными инструкциями и предписаниями, но и особыми, имманентными данному виду труда нравственными принципами. В прямой зависимости от ценностных представлений, от того, как должны взаимодействовать люди в производственных отношениях, формируются тип и философия менеджмента [1, с. 34].

Известно, что в развитых странах все большее внимание уделяется университетскому образованию, ориентированному на формирование глубинных мотивов и свойств личности [2, с. 195].

Л.М. Спенсер-мл. и С.М. Спенсер при выделении пяти положений, отвечающих за формирование как отдельных компетенций, так и компетентности в целом, большое внимание уделили Я-концепции, установкам, ценностям. Человеческие ценности - это ответные или реактивные мотивы, которые прогнозируют действия человека на краткосрочный период.

Я-конценция всегда находилась в центре успеха человека в профессиональной карьере. Конечно, установки и ценности можно изменить при помощи тренинга, что и делают многие северные корпорации, но это требует времени и усилий, а также значительных затрат. Поэтому перед высшим образованием стоит задача заложить и воспитать у студентов такие нравственные аспекты, которые будут жизненно необходимы в профессиональной деятельности.

Я-концепция, свойства и мотивы более скрыты, «глубоки» и спрятаны в самой сердцевине личности. Компетенции, имеющие в своей основе мотив, свойство и Я-концепцию, предопределяют навык поведенческих действий и результаты исполнения работы [3, с. 12].

В настоящее время подбор кадров, особенно управленцев, особенно для работы в условиях Севера нетрадиционными методами, необходимо осуществлять в зависимости от глубинных характеристик, включающих мотивы и свойства личности. Для успешной деятельности менеджера наличие этих глубинных характеристик оказывается значительно важнее, чем умственные способности, знания и навыки.

Миссию образования можно сформулировать как достижение диалектического единства Я-концепции менеджера и социума, т.е. создание предпосылок для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, формирования у них внутренних позывов к познанию. Для менеджера имеет значение не просто результат его пребывания в образовательном учреждении, измеряемый компетентностью, а формирование внутренних установок, которые базируются на нравственных ценностях.

При формировании компетентностной модели специалиста-менеджера, который будет работать в нефтегазовой компании, необходимо учитывать северную специфику: это, разумеется, и экстремальные природно-климатические условия, и нетрадиционный вахтовый метод организации производства, когда на работу приезжают не только с разных концов России, но и из других государств СНГ. Это необходимость сохранения легкоранимых природных ландшафтов Севера - среды обитания и жизнедеятельности аборигенных народов и многое другое. Поэтому, кроме общих компетенций, необходимых для успешного менеджера, в вузах Тюменской области должно осуществляться формирование эксклюзивных, необходимых именно в северном регионе. При формировании компетентностной модели специалиста менеджера сегодня как никогда важно учитывать нравственные аспекты [4, с. 112].

В течение нескольких лет в Тюменском государственном нефтегазовом университете проводились опросы относительно состава компетенций при участии работодателей, выпускников, профессорско-преподавательского состава, которые позволили определить «портфель компетенций», предъявляемых к выпускнику.

В 2008 г. авторами был проведён опрос по репрезентативной выборке 413 студентов и выпускников кафедр менеджмента о качествах, которые являются определяющими для реализации своих способностей на рынке труда. В опросе приняли участие выпускники, уже имеющие практический опыт работы.

В 2009-2011 гг. с целью оценки уровней компетентности менеджеров среднего звена предприятий севера Тюменской области авторами было проведено социологическое исследование в подразделениях нефтегазовой ком-

пании ОАО «Газпром», расположенных на севере Тюменской области и применяющих вахтовый метод организации труда.

При опросе выпускников наибольшее количество баллов получили следующие компетенции и личностные качества:

- блок профессиональной компетентности: умение сформировать положительный климат внутри организации, соблюдение этических и нравственных норм, знание и умение учитывать криологические условия трудовой деятельности;

- блок социально-психологической компетентности: способность к конструктивному и бесконфликтному общению, ролевая гибкость, способность к сотрудничеству и умение управлять конфликтной ситуацией, готовность отказаться от личного успеха в пользу группы, эмоциональная устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряжённости, эмоциональная устойчивость в экстремальных природно-климатических условиях и нетрадиционных методов работы; умение решать организационные межэтнические конфликты;

- блок информационно-коммуникативной компетентности: способность к сопереживанию, умение приспосабливаться к изменяющейся организационной культуре, объективно оценивать и транслировать изменения;

- личностные качества: ответственность, самокритичность, честность, скромность.

При экспертном опросе руководители подразделений, являющиеся либо непосредственными начальниками, либо непосредственными подчинёнными оцениваемых субъектов менеджмента, выделили как в ключевых, так и в специфических компетенциях именно те, которые связаны с нравственными аспектами, учли криологические условия и нетрадиционные методы труда. При определении уровня компетенций по трёхбалльной шкале (базовый, сильный, лидерский) следующие компетенции оценены как лидерские:

- управленческие и социальные: делегирование полномочий, умение слушать и слышать других и использовать коммуникативные потоки обратной связи, способность разрешать организационные конфликты, в т.ч. межэтнические, руководствуясь высокими нравственными нормами.

- личностные: антиномичность, экспрезентность, уравновешенность, умение держать слово, доброжелательность, самоконтроль, самокритичность и требовательность к себе, интернальность, эмоциональная устойчивость в условиях вахтового режима труда и отдыха.

- культурные компетенции: умение работать в команде, умение управлять персоналом в условиях частой сменяемости вахтового состава работников, придерживаясь принципов существующей организационной культуры и транслируя эти принципы.

Данные исследований позволили сделать вывод: как выпускники, так и менеджеры высшего и среднего звена очень большое внимание уделяют компетенциям, которые непосредственно связаны с Я-концепцией, установками, ценностями. В любом из выделенных блоков присутствуют компетенции, базирующиеся на нравственных аспектах [5, с. 17].

В квалификационной характеристике менеджера прописано, что специалист должен сочетать глубокую профессиональную подготовку с высокой нравственностью и культурой, уметь на практике применять полученные им знания, способствовать внедрению современных методов хозяйствования, эффективности производства, обладать чувством ответственности за качество и результат труда.

Исходя из этого, научная и воспитательная работа со студентами на факультетах менеджмента вузов Тюменского региона должна быть подчинена ключевой линии - практическому образованию, формированию у студентов навыков реальной деятельности в мире рыночной экономики с учётом регионального аспекта. Северу необходимы управленцы, которые помогут

сохранить позитивное отношение народов Севера к происходящим изменениям, которые сейчас происходят. Менеджеры северных предприятий должны не просто учитывать криологические условия и уметь работать при нетрадиционных формах организации труда, но и по возможности сохранить уникальную природу Севера. А для этого необходимо, чтобы личностный потенциал для достижения производственных целей базировался на нравственной основе.

Литература

1. Силин, А.Н. Менеджмент и этика [Текст] / А.Н. Силин, И.Ю. Фомичёв // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 9. - С. 33-35.

2. Засыпкин, В.П. Модернизация педагогического образования в зеркале социологии : монография / В.П. Засыпкин. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2010. - 272 с.

3. Спенсер-мл, Л.М. Компетенции на работе : монография / пер. с англ. / Л.М. Спенсер-мл, С.М. Спенсер. - М. : Гиппо, 2010. - 384 с.

4. Силин, А.Н. Регулирование социальных процессов на нефтегазовых предприятиях Российской Арктики и Субарктики [Текст] / А.Н. Силин. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 260 с.

5. Силин, А.Н. Профессиональная компетентность менеджеров: формирование модели [Текст] / А.Н. Силин, Е.В. Чупашева // Педагогический вестник Казахстана. - 2010. - № 4. - С. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.