Научная статья на тему 'Развитие научно-инновационного потенциала вуза'

Развитие научно-инновационного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / CENTER OF SCIENCE AND EDUCATION / SCIENTIFIC SCHOOLS / COMPETENCES OF INNOVATIVE WORK / INNOVATIVE POTENTIAL / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелева Елена Александровна

В статье рассмотрены вопросы развития научно-инновационного потенциала ШГПУ. Представлены приоритетные направления научных исследований в вузе, результаты которых наиболее востребованы в научно-образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-innovative potential in the development of the university

The article is devoted to the development of scientific-innovative potential of Shuya State Pedagogical University. The author describes the priorities of the scientific research, the results of which are in great demand in science and education.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-инновационного потенциала вуза»

ринг (перестройка) процессной модели вуза; ориентация на проектно-целевой подход в интегрированном пространстве научной, образовательной и воспитательной деятельности; повышение системности маркетинговой деятельности посредством технологии программно-целевого управления.

Шуйский государственный педагогический университет в поисках механизмов управления качеством двигался от постановки общих проблем повышения качества подготовки учителя через опыт проведения комплексного мониторинга качества подготовки специалистов образования к теоретическому осмыслению, обоснованию, описанию и внедрению процессной модели управления вузом. С 2009 г. учёными университета ведётся научно-исследовательская работа в рамках аналитической ведомственной научной программы «Развитие

научного потенциала высшей школы» по теме «Исследование эффективности системы менеджмента качества провинциального университета ».

Литература

1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании.

СПб.: Образование-культура, 1998. 344 с.

2. Добродеева И., Кочина С., Осин А. Созда-

ние системы менеджмента качества через становление и поддержку персональной инициативы // Problems of education in the 21st century. 2008. V. 8. P.173-179.

3. Добродеева И.Ю, Кочина С.В, Шмелева Е.А.

Создание системы менеджмента качества в педагогическом университете // Приволжский научный журнал. 2010. № 3. С. 234-240.

4. Казакова Т.Е., Махов А.С., Мишанина Н.В. Анализ удовлетворённости потребителей качеством сайта // Маркетинг. 2011. № 2. С. 51-59.

GADALOVA V., FROLOVA M. THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE UNIVERSITY: EXPERIENCE, RESULTS, PROSPECTS

There is hardly a university today which doesn't have a certified quality management system - QMS. At the end of the XXth century the universities started "the search for salvation in the quality", at first monitoring the principal processes timidly and pointwise. Since 20052006 universities have begun active and mass development and implementation of the process model of the quality management on the basis of the international ISO standards of the 90012000 series. Each university has had its own way depending on a certain development strategy. In the article the authors describe the experience of maintaining the SMQ at Shuya State Pedagogical University.

Key words: quality management system, stages of QMS creating, monitoring in education, process approach, audit, organization factors, bench-marking.

Е.А. ШМЕЛЕВА, доцент, РазвИТИе науЧн°

проректор по научной работе инн0ваци°нн0г°

потенциала вуза

В статье рассмотрены вопросы развития научно-инновационного потенциала ШГПУ. Представлены приоритетные направления научных исследований в вузе, результаты которых наиболее востребованы в научно-образовательной сфере.

Ключевые слова: научно-образовательный центр, научные школы, компетенции инновационной деятельности, инновационный потенциал, подготовка учителя.

Образование провозглашено сегодня нерации знаний», аккумулирующей интел-носителем идеологии инновационного об- лектуальный и творческий потенциал обновления, создателем необходимых усло- щества. Для реализации этой миссии систе-вий для формирования развитой среды «ге- мой профильного профессионального об-

разования необходимо построение соответствующей научно-образовательной среды, обеспечивающей инновационно-ориентированную подготовкупедагогическихи на-учно-педагогическихкадров [1].

Акцент на инновационном характере профессионально-педагогической деятельности является целевой установкой социо-гуманитарного научно-образовательного центра (НОЦ) ШГПУ, где действуют пять научных центров, пять проблемных лабораторий по более чем 26 научным темам, а исследования осуществляют 100 научных сотрудников [2].

Инновационная инфраструктура ШГПУ как научно-образовательного центра представлена советом молодых ученых; центром информационных технологий; центром молодежных педагогическихинициатив; службой интеллектуальной собственности; малым инновационным предприятием, созданным при вузе для практической реализации результатов интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов. Одним из приоритетов научно-инновационной деятельности стал поиск механизмов закрепления за вузом прав на интеллектуальную собственность. Актуальность этого направления работы вуза обосновывается государственными ориентирами в сфере выявления и учёта охраноспособных результатов научно-технической деятельности (РНТД). Выявлено и зарегистрировано более 100 базданных,программ для ЭВМ, промышленных образцов.

Деятельность социогуманитарного НОЦ основывается на интеграции фундаментальных поисковых и прикладных исследований для обеспечения качества подготовки студентов. В цели НОЦ входят: ориентация на коммерциализацию результатов исследований, активное включение студентов, аспирантов, молодых ученых в исследования, модернизация базовых учебных программ, внедрение новых учебных дисциплин, инновационная направленность учебного процесса, реализация индивидуальных образовательных траекторий.

В университете научно-исследовательская и инновационная деятельность реализуется в русле концепции развития инновационного потенциала ШГПУ. Концепцией предусмотрено теоретико-методологическое и психолого-акмеологическое обеспечение процесса формирования компетенций инновационной деятельности, направленной на становление личности и развитие инновационного мышления субъектов образования в сфере гуманитарно-педагогических технологий; расширение возможностей самообразования, профессионального роста и реализации инновационной активности; интеграция научно-исследовательской и предпринимательской деятельности в области инноваций, создание условий для коммерциализации перспективных научно-исследовательских проектов.

Программа, разработанная на основе концепции, реализуется по ряду направлений: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, оптимизация инновационной инфраструктуры вуза, стимулирование талантливой молодежи и привлечение ее в науку, сетевое научно-методическое сотрудничество, внедренчес-

кая деятельность научно-педагогических коллективов, системное управление качеством научного процесса. Социогуманитар-ный спектр исследований подготовки научно-педагогических кадров охватывает философские, филологические, исторические, педагогические, психологические науки, культурологию.

Место и роль моральных регулятивов в современном российском обществе являются предметом исследования в центре ин-ституализации морали, которым руководит заслуженный работник высшей школы РФ И.Ю. Добродеева. Задача сотрудников центра - комплексное изучение специфики морального состояния современного российского общества в аксиологическом и праксиологическом аспектах, анализ взаимодействия социальных систем в становлении гражданского общества, определение требований морального регулирования общественных отношений.

Герменевтическими исследованиями макрокультурного кризиса и антикризисного потенциала русской словесной и интеллектуальной культуры занимается центр кризисологических исследований под руководством профессора В.П. Океанского. Построена герменевтическая модель процесса становления отечественной интеллектуальной культуры, сконструирована типология российской культурологической мысли. Богатый и содержательный материал, относящийся к описанию отечественной интеллектуальной культуры, концептуальное сопровождение постижения мира культуры средствами гуманитарных дисциплин широко внедряются в научно-образовательный процесс. Признанием значимости результатов научной школы стала победа в конкурсе грантов 2012 г. в области культурологии и филологии, нацеленных на развитие внутрироссийской мобильности на-учныхи научно-педагогическихкадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в НОЦ ШГПУ (в них принимают участие молодые

ученые и аспиранты из 20 российских вузов). Представителем данной научной школы доктором филологических наук Д.Л. Шукуровым в 2012 г. выигран грант Президента РФ для поддержки молодых докторов наук.

В центре изучения каузальной истории совместно с Шуйским музейно-культур-ным комплексом и Ковровским историко-мемориальным музеем изучаются особенности религиозно-культурной жизни российской провинции конца XIX - начала XX вв. (Ю.А. Иванов, Т.А. Красницкая, А.Ю. Гулидов). Научно-исследовательский коллектив центра и лаборатории геоинформационных технологий реализуют возможности использования геоинформационных систем при проведении локальных истори-ко-географических краеведческих исследований; им разработана и апробирована методика создания ГИС церковно-приход-ских школ, шуйского некрополя, созданы карты, базы данных.

Результатом многолетней деятельности центра по изучению наследия А.Н. Островского (руководитель - И.А. Овчи-нина) стали алфавитно-частотный словарь и энциклопедия А.Н. Островского.

Коллективами молодых ученых (В.В. Варзин, О.В. Зинченко, Е.М. Суслова, С.П. Дубровский) проводятся исследования факторов экономического развития административно-территориальных образований в онтогенезе имущественно-правовых отношений на субрегиональном и региональном уровнях, осуществляется многоуровневый анализ прикладного инструментария для определения размеров оплаты труда в условиях рынка.

В лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи разрабатывается педагогическое сопровождение процессов обеспечения безопасности в чрезвычайных и кризисных ситуациях социального происхождения в системе педагогического образования с целью формирования безопасной и здоровьесохраняющей среды жизнедея-

тельности учащейся молодежи (А.А. Михайлов, П.А. Кисляков, В.И. Гинко и др.). На основе анализа социальных, информационных и психолого-педагогических условий внедрена модель безопасной социальной среды, разработана система мероприятий, организационных подходов и методов обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения [3].

В лаборатории функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи (М.А. Правдов, Д.М. Прав-дов, А.В. Корнев и др.) исследуются особенности интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития, технологии адаптивной физической культуры по работе с умственно отсталыми детьми. Выявлены условия реализации национальной образовательной инициативы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработано психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы. Активный поиск ведется в теории и методологии подготовки кадров в области адаптивной физической культуры и спорта (А.С. Махов, О.Н. Степанова, Е.А. Осокина) [4].

Сотрудники межрегионального аналитического центра «Акме» совместно с учеными РАМН, НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова, Российского государственного социального университета успешно применяют идеи социальной медицины, социальной педагогики и психологии в научно-практических подходах к формированию культуры здоровья. Данное направление реализуется в научной, учебной и воспитательной сферах деятельности вуза и решает задачи подготовки педагогов к работе по формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья участников образовательного процесса, созданию в вузе здоровьесберегающей сре-

ды, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения различных уровней, научному обоснованию методологии, принципов и методов здоровьесберегающего образования.

Давние творческие взаимоотношения связывают ученых ШГПУ и Института социальной педагогики РАО. К числу совместных исследований относятся: научное сопровождение непрерывного социально-педагогического профессионального образования на основе инновационных подходов к осуществлению образовательно-воспитательной деятельности в социуме; профессиональное становление и развитие института социальных педагогов; научное обеспечение реализации школой и другими образовательными учреждениями социально-педагогических функций; изучение воспитательного потенциала социальной педагогики и его влияния на гуманизацию социальной среды и др.

Одним из подразделений социогумани-тарного НОЦ ШГПУ является лаборатория этнохудожественного образования, сотрудниками которой (Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, Н.Р. Макаровой, А.Н. Щи-ровой) разработана концепция этнокультурного образования в России. Методологическое обоснование (подходы, принципы, условия) системы непрерывного этнохудо-жественного образования легло в основу модернизации художественного образования в России. Осуществляется активная разработка учебных программ для разных ступеней общего и профессионально-педагогического образования, входящих в состав концепций и программ для начальной школы «Школа России». Разрабатывается и издается федеральный комплект учебников по изобразительному искусству и технологии для общеобразовательной школы, учебных пособий для учащихся, методических и художественно-дидактических пособий для учителей. Это современные учебные издания, где народное искусство впервые выступает системообразующим

компонентом художественного образования. В разных областях и регионах России складывается сообщество педагогов - активных сторонников этого направления художественного образования, которые успешно осуществляют внедрение программно-методических материалов в практику школы.

Лаборатория включает восемь студий, результатом деятельности которых являются не только участие в разнообразных выставках, конкурсах, фестивалях, ярмарках, мастер-классах, но и множество научно-исследовательских работ. В 20112012 гг. в рамках ФЦП «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» в этнохудожественной лаборатории реализуется ряд научно-исследовательских проектов. Аспирантом М.С. Беловым выявлены исчезающие художественные промыслы России, разработаны критерии и показатели их оценки, описаны образцы художественных промыслов Ивановского региона, созданы базы данных [5]. С участием студентов проведена этнографическая экспедиция «Дорогами земли Ивановской» по проекту РГНФ. Приоритетным направлением дальнейших исследований в этой области станет разработка концепции сохранения и возрождения промыслов и модели охранно-восстановитель-ной деятельности.

Проекты «Традиционное народное искусство как источник нравственно-эстетических ценностей современной России», «Диалог искусств в поликультурном пространстве и художественно-эстетическая картина мира», реализуемые в целях развития общероссийской мобильности в области искусствоведения, объединили на базе социогуманитарного НОЦ ШГПУ исследователей из разных регионов (Тюменская, Пензенская, Ивановская, Пермская, Костромская области, Москва, Республика Мордовия, Дагестан, Дальний Восток и др.). НИР нацелены на осмысление традиционного народного искусства, повышение

его роли в духовном оздоровлении российского общества, поиск новых форм возрождения, сохранения и развития угасающих видов традиционного народного искусства, на разработку теоретико-методологических основ системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере искусства и художественного творчества.

Особенности психолого-педагогического сопровождения инновационной активности молодых ученых стали предметом исследования Е.А. Шмелевой, Л.Д. Мальцевой, Н.Ю. Прияткиной и др. Научно-методическое обеспечение подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы» разрабатывается в лаборатории поствузовского образования под руководством заслуженного работника высшей школы РФ А.А. Червовой.

В вузе функционируют советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство, уровни общего и высшего образования); 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования; 09.00.05 - Этика (философские науки); 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология). В учебном процессе аспирантуры используются современные методы и технологии, нацеленные на приобретение молодыми исследователями новых навыков, форм и методов работы, способствующих повышению уровня их квалификации. Аспиранты и докторанты демонстрируют высокий уровень публикаций в международных и российских журналах; результаты их деятельности удостоены дипломов и медалей международных выставок и конференций по тематике исследований. Все это позволяет им быть конкурентоспособными, способствует закреплению в сфере науки и образования.

Исследовательские проекты выполняются аспирантами как самостоятельно, так и в составе научных школ. В течение 20092012 гг. в проектах ФЦП приняли участие 30% аспирантов ШГПУ в качестве либо руководителей проектов, либо исполнителей. Итогом стали завершенные научные исследования и защиты кандидатских диссертаций. Как следствие, более 40% нашего научно-педагогического коллектива - это молодые преподаватели, имеющие ученые степени; средняя заработная плата молодых ученых, включая аспирантов, студентов, молодых кандидатов наук и сотрудников без ученой степени достигла 17 тыс. рублей.

Качество деятельности социогумани-тарного НОЦ ШГПУ гарантируется международным сертификатом качества образовательного и научного процессов ISO 9001:2008, выданным международным сертифицирующим органом IQNET. Для мониторинга, оценки и управления научным и инновационным процессами разработана, апробирована и внедрена методика рейтинга эффективности научно-исследовательской деятельности кафедр.

Включение задачи формирования компетенций инновационной деятельности в систему педагогического образования отражает его дуальный характер. Педагогический вуз создает условия для овладения компетенциями инновационной деятельности студентами как субъектами своего образовательного процесса. Выпускник же, освоивший ООП по педагогическому образованию, уже в роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе призван формировать ком-

петенции инновационной деятельности у школьников. Именно эта дуальность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в реализации ФГОС, актуализируя инновационную направленность подготовки педагогических кадров.

Реализация содержания подготовки к инновационной деятельности происходит путем создания развивающей научно-образовательной среды вуза, обеспечения практического воплощения перспективных инновационных проектов, организации взаимодействия с работодателями; все это определяет сетевой характер функционирования современного педвуза в качестве подлинного интегратора достижений педагогической науки и практики.

Выполнение студентами конкретных разработок в условиях педагогической среды позволяет привнести в образовательный процесс элементы практического использования тех теоретических знаний, которые они получают в вузе. Опредмечивание научных проектов, т.е. внедрение результатов интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов в практику, осуществляется в рамках частно-государственного партнерства НОЦ ШГПУ с различными структурами в направлении, соответству-

ющем профилю подготовки студентов и научно-инновационным приоритетам вуза. Положительный опыт партнерства накоплен, в частности, в области реализации студенческих авторских программ в сфере организации детского отдыха. Внедрение этих программ позволяет студентам реали-зовывать свои профессиональные знания и умения, формировать опыт инновационной деятельности, осуществлять коммерциализацию разработок.

Расширению научного и образовательного пространства вуза способствует выставочная и экспозиционная деятельность. Результаты разработок шуйских ученых в образовательной сфере неизменно удостаиваются высших наград. Званий лауреатов Российского образовательного форума и приза «Жемчужина российского образования» в разные годы были удостоены заслуженный работник высшей школы профессор А.А. Червова, почетный работник высшего образования профессор М.А. Правдов, доцент А.С. Махов. Традиционно ШГПУ принимает участие во Всероссийском образовательном форуме «Образовательная среда» ВВЦ. Золотыми и серебряными медалями ВВЦ за научно-образовательные проекты удостоены И.Ю. Добродеева, Т.Я. Шпикалова, А.А. Михайлов, Е.А. Шмелева. С 2009 г. ШГПУ является постоянным участником Международных конгрессов-выставок «Global Education - Образование без границ», лауреатами которых становились молодые ученые П.А. Кисляков и Д.С. Марков. В 2012 г. аспиранты и студенты университета успешно выступили на XII Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (НТТМ).

Шуйский государственный педагогический университет - это современный научно-образовательный центр подготовки учителя для новой школы, вобравший в себя достижения российского и мирового опыта высшей школы, выработавший собственные прогрессивные подходы к образованию и сформировавший вузовскую научно-образовательную среду, базовые ценности которой составляют основу современного педагогического образования.

Литература

1. Рябов В.В, Ракитов А.И, Русецкая М.Н.

Педагогическое образование и будущее России // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 14-21.

2. Шмелева Е.А, Мальцева Л.Д. Научно-об-

разовательный центр в инновационной инфраструктуре педагогического вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2010. № 24 (95). Вып. 8. С. 318-326.

3. Кисляков П.А. Модель формирования го-

товности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности в вузе // В мире научных открытий. 2011. № 5.1. С. 349-357.

4. Махов А.С. Место спортивно-оздорови-

тельного клуба инвалидов в университете для обучения студентов специальности «Адаптивная физическая культура» // Адаптивная физическая культура. 2010. Т. 44. № 4. С. 48-50.

5. Белов М.С, Шмелева Е.А. Исчезающие ху-

дожественные промыслы как инновационный туристский продукт научно-образовательного центра // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2012. № 1. С. 15-17.

SHMELEVA E. SCIENTIFIC-INNOVATIVE POTENTIAL IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the development of scientific-innovative potential of Shuya State Pedagogical University. The author describes the priorities of the scientific research, the results of which are in great demand in science and education.

Key words: center of science and education, scientific schools, competences of innovative work, innovative potential, teacher training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.