ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОТЕНЦИАЛ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ
НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
И.Ю. Добродеева, Н.А. Герасимова, Е.А. Шмелева, Шуйский государственный педагогический университет
К 90-летию Ивановской области
Модернизация национальной системы послевузовского Москвы и Санкт-Петербурга.
профессионального образования, интеграция в евро- С 1994 года в Шуйском государственном педагогическом ин-
одернизация национальной системы послевузовского профессионального образования, интеграция в европейское образовательное пространство в рамках Болон-ского процесса предполагают четкое определение целей аспирантской подготовки, среди которых важнейшей становится подготовка специалистов, конкурентоспособных на современном рынке интеллектуального труда, обладающих навыками исследовательской и аналитической работы, способных гибко и результативно реагировать на вызовы меняющегося мира. Для высшей школы, академической и отраслевой науки первоочередной становится сегодня проблема воспроизводства кадрового потенциала, сохранения преемственности поколений, совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации.
Ивановская область обладает богатым образовательным и научным потенциалом - подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляется в 5 университетах, 3 академиях, 1 институте, 4 филиалах вузов; со средним педагогическим образованием - в 2 педагогических колледжах. Профессиональные образовательные программы многих специальностей, реализуемые в вузах Ивановской области, содержат психолого-педагогические дисциплины, поэтому в каждом университете существует потребность в педагогических и научно-педагогических кадрах высшей научной квалификации. Научно-педагогические работники трудятся в Ивановском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров по педагогическим и психологическим специальностям в Ивановской области реализуются в Ивановском государственном и Шуйском государственном педагогических университетах.
Подготовка аспирантов по педагогическим и психологическим специальностям в Ивановском государственном университете началась с 1985 года. За эти годы подготовлено 72 человека, из них - 56 кандидатов наук.
Шуйский государственный педагогический университет, возникнув в 1918 году как краткосрочные рабоче-крестьянские педагогические курсы, прошел длинный путь развития. В начале 1921 года по распоряжению Наркомпроса курсы были преобразованы в педагогический техникум с четырехлетним сроком обучения, который в дальнейшем был переведен на трехлетний срок обучения и переименован в училище. За высокие показатели в учебной, идейно-воспитательной работе Шуйскому педагогическому училищу было присвоено звание образцового. Первого сентября 1939 года на базе Шуйского педагогического училища открылся учительский институт с двумя отделениями: физико-математическим и естественно-географическим. С 1946 года в институте были открыты два новых отделения: русского языка и литературы и историческое. В 1952 году Шуйский государственный учительский институт был реорганизован в педагогический с двумя факультетами: русского языка и литературы и физико-математическим; в дальнейшем был открыт факультет педагогики и методики начального обучения, физического воспитания и другие. Сейчас это динамично развивающееся солидное высшее учебное заведение, выпускники которого трудятся по всей стране.
В течение развития Шуйского государственного педагогического университета всегда стояла проблема укрепления профессорско-преподавательского состава преподавателями, авторитетными в своей отрасли. Аспирантская подготовка рассматривалась как приобщение к известным научным школам, овладение исследовательскими и аналитическими навыками, открывающими путь в самые разные секторы научной, экономической и общественной жизни. Преподаватели вуза и наиболее одаренные выпускники проходили обучение в аспирантурах ведущих вузов
ституте началась подготовка в аспирантуре по 14 специальностям. Шуйский педагогический институт превращается в настоящий центр научной и культурной жизни города, а в 1996 году становится университетом.
Аспирантуры ведущих вузов страны имеют длительную историю, существуя одновременно в истории отечественной и зарубежной науки. К счастью, в молодой аспирантуре нашего университета был достигнут высокий уровень научных исследований, тем более, что большинство выпускников защищались в диссертационных советах столичных научных школ, проходя тем самым объективную внешнюю экспертизу. Безусловно, научная целостность университета требует завершенной цели образовательно-научного маршрута: образовательная программа - аспирантура - диссертационный совет. В данном случае речь идет о традиционной образовательной парадигме, не учитывающей уровневую систему подготовки кадров. Модернизированная система высшего профессионального образования: бакалавриат -магистратура - аспирантура, воспринимаясь как новая модель научно-педагогических кадров, выявляет возможность акцентировать слабые места аспирантуры, тем более, в провинциальных университетах. За последнее десятилетие сеть аспирантуры расширилась, было открыто много провинциальных диссертационных советов, что стало проблемой последних лет для ВАКа.
В принципе, совершенно правильно началось сокращение приема в аспирантуру, особенно в провинциальную, и закрытие ряда диссертационных советов. Эти действия, безусловно, должны были преследовать цель оптимизации подготовки научно-педагогических кадров, поскольку целостный процесс воспитания ученых и педагогов высшей школы стал «пробуксовывать», превращаясь в формальный ритуал признания некоего текста как основания для присуждения степени кандидата наук. Современное высшее профессиональное образование требует ученых иного качества, способных научить студента профессионально жить в информационном обществе, мобильно используя его законы и правила. В Шуйском педагогическом университете для аспирантов обязательна подготовка по иностранному языку и современным информационным технологиям. Много вопросов по актуальности и новизне диссертационных тем. Налажена координация научных тем аспирантов с исследованиями ведущих научных школ. Авторитетные ученые, известные в отечественной и мировой науке, консультируют аспирантов, выпускников. Возникла такая форма научного общения, которая, возможно, и известна, но аспиранты ШГПУ впервые начали активно в ней участвовать - межвузовские аспирантские научные сессии, проводимые рядом вузов страны. ШГПУ сотрудничает в этом направлении с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургским государственным университетом. Тесные связи с РАН и РАО - одно из оснований преодоления провинциальности подготовки научно-педагогических кадров.
Расположение университета в провинции, в малом городе России, позволяет рассматривать его как уникальный социокультурный центр. Вместе с тем задачи участия российской высшей школы в формировании единого образовательного пространства в Европе в рамках программы Болонского процесса заставляют научно-педагогическую общественность оптимизировать профессиональную деятельность с целью идентификации университета малого города России в глобальном образовательном пространстве.
Одной из важнейших профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава университета является уровень научной квалификации и уровень исследовательских ре-
зультатов. Эффективность подготовки аспирантов всегда обусловливалась включением молодых ученых в научные школы. В Шуйском государственном педагогическом университете сложились определенные научно-исследовательские коллективы.
В 1999 году по инициативе РАО на базе ШГПУ была создана лаборатория интеграционных технологий подготовки сельского учителя. Под руководством проф. Е.С. Гуртового и проф. И.Ю. Добродеевой сформировалась научная школа по исследованию содержания высшего профессионального образования по интегрированным педагогическим специальностям, выработана специфика высшего педагогического образования, критерии и модели интеграции педагогических специальностей.
Философской школой ШГПУ активно развивается научное направление «Мораль и этика в системе образования», в рамках которого проводятся многочисленные исследования аспирантов и соискателей.
В 1999 году Шуйский государственный педагогический университет становится филиалом Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. В рамках этого сотрудничества научной школой под руководством проф. Н.В Кузьминой разрабатываются акмеологические технологии обучения студентов проектированию авторских систем деятельности. Согласно акмеологической теории, критерием качества подготовки специалиста в области образования выступает творческая готовность выпускника, которая становится предметом исследований молодых ученых. В рамках акмеологической теории аспирантами под руководством проф. В.Н. Тарасовой разрабатываются технологии формирования и развития готовности к профессиональной деятельности в системе непрерывного педагогического образования.
На базе межрегионального аналитического центра «Акме» разрабатываются психолого-педагогические основы воспитания культуры здоровья в системе непрерывного образования (проф. Т.В. Карасева). Исследования носят интегративный медико-психолого-педагогический характер и посвящены решению задач, поставленных в национальных проектах «Образование» и «Здоровье». В этой же области находятся научные проблемы, разрабатываемые институтом здоровьесберегающих технологий.
Профессором Г.Е. Муравьевой и ее научной школой разрабатываются теория и технологии проектирования образовательного процесса в школе. Получена модель образовательного процесса, сформулированы принципы и описаны вариативные процедуры проектирования образовательного процесса.
Аспиранты под руководством проф. М. А. Правдова на базе проблемной лаборатории изучения функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи проводят исследования по интеграции интеллектуальной и двигательной активности участников образовательного процесса.
Научная школа проф. Т.Я. Шпикаловой по комплексному методическому обеспечению этнохудожественного образования в сельской школе занимается разработкой концепции и содержанием непрерывного этнохудожественного образования, программно-методического обеспечения непрерывной системы эт-нохудожественного образования.
В рамках проблематики научной школы проф. Е.М. Муравьева аспиранты изучают вопросы содержания и дидактики технологического образования.
За годы функционирования аспирантуры в ШГПУ подготовлено 180 аспирантов, докторантов и соискателей, из них - около 100 кандидатов и 6 докторов педагогических и психологических наук. Эффективность аспирантуры ШГПУ по педагогическим и
Следует отметить, что многие аспирантские исследования проводятся в рамках работ, получивших финансовую поддержку Федерального агентства по образованию в виде тематического плана ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» или грантов Российского гуманитарного научного фонда, что подтверждает их актуальность. Результатам аспирантских исследований ежегодно дается внешняя высокая оценка - стипендия Президента РФ для обучения за рубежом, правительственные и президентские стипендии, именные стипендии Губернатора Ивановской области, мэра г. Шуя. Шуйские аспиранты неоднократно проходили научные стажировки в ведущих научных центрах страны и за рубежом. Выпускники аспирантуры получают гранты Президента РФ для поддержки молодых ученых.
В феврале 2005 г. в Зальцбурге состоялся первый Болонский семинар, специально посвященный проблемам аспирантуры. По итогам работы семинара были сформулированы 10 основных принципов, включающих оригинальность научных исследований, ориентиры на нужды рынка; способствование развитию индивидуальной профессиональной карьеры аспиранта; важность разнообразия в аспирантской подготовке; признание важнейшей роли научного руководства аспирантами и оценки работы аспирантов; обеспечение инновационного характера процесса подготовки; поощрение академической мобильности; необходимость обеспечения адекватного финансирования аспирантских программ.
В связи с вхождением России в европейское образовательное пространство, развитие системы послевузовского образования предполагает совершенствование содержания и технологий, направленных на подготовку инновационно-ориентированной личности, обеспечение качества дидактического сопровождения и инновационного характера процесса подготовки научно-педагогических работников в соответствии с потребностями рынка труда. Поэтому в зоне особого внимания находятся вопросы развития авторитетных научных школ, обеспечения системы доступа к информационным ресурсам, оптимизации коммуникативных практик - участие аспирантов в конференциях, стажировках и других мероприятиях, финансовой поддержки аспирантов, повышения требовательности к научным руководителям, усиление образовательной компоненты.
Выступая на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года, Президент России В.В. Путин в докладе «О стратегии развития России до 2020 года» подчеркнул, что сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности, которая, в свою очередь, также обладает значительным образовательным потенциалом, и призвал оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
Провинциальный университет сегодня - это уникальное общественное место, где формируется два типа знаний: знание как наука и знание как культура, т.е., с одной стороны, он способствует социокультурному развитию общества, с другой - выступает проводником инновационных технологий. Решение этих задач позволяет провинциальному вузу малого города России достойно идентифицировать свой научно-образовательный потенциал в глобальном образовательном пространстве. Позиционируя высокую квалификацию специалистов в качестве непременного условия формирования инновационного общества, современный университет реализует такую социальную потребность, как стабильное, устойчивое социальное развитие.
психологическим специальностям превосходит 70%.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Н.С. Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения физике МПГУ,
Г.И. Китайгородская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики КГПИ, зав. кафедрой преподавания физики, математики КРИРОиПК
Сегодня современное школьное образование рассматривается обществом в качестве важнейшего фактора становления и развития личности, прежде всего, как индивидуальности. Для этого образовательная среда как часть социокультур-
ной среды должна быть демократичной по отношению к самой личности учащегося, тем самым, обеспечивая для него свободу в образовании. Свобода в образовании для личности, по нашему мнению, связана, прежде всего, со свободным проявлением лич-