Научная статья на тему 'Система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе'

Система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1433
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIAL TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

В статье рассматривается система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, выделяются ее составляющие компоненты, даются их содержательные характеристики. Особое внимание уделяется особенностям реализации рассматриваемой системы в практике работы факультета социального образования ШГПИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of social teachers' professional training at a higher educational institution

The article considers the system of social teachers' professional training at higher educational institutions; its components are picked out; their substantial characteristics are given. Special attention is given to the realization features of the considered system in the practical work of the Social Education Faculty of Shadrinsk State Teachers' Training Institute.

Текст научной работы на тему «Система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378 ББК 74.58

Абрамовских Наталья Викторовна

кандидат педагогических наук г. Шадринск Abramovskikh Natalia Viktorovna

Candidate of Pedagogics Shadrinsk

Система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе System of Social Teachers’ Professional Training at a Higher Educational Institution

В статье рассматривается система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, выделяются ее составляющие компоненты, даются их содержательные характеристики. Особое внимание уделяется особенностям реализации рассматриваемой системы в практике работы факультета социального образования ШГПИ.

The article considers the system of social teachers’ professional training at higher educational institutions; its components are picked out; their substantial characteristics are given. Special attention is given to the realization features of the considered system in the practical work of the Social Education Faculty of Shadrinsk State Teachers’ Training Institute.

Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная подготовка, педагогическая система.

Key words: social teacher, professional training, pedagogical system.

Система профессиональной подготовки социальных педагогов в своей

сущности является образовательным процессом, имеющим определенную специфику в структурно-содержательном и организационном плане. В соответствии с современными представлениями педагогическая система и реализующий ее учебный процесс представляют собой сложную многоэлементную и многоуровневую структуру, включающую личностный, целевой, содержательный, операционально-деятельностный, результативно-рефлексивный компоненты.

Личностный компонент системы профессиональной подготовки социальных педагогов содержит совокупный субъект ее реализации и включает деятельность преподавателя и студентов.

Эффективное осуществление рассматриваемого процесса зависит от педагогического мастерства преподавателей вуза, уровня их психологопедагогической и методической подготовки, проявления творческой инициати-

вы при выборе содержания и технологий его организации, учета индивидуальных особенностей студентов. В связи с этим, одним из важнейших условий, содействующих повышению качества образовательного процесса, является готовность педагогического коллектива к реализации педагогической системы профессиональной подготовки социальных педагогов. В процессе организации и проведения опытно-экспериментальной работы на факультете социального образования Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ) эта задача решалась на основе следующих подходов:

- овладение преподавателями методологическими основами системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе через курсы повышения квалификации;

- реализация эффективных форм повышения педагогического мастерства педагогов: проведение методических семинаров для преподавателей, организации работы научной лаборатории по проблеме исследования, функционирование «Школы молодого педагога»;

- разработка, теоретическое осмысление и отражение нового педагогического опыта и результатов экспериментальных исследований в тематических сборниках научно-методических статей.

Таким образом, реализация данных направлений была направлена на формирование единства взглядов преподавателей на профессиональную подготовку социальных педагогов, координацию педагогических действий в единой системе реализации и обеспечении ее качества.

Требования оптимизации системы профессиональной подготовки социальных педагогов инициируют необходимость изменения позиции студента как основного субъекта данного процесса, проявление им активности и понимания ответственности за результаты учебы. В то же время анализ практики работы преподавателей факультета социального образования ШГПИ свидетельствует о наличии целого ряда затруднений в образовательном процессе у студентов: непонимание целей социально-педагогического образования, собственных потребностей, недостаточное осознание индивидуальных особенностей развития,

способностей, своего стиля учебы, неумение распределять учебное и свободное время, рационально планировать свою деятельность и др. Поэтому организация системы социально-педагогической поддержки студентов включала комплексную программу решения обозначенных проблем: организацию тьюторской и кураторской поддержки студентов направленной на изучение каждой личности, ее направленности на социально-педагогическую деятельность, анализ ценностных ориентаций студентов и их своевременную коррекцию, психологопедагогическое консультирование студента, оказание поддержки в выборе индивидуального образовательного маршрута и др.

Целевой компонент системы профессиональной подготовки социальных педагогов включает проектирование целей обучения, воспитания и образования в целом будущих специалистов. Современное социально-педагогическое образование нацелено на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности, интеграции ее в системы мировой и национальной культур. При этом цели системы профессиональной подготовки социальных педагогов согласованы с содержанием понятия «образование» как целенаправленного процесса воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства, устанавливающего приоритеты интересов обучающегося (личности) в образовательном процессе (Закон РФ «Об образовании», 1996). Ее качество позволяет обеспечить высокий уровень общекультурной, общенаучной, специальной (социальнопедагогической) готовности студента находящей отражение в уровне развития профессиональной компетентности будущего социального педагога.

В этой связи категория «профессиональная компетентность» рассматривается нами как интегральная характеристика качества реализации системы профессиональной подготовки социального педагога в вузе, организации образовательного и воспитательного процессов, развития, саморазвития, самоопределения студента.

Целью системы профессиональной подготовки социального педагога является развитие его личности, которая обладает совокупностью интегративных

характеристик. Это, прежде всего, компетентный специалист с высокой общекультурной подготовкой, имеющий высокий уровень социально-личностных, общенаучных, педагогических и социально-педагогических компетенций, предполагающих овладение студентом технологиями реализации социальнопедагогической деятельности.

В практике реализации системы профессиональной подготовки социальных педагогов в ШГПИ большое значение предается исследованию рынка труда в сфере социально-педагогической деятельности для компетентного выстраивания целей данного процесса. В частности реализуются следующие направления:

- маркетинг рынка труда и рынка образовательных услуг (система маркетинговых исследований);

- система взаимодействия с работодателями социально-педагогической сферы как заказчиками и потребителями образовательных услуг;

- система взаимодействия со студентами как заказчиками и потребителями образовательных услуг.

Каждое направление включает два блока: исследовательский, необходимый для принятия решений внутри системы профессиональной подготовки; практико-ориентированный, направленный на учет потребностей внешней среды и формирование соответствующих компетенций у будущих специалистов в соответствии с социальным заказом со стороны работодателя и профессионального сообщества. Полученная аналитическая информация позволяет реализовать целостную систему практико-ориентированных мероприятий, в частности:

- допрофессиональную подготовку учащихся общеобразовательных школ к социально-педагогической деятельности, направленную на осознанный выбор профессии социального педагога, развитие адекватных представлений о специфике его деятельности, формирование необходимых ключевых и личностных компетенций, включающую функционирование профильных классов на базе общеобразовательных учебных заведений, тесное сотрудничество студентов и учащихся школ в рамках деятельности научного сообщества, организацию и

проведение олимпиад, конкурсов по социальной педагогике среди учащихся школ и др.;

- организацию маркетинговых исследований рынка социальнопедагогической сферы с привлечением студентов посредством организации научно-исследовательской деятельности. Изучается оценка требований со стороны профессионального сообщества и работодателей к будущим специалистам, на этой основе определяется система необходимых мероприятий по их удовлетворению;

- проведение ежегодных конференций, круглых столов, семинаров с представителями социально-педагогических заведений, где обсуждаются вопросы профессиональной подготовки студентов, итоговые результаты практики будущих специалистов на базе данных учреждений, необходимые коррективы образовательного процесса;

- мониторинг основных мотивов выбора профессии социального педагога студентами, удовлетворенности выпускников образовательными услугами, выявление причин и негативных тенденций снижения мотивации будущих специалистов, на этой основе принимается программа комплексных мер, направленная на повышение эффективности формирования и развития необходимых социальному педагогу компетенций.

Содержательный компонент является системообразующим в системе профессиональной подготовке социальных педагогов и включает разработку учебно-программных материалов (учебных программ, методических пособий и рекомендаций).

Стандартизация содержания образования определяется необходимостью создания единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень соответствующего образования, получаемого человеком в разных типах образовательных учреждениях. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находиться в компетенции регионов и

образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте высшего профессионального образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и вузовский.

При составлении программ специальной социально-педагогической подготовки студентов основное внимание уделено идеям междисциплинарного, постоянно обновляющегося, целостного и гармоничного знания, необходимости ее взаимосвязи с общенаучной, общепрофессиональной подготовкой [1; 5]. Интегрированные учебные планы и программы являются основными механизмами, обеспечивающими целостность образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к уровню подготовки социальных педагогов.

Содержание программ учебных курсов, реализуемых в процессе подготовки социальных педагогов в ШГПИ, состоит из двух взаимосвязанных компонентов:

- инвариантный компонент, представляющий собой теоретической ядро курса, единое и обязательное для всех студентов, независимо от их специализации, включающий в основном общегосударственный стандарт по предмету;

- вариативный компонент, определяемый особенностями специализации студента, характером его интересов, потребностей в углубленной подготовке по определенному направлению социально-педагогической деятельности.

Инвариантный компонент представляет собой то обязательное и необходимое ядро теоретических знаний, которое обеспечивает фундаментальную подготовку студентов по определенному предмету. Отбор содержания материала для инвариантной части программы, и определение его объема проводиться исходя из логики предмета как учебной дисциплины и отрасли науки, принимая во внимание и профессиональные задачи подготовки социального педагога. Последовательность и соотношение разделов теоретического ядра курса могут варьироваться в определенных пределах в интересах создания более благоприятных условий межпредметных связей и реализации профессиональной направленности предмета.

Вариативная часть программы является более мобильной, гибкой, формируется, исходя из специфики конкретной специализации будущего социального педагога. Она направлена на решение следующих задач:

- дифференциацию социально-педагогических знаний в зависимости от характера специализации, направленности и интересов студентов;

- обеспечение взаимосвязи социально-педагогического знания с общенаучными и общепрофессиональными дисциплинами путем установления и реализации преемственных межпредметных связей;

- развитие у студентов мотивации к изучению соответствующих дисциплин через демонстрацию применения полученных знаний в области социальнопедагогической деятельности в направлении специализации студента.

Операционно-деятельностный компонент системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе направлен на выбор способов обучения и тесно связан с использованием дифференцированного подхода. По нашему мнению, общей целью дифференцированного подхода в образовательном процессе является подготовка личности к социальной и профессиональной деятельности в соответствии с задатками, склонностями и другими ее особенностями. Целесообразно выделение внешней и внутренней дифференциации системы профессиональной подготовки социальных педагогов. Внешняя дифференциация определяется как образовательная система, в которой дифференцируется содержание образования с учетом потребностей и реальных познавательных возможностей студентов. Ее сущность заключается в специализации обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями будущих специалистов с целью максимального их развития. В системе образования ШГПИ это проявляется в вариативности учебного плана, программ, а также в углубленном профильном обучении, разработке вариативных спецкурсов, факультативов.

Разделение обучения между отдельными студентами или их группами образует внутреннюю дифференциацию, предполагающую варьирование форм, методов и условий обучения, видов учебной деятельности, учебных заданий, характера и степени помощи со стороны преподавателя, т.е. применение таких

форм и методов обучения, которые приводят студентов индивидуальными путями к одному и тому же уровню овладения материалом с учетом уровня сфор-мированности профессиональной компетентности, личностных особенностей, а также особой системы взаимодействия между преподавателем и студентами. Организация образовательного процесса построена таким образом, что студенты, обучаясь по одной программе, имели возможность освоить ее на различных уровнях, с углубленным изучением по выбранному направлению, но не ниже уровня обязательных требований установленных в ГОС ВПО.

Реализация профессиональной подготовки студентов связана с применением различных технологий: информационных, объяснительно-иллюстративных, проблемного обучения, исследовательских. Выбор педагогической технологии основан на целях обучения и развития, подготовленности студентов к восприятию нового учебного материала, а также на анализе психолого-педагогических условий (психологического настроя студентов на учебный процесс, установки, мотивации, контакта с преподавателем и т.д.). Кроме того, технология определяется в связи с предметом изучения, спецификой науки. Таким образом, основным принципом определения технологии профессиональной подготовки социального педагога является системный подход к данному процессу.

При этом, как отмечает М. М. Левина [4, 252], системный принцип планирования учебных видов работы и их содержания позволяет заложить научно обоснованную совокупность методов и приемов обучения профессиональной деятельности, осуществить процедуру целеообразования с позиции деятельностного подхода, определить стратегию подготовки к осуществлению различных видов профессиональной деятельности будущим социальным педагогом, спроектировать и осуществить личностно-ориентированные адаптивные технологии обучения.

Важным направлением непрерывной социально-педагогической деятельности студентов факультета социального образования ШГПИ является включение их в активный методический поиск возможных методов, приемов, технологий ее реализации. Данная система целостна, усложняется от курса к курсу и,

помимо обязательных видов педагогической и производственной практики, включает следующие направления и формы работы будущих специалистов:

- активное включение в научно-исследовательскую деятельность через участие в работе научного студенческого сообщества, конкурсах лучших научно-исследовательских студенческих работ, внутривузовских и межвузовских олимпиадах по социальной педагогике;

- работу руководителем трудовых отрядов учащихся общеобразовательных школ в летних трудовых лагерях ( «Отряды мэра» в г.Шадринске);

- участие в волонтерском движении, проведение социальных благотворительных акций в учреждениях социальной сферы и образования;

- проектирование и внедрение в общеобразовательные учреждения и учреждения социальной сферы конкретной системы социально-педагогической помощи и поддержки личности как составной части реального дипломного проекта в соответствии с социальным заказом данного учреждения.

Результативно-рефлексивный компонент системы профессиональной подготовки социальных педагогов включает систему оценивания образовательных результатов. Под результатом функционирования системы профессиональной подготовки социальных педагогов мы понимаем определенный уровень сфор-мированности его профессиональной компетентности, который находит отражение в переходе от одного уровня развития на другой. Развитие системы рассматривается учеными как «изменение, но не количественное, а качественное (в отличие от роста, совершенствования и т.п.) и при том не любое, а только позитивное, т.е. изменившаяся система с новыми свойствами эффективнее, чем прежде выполняющая свои функции или приобретающая новые функции» [1, 136]. Основными признаками развития системы, как отмечает М.С. Каган, являются: качественный характер изменений, их необратимость и направленность, которые являются необходимыми и достаточными признаками для отграничения развития от других изменений [3, 42]. Понимание развития как непрерывного процесса мы соединяем с принципом развития. Это предполагает, что формирование студента как субъекта системы профессиональной подготов-

ки может и должно быть направлено не только на организацию, но и на диагностику, преобразование себя в данном процессе.

С целью выявления познавательных возможностей, способностей студентов, уровня сформированности профессиональной компетентности преподавателями ШГПИ разработаны адекватные соответствующей дисциплине диагностические материалы, которые представлены в виде тестов, анкет, опросников и т.д. При выборе диагностических инструментариев учитывается их апробиро-ванность, валидность, достоверность и надежность.

Таким образом, реализация целостной системы профессиональной подготовки направлена на научное обоснование, непрерывное управление, технологическое обеспечение и практическую реализацию процесса формирования профессиональной компетентности будущего социального педагога.

Библиографический список

1. Гершунский, Б.С. Философия образования на XXI век. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. - 1996. - 23 января.

3. Каган, М.С. Избранные труды: работы по общим проблемам философии, культурологи, эстетики и теории отдельных искусств, истории культуры и искусства, художественной критике: в 7 т. Т. 3: Труды по проблемам теории культуры / М.С. Каган.- СПб.: Петрополис, 2007. - 755 с.

4. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 252.

5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

Bibliography

1. Gershunsky, B.S. Philosophy of Education in the XXI Century. (In Search of Practically Focused Educational Concepts) / B.S.Gershunsky. - M.: «Perfection» Publishing House, 1998. -608 p.

2. Kagan, M.S. Selected Works: Works on Shared Problems of Philosophy, Culture, Science, Aesthetics and Theory of Separate Arts, Culture History and Arts, Criticism: In 7 V. - V. 3: Works on Problems of the Culture Theory / M.S. Kagan. - SPb.: Petropolis, 2007. - 755 p.

3. Levina, M.M. Technologies of Professional Pedagogical Education / M.M. Levina. - М.: «Academy» Publishing Centre, 2001. - 252 p.

4. Mitina, L.M. Labour Psychology and Teacher’s Professional Development: Stud. Guide for Students of Higher Pedagogical Establishments/ L.M. Mitina. - M.: «Academy» Publishing Centre, 2004. - 320 p.

5. The Law of the Russian Federation «About Education» // The Russian Newspaper. - 1996. - January, 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.