зультатов. Эффективность подготовки аспирантов всегда обусловливалась включением молодых ученых в научные школы. В Шуйском государственном педагогическом университете сложились определенные научно-исследовательские коллективы.
В 1999 году по инициативе РАО на базе ШГПУ была создана лаборатория интеграционных технологий подготовки сельского учителя. Под руководством проф. Е.С. Гуртового и проф. И.Ю. Добродеевой сформировалась научная школа по исследованию содержания высшего профессионального образования по интегрированным педагогическим специальностям, выработана специфика высшего педагогического образования, критерии и модели интеграции педагогических специальностей.
Философской школой ШГПУ активно развивается научное направление «Мораль и этика в системе образования», в рамках которого проводятся многочисленные исследования аспирантов и соискателей.
В 1999 году Шуйский государственный педагогический университет становится филиалом Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. В рамках этого сотрудничества научной школой под руководством проф. Н.В Кузьминой разрабатываются акмеологические технологии обучения студентов проектированию авторских систем деятельности. Согласно акмеологической теории, критерием качества подготовки специалиста в области образования выступает творческая готовность выпускника, которая становится предметом исследований молодых ученых. В рамках акмеологической теории аспирантами под руководством проф. В.Н. Тарасовой разрабатываются технологии формирования и развития готовности к профессиональной деятельности в системе непрерывного педагогического образования.
На базе межрегионального аналитического центра «Акме» разрабатываются психолого-педагогические основы воспитания культуры здоровья в системе непрерывного образования (проф. Т.В. Карасева). Исследования носят интегративный медико-психолого-педагогический характер и посвящены решению задач, поставленных в национальных проектах «Образование» и «Здоровье». В этой же области находятся научные проблемы, разрабатываемые институтом здоровьесберегающих технологий.
Профессором Г.Е. Муравьевой и ее научной школой разрабатываются теория и технологии проектирования образовательного процесса в школе. Получена модель образовательного процесса, сформулированы принципы и описаны вариативные процедуры проектирования образовательного процесса.
Аспиранты под руководством проф. М. А. Правдова на базе проблемной лаборатории изучения функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи проводят исследования по интеграции интеллектуальной и двигательной активности участников образовательного процесса.
Научная школа проф. Т.Я. Шпикаловой по комплексному методическому обеспечению этнохудожественного образования в сельской школе занимается разработкой концепции и содержанием непрерывного этнохудожественного образования, программно-методического обеспечения непрерывной системы эт-нохудожественного образования.
В рамках проблематики научной школы проф. Е.М. Муравьева аспиранты изучают вопросы содержания и дидактики технологического образования.
За годы функционирования аспирантуры в ШГПУ подготовлено 180 аспирантов, докторантов и соискателей, из них - около 100 кандидатов и 6 докторов педагогических и психологических наук. Эффективность аспирантуры ШГПУ по педагогическим и
Следует отметить, что многие аспирантские исследования проводятся в рамках работ, получивших финансовую поддержку Федерального агентства по образованию в виде тематического плана ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» или грантов Российского гуманитарного научного фонда, что подтверждает их актуальность. Результатам аспирантских исследований ежегодно дается внешняя высокая оценка - стипендия Президента РФ для обучения за рубежом, правительственные и президентские стипендии, именные стипендии Губернатора Ивановской области, мэра г. Шуя. Шуйские аспиранты неоднократно проходили научные стажировки в ведущих научных центрах страны и за рубежом. Выпускники аспирантуры получают гранты Президента РФ для поддержки молодых ученых.
В феврале 2005 г. в Зальцбурге состоялся первый Болонский семинар, специально посвященный проблемам аспирантуры. По итогам работы семинара были сформулированы 10 основных принципов, включающих оригинальность научных исследований, ориентиры на нужды рынка; способствование развитию индивидуальной профессиональной карьеры аспиранта; важность разнообразия в аспирантской подготовке; признание важнейшей роли научного руководства аспирантами и оценки работы аспирантов; обеспечение инновационного характера процесса подготовки; поощрение академической мобильности; необходимость обеспечения адекватного финансирования аспирантских программ.
В связи с вхождением России в европейское образовательное пространство, развитие системы послевузовского образования предполагает совершенствование содержания и технологий, направленных на подготовку инновационно-ориентированной личности, обеспечение качества дидактического сопровождения и инновационного характера процесса подготовки научно-педагогических работников в соответствии с потребностями рынка труда. Поэтому в зоне особого внимания находятся вопросы развития авторитетных научных школ, обеспечения системы доступа к информационным ресурсам, оптимизации коммуникативных практик - участие аспирантов в конференциях, стажировках и других мероприятиях, финансовой поддержки аспирантов, повышения требовательности к научным руководителям, усиление образовательной компоненты.
Выступая на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года, Президент России В.В. Путин в докладе «О стратегии развития России до 2020 года» подчеркнул, что сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности, которая, в свою очередь, также обладает значительным образовательным потенциалом, и призвал оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
Провинциальный университет сегодня - это уникальное общественное место, где формируется два типа знаний: знание как наука и знание как культура, т.е., с одной стороны, он способствует социокультурному развитию общества, с другой - выступает проводником инновационных технологий. Решение этих задач позволяет провинциальному вузу малого города России достойно идентифицировать свой научно-образовательный потенциал в глобальном образовательном пространстве. Позиционируя высокую квалификацию специалистов в качестве непременного условия формирования инновационного общества, современный университет реализует такую социальную потребность, как стабильное, устойчивое социальное развитие.
психологическим специальностям превосходит 70%.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Н.С. Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения физике МПГУ,
Г.И. Китайгородская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики КГПИ, зав. кафедрой преподавания физики, математики КРИРОиПК
Сегодня современное школьное образование рассматривается обществом в качестве важнейшего фактора становления и развития личности, прежде всего, как индивидуальности. Для этого образовательная среда как часть социокультур-
ной среды должна быть демократичной по отношению к самой личности учащегося, тем самым, обеспечивая для него свободу в образовании. Свобода в образовании для личности, по нашему мнению, связана, прежде всего, со свободным проявлением лич-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ностью своих способностей, с реальным удовлетворением образовательных потребностей и запросов, с возможностью построения своей образовательной траектории с позиций личностного и социального самоопределения. Этому будет способствовать переход к профильному обучению учашдхся на старшей ступени средней школы. Такая форма организации образования старшеклассников позволит получить им по выбранному профилю более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания и умения, прочные практические навыки исследовательского характера, подготовиться к успешному овладению программами профессионального образования соответствуюшего направления или к труду в сфере материального производства. Профильное обучение позволит оптимизировать условия, при которых наиболее полно сочетаются интересы личности и обшества, создаются благоприятные условия для социализации учашихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, воспитания у них необходимых качеств и умений адаптироваться в обшестве.
Современная профильная школа может состояться только при условии наличия подготовленных кадров. Профильной школе нужны учителя с новым педагогическим мышлением, которые не только осознают и признают свободу учащегося как субъекта образовательного процесса, но и готовы ее обеспечить на практике. При таком подходе профессиональная деятельность учителя в условиях профильного обучения должна качественно измениться, поскольку к учителю предъявляются инновационные требования. В Концепции профильного обучения говорится, что учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом
высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения обучения в соответствующей сфере профессионального образования.
Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.
Основу подготовки будущего преподавателя к профильному обучению должен составлять процесс формирования соответствующей профессиональной готовности.
Под профессиональной готовностью преподавателя к профильному обучению следует понимать способность и стремление осуществлять процесс профильного обучения старшеклассников. В ее структуре можно выделить мотивационный, методический и организационный компоненты.
Основное содержание компонентов готовности учителя к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения приведено в таблице 1.
Таблица 1. Профессиональная готовность учителя к профильному обучению
Компоненты профессиональной готовности учителя к профильному обучению
Основное содержание компонента
Мотивационный компонент
Признание смены философии образования, установления новых отношений между учителем и учащимся в рамках личностно-ориентированного образования;
- признание за личностью учащегося прав и свобод в образовании;
- отношение педагога к концептуальным идеям профильного обучения и их принятие;
- потребность в инновационных преобразованиях реального учебного процесса, основанных на принципах вариативности и субъектной ориентации образования учащегося;
- потребность профессионального саморазвития._
Методический компонент
Знание особенностей содержания образования по предмету на базовом и профильном уровнях;
- осознание роли и значения учебного предмета в профильном обучении для конкретного учащегося;
- представление содержания образования на уровне психолого-педагогической поддержки учащегося;
- владение методологией и методическим инструментарием активной педагогики, строящейся на изучении и учете индивидуальных особенностей ученика;
- владение методологическими основами личностно-ориентированного, индивидуального и компе-тентностного подходов к обучению учащихся;
- применение методов, формирующих практические навыки сбора и анализа информации, активизирующих самостоятельную работу учащихся, способствующих их самоопределению;
- проектирование содержания образовательного процесса, в том числе и на уровне программ элективных курсов, ориентированное на удовлетворение доминирующих образовательных потребностей личности;
- владение информационными технологиями в образовании;
- представление содержания образования на уровне методов и технологий обучения;
- проектирование учебного процесса на уровне содержания, технологий, приемов обучения;
- применение многообразных видов учебной деятельности учащихся (проектная, исследовательская, самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных и т.д.), формирующих ответственность учащегося за результаты деятельности, способность к самоорганизации школьников, становление их ценностных ориентаций;
- применение технологий управления развитием познавательной самостоятельности учащихся, процессом их самообразования, основанном на формировании умений и навыков самомониторинга и самооценки учащегося;
- применение современных методов и средств диагностики индивидуальных особенностей учащихся, определения динамики продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающих индивидуальные особенности ученика;
- применение технологий прогнозирования результатов образовательного процесса с позиций субъектно-дифференцированного подхода.
Определение своего места и роли в образовательной инфраструктуре и образовательных сетях как
части, элемента;
Организационный компонент
- установление эффективных и результативных межрегиональных, региональных, межшкольных и других связей, содействие открытости образования, в том числе, и с помощью информационных технологий;
- установление взаимодействия и взаимовлияния всех субъектов образовательного процесса, включая совместный выбор планов и программ, направленное на раскрытие возможностей и способностей каждого из субъектов;
- применение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащегося, включая дистанционные, способствующие развитию личности учащегося, его социализации;
- организация индивидуально-дифференцированного подхода в образовании учащегося;
- осуществление педагогических исследований._
Говоря о выделенных компонентах готовности учителя к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, хотим отметить, что они находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, от того, насколько велики стремление педагога к совершенствованию образовательного процесса и его потребности в творческой самореализации в осуществлении научно-исследовательского подхода к обучению и воспитанию учащихся, зависит его выбор методов, технологий обучения, форм организации учебного процесса. С другой стороны, владея разнообразными методами и технологиями личностно-ориентированного, индивидуально-дифференцированного обучения, понимая их сущность и ценность для всех субъектов процесса образования, реальные возможности их применения, учитель не может не испытывать потребность и стремление в их использовании в профильном обучении.
Иными словами, чем большим содержанием и опытом наполнен каждый выделенный компонент для конкретного учителя, тем ярче будет выражен индивидуально-творческий характер его профессиональной деятельности. Таким образом, к учителю профильной школы предъявляются новые требования, в связи с чем характер учительского труда претерпевает серьезные изменения. На сегодняшний день профильное обучение осуществляют специалисты высокого уровня - учителя первой и высшей категории, которые обучались на курсах повышения квалификации по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования и получившие соответствующий сертификат.
В будущем необходима организация целевой подготовки педагогических кадров к профильному обучению. Это потребует модернизации педагогического образования, поскольку действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования не в полной мере учитывает специфику и особенности профессиональной деятельности педагогов, которые будут осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение. Так, например, в стандарте специальности 032200.00 «Физика с дополнительной специальностью», в дисциплины «Педагогика» и «Психология» вообще не включены
вопросы, касающиеся профильного обучения. Только в дисциплине «Теория и методика обучения физике» рассматривается методика обучения физике на общеобразовательном и профильном уровне. При этом объем этой дисциплины (в часах) незначительно увеличен по сравнению со стандартами, утвержденными в 2000 г., но в нее вошли новые разделы «Аудиовизуальные технологии обучения физике», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Это означает, что процесс обучения курсу методики становится еще напряженнее.
Обновленный стандарт предписывает введение нового курса «Современные средства оценивания результатов обучения». Этот курс, несомненно, вносит определенный вклад в формирование готовности учителя к профильному обучению, поскольку знакомит студентов с такими современными средствами оценивания результатов обучения учащихся как тестирование, мониторинг, рейтинг, «портфолио», с методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена, сформирует у будущих учителей умения и навыки практического применения современных средств оценивания в учебно-воспитательном процессе. Тем не менее, этот курс не охватывает всех вопросов подготовки учителя к профильному обучению.
Таким образом, мы считаем, что существующие стандарты высшего педагогического образования предоставляют возможности для подготовки учителя к профильному обучению, но их нельзя считать достаточными. Школе уже сегодня нужен учитель, который был бы готов к профильному обучению старшеклассников. Одним из средств такой подготовки в рамках существующих стандартов могут быть методические спецкурсы, позволяющие интегрировать предметные, методические и психолого-педагогические знания и умения студентов, а также дополнительная методическая специализация, магистратура, которые будут способствовать формированию профессиональной готовности учителей к осуществлению профильного обучения.
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ УРОВНЕВОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО
ЯЗЫКА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А. Рябухина, кафедра методики преподавания русского языка и литературы Пермского государственного педагогического университета
Реализация концепции профильной школы приводит к необходимости разноуровневого преподавания учебных предметов. Необходимо отметить, что в Проекте стандарта полного среднего образования по русскому языку авторы выделили два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время, практика преподавания в старшей школе свидетельствует о наличии трёх уровней: базового, профильного и углублённого. Третий уровень представлен в классах с углублённым изучением предмета, сопровождается соответствующими программами и помогает выстраиванию преемственных связей с филологическими специальностями высших учебных заведений.
Для содержательного обеспечения каждого из трёх существующих уровней преподавания русского языка следует определить критерии деления предметного материала в соответствии с указанными уровнями. Слово критерий происходит из греческого языка, где оно имело значение «средство для суждения». В современном русском языке это «признак, на основании которого
производится оценка, определение или классификация чего-либо», а также «мерило оценки» (БЭС, 2001). Критерии, использованные составителями образовательного стандарта по русскому языку, касались, прежде всего, отбора предметного содержания. Поскольку в специальной методической литературе не содержится их описания, попытаемся выявить принципы, которыми руководствовались авторы этого документа.
Анализ Проекта профильного стандарта по русскому языку позволяет говорить об интеграции общедидактических и специальных предметных принципов при содержательном отборе материала и формулировке требований к уровню подготовки учащихся. К первой группе можно отнести научность, доступность, последовательность, системность, практикоориентированность теоретических знаний, уровень самостоятельности учащихся в познавательной деятельности; ко второй - принципы, отражающие особенности предмета: изучение уровневого строения языка во взаимосвязи всех его уровней, текстоцентрический принцип