УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
Г.Б. Хасанова
Аннотация. Эффективное управление людьми является ключевой задачей менеджера XXI века. В статье проанализированы профессиональная деятельность и профстандарт специалиста по управлению персоналом, и выявлен перечень его трудовых педагогических функций и педагогических задач. Рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на содержание понятий «компетентность» и «компетенция». Дано авторское определение педагогической компетенции специалиста по управлению персоналом, выявлено ее содержание. Предложено решение проблемы формирования педагогической компетенции в процессе профессиональной подготовки менеджеров.
Ключевые слова: педагогические трудовые функции менеджера по управлению персоналом, профессиональная компетентность, компетенции, педагогическая компетенция специалиста по управлению персоналом, педагогические основы управленческой деятельности.
FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE
OF A SPECIALIST IN PERSONNEL MANAGEMENT
G. Khasanova
Abstract. Effective management of people is a key task of the Manager of the XXI century. The article analyzes the professional activity and professional standard of a specialist in personnel management in order to identify a list of his pedagogical work functions and pedagogical tasks. The views of Russian and foreign researchers on the content of the concepts of «competences» and «competencies» are considered. The author's definition of pedagogical competency of a specialist in personnel management is given, its content is revealed. The solution of the problem of formation of pedagogical competency in the process of professional training of managers is offered.
Keywords: pedagogical labor Manager personnel management, professional competence, competencies, pedagogical competency of the specialist in personnel management, teaching the basics of management.
Специалист по управлению персоналом относится к категории руководителей, чьей главной задачей является обеспечение эффективности работы человеческих ресурсов. Многообразие его трудовых функций требует и разнообразных средств воздействия на работников, которые важно не только знать, но и уметь грамотно применять их на практике.
Анализ профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» показывает, что работа менеджера включает многие направления, основные из которых тесно связаны с педагогическими проблемами. Например, проведение отбора и аттестации сотрудников требует знаний компетентностного подхода и владения им; управление адаптацией новых работников предполагает наличие определенного уровня социально-педагогического развития коллектива, в котором он будет работать, а также использования педагогических методов адаптации; для оказания помощи работникам в построении карьеры и разработки программ их профессионального развития специалист по управлению персоналом должен знать возможные траектории профессионального продвижения,
способы мотивации человека к саморазвитию и технологии формирования карьерной
компетентности. Кроме того, он должен уметь организовывать эффективное взаимодействие в коллективе, заниматься самообразованием, систематически повышать свою квалификацию, развивать личностные качества.
В связи с этим каждый специалист по управлению персоналом должен знать педагогические особенности, закономерности и принципы управленческой деятельности и быть готовым использовать их в своей работе. Однако, далеко не все менеджеры способны на должном уровне оценивать, развивать, мотивировать своих подчиненных. Эффективно решать
перечисленные задачи может только компетентный специалист. Возникает вопрос: «Какой он - компетентный менеджер?».
Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся с понятиями «компетенция» и «компетентность». Анализ психолого-педагогических трудов показывает, что одни исследователи используют данные понятия как синонимы, то есть определяют их в одних и тех же значениях; другие их дифференцируют.
Что касается трудов зарубежных ученых, то здесь разница между этими понятиями заключается в основном в том, что американские ученые предпочитают использовать термин «компетенции» (качества человека,
обеспечивающие успех в работе - личностный подход к пониманию данного конструкта) [1;6], а европейские - «компетентность» (способность эффективно выполнять работу в соответствии со стандартами - функциональный подход) [10;11].
Большую ясность в эту полемику вносит C. Woodruffe, разделяя понятия «компетентность» как аспекты работы, которую человек может выполнить, и «компетенция» (competency) как поведенческую характеристику, способствующую компетентному выполнению трудовых задач [12].
Российские ученые также эти понятия различают:
- «компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции» [4];
- «компетентность - владение, обладание ... соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [8];
- «компетенция - это свойство, качество, а компетентность - обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности» [2, с.23];
- компетентности (компетенции) -составляющие части общей компетентности человека (специалиста) [3].
Мы также следуем логике дифференциации этих конструктов и считаем, что компетентность есть интегральная личностная характеристика, а компетенции являются ее структурными элементами и позволяют успешно решать круг определенных вопросов профессиональной деятельности.
Компетенции обладают определенными свойствами. Они универсальны, то есть ими могут обладать разные люди, они воспроизводимы, их можно формировать и развивать. Они конкретны -формулируются в соответствии с целями деятельности в зависимости от действий и задач и позволяют предсказать ее результаты. Кроме того, компетенции дают возможность прогнозировать успешность деятельности работника, оценивать ее, определять направление и содержание его дальнейшего обучения, формировать
профессиональные и организационные стандарты [5].
В связи с этим компетенции специалиста по управлению персоналом - это знания, умения и навыки, характеристики личности специалиста, которые влияют на эффективность выполнения им своих трудовых функций. Перечень этих компетенций определяется направлением
деятельности менеджера в области управления персоналом.
Соответственно, успешное решение педагогических задач в профессиональной деятельности возможно только при наличии у специалиста по управлению персоналом «педагогической компетенции», благодаря которой «он может найти лучшие формы и методы воздействия на людей для освоения ими конкретных профессиональных знаний и умений, осознанного принятия нравственных нормативов служебного общения и актуализации у них интереса к личностному самосовершенствованию»
[9, с.12].
Под педагогической компетенцией специалиста по управлению персоналом мы понимаем совокупность объективно
необходимых общенаучных и педагогических знаний, умений и навыков, способность к их активному применению в профессиональной деятельности, а также профессионально значимые качества личности для решения педагогических задач по профессиональному развитию и саморазвитию, воспитанию и самообразованию работников.
Конкретизируем содержание педагогической компетенции менеджера по управлению персоналом.
Для решения педагогических задач он должен знать основы общей, возрастной и управленческой педагогики; принципы, закономерности и методы обучения и воспитания взрослых, организации наставничества и воспитательной работы в трудовом коллективе; педагогические особенности различных категорий (образовательных, возрастных, должностных и т.д.) сотрудников, методы формирования и подготовки кадрового резерва и быть способным применять их на практике. Ему необходимо также уметь разрабатывать и реализовывать программы обучения и развития работников компании; педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам; эффективно поощрять и критиковать других людей; владеть методами воспитательной работы с коллективом, корректировать нежелательное поведение членов команды; постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность [7].
Однако, чтобы быть компетентным, менеджеру недостаточно владеть соответствующими знаниями и умениями, необходимо обладать и определенными личностными качествами, чтобы воздействовать на сотрудников. Среди этих качеств следует выделить его педагогические способности. К ним можно отнести: педагогический такт; интерес
к работе с людьми; психологическую наблюдательность; умения проектировать личность подчиненного, видеть перспективы ее развития; объективно оценивать уровень профессиональности подчиненных; владеть своей речью и др. [7].
Однако, как показывает анализ учебных планов подготовки специалистов по управлению персоналом, экспертный опрос работников кадровых и ИЯ-служб, у выпускников отсутствует возможность формирования педагогической компетенции, поскольку студенты не изучают педагогические основы управленческой деятельности.
Для обеспечения ее формирования и развития необходима особо организованная система учебных мероприятий. Положительную динамику развития педагогической компетенции у студентов обеспечивают целенаправленные действия, включающие в себя соответствующее содержание обучения, а также рефлексивно-оценочную деятельность и активные методы обучения.
Мы предлагаем ввести в учебный процесс профессиональной подготовки менеджеров дисциплину «Педагогические основы управления персоналом», целью которой является формирование у студентов современного
представления о педагогических основах управленческой деятельности, навыков собственной работы с учетом понимания того, как эффективно управлять коллективом и отдельными сотрудниками, отслеживания собственных психологических состояний и умений на практике применять рекомендации современной педагогики.
В дисциплине подробно рассмотрены вопросы, касающиеся предмета педагогики управления развитием персонала, его задач и методов; проанализирован зарубежный опыт управления развитием персонала; особое внимание уделено педагогическим основам профессионального отбора и аттестации персонала, управления адаптацией, карьерой, обучением персонала в организации; определены особенности воспитания в коллективе и основные педагогические техники менеджера по развитию персонала.
Таким образом, педагогические задачи, которые приходится менеджеру решать в ходе профессиональной деятельности, трудны и своеобразны, и именно сформированная педагогическая компетенция способствует их эффективному решению.
1. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Р. Бояцис; пер. с англ. - М.: ГИППО, 2008. - 352 с.
2. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - С. 21-25.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
5. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: монография / Е.И. Кудрявцева. -СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. - 340 с.
6. Спенсер Л. Компетенции на работе / Л. Спенсер, С. Спенсер; пер. с англ. Я. Яковенко. - М.: ГИППО, 2010. - 384 с.
7. Хасанова Г.Б. Содержание педагогической деятельности специалиста по управлению персоналом / Г.Б. Хасанова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С. 210-212.
8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htrn
9. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В.М. Шепель. -М.: Народное образование, 1999. - 432 с.
10. Knasel E. Becoming Competent: Effective Learning for Occupational Competence / E. Knasel, J. Meed. - Sheffield: Employment Department, 1994.
11. Mansfield B. Competency-based qualifications: a response / B. Mansfield // Journal of European Industrial Training. - 1993, Vol. 17, № 3, pp. 19-22.
12. Woodruffe C. What is meant by a competency? / C. Woodruffe // Leadership & Organization Development Journal. -1993, 14(1), pp. 29-36.
Сведения об авторе:
Хасанова Галия Булатовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университете», е-mail: ufkbz58@mail.ru
Data about the author:
G. Khasanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of social work, pedagogy and psychology, FGBOU «Kazan national research technological university», е-mail: ufkbz58@mail.ru