Научная статья на тему 'Инновационные технологии - дискутивная технология'

Инновационные технологии - дискутивная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСКУССИЯ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Н.А.

В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии - дискутивная технология»

образование

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ДИСКУТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ШАРИПОВА Н. А.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В Плеханова

В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.

Дискутивной технологии, дискуссия, средствами и методы.

В настоящее время в вузах появляются тенденции к усилению их инновационной активности. Это требует соответствующих ресурсов, специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области управления образованием, организации и управления инновационными процессами в образовательных учреждениях.

В современных условиях инновации определяют прогресс общества, науки; устойчивое развитие системы отечественного образования; взаимосвязаны с научно-педагогической деятельностью в высшей школе. Постоянное обновление научно-образовательной деятельности должно стать определяющим фактором стабилизации и дальнейшего процветания российского образования.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Принципы государственной научной, научно-технической и инновационной политики [3]:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления научной и инновационной деятельностью в системе образования;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;

- поддержка и развитие научно-технического творчества молодежи;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

- развитие многообразия форм организации научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования;

- ориентация учебно-научно-инновационного комплекса системы образования на проведение

полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;

- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

- интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

Главной целью государственной научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является:

- обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований,

- активизация научных исследований и инновационной деятельности,

- эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Расширение сферы деятельности современных вузов требует формирования на их основе учебно-научно-инновационных комплексов, в структуру которых кроме вуза могут входить НИИ, КБ, технологические бюро, промышленные предприятия, технопарки, инновационно-технологические центры и т.д. Создание таких комплексов позволит повысить эффективность всего цикла освоения наукоемкой продукции - от фундаментальных исследований и разработок до готового продукта.

Учебно-научно-инновационные комплексы системы образования влияют на решение проблем социально-экономического и технологического преобразования в регионах, в большинстве которых вузы составляют основу научно-технического потенциала. В силу этого важным является формирование региональных научно-технических программ. Они ориентированы на решение проблем территорий [5]

Учебно-научно-инновационные комплексы обеспечивают процесс получения новыхнаучныхзнаний, реализацию этих знаний и новых идей в прикладных исследованиях и разработках, тесно связанных как с процессом обучения, подготовки научных и научно - педагогических кадров, так и с решением практических задач экономики и социальной сферы. Они должны быть центрами притяжения творческих сил регионов, механизмами более эффективной реализации интеллектуального вузовского потенциала в интересах подъема экономики региона, его духовного и культурного развития.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции

личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной высшей школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Сегодня образование ориентируется на создание технологий и способов влияния на личность, обеспечивающих баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменений в обществе.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б. Пугачевой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений [5].

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.

Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении [6].

Под инновациями понимаются нововведения -целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения которой включен субъект этой деятельности.

Предмет педагогической инноватики - система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (студентов, педагогов, администраторов).

Инновационные изменения идут по направлениям:

- формирование нового содержания образования;

- разработка и реализация новых технологий обучения;

- применение методов, приемов, средств освоения новых программ;

- создание условий для самоопределения личности в процессе обучения;

- изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [6].

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновация - это нововведение, которое разрабатывается, организуется и проводится работниками системы образования.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трех основных этапов [7]:

- генерирование идеи (в определенном случае -научное открытие),

- разработка идеи в прикладном аспекте,

- реализация нововведения в практике.

В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

В процессе инновации выделяют следующие действия:

- определение потребности в изменениях;

- сбор информации и анализ ситуации;

- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

- принятие решения о внедрении (освоении);

- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Развитие образовательной инновации на любом из уровней складывается из этапов:

1. Инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа.

2. Обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование развития инновационного процесса, его негативных и позитивных последствий.

3. Создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп.

4. Обобщение и анализ полученной модели.

5. Внедрение (пробное или полное).

Кроме профессиональной компетентности в своей предметной области современные реалии требуют от преподавателя новых педагогических знаний и умений, в том числе:

- умения диагностировать цели обучения воспитания;

- умения переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы;

- умения моделировать в учебном процессе профессиональную деятельность будущего специалиста;

- умения организовать самостоятельную работу и т.п.;

- умения свободно владеть активными методами обучения;

- умения обеспечить благоприятный психологический климат.

На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания либо отдельного курса, либо блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

В практическом обучении в качестве приемов активизации используются методы активного обучения. По классификации Н.В. Чекаливой они могут быть:

Имитационные приемы. Ценность заключается в воспроизведении реальности окружающей студента. Такие методы способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать, делать определенный вывод, моделировать возможное поведение. Сюда можно отнести - ролевые игры, деловые производственные игры, анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм», анализ случайных ситуаций.

Неимитационные приемы активизации образовательного процесса. Это - реальные действия, в которых студенты являются действительными и действующими участниками, что формирует умение анализировать, оценивать, прогнозировать, принимать решения и выбирать лучший вариант - проблемная лекция, дискуссия, семинар, беседа, защита проектов и другое [2].

Цель дискутивной технологии - обучение студентов логично и доказательно отстаивать свою точку зрения, позицию, мнение. При этом реализуется еще одна цель: научить студентов в дискуссии принимать компромиссны решения, удовлетворяющие большинство членов дискутирующей группы.

В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Под инициирующей дискуссией понимается дискуссия, искусственно и искусно управляемая преподавателем. Обязательным элементом дискуссии является обучение студентов постановке двух групп вопросов - «на уточнение» и «на развитие»; а также проблемных вопросов.

Элемент управления дискуссией со стороны преподавателя является неотъемлемой частью дискутивной технологии, так как именно преподаватель регулирует правила дискуссии и контролирует их выполнение. Универсальность дискутив-ных технологий в том, что они применимы в рамках предметных технологий, а эффективность заключается в создании пространства развития ведущих психических функций (мышления, внимания, па-

мяти, речи) и организации условий формирования общеучебных умений и навыков (Маврина И.А).

Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. В качестве примера возьмем телевизионные ток-шоу. Данная форма позволяет включить в процесс большое количество студентов и как воспитательная форма имеет следующие достоинства:

обсуждаются проблемы, волнующие студентов, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

ведущий (преподаватель или заранее подготовленный студент) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

в ходе ток-шоу мнение преподавателя не навязывается студентом, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

Ситуации нравственного выбора могут быть представлены различными средствами и методами:

- «история маски»;

- содержание ситуации цитируется из книги, журнальной или газетной статьи;

- ситуацию вспомнил из своей жизни студент и рассказал ее аудитории;

- инсценировка ситуации;

- ситуации записаны на отдельных карточках, одна из ситуаций выбирается для обсуждения

Технологическая цепочка проведения ток-шоу

1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.

С уважением относимся друг к другу.

Чтобы высказаться, поднимаем руку.

Порядок выступлений определяет ведущий.

Свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.

Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

3. Выдвигается проблема обсуждения

4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.

5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального обоснованного решения проблемы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Подведение итогов дискуссии [1]

Подготовительная работа:

Коллектив делиться на микрогруппы.

Предлагается выбрать одно из заданий для проведения ток-шоу

- изучить материал по Омской области, уделив внимание достопримечательностям города и области,

- провести мониторинг общественного мнения по вопросам:

«Я провожу свой отпуск за пределами Омской области, так как........»

«Я провожу свой отпуск на территории Омской области, так как........»

«Я всегда отдыхаю за рубежом, так как...........»,

- собрать информацию об отношении Администрации Омской области к местному туризму, используя вторичные источники информации,

- представить списки туристических агентств предоставляющих услуги отдыха по Омской области (цена, оказываемые услуги),

- выяснить использую отзывы туристов (размещенные в Интернете) мнения об отдыхе на территории Омской области.

На ток-шоу должны быть представлены участники от каждой группы - руководитель агентства «Ом-Тур», представитель от Администрации, специалист маркетинговой фирмы.

Формируются 2-3 вопроса для обсуждения.

Создаются две группы студентов, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему. В ходе дискуссии им необходимо рассмотреть все вопросы исходя из своей роли.

ТОК-ШОУ «Давайте обсудим»

Тема: маркетинговая стратегия туристической компании «ОмТур».

цель - выбор альтернативных маркетинговых стратегий в условиях неблагоприятной внешней макросреды маркетинга.

Проблемная ситуация - на макроуровне проблема заключается в том, что поступления в бюджет от туризма занимают предпоследнее место. Кроме этого, неэффективно регулирует рынок туристических услуг, допуская существование нечестной конкуренции. В результате малому туристическому бизнесу невыгодно заниматься въездным туризмом по сравнению с выездным туризмом.

На микроуровне проблема заключается в правильном выборе маркетинговой стратегии туристической фирмы в неблагоприятной внешней среде. Омская область обладает достаточным набором достопримечательностей и ресурсов для привлечения внутренних туристов.

Вопросы для обсуждения:

Каким образом можно увеличить объем продаж имеющихся услуг и туров существующим рыночным сегментам компании «ОмТур»?

Какие новые рынки для продажи услуг и туров компании «ОмТур» можно найти и привлечь?

Какие новые туристические туры и услуги мож-

но предложить существующим клиентам компании «ОмТур»?

Какие новые рынки можно освоить и предложить потенциальным потребителям новые туристические услуги и туры?

Так обсуждение вопроса: «Какие новые туристические туры и услуги можно предложить существующим клиентам компании «ОмТур» предполагает творческую дискуссию о новых видах туристических услуг и туров. Например, интерес может вызвать обсуждение студентами климатических условий Омской области и их влияния на разработку новых туристических услуг. Пессимистичным студентам, можно привести примеры Дисней-парка во Франции, аквапарка в Финляндии и проекта аквапарка в г. Санкт-Петербурге.

Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа.

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства.

Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.

Список литературы

1. 50 сценариев классных часов/М.: Центр «Педагогический поиск», 2005 - 160с

2. Ворожищева, Н.Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Омск: ОмГ-ПУ.- 2001. - 28с

3. Гунин, В.Н. Управление инновациями / В.Н. Гу-нин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина. -М.: Изд- во «ИНФРА-М»,1999. - 200 с.

4. Завлина, А.К. Основы инновационного менеджмента / А.К. Завлина, П.Н. Казанцева, Л.Э. Мин-дели Л.Э. - М.: «Экономика», 2000. - 386 с.

5. Инновационные процессы в высшей школе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова - Омск: Издатель Скорнякова Е.В. 2013. - 240 с.

6. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.- 198 с.

7. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - С.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.