Обсуждаем проблему
145
Схема (продолжение)
Организационная компетентность
Маркетинговые знания и умения, внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей, проектировочные умения, мобильность, предприимчивость
Организационно-управленческие знания и умения, рационального использования психологических и социальных основ управления, умение разрабатывать стратегию и тактику управления, объективная оценка профессионально-личностного потенциала сотрудников, способность работать в качестве подчиненного
Знания и умения дело-производств и организации деятельности по изданию и прохождению нормативной и учебнометодической документации
ния функций и конкретных профессиональных задач деятельности руководителей, содержания повышения их квалификации и критериев оценки их практической деятельности. Во-вторых, эта модель служит основой программы повышения квалификации руководителей подразделений ТюмГНГУ по специально введенной нами дисциплине «Теоретические основы управленческой деятельности в вузе». Содержание этой дисциплины составляет понятие компетентности руководителя и теоретические закономерности управления в высшей школе, профессионально ориентированный психологический тренинг, проектирование технологии управления конкретным структурным подразделением и раз-
работка ее социально-правового, экономикофинансового, информационного, организационно-управленческого обоснования, а также профессионально-ориентированные технологии проведения занятий.
Литература
1. Равен Дж. Компетентность в современном
обществе. - М., 2002.
2. Силин А.Н., Хайруллина Н.Г., Лихтенштейн В.М. Менеджмент организации: Субъектно-объектные отношения: Учебник для вузов. - Тюмень, 2004.
3. Новиков А.М. Профессиональное обра-
зование России: Перспективы развития. - М., 1997.
Е. ГУРТОВОЙ, профессор, ректор Н. КАЗАКОВА, доцент, проректор Шуйский государственный педагогический университет
Одним из реальных результатов модернизации системы образования в России стала её регионализация. Это выразилось, в первую очередь, в передаче финансирования, а следовательно, и контроля общего среднего, основной массы начального и значительной части среднего профес-
Комплексный мониторинг в регионе
сионального образования на уровень субъектов Федерации.
Функции учредителя в отношении образовательных учреждений переданы в ряде случаев администрациям районов, муниципалитетам, поселковым советам, иногда органам управления образованием.
146
Высшее образование в России • № 8, 2005
Однако учредители порой изолированы от принятия наиболее важных решений по обеспечению качества функционирования образовательных учреждений. К неэффективному использованию ресурсов приводит и отсутствие должной преемственности между государственными образовательными стандартами и программами высшего, среднего и начального профессионального образования.
В этих условиях возникает опасность разрыва образовательного пространства, и мы можем констатировать различия и в содержании, и в уровне, и в качестве образовательных услуг, осуществляемых в разных регионах, хотя при этом соблюдено формальное совпадение образовательных программ.
Приоритеты проблем эффективности и повышения качества современной системы образования, ориентированной на потребности рынка, экономический рост и социальное обновление, делают актуальным вопрос о разработке и реализации образовательной политики региона, учитывающей его конкретные потребности, условия и ресурсы. Особое место в региональной образовательной политике должно отводиться подготовке педагогических кадров для всех уровней образования как важнейшему условию обеспечения конституционного права граждан на образование.
Основным подходом к исследованию эффективности оценки качества подготовки педагогических кадров для системы образования в регионе является проведение мониторингов существующей образовательной региональной политики вуза и выработка на их основе критериев оценки качества собственно педагогического образования.
Мониторинг представляет собой комплекс мер по анализу состояния объекта, явления или процесса с целью выявления результатов управляющего воздействия, оценки его последствий, определения условий и диагностики факторов продуктивного воздействия.
Мониторинг современной образовательной системы любого уровня не может ограничиваться ни формальными показателями, ни контрольными замерами качества обучения, ни данными внутреннего аудита либо консалтинга. Он требует построения концепции, разработки принципов функционирования, выявления оценочных показателей и определения периода актуализации.
В целях исследования эффективности оценки качества в Шуйском государственном педагогическом университете принято решение о проведении комплексного мониторинга. Он позволяет выявить состояние, тенденции и явления, характерные для реализации программ высшего профессионального образования в университете, их качественные характеристики. Имеющиеся данные служат основой для проведения научных исследований в области менеджмента качества системы педагогического образования в разных аспектах: от миссии и стратегии, запросов общества через менеджмент процессов до результатов - удовлетворенности преподавателей, слушателей, потребителей и влияния вуза на общество. Результаты анализа дают ответ на вопрос о востребованности системы, ее ресурсообеспечении, направлении дальнейшего развития, выработке мер по совершенствованию управления, повышению качества и эффективности дополнительных образовательных программ.
Комплексный мониторингвключает в себя совокупность мониторингов различного плана, каждый из которых решает свою задачу.
Мониторинг социальных ожиданий, проводимый вузом путем социологического опроса всех заинтересованных сторон (учащихся школ и средних специальных учебных заведений, абитуриентов, студентов, их родителей, преподавателей, администрации образовательных учреждений и специалистов управлений образованием), позволяет максимально возможно удовлетворить требования всех субъектов образовательного процесса.
Мониторинг стартовых возможностей студентов первого курса выявляет
Обсуждаем проблему
147
образовательный потенциал студентов, их функциональные возможности, степень мотивации к обучению в вузе. На основании анализа полученных данных определяются направления работы по повышению качества подготовки студентов.
Мониторинг качества профессорско-преподавательского состава является одним из основных элементов системы управления качеством подготовки специалистов и стержнем кадровой политики вуза. В задачи такого мониторинга входит: диагностирование научного и образовательного потенциала кафедр; измерение научной активности кафедр; выявление степени интенсивности педагогического труда. Мониторинг позволяет проводить сопоставительный анализ деятельности преподавателей кафедр, выявлять сильные и слабые стороны кафедр, возможности повышения качества профессорско-преподавательскогосостава.
В университете разработан и ежегодно проводится мониторинг образовательного процесса. Создана и апробирована акмеоло-гическая теория профессионализма и продуктивности созидательного труда специалиста в области образования, сформулирована концепция управления качеством образования.
По результатам исследования влияния вуза на общество определяется содержание стратегической деятельности университета, а именно миссия университета как культурно-образовательного центра, который не только решает задачи подготовки специалистов и проведения научных исследований, но и активно участвует в формировании и внедрении в жизнь региона новых социальных проектов. При этом происходит формирование такой инфраструктуры, которая позволяет максимально полно и эффективно удовлетворять образовательные потребности региона: развитие комплексов «детский сад - школа - вуз», создание лицеев, гимназий и т.д.
С целью совершенствования содержательного компонента воспитательной системы необходимо проведение мониторинга качества воспитания студентов. Он
позволяет анализировать уровень планирования воспитательной работы на факультете, использовать возможности учебного и научного процесса, повышать роль кафедр в организации общественной работы студентов, анализировать работу кураторов академических групп, развивать студенческое самоуправление на факультете, в том числе активизировать работу со студентами, проживающими в общежитии.
Мониторинг образовательного процесса структур дополнительного образования служит основой для выявления тенденций и направлений, характерных для системы ДПО в Шуйском государственном педагогическом университете и определения их соответствия аналогичным показателям в Российской Федерации. Имеющиеся данные предоставляют возможность для рассмотрения вопроса в различных разрезах: по факультетам, по специальностям и направлениям подготовки, по видам контингента, по видам обучения и т.д.
Мониторинг удовлетворенности выпускников и потребителей качеством образования позволяет определить, насколько вуз ориентирован на клиента, ибо эта позиция является основным принципом многомерного качества образования в системе менеджмента качества стандартов 180.
Коллектив ШГПУ плодотворно работает над проблемой качества педагогического образования. Первые рекомендации по совершенствованию качества подготовки специалистов относятся к 1981 году. С 1997 года под руководством ректората началась работа над созданием концепции повышения качества подготовки специалистов, позднее опубликованная Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (г. Москва). За эту разработку коллектив авторов был неоднократно отмечен и награжден дипломами в конкурсах методических материалов по оценке, экспертизе и анализу качества образования и систем его обеспечения.
Проведение комплексного мониторинга в Шуйском государственном педагоги-
148
Высшее образование в России • № 8, 2005
ческом университете носит модельный характер, опыт подобных исследований может быть использован другими вузами и регионами, поскольку позволяет значительно улучшить оперативность управления качеством образовательного учреждения высшего образования. Реализация подобного исследования позволяет создавать условия для формирования педагогического университета нового типа, открытого для общества и ориентированного на его потребности, обеспечивает прозрачность общественно-государственных
и вузовских требований к управлению качеством.
Внедрение системыоценки эффективности деятельности облегчит участие российской высшей школы в Болонском процессе, приведет к созданию инновационных механизмов внутривузовского, общественно-государственного, территориального, межрегионального управления педагогическим образованием, а также моделей сотрудничества и социального партнерства по актуальным вопросам становления образования как инструмента развития гражданского общества.
В. ЛОБАШЕВ, канд. пед. наук Профессиональное училище № 19 (г. Петрозаводск)
Молодой специалист, только что покинувший Альма Матер, вынужденно начинает и проводит значительную часть своей профессиональной жизни в творческом одиночестве. Один перед классом, один перед коллективом педагогов, один при аттестации... один, сам себя проверяя, выставляет оценки своим ученикам. Кроме того, яркой особенностью труда учителя является его, в достаточной степени вынужденная, профессиональная обязанность (!) быть всю жизнь актером-солистом моноспектакля-урока. Однако, несмотря на явно эгоистическую, «единоличностную» направленность своего специального образования, воспитывать он должен, согласно образовательному стандарту, «человека общественного», несущего в себе некоторую соборность, коллективные начала, способности к коммуникации. Данные обстоятельства требуют от преподавателей педагогического вуза обеспечить студента-выпуск-ника до «выхода в жизнь» практическими навыками именно коллективного созидания.
Главное требование к представителю
Комплексная аттестационная работа в педвузе
этой профессии - обладать способностью качественно трансформировать учебные знания, проявлять активно выраженную предрасположенность к наделению их эмоциональной напряженностью, уметь сопереживать непрерывно повторяющейся и возрождающейся новизне познания и личностному успеху процесса обучения каждого ученика. Необходимо направленное развитие этих качеств педагога.
В противоположность этому нынешняя система обучения студентов педагогических вузов подготавливает именно «учителя-индивидуала»: в силу применяемых в настоящее время методик обучения ему незнакомы особенности общественного характера творческого учительского труда. У него нет возможности ощутить себя членом коллектива, решающего общие учебно-поисковые проблемы. Решение подобных задач предполагает, наряду с присутствием атмосферы творческого раскрепощения, жесткое ролевое распределение обязанностей и собирательную ответственность за результаты деятельности. Перед вузом стоит акту-