УДК 378:001.891
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Шуйский государственный педагогический университет
Е. А. Шмелева Л. Д. Мальцева
e-mail:
Подготовка учителя для новой школы требует формирования готовности преподавателей вуза к инновационной деятельности. Достигнуть этого возможно путем реальной интеграции фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с образовательным процессом для обеспечения качества подготовки студентов в научно-образовательном центре педагогического вуза. Целями научно-образовательных центров является ориентация на коммерциализацию результатов исследований, активное включение в исследования студентов, аспирантов, молодых ученых, модернизация базовых учебных программ, внедрение новых учебных дисциплин, инновационная направленность учебного процесса, реализация индивидуальных об-разовательныхтраекторий идр.
Ключевые слова: научно-образовательный центр, инновацион ная инфраструктура, научно-педагогические кадры, интеграция, профессиональная подготовка, исследовательская деятельность, педаго гический вуз.
Наука и высшее профессиональное образование России сегодня развиваются в условиях инновационных процессов. В период глобальной модернизации в России возникла острая потребность в личности, способной к самореализации в различных областях жизни: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. Решение этих задач в свою очередь требует создания оптимальных условий для формирования и развития ключевых характеристик готовности научных и научно-педагогических кадров к инновационной деятельности.
Индикатором приоритетности инновационного развития вузов стал Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [6]. Предметом деятельности создаваемых хозяйственных обществ выступает практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат соответствующим вузам. Постановление Правительства РФ дает возможность государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры вузов, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, направленную на формирование инновационной среды, развитие взаимодействия между образовательными учреждениями предприятиями, поддержку создания малых инновационных предприятий [5].
Комплекс мер по формированию инновационной среды в вузах направлен на развитие взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями, на повышение качества подготовки специалистов, уровня развития исследовательской и технологической базы, инновационной активности российских вузов.
Одним из элементов инновационной инфраструктуры выступают научно-образовательные центры (НОЦ) университетов. В активный понятийный оборот термин
* Статья рекомендована к печати оргкомитетом Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук». - Белгород, 9-12 ноября 2010.
«научно-образовательный центр» вошел в связи с началом реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Развитие научно-образовательных центров по многим отраслям наук и научным проблемам стало предметом проведения конкурсов на соискание государственной поддержки. Президент России Д. А. Медведев отмечает, что особенно важной и перспективной для системы высшего образования является тема развития сети научно-образовательных центров. Научно-исследовательские центры нового типа призваны стать «опорными звеньями инновационной системы страны» [4].
Научно-образовательный центр представляет собой структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации. Деятельность научно-образовательных центров основывается на принципе интеграции фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с образовательным процессом для обеспечения качества подготовки студентов. В цели НОЦ входят ориентация на коммерциализацию результатов исследований, активное включение в исследования студентов, аспирантов, молодых ученых, модернизация базовых учебных программ, внедрение новых учебных дисциплин, инновационная направленность учебного процесса, реализация индивидуальных образовательных траекторий и др.
Задачи научно-образовательных центров в педагогических вузах обобщены Т. И. Шукшиной, А. А. Лобановым, Е. В. Шавыркиной [8]. В число таких задач входят развитие и проведение исследований в области гуманитарных наук и образования, обеспечение взаимодействия науки и образовательного процесса на всех его стадиях, взаимодействие с академической наукой, тесное взаимодействие с органами образования и реальным сектором экономики, обеспечение академической мобильности студентов, аспирантов, молодых ученых, осуществление международного сотрудничества, популяризация научных знаний и др. Проведенный А. К. Клюевым анализ структурной организации научно-образовательных центров показал, что в 17 % НОЦ базой создания послужили отдельные кафедры (научные лаборатории); в 12 % - факультеты или несколько кафедр (лабораторий) факультета; в 71 % - междисциплинарные структуры [1]. Реальным воплощением результативности государственной поддержки научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» в аспекте осуществления внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров высшей школы воплотилось в проведении всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи на базе Белгородского государственного университета в ноябре 2010 года.
Системообразующим фактором инновационного потенциала преподавателя вуза является процесс самореализации и самоактуализации как воплощение сущности человека в высших формах деятельности: готовность к профессиональному росту, организаторские и исследовательские способности, инициативность, целеустремленность, креативность, упорство в достижении целей, лидерство, оперативность и точность. В совокупности данные качества можно определить как инновационная активность преподавателя. В условиях интенсивного развития высших учебных заведений, когда инновационная активность научно-педагогических коллективов становиться необходимым условием успешного позиционирования в формирующемся новом пространстве образовательных услуг, встает вопрос: готовы ли коллективы ученых педагогических вузов к современной инновационно-ориентированной деятельности?
Формирование потребности в инновационном характере профессионально-педагогической деятельности преподавателей стало целевой установкой при создании социогуманитарного научно-образовательного центра Шуйского государственного педагогического университета. Социогуманитарный НОЦ выступил формой интегра-
ции и координации усилий учебного, научного и инновационно-внедренческого потенциала ученых для совместных действий в образовательной и научной областях. Целью НОЦ является именно высококачественная подготовка молодых специалистов и специалистов высшей квалификации в областях социогуманитарных наук и образования на основе интеграции научно-педагогического потенциала вуза в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, коммерциализации их результатов, разработке новых программ, технологий и методов, развивающих и объединяющих научные исследования и учебный процесс, методическое обеспечение образовательного процесса, развитие международного сотрудничества.
Социогуманитарный НОЦ представляет собой совокупность научных и учебных подразделений вуза. Герменевтические исследования макрокультурного кризиса и антикризисного потенциала русской словесной и интеллектуальной культуры осуществляются в центре кризисологических исследований под руководством В. П. Океанского. Исследование факторов экономического развития административно-территориальных образований в онтогенезе имущественно-правовых отношений на субрегиональном и региональном уровнях, многоуровневый анализ, теоретические построения, разработка прикладного инструментария оплаты труда в условиях рынка проводятся коллективами молодых ученых под руководством Б. Д. Бабаева. Институализация моральных регулятивов в современном российском обществе является предметом исследования в центре ин-ституализации морали коллектива под руководством И. Ю. Добродеевой. В центре изучения казуальной истории осуществляются исследования специфики религиозно-образовательной среды, социально-политической жизни российской провинции в годы Первой мировой войны, истории церковно-школьного образования в России и роли русской православной церкви в образовательной политике государства во второй половине XIX - начале XX вв. группой ученых под руководством Ю. А. Иванова. В межрегиональном аналитическом центре «Акме» проводятся исследования интеграции и дифференциации в акмеологической науке и образовании, в лаборатории по изучению наследия А. Н. Островского - комплексное исследование наследия А. Н. Островского как источника познания России под руководством И. А. Овчининой. В лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи реализуются научные проекты по исследованию педагогического сопровождения образования в области обеспечения безопасности в чрезвычайных и кризисных ситуациях социального происхождения в системе педагогического образования и психолого-педагогического сопровождения формирования безопасной и здоровьесохраняющей среды жизнедеятельности учащейся молодежи. В лаборатории функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи под руководством М. А. Правдова разрабатываются технологии адаптивной физической культуры по работе с умственно отсталыми детьми, условия реализации национальной образовательной инициативы по сохранению и укреплению здоровья детей. на кафедрах университета; психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей культуры здо-ровьесбережения в инновационном пространстве новой школы.
Социогуманитарный НОЦ ШГПУ поддерживает и развивает тесные контакты с образовательными и научными центрами России: Институтом социальной педагогики и Институтом информатизации РАО, Институтом географии РАН, Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта, Санкт-Петербургской академией физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Международной академией акмеологических наук, многими педагогическими вузами страны, входит в общественно-государственное партнерство сетевой педагогический университет и т. д.. Интеграция социальной медицины, социальной педагогики и психологии в научно-практических подходах к формированию культуры здоровья осуществляется совместно с учеными Российской академии государственной службы, Ивановского на-
учно-исследовательского института материнства и детства им. В. Н. Городкова, Российского государственного социального университета. Активно развиваются научно-образовательные связи в области осуществления международной академической мобильности преподавателей и студентов.
Социогуманитарный НОЦ стал основным инфраструктурным элементом вуза, обеспечивающим закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки и образования, создающим условия для реализации потенциала центра по подготовке и переподготовке научно-педагогических кадров. Руководители научных центров и лабораторий ежегодно проводят проблемные семинары, научные школы, реализуют программы дополнительного образования.
Для проведения научно-исследовательских работ используются современные методы и технологии, нацеленные на приобретение исследователями новых навыков, форм и методов работы, способствующие повышению уровня их квалификации. Коллектив со-циогуманитарного НОЦ демонстрирует высокий уровень публикаций в международных и российских журналах, результаты интеллектуальной деятельности, дипломы и медали международных выставок и конференций по тематике исследований. Достижение молодыми исследователями высокого уровня квалификации позволяет им быть конкурентоспособными на рынке научных исследований, обеспечивает закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, обеспечивает формирование научного коллектива с привлечением молодых специалистов, обладающих общекультурными, профессиональными и научными компетенциями.
Научно-образовательные функции реализуются в деятельности системы послевузовского профессионального образования через аспирантуру и докторантуру ШГПУ. В вузе функционируют советы по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ212.302.01 по специальностям 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство, уровни общего и высшего образования) (педагогические науки); 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки); 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), ДМ 212.302.02 по специальностям 09.00.05 - этика и 09.00.05 - Этика (философские науки); 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология). Университет входит в состав межрегиональных объединенных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского, Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова.
Коллектив НОЦ выполнял исследования в рамках грантов Президента РФ для проведения исследований аспирантами за рубежом, грантов Президента РФ для молодых кандидатов наук, федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадров инновационной России» на 2009-2013 гг., ведомственной аналитической целевой программы Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы», грантов Российского гуманитарного научного фонда и др. Качество деятельности социогуманитарного НОЦ гарантируется международным сертификатом качества образовательного и научного процессов ISO 9001:2008, выданным международным сертифицирующим органом IQNET.
Важным элементом инновационной инфраструктуры вуза является центр молодежных педагогических инициатив. В нем проводится научно-исследовательская деятельность студентов (подготовка проектов, участие в конференциях, конкурсах, выставках и т. д.); внеучебная профессиональная подготовка (практикум по работе в детских оздоровительных лагерях, инструктивно-методический лагерь); участие студентов в молодежном педагогическом движении (работа в клубах по месту жительства, оказание помощи детским общественным объединениям); социально-педагогическая деятельность
(работа с детьми-инвалидами); организация оздоровительных компаний (работа в детских оздоровительных лагерях). Студенты под руководством преподавателей создают авторские программы, которые реализуют по договорам с заказчиками. Обеспечивается глубокая интеграция образовательной составляющей в инновационных процессах, формирование у студентов инновационного мышления с целью развития инновационной способности и восприимчивости, содействие в трудоустройстве выпускников; повышение уровня предпринимательской культуры студента, воспитание менталитета предпринимателя. Студент создает интеллектуальную собственность, начинает работать по своей специальности, учится работать в области инновационных технологий, развивает свои научно- творческие способности и решает поставленные задачи в коллективе.
В условиях ориентации общества на новую школу можно говорить о формировании качественно новой структуры интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов с элементами инновационной инфраструктуры. Совокупность интеллектуальных, трудовых, материально-технических ресурсов, а также инструменты, обеспечивающие непрерывный процесс формирования знаний и их использование в целях воспроизводства кадров и инновационного развития общества определяют цель продуктивного функционирования инновационной инфраструктуры.
Подготовка современных специалистов с высшим образованием, обладающих инновационными компетентностями, требует от профессорско-преподавательского состава вузов непрерывной научно-исследовательской деятельности, связанной с обновлением и расширением рамок учебных программ, актуализацией фактического материала, освоением новых форм образовательного процесса, опирающихся на новые технологии в области образования. Подготовка специалистов высшей квалификации предполагает развитие теоретических основ и областей практического применения результатов научно-исследовательской деятельности, инициирует создание новых научных направлений, научных школ, обеспечивающих преемственность научных знаний. Важно подчеркнуть, что выполнение разработок, направленных на решение конкретных задач в условиях производства, позволяет привнести в образовательный процесс, составляющий основу деятельности сферы высшего образования, элементы практического использования тех теоретических знаний, которые получают слушатели высших учебных заведений в образовательном процессе. Именно в этом процессе достигается реализация инновационного потенциала исследователей вуза и осуществляется практическая интеграция деятельности научных школ в эффективное функционирование инновационной инфраструктуры как единого целого.
Рассматривая научную деятельность в качестве необходимого условия продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза, Л. Н. Макарова утверждает, что научная деятельность, не являясь абстрактной ценностью для преподавателя, должна находить свое выражение в педагогической, которая, в свою очередь, побуждает преподавателя к повышению уровня своего научного потенциала. Конкретизируется данное утверждение тем, что, во-первых, преподаватель использует науку как методическую опору в своей учебной деятельности; во-вторых, он ее создает в ходе исследовательской работы; в-третьих, он ее трансформирует через призму собственных результатов и позиций [3]. Актуализация исследовательского компонента, когда предметом специального анализа становятся результаты собственной профессиональной деятельности, выраженные в достижении высокого уровня готовности студентов к решению учебных задач, характеризует высокопродуктивную акмеологическую деятельность преподавателя высшей школы.
Однако только рефлексия собственной деятельности и учет факторов, препятствующих достижению высокого уровня ее продуктивности, не являются достаточными для обеспечения современного качества профессионального образования на уров-
не психолого-педагогического ресурса преподавателя высшей школы. Преподаватели с разной степенью успешности и с разной периодичностью занимаются анализом и оценкой результатов собственного труда, профессиональным совершенствованием, по крайней мере, перед очередным конкурсным отбором на замещение вакантной должности или в системе повышения квалификации.
Необходимость формирования и развития профессиональных компетенций преподавателей вузов в области инновационной деятельности создали предпосылки к активному развитию исследований ее условий и факторов, синтезирую достижения разных наук.
Главным в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, которая основывается на фундаментальных или прикладных научных исследованиях. Включение студентов в работу научных коллективов, научных школ, внедрение совместно с ними результатов научных исследований в производственный процесс для получения конечного продукта определяет инновационный потенциал подготовки студентов. Ведущим компонентом в реализации инновационного потенциала преподавателя высшей школы выступает его инновационная активность, которая характеризуется степенью мотивации субъекта к инновационно-ориентированной деятельности, уровнем развития общих и специальных способностей, свободой выбора, мобилизацией интеллектуальных сил и волевых усилий, сформированностью проектировочных умений. В структуре профессионально-педагогической деятельности инновационная активность выражается через оптимальное соответствие собственно-педагогической, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Инструментом достижения высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности сегодня выступает реальная интеграция научной и образовательной деятельности преподавателя высшей школы, которая проявляется в инновационной активности преподавателя. В профессиональной подготовке учителя к педагогическим инновациям инновационная активность преподавателя является и главным критерием ее качества [7]. Современная система образования предъявляют к преподавателям требования, которые не могут быть реализованы без его инновационной активности, без знания законов продуктивной педагогической деятельности, без учета ак-меологических закономерностей и критериев.
Инновационный процесс - это цепочка действий от генерации идеи до ее внедрения в непосредственный производственный процесс для получения заданного продукта. Поскольку главным объектом акмеологического анализа является развитие субъекта в процессе деятельности, то инновационные процессы справедливо рассматривать с точки зрения акмеологического анализа и синтеза, где, в связи с этим, инновационная активность преподавателя будет выступать акмеологическим критерием качества профессионального образования.
Необходимость развития инновационной активности становится еще более актуальной в условиях новых инновационных задач, требующих новых интенсивных подходов, задач, обозначенных Президентом РФ для системы педагогического образования. Шуйский государственный педагогический университет создает условия инновационного развития образования, науки и культуры основе разработки, апробации и внедрения про-ектно-ориентированной модели социокультурного научно-образовательного центра подготовки и переподготовки кадров, целью деятельности которого является формирование инновационной среды, развитие взаимодействия между вузом и стратегическими партнерами, повышение на этой основе качества подготовки специалистов, повышения уровня развития исследовательской и образовательно-технологической базы, инновационной активности научно-педагогического корпуса.
В рамках реализации программы развития инновационной инфраструктуры университета основным процессом становится развитие передовых образовательных программ и технологий, создание системы генерации и распространения знаний, кон-
курентоспособных технологий и инноваций, формирование современной университетской инфраструктуры и системы управления и создание современной системы управления человеческими ресурсами.
Современный университет, являясь тем местом, где, наряду с образовательными, производятся научные продукты и услуги, в полной мере соответствует требованию к учреждению, способному производить и услуги инновационного характера. Все более или менее ясно с техническими вузами, вузами, производящими знания в области нанотехно-логий, в области наукоемких производств - учеными выдвигается идея, экспериментально подтверждается, предлагается к реализации, продается. Но могут ли производиться инновационные услуги, продукты и услуги, в конечном итоге, коммерциализируемые, в гуманитарном вузе? Ведь для инновационной деятельности коммерциализация результатов обозначается как один из ее главных идентификаторов.
В вопросах формировании инновационных инфраструктур вузов речь идет о создании новых инжиниринговых структур, центров коллективного доступа к научному оборудованию, бизнес-инкубаторов, программ подготовки управленческих кадров для малого венчурного бизнеса, создании малых инновационных предприятий. Для подлинного инновационного развития вузов социальной и гуманитарной направленности необходимо выделить те основания и направления деятельности, где могли бы реализовываться исследовательские компетенции студентов. С этой целью в Шуйском государственном педагогическом университете инновационная инфраструктура представлена взаимосвязанной деятельностью различных компонентов: социогуманитарного научно-образовательного центра; проблемных лабораторий и научных центров; совета молодых ученых; центра информационных технологий; центра молодежных педагогических инициатив; общественно-государственного партнерства «Сетевой педагогический университет»; службы интеллектуальной собственности и трансфера технологий, малого инновационного предприятия. Деятельность всех обозначенных компонентов инфраструктуры направлена на создание современной технологичной инновационной научно-образовательной среды для подготовки кадров с новыми компетенциями [7].
Деятельность по созданию инновационной инфраструктуры в вузах социально-гуманитарной направленности, также как и в других вузах, не может не быть сопряжена с выявлением и оформлением интеллектуальной собственности. Когда речь идет о привлечении молодежи в создаваемые малые инновационные предприятия, то необходимо определиться с исходным условием инновационной деятельности - выдвижением и производством идеи. Подлинно научный характер открытий, воплощенный в результатах интеллектуальной деятельности, может быть обеспечен лишь тогда, когда студенты, молодые ученые проводят исследования в рамках существующих научных коллективов, динамично развивающихся научных школ. Именно здесь проявляется в явной мере необходимое и достаточное условие научно-образовательного процесса вуза - продуктивное взаимодействие профессора и студента. Только лишь в тесном контакте с учеными студенты могут приобщиться к получению и производству инновационных продуктов и услуг, т.к. последние, в основе своей, должны быть научным открытием, иметь подлинно научный характер. Возлагать надежды на то, что студент самостоятельно сможет генерировать идею и оптимально довести ее до момента коммерциализации вряд ли стоит. Да и не в этом смысл инновационного характера профессиональной подготовки в вузе. Ведь тесное взаимодействие преподавателей и студентов имеет еще более значимый «некоммерциализируемый» воспитательный эффект - воспитание культуры научного поиска, систематичность в работе, уважение к научному труду, воспитание ученого, обладающего современными навыками и компетенциями инновационной деятельности в профессиональной сфере.
Из всего перечня результатов интеллектуальной деятельности, которые можно положить в основу создаваемого в гуманитарном вузе малого инновационного предприятия, можно выбрать базы данных, программы для ЭВМ, секреты производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат соответствующим высшим учебным заведениям. В составлении, например, баз данных могут активное участие принимать студенты - при написании курсовых и выпускных работ, также как и разработке ЭВМ. Без сомнения, любой гуманитарный вуз создает результаты интеллектуальной деятельности, способные лежать в основе создания малых инновационных предприятий. Такие предприятия могут оказывать услуги консалтингового характера (в юридической, экономической, финансовой и др.сферах), научные и образовательные услуги, физкультурно-оздоровительные, спортивные, экскурсионные, культурно-массовые и другие виды услуг. Направлениями малого бизнеса в социальной сфере могут стать организация детского отдыха, спортивно-массовая работа с детьми, коррекционная педагогика, индивидуальная работа с детьми малых возрастов, дополнительное образование детей и др. Студенты совместно с квалифицированными специалистами, несомненно, смогут принимать посильное участие в работе этих предприятий. Уже принятые и планируемые законодательные льготы для осуществления деятельности таких малых инновационных предприятий создают реальную основу для реального взаимовыгодного взаимодействия образовательных, научных учреждений и бизнес-структур для построения подлинного инновационного общества. Большую роль в подготовке кадров для малого инновационного предпринимательства в социогуманитарной сфере могут сыграть педагогические университеты как наиболее социально-ориентированные вузы. Именная эта задача соответствовала бы функции активизации инновационной деятельности выпускников педвуза в сфере их профессиональной деятельности, формирования способностей инициировать и реализовывать инновационные проекты.
В концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, опубликованной Министерством образования и науки РФ 11 октября 2010 г., исследовательская и инновационная деятельность сегодня рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе [2]. Она признается важнейшей самостоятельной задачей высшей школы и необходимой составляющей качественного образовательного процесса. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий; «увидеть» свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний; получить опыт интенсивной практической работы; уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования; более осмыслено, целенаправленно и мотивированно работать с (научной) информацией. Можно предположить, что дальнейшее развитие научно-образовательных центров в национальной инновационной инфраструктуре станет главным механизмом реализации задач формирования инновационной экономики, а сами вузы системно трансформируются в крупные научно-образовательные центры, решающие задачи социально-экономического развития как отдельных регионов, так и всей страны.
Список литературы
1. Клюев А. К. Структуры развития вуза: научно-образовательные центры// Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - №5. - С. 64-70.
2. Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах// электронный ресурс.-Ъйр://топ^оу.ги/ёок/ак1/77б2/
3. Макарова Л. Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Филология Журналистика Педагогика. Психология. - 2010. - № 6 (77) - Вып. 5. - С. 101-111.
4. Медведев Д.А. России нужна программа развития сети научно-образовательных центров.// Высшее образование сегодня. - 2008. - №8. - С. 2-3.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»/ Российская газета.-16 апреля 2010 г.
5. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»/ Российской газета. - 4 августа 2009 г.
6. Шмелева Е.А. Акмеология в профессиональной подготовке учителя к педагогическим инновациям//Высшее образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 37-397. Шукшина Т.И., Лобанов А.А,, Шавыркина Е.В. Организационно-правовые основы
функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза. - Интеграция образования. - 2009- № 4. - С. 26-29.
RESEARCH AND EDUCATION CENTER IN THE INNOVATION INFRASTRUCTURE
OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Shuya State
Pedagogical University
e-mail:
E.A.Shmeleua, L.. D. Maltseva
Training for new school requires innovative conditions of higher school teachers' education. To achieve the goal we need to ensure the quality of students training in research and education center of the Pedagogical University through the effective integration of fundamental and applied research with the educational process. The objectives of research and education centers are linked with the commercialization of scientific results, engagement of students and young scientists into the work of centers, modernization of basic education programs, new academic disciplines, implementation of individual educational trajectories, etc.
Key words: Education and Research Center, innovative infrastructure, researchers and teachers, integration, training, research, teaching higher school.