А. Н. СИЛИН В. А. ЮДАШКИН
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ1
Ключевые слова: регион, Тюменская область, социально-экономическая интеграция, социальная технология, инновация, уровень жизни, качество жизни
Key words: region, the Tyumen Region, social and economic integration, social technology, innovation, life level, life quality
По уровню и качеству жизни населения Тюменская область относится к наиболее благополучным субъектам Российской Федерации. Это «сложнопостроенный» субъект Федерации, в состав которого входят Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий (Ямал) автономные округа. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) область устойчиво занимает лидирующее место в РФ2. Душевой доход
СИЛИН Анатолий Николаевич, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, доктор социологических наук.
ЮДАШКИН Валентин Андреевич, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, кандидат социологических наук.
в ней в 3—7 раз выше, чем в других регионах; сохраняется и увеличивается естественный прирост населения. Однако при этом остается прежней значительная дифференциация в уровне и качестве жизни населения, его различных социальных и территориальных (например, север — юг, город — село) групп. Так, в 2009 г. соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченных жителей южных районов области составило 16,4 раза; в Югре — 17,3; на Ямале — 18,3; в целом по области — 21,6 (коэффициент Джини составил 0,419, 0,427, 0,434, 0,456 соответственно)3. По опросу, проведенному нами в 2009 г., 24 % населения южных районов, 27 % населения Югры, 26 % населения Ямала не были удовлетворены качеством своей жизни4.
Анализ и прогноз социально-экономической ситуации в регионе показали, что перспективным направлением повышения уровня и качества жизни населения Тюменской области должно стать усиление социально-экономической интеграции северных округов и юга области5. Взаимодействие между этими территориями сегодня развивается в рамках механизма реализации органами государственной власти области и округов Постановления Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области6. Формированию этого механизма послужило заключение в 2001 г. Соглашения об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Югры и Ямала7. Интеграционные процессы стали нарастать после подписания органами власти трех субъектов Федерации Договора от 12 августа 2004 г.8, который стал правовым механизмом тюменского варианта реализации вышеназванного Постановления Конституционного суда, норм Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»9, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти края, области, а также механизм делегирования ими своих полномочий органам исполнительной власти автономных округов, входящих в состав края, области.
Договор предусматривал, что с 1 января 2005 г. органы государственной власти автономных округов осуществляют на соответствующих территориях полномочия органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации, установленные Федеральным законом «Об общих принципах...». Кроме того, предусматривалось зачисление в бюджет области для целевого финансирования областных программ 29,5 % налоговых доходов от налога на прибыль организаций, действующих на территории автономных округов; для обеспечения компенсации выпадающих доходов — 5 % от налоговых доходов по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (НДПИ), собираемого на территории Тюменской области, включая территории автономных округов.
Для исполнения Договора Советом губернаторов Тюменской области, Югры и Ямала в 2004 г. была принята региональная целевая Программа «Сотрудничество»10, предусматривавшая в 2005—2009 гг. объем финансирования 104,5 млрд руб. В 2010 г. она была пролонгирована до 2012 г., общий объем финансирования составил 238,4 млрд руб. Реализация этого «бюджета» региона существенно способствует повышению качества и уровня жизни населения области11.
Целью Программы стало развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе обеспечения общих интересов и задач достижения достойной жизни граждан, социально-экономического развития трех субъектов Федерации в интересах населения. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: стимулирование перемещения населения пенсионного возраста с северных в южные районы; создание интегрированной базы профессионального образования; активизация хозяйственных отношений и стимулирование внутреннего спроса; развитие общей транспортной сети; обеспечение населения качественными продуктами питания через поддержку региональных сельхозпроизводителей; улучшение медицинского обслуживания северян на базе укрепления материальной базы медицинских учреждений на юге области. Предусмотрено решение и иных социально значимых задач: организация отдыха и оздоровления детей-северян социально незащищенных категорий населения; осуществление проектов в области
охраны окружающей среды и экологической безопасности; сохранение уникальных природно-исторических комплексов региона и развитие на их основе спортивного, экологического, исторического, паломнического и других видов туризма; развитие физической культуры и профессионального спорта; улучшение условий содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы и др.
Впоследствии федеральный центр принял решение о консолидации с 2011 г. в федеральный бюджет 100 % поступлений от НДПИ и о связанной с этим решением компенсации областному бюджету из федерального бюджета, последовательно сокращающейся в течение четырех лет до нуля в 2014 г. В связи с этим органам государственной власти Тюменской области, бюджет которой лишается существенной части налоговых доходов, необходимо определиться с механизмом дальнейшего участия в реализации Договора 2004 г.
Проведенный нами в октябре 2010 г. опрос 12 экспертов из числа депутатов Тюменской областной думы, думы Югры, Законодательного собрания Ямала (по 4 чел.) выявил, что диапазон возможных решений находится в интервале между двумя вариантами событий. Первый — добровольный и окончательный отказ органов государственной власти Тюменской области от исполнения своих полномочий в северной части области, образование нового субъекта РФ «Тюменская область» в границах ее нынешних южных районов. Потребуется проведение референдума Тюменской области. Кроме того, этот вариант будет способствовать дальнейшему уменьшению областного бюджета (как минимум, на сумму средств, поступающих в него с территорий округов, за счет которой осуществляются мероприятия Программы, в том числе в южных районах области). Второй — отказ органов государственной власти Тюменской области от делегирования части своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах...», органам государственной власти автономных округов, происшедшего в момент заключения Договора 2004 г. Референдум в этом случае не нужен, однако это решение вызовет необходимость систематизации и изменения регионального законодательства, состоящего сегодня из трех не всегда согласованных друг с другом частей; изменений в системе исполнительной
власти, в том числе в управлении региональной бюджетной системой; изменений (возможно, упрощение, удешевление) в системе территориальных органов федеральных органов власти; перехода на единообразную модель муниципального управления.
Оба варианта предполагают значительную перестройку системы государственного и муниципального управления, функционирующей на территории региона, при этом пострадает эффективность ее влияния на рост уровня и качества жизни населения.
Наиболее рациональным сценарием должна стать, по нашему мнению, пролонгация существующего баланса взаимоотношений органов государственной власти области и автономных округов. Необходимо принять согласованный с органами государственной власти автономных округов закон Тюменской области о критериях включения мероприятий в Программу и территориальных пропорциях объема их финансирования (например, связанных с численностью населения субрегионов). В качестве общего подхода к критериям предлагается установить, чтобы в Программу включались лишь те мероприятия, которые предложены органами государственной власти автономных округов, т. е. способствуют социально-экономическому развитию этих территорий, а также развитию экономики и социальной сферы южных районов области (участие бизнес-структур юга региона в реализации проектов развития северных территорий и наоборот; продвижение тюменских товаров на северные рынки; размещение северных заказов для исполнения тюменскими предприятиями; создание новых рабочих мест; техническое и технологическое переоснащение тюменских предприятий под потребность северных заказов; участие тюменских ученых в научных исследованиях проблем северных территорий; усиление интенсивности социальных контактов жителей южных и северных районов области, а также мероприятий, повышающих востребованность и адаптацию на северных территориях выпускников тюменских профессиональных учебных заведений, и т. п.). Также в Программу следует включить мероприятия, предложенные органами государственной власти области, т. е. способствующие социально-экономическому развитию южных территорий и решению социальных проблем населения автономных округов.
Компромисс, содержащийся в предлагаемом сценарии, создаст основу для продолжения совместной деятельности органов власти области и автономных округов по повышению уровня и качества жизни населения, усилит социально-экономическую интеграцию, укрепит взаимозависимость социальных процессов.
Сегодня Программа «Сотрудничество» опирается на основные положения Концепции долгосрочного развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г., а также на утвержденные до 2020 г. Стратегию социально-экономического развития Югры и Стратегию социально-экономического развития Ямала12. Предусмотренные в них меры по модернизации экономики и социальной сферы региона, диверсификации промышленного производства позволят смягчить монопродуктовую структуру региональной экономики. Значимый толчок для усиления интеграции может быть получен при реализации мегапроекта «Урал промышленный — Урал полярный».
В соответствии с Концепцией и Стратегиями при любом сценарии развития Российской Федерации приоритетным в регионе остается нефтегазовый кластер. Сегодня он обеспечивает более 3/4 валового продукта области. Прогнозные расчеты показали, что диверсификация экономики на Крайнем Севере является неэффективной. Вместе с тем в связи с начавшимся с 2008 г. падением объемов добычи нефти в северных округах и увеличением доли в ней Уватского района, где уже открыто 21 месторождение углеводородного сырья, становится значимой роль взаимодействия региональных властных структур в координации деятельности нефтяных компаний в регионе. Особо актуальна разработка и реализация инновационной политики развития нефтегазового кластера при решении проблем, связанных, в частности, с ростом доли трудноизвлекаемых запасов, обводнением добываемого продукта, снижением дебитов скважин и т. д. Главной проблемой остается необходимость быстрого ввода в эксплуатацию новых ямальских месторождений.
В связи с этим особую значимость приобретает реализация нескольких инновационных технологий интеграции северных округов и юга области.
Во-первых, это дальнейшее развитие общей транспортной сети, играющей важную интегрирующую роль, что являет-
ся необходимым условием и для реализации возможности работать на Севере при проживании на юге области. Экспертные оценки показывают, что необходимо усилить железнодорожный участок Войновка — Тобольск — Сургут, провести строительство и реконструкцию участков автодорог на маршрутах Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Салехард и Тюмень — Горноправдинск — Ханты-Мансийск, дать развитие аэропорту «Рощино» и безаэродромной авиации, реконструировать инфраструктуру внутренних водных путей Обского бассейна и др.
Во-вторых, это расселение на юге области (в районе городов Ялуторовск и Заводоуковск) и перевод на вахтовый метод работников нефтегазового кластера, особенно участников освоения вновь вводимых в эксплуатацию ямальских месторождений. Специфика циркумполярного региона, оказывающая значительное влияние на социально-экономические процессы, достаточно хорошо изучена. Это температурный и аэродинамический режимы, бедность флоры и фауны при многообразии гнуса, однообразие ландшафта, слабое развитие инфраструктуры и др. На здоровье человека влияние оказывает не столько температурный фактор, как обычно полагают, а комплексное воздействие контрастной фотопериодичности, холода, ветрового режима, повышенной геомагнитной активности, своеобразного микроэлементного состава воды и пищи и др. Сотрудниками СО РАМН выявлен синдром полярного напряжения, который в отличие от синдрома стресса присущ исключительно северу. По данным медсанчасти ООО «Газпром добыча Ямбург», лишь около 30 % вахтовиков обладает адаптационными особенностями организма, позволяющими им долго находиться на севере без влияния на состояние здоровья13.
Люди проводят на Крайнем Севере значительно меньше времени, чем в благоприятных климатических условиях, что положительно влияет на их здоровье; живут без вторых и третьих членов семей, что существенно снижает антропогенные нагрузки на природную среду и условия жизни аборигенного населения, а также затраты на строительство объектов социального назначения с северным удорожанием, с лихвой покрывающим транспортные издержки14. Вахтовик имеет возможность заменить здоровьеразрушающие виды межвахтового отдыха на севере полезной работой на приуса-
дебном участке, посещением учреждений культуры, общением с детьми, обучающимися в учебных заведениях г. Тюмени.
В-третьих, это усиление взаимодействия вузов, дислоцированных в основном на юге области, и нефтегазовых компаний, осуществляющих свою деятельность на севере. Нужны эффективные прямые и обратные связи при подготовке вузом компетентных кадров, необходимых для успешного инновационного развития региона. Например, Тюменский государственный нефтегазовый университет при всей диверсифицированности в первую очередь ориентирован на подготовку специалистов для нефтегазовых предприятий. Проблемы этой отрасли находятся в сфере интересов большинства его научных школ, однако ученые и инженерный корпус университета недостаточно активно участвуют в совместном с автономными округами формировании машиностроительного кластера на юге области, налаживании высокотехнологических производств, связанных с нефтегазовым сервисом, переработкой древесины и др., а также в решении экологических, социальных и этнических проблем Крайнего Севера, проблем аборигенных народов и регулирования миграции. Следует более активно использовать для развития инновационной деятельности и модернизации нефтегазовых и других предприятий, адаптации современных технологий потенциал технопарка «Западно-Сибирский инновационный Центр» и технопарков тюменских университетов15.
В-четвертых, это улучшение всех видов социального обслуживания (медицинского, образовательного, культурного, жилищного, торгового и др.) жителей северных округов на основе развития социальной инфраструктуры юга области. Это будет способствовать общему повышению уровня и качества жизни населения области за счет создания новых рабочих мест и расширения спектра возможностей для решения социальных проблем.
В-пятых, следует назвать разработку совместных программ по развитию туризма. Потенциал туристско-рекре-ационного кластера в области достаточно велик и пока реализуется неэффективно. Возможность познакомиться с памятниками истории и культуры, традиционной кочевой жизнью и промыслами аборигенов, а также уникальные природные ландшафты, охота и рыбалка на севере, г. Тобольск, превращающийся сегодня в музей под открытым
небом, — все это может привлечь значительное число зарубежных и российских туристов и, соответственно, средств16. Реализация этой технологии требует затрат на создание туристско-рекреационной инфраструктуры (совершенствование транспортного комплекса; подготовка профессиональных кадров; развитие сети отелей международной категории, торгово-развлекательных комплексов, спортивно-сервисных и музейных центров).
Рассмотренные технологии тесно взаимодействуют между собой, требуют программно-целевого подхода к процессу их реализации на основе вышеописанного сценария взаимодействия органов государственной власти области и автономных округов в рамках Договора 2004 г. и Программы «Сотрудничество».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ (проект 11-03-00647а утвержден 03.03.2011 г.).
2 См.: Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее: доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. URL: http://www.undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human _Development_Report_in_ the_RF_2010_RUS.pdf (дата обращения: 30.04.2011); Силин А.Н. Социальное управление регионом в аспекте концепции человеческого развития // Менеджмент в социальной сфере. Вып. 8. Тюмень: Вектор Бук, 2006. С. 3—5.
3 См.: Уровень жизни населения в Тюменской области (2005—2009): стат. сб.: в 2 ч. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2010. Ч. 1. С. 8—9; Ч. 2. С. 8—9.
4 См.: Социокультурный портрет Тюменской области / под ред. Г.С. Ко-репанова, Г.Ф. Ромашкиной, В.А. Юдашкина. Тюмень: Тюмен. областная дума, Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т, ООО «Вектор Бук»,
2009. С. 33.
5 См.: Силин А.Н. Развитие человеческого потенциала: ситуация в стране и Тюменском регионе // Менеджмент в социальной сфере. Вып. 10. Тюмень: Вектор Бук, 2008. С. 3—4; Социально-экономическая ситуация в Тюменском регионе: проблемы и пути их решения // Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ. Т. 1. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 3—8; Вахта в Тюменском регионе: взгляд в прошлое и будущее // Налоги. Инвестиции. Капитал.
2010. № 1. С. 158—166; Крайний Север: стратегия социально-экономического управления и механизмы ее реализации // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Вып. 11. М.: Совет Федерации, 2010. С. 29—32.
6 См.: Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
7 См.: Соглашение об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2001 г. // «Парламентская газета „Тюменские известия"». 2001. 31 мая.
8 См.: Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (подписан 12 августа 2004 г.) (с изм. от 29 мая
2008 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
9 См.: Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.) // Там же.
10 См.: Постановление Администрации Тюменской области «Об утверждении областной целевой Программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа» от 16 августа 2004 г. № 150 „Сотрудничество"» от 25 октября 2004 г. № 136-пк // «Парламентская газета „Тюменские известия"». 2004. 24 нояб.
11 См.: Корепанов Г.С. Реализация областной целевой программы «Сотрудничество» в Тюменской области // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Вып. 4. М.: Совет Федерации, 2006. С. 12—19.
12 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 г. № 652-рп). Тюмень, 2009. 88 с.; Распоряжение Правительства ХМАО — Югры «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года» от 14 ноября 2008 г. № 491-рп // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс»; Постановление Законодательного собрания ЯНАО «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» от 9 декабря
2009 г. № 1990 // Там же.
13 См.: Силин А.Н. Общественное здоровье на Крайнем Севере // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Вып. 12. М.: Совет Федерации, 2010. С. 15—18.
14 См.: Андреев О.П., Арабский А.К., Крамар В.С., Силин А.Н. Система менеджмента вахтового метода работы предприятия в условиях Крайнего Севера. М.: Недра, 2009. 175 с.
15 См.: Барейша С.С. Основные направления инновационной политики в Тюменской области // Экономическая политика региона: стратегия и тактика развития. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 326—330.
16 См.: Силин А.Н. Развитие въездного туризма в северном регионе: проблемы и социально-экономические последствия // Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в России. Тобольск: Федеральное агентство по туризму, 2010. С. 85—86.
Поступила 19.05.11.