А.А. МИХАЙЛОВ, доцент, и.о. ректора
Шуйский государственный педагогический университет
Университет в движении
В статье вкратце описывается история становления Шуйского государственного педагогического университета, его современное состояние. Рассматривается образовательная, научная и воспитательная деятельность вуза, вопросы международного сотрудничества в контексте поступательного развития университета. Представлены основные достижения вуза.
Ключевые слова: педагогический университет, образовательная деятельность, научная и инновационная деятельность, социокультурная среда, достижения студентов.
В августе 2012 г. Шуйский государственный педагогический университет отмечает 60-летие с момента присвоения ему статуса высшего учебного заведения. Вуз имеет богатые культурные традиции и ведет свою историю с 1815 г., когда в Шуе было открыто духовное училище [1]. В 1918 г. на его основе были организованы краткосрочные рабоче-крестьянские педагогические курсы (одни из первых в России), в 1921 г. курсы были реорганизованы в педагогический техникум, который в середине 30-х годов был переименован в педагогическое училище им. Н.К. Крупской с присвоением звания образцового. В сентябре 1939 г. педучилище преобразуется в учительский институт с двумя факультетами - физико-математическим и естественно-географическим. В августе 1952 г. на базе учительского института был создан Шуйский государственный педагогический институт (ШГПИ) с двумя факультетами (русского языка и литературы и физико-математическим) и четырехлетним сроком обучения.
В 1996 г. ШГПИ получил статус университета. К этому моменту в структуре вуза функционировало 6 факультетов, 27 кафедр, аспирантура и докторантура, в вузе обучалось свыше 5000 студентов. В течение 60 лет вуз возглавляли ректоры И.В. Ильин (1952-1956), А.А. Калинников (1956-1959), В.Ф. Грачев (1959-1968), К.Т. Бельский (1968-1971), П.Ф. Целищев
(1971-1975), А.Я. Афанасьев (1975-1986), Е.С. Гуртовой (1986-2006), И.Ю. Добродеева (2006-2012).
Серьезный прорыв в научной и образовательной деятельности вуза произошел в середине 90-х годов прошлого столетия, когда под руководством ректора Е.С. Гуртового открылись новые образовательные программы, расширился спектр специальностей аспирантуры, были организованы новые факультеты и кафедры [2]. В эти годы вуз предложил оригинальную концепцию подготовки учителя малокомплектной сельской школы, в основе которой лежала идея интеграции педагогических специальностей.
Сегодня более 80% преподавательского состава университета обладают учеными степенями и званиями. За годы существования вуза преподаватели и сотрудники университета были отмечены многочисленными наградами за добросовестный труд в сфере образования и науки. 155 человек награждены Почётными грамотами и благодарностями министерства. Вуз гордится преподавателями, которым присвоено звание «Почётный работник высшего профессионального образования РФ »(В.В. Гадалова, Е.А. Шмелева, В.М. Курицын, Л.В. Замогильнова, Г.Е. Муравьева, М.Е. Правдов, В.Н. Тарасова, Т.В. Карасева, Ю.А. Иванов, Т.С. Петрова, И.И. Целище-ва, Н.М. Бетенькова, С.А. Лебедева, Л.В. Ершова, М.В Шептуховский). Профессора И.Ю. Добродеева, А.А. Червова, С.Р. Ко-
галовский являются заслуженными работниками высшей школы РФ, А.И. Замогиль-нов - заслуженным работником физической культуры РФ. Известны далеко за пределами вуза имена наших преподавателей - отличников народного просвещения: профессоров Е.М. Муравьева, И.П. Арефьева и В.Л. Виноградова. За вклад в развитие образования профессора И.Ю. Добродеева и А.А. Червова награждены медалью К.Д. Ушинского.
В структуру университета входят естественно-географический, технологический, историко-филологический, социально-гуманитарный факультеты, факультеты педагогики и психологии, физической культуры, искусств, на 20 кафедрах реализуются 69 основных образовательных программ по ступеням и уровням высшего образования. Образование ведется по восьми укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (естественные науки, гуманитарные науки, образование и педагогика, экономика и управление, культура и искусство, социальные науки, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания). Контингент студентов по очной, очно-заочной, заочной формам обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составляет свыше 4000 человек. Учащиеся имеют возможность получения второго высшего образования, а также различныхквалификаций по окончании краткосрочных курсов. Осуществляется повышение квалификации работников образования и преподавателей вуза.
Серьезное внимание вуз уделяет внедрению новых информационных технологий, развитию дистанционных форм обучения. Аудитории университета оснащены компьютерной техникой и оргтехникой нового поколения, видео- и аудиосистемами, удобной учебной и офисной мебелью. В распоряжении студентов
и преподавателей университета - новеишие средства телекоммуникаций, мультимедиа-технологии и Интернет, в том числе в комнатах общежитий.
С 2012 г. в университете ведется подготовка бакалавров по педагогическому направлению с пятилетним сроком обучения. В образовательных учреждениях востребованы выпускники, получившие образование по двум профилям, к примеру, физкультурное образование и образование в области безопасности жизнедеятельности, технологическое и экономическое образование, начальное и дошкольное образование и др.
Активно ведется работа по созданию учебно-методических комплексов, программ для ЭВМ. Все учебные дисциплины обеспечены необходимой литературой, значительное число учебно-методических материалов, в том числе и с грифом учебно-методического объединения по педагогическому образованию, выполнено преподавателями вуза. Вуз заключил договор на использование информационной системы «Контекстум», которая дает возможность доступа к электронным библиотечным системам (ЭБС) из любой точки, где есть Ин-
тернет, без ограничения количества пользователей.
Международной сетью сертифицирующих органов IQNET и входящим в нее центром сертификации систем управления CRO CERT в университете сертифицирована, поддерживается в рабочем состоянии и постоянно улучшается система менеджмента качества - главный инструмент для проведения политики и достижения целей в области качества, установленных высшим руководством. Система менеджмента качества направлена на выполнение требований и ожиданий потребителей к качеству услуг, а также на удовлетворение запросов заинтересованных сторон: персонала университета, учредителя - Министерства образования и науки РФ, партнеров, государства, общества и самих студентов. В том числе благодаря системе менеджмента качества в 2011 г. ШГПУ стал лауреатом всероссийского конкурса «Сто лучших вузов России ».
Основным показателем эффективности высшего учебного заведения, его интеграции в экономику страны и мировое сообщество, а также ведущим фактором обеспечения его конкурентоспособности в условиях глобализации все более и более становится научная и инновационная деятельность вуза. Научная деятельность ШГПУ как социогуманитарного научно-образовательного центра подготовки специалистов, исследователей и научно-педагогических кадров высшей квалификации направлена на развитие науки посредством выполнения фундаментальных и прикладных исследований, укрепления научных школ как основы подготовки специалистов [3].
Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в вузе осуществляется через проведение научных исследований и осуществление экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования, привлечение работников научных организаций для участия в образовательной и(или) научной
деятельности,реализацию программ подготовки научно-педагогических и научных кадров, а также дополнительных профессиональных образовательных программ. При вузе в 2010 г. создано малое инновационное предприятие ООО «Технологический центр»,зарегистрированное в базах данных Центра исследований статистики науки Министерства образования и науки РФ.
В российской науке широко известны научные школы университета по педагогике, психологии, культурологии, русской литературе, математической логике, алгебре, теории чисел, этике и др. Шуйские ученые пользуются заслуженным авторитетом в мире педагогической науки, подготовленные ими монографии, учебники и учебные пособия публикуются в центральных издательствах. В университете ведутся научные исследования в рамках 18 отраслей науки по более чем 40 научным направлениям. Вуз активно участвует в конкурсах грантов, является победителем конкурсов на проведение фундаментальных и прикладных исследований в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., а также грантов РГНФ.
В числе основных научных школ можно назвать следующие: «Основы здорового образа жизни» (руководители - профессор Т.В. Карасева и профессор С.Н. Тол-стов), «Проектирование образовательного процесса в средней и высшей школе» (руководитель - профессор Г.Е. Муравьёва), «Герменевтика словесности и культуры» (руководитель - профессор В.П. Океанский), «Функциональные и адаптивные возможности участников образовательного процесса» (руководитель - профессор М.А. Правдов), «Непрерывное этнохудо-жественное образование» (руководители -профессор Л.В. Ершова и профессор Т.Я. Шпикалова), «Мораль и этика в образовании» (руководитель - профессор И.Ю. Добродеева), «Проблемы естественно-на-
учного образования» (руководитель - профессор А.А. Червова), «Религиозно-политическая жизнь российской провинции конца XIX - начала ХХ века» (руководитель - профессор Ю.А. Иванов) и др.
С 2011 г. в ШГПУ издается политематический научный журнал «Научный поиск». В состав редакционной коллегии входят ведущие российские и зарубежные ученые в области гуманитарных и педагогических наук. Журнал входит в систему РИНЦ, все выпуски журнала представлены на портале eLIBRARY.
Важной составляющей научной деятельности вуза является научно-исследовательская работа студентов, которая тесно связана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями. Основными направлениями совершенствования научно-исследовательской работы студентов в последние годы являлись следующие: внедрение новых организационных форм, повышение публикационной активности, развитие мотивации и инициативности студентов. В настоящее время в выполнении научно-исследовательских работ принимают участие свыше 60% студентов университета. Результаты студенческих исследований представлены свыше чем в 400 студенческих публикациях. Возросло количество конкурсов на лучшую научную работу и студенческих конференций.
С целью повышения активности студентов, аспирантов и молодых ученых в области инновационной деятельности, передачи знаний и навыков, необходимых для коммерциализации инновационных разработок, привлечения молодежи к инновационной предприниматель-
ской деятельности в области гуманитарных технологий в вузе проводятся межвузовские научные школы «Молодежное инновационное предпринимательство », фестивали «Молодая наука - развитию Ивановской области», конференции на факультетах, научные сессии.
Приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности студентов была и остается разработка социально зна-чимыхи инновационных проектов. Университет является постоянным организатором отборочных туров Всероссийского конкурса научных работ студентов «Моя законотворческая инициатива», проводимого Государственной Думой, Всероссийского конкурса проектов в социальной сфере, Всероссийского конкурса по социальной педагогике, Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», Всероссийского конкурса инновационных молодежных проектов, конкурса на соискание премии губернатора Ивановской области для одаренной и талантливой молодежи.
В университете успешно функционирует аспирантура по 19 специальностям и докторантура по 5 специальностям. На 100 человек студентов приведенного контингента приходится 8,5 аспирантов; по этому показателю вуз занимает первое место в
группе российских педагогических университетов. Весной 2012 г. аспирантура вуза прошла аккредитацию по всем заявленным специальностям. Только за последние три года в диссертационных советах вуза защищено 78 диссертаций на соискание ученой степени кандидата науки 9 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. В целом по вузу эффективность аспирантуры за последний год составила 80% [4].
Университет активно развивает международное сотрудничество в области науки, образования, межкультурной коммуникации. Осуществляются международные контакты вуза с университетами США, Германии, Франции, Польши, Греции, с посольством Франции в России. Так, вузом подписаны двусторонние договоры с Центром психотерапевтического института Бергер-хаузен (Германия), Тихоокеанским университетом Сиэтла (США), Университетом Фехта (Германия), лицеем Версальской академии (Франция), Университетом Ренн (Франция), Высшей школой гостиничного бизнеса и туризма г. Ченстохова (Польша), Анжерским университетом г. Анже (Франция), университетом Перпиньяна Via Domitia (Франция), Институтом экономики и управления ECOMEN (Эстония), Мелитопольским государственным педагогическим университетом им. Б. Хмельницкого (Украина), Высшей школой туристического образования г. Родоса (Греция), Украинской инженерно-педагогической академией.
В 2009 г. в ШГПУ был впервые осуществлен набор иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в целях содействия зарубежным странам в подготовке кадров на основе международных договоров Российской Федерации. В настоящее время в университете обучаются студенты, аспиранты, докторанты, магистранты из Китая, Вьетнама, Ирака, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Грузии, Украины, Белоруссии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО значительное внимание уделяется созданию и развитию социокультурной среды университета, обеспечивающей формирование у обучающихся общекультурных и социально значимых компетенций [5]. Социокультурная среда стала интегратив-ным фактором личностного становления студентов - будущих конкурентоспособных специалистов. Она обеспечивает комплекс возможностей для выбора студентом собственной траектории личностного развития, позволяет ему активно действовать, реализовываться и совершенствоваться в различных сферах культурно-творческой и профессиональной деятельности.
Все это отражается в процессе организации внеаудиторной воспитательной работы, которая строится в соответствии с Концепцией и Программой воспитания студентов и основывается на единстве учебной, научной и воспитательной деятельности. Студенческое самоуправление представлено первичной профсоюзной организацией студентов и аспирантов, студенческими советами общежитий, стипендиальными комиссиями факультетов, студенческими научными обществами факультетов, старостами факультетов, клубами по интересам, спортивными секциями, студенческими педагогическими отрядами «Вегос», «Радос», «Данко», этнографическим центром «Истоки», отрядами «Мост» и «Спасатель». Кроме того, в каждой академической группе есть староста, профорг, культорг, физорг, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с разработанным и утвержденным положением. Сохранен институт кураторства.
В университете осуществляют свою деятельность творческие коллективы: хореографическая студия «Росы », студия кукольного театра «Русские сказки», театр мод «Театр образа», студенческий театр, арт-студия «Экспромт», фольклорный ансамбль «Оберег ». На протяжении нескольких лет активно развивается хоровое движение.
Коллектив студии мод «Театр образа» имеет звание «Народный коллектив »; более десяти лет он сотрудничает с Домом моды Вячеслава Зайцева, является победителем и лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Для студентов открыты двери спортивных секций баскетбола, волейбола, легкой атлетики, настольного тенниса, силового троеборья (пауэрлифтинга), футбола, шахмат, хоккея, самбо, дзюдо, туризма, армейского рукопашного боя. Организованы группы здоровья для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Университет гордится своими выпускниками, в разное время защищавшими честь вуза в спорте, ставшими заслуженными мастерами спорта России и мастерами спорта международного класса.
Внеучебная воспитательная работа в университете осуществляется по следующим направлениям: демократическое, граждан-ско-патриотическое, нравственное, эстетическое и этико-художественное, мультикультурное, этико-правовое, экологическое, профессионально-трудовое, экономическое, физическое, гигиеническое, семейное воспитание. Организацию спортивно-оздоровительной работы осуществляют высококвалифицированные специалисты, тренеры высшей категории, кандидаты и мастера спорта России. Со студентами, имеющими творческие способности, работают специалисты, являющиеся выпускниками институтов культуры, консерваторий, кандидаты наук, доценты. В 2010 г. университет был награжден почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации», учрежденным в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».
ШГПУ располагает учебно-материальной базой, достаточной для организации внеучебной работы со студентами, часть мероприятий проходит на базе городского Дома культуры, музеев г. Шуи, парков культуры и отдыха, школ г. Шуи и Шуйского
района, на стадионах и лыжной базе, в бассейне г. Иваново. Информационная составляющая социокультурной среды вуза представлена газетой «Университетские вести», факультетскими стендами, а также сайтом университета. Используются социальные сети «Одноклассники», «ВКонтакте », «Твиттер».
Важным направлением в деятельности вуза является развитие имущественного комплекса. Соответствующая программа предусматривает проведение ремонтных работ в учебных корпусах и общежитиях, строительство новых объектов вузовской инфраструктуры, приобретение современного учебного оборудования. В настоящий момент для проживания студентов имеются два комфортабельных общежития на 360 мест каждое, в которых оборудованы комнаты отдыха, работает Интернет-кафе, спортивные комнаты, здравпункт. Имеется общежитие для малосемейных студентов, преподавателей и сотрудников. В рамках федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011-2015 гг.» идет строительство семиэтажной пристройки к учебному корпусу, где в скором времени разместятся современные лаборатории, лекционные аудитории, читальные залы, научно-образовательный центр. Вуз располагает семью учебными корпусами, благоустроенным студенческим городком, Дворцом спорта с двумя спортивными залами.
Университетом ведется серьезная работа по содействию трудоустройству выпускников, налажены тесные связи с потенциальными работодателями как в сфере образования, так и в других отраслях экономики Ивановской области, а также других регионов России. С 2008 г. в вузе успешно функционирует отдел маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, основными задачами которого являются: подготовка молодого специалиста к адаптации к современным рыночным условиям, предоставление студентам объективной информации о рынке труда, имеющихся ва-
кансиях, установление контактов с работодателями, проведение специальных мероприятий.
Поставленные задачи решаются в процессе реализации вузовского проекта «Выпускник ШГПУ», который включает в себя поэтапную работу со студентами выпускных и пред-выпускных курсов на протяжении всего учебного года. Проводятся ярмарки вакансий, семинары, тренинги, встречи с работодателями, составляются базы данных о выпускниках. В 2009 г. в вузе создана «Ассоциация выпускников ШГПУ», деятельность которой направлена на содействие трудоустройству выпускников в различных регионах, поиск источников финансирования ресурсного обеспечения программ и проектов, популяризацию университета. Сегодня активно работают представительства ассоциации в Ивановской, Нижегородской, Владимирской и Ленинградской областях, а также в Краснодарском крае.
Вуз постоянно осуществляет мониторинг рынка труда, учитывает заказы на подготовку специалистов для системы образования региона, других областей. Проведение системы мероприятий по трудоустройству дает свои положительные результаты. За последние годы все выпускники находят работу, свыше 70% трудоустраиваются по специальности.
Перспективы развития для ШГПУ связаны с вхождением в современный научно-
образовательный комплекс на базе Ивановского государственного университета.
Литература
1. Добродеева И.Ю. Шуйский государствен-
ный педагогический - традиции образования с 1815 года // Школа будущего. 2009. № 1. С. 5-8.
2. Добродеева И.Ю, Шмелёва E.A. Е.С. Гур-
товой - человек, ученый, ректор // Вестник Ивановского государственного университета. 2011. № 1. С. 88-90.
3. Добродеева И.Ю, Червова A.A., Шмелева Е.А.
Научно-инновационный вектор развития педагогического вуза // Приволжский научный журнал. 2011. № 4. С. 241-245.
4. Червова A.A. Достижения Шуйского госу-
дарственного педагогического университета в подготовке научных и научно-педагогических кадров // Научный поиск. 2012. № 1. С. 6-10.
5. Михайлов A.A. Проектирование социо-
культурной среды профессиональной подготовки учителей по безопасности жизнедеятельности // Научный поиск. 2011. № 1. С. 18-21.
MIKHAILOVA. UNIVERSITY IN MOVEMENT
The article provides a short overview of the past and the present of Shuya State Pedagogical University. The author describes the educational, scientific and extra-curricular work at the university, the matters of international cooperation from the point of view of its innovative development, and its principal achievements.
Key words: pedagogical university, education, scientific and innovative work, socio-cultural environment, students' achievements.