Научная статья на тему 'Управленческая функция координации оперативно-розыскной деятельности'

Управленческая функция координации оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ / ПОНЯТИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самоделкин А.С.

В статье рассматривается координация оперативно-розыскной деятельности как важный элемент решения стратегической цели и промежуточных (частных) задач органов, ее осуществляющих. Проанализировав наиболее типичные суждения относительно понятия координации, автор считает, что координация является неотъемлемым элементом управленческой деятельности и обладает большим функциональным потенциалом, который подлежит отдельному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческая функция координации оперативно-розыскной деятельности»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

УДК 343.2/7

А.С. Самоделкин

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается координация оперативно-розыскной деятельности как важный элемент решения стратегической цели и промежуточных (частных) задач органов, ее осуществляющих. Проанализировав наиболее типичные суждения относительно понятия координации, автор считает, что координация является неотъемлемым элементом управленческой деятельности и обладает большим функциональным потенциалом, который подлежит отдельному исследованию.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, координация, управление, элементы, понятие, определение.

Координация является неотъемлемым элементом управленческой деятельности и обладает большим функциональным потенциалом, который подлежит отдельному исследованию. Многие ученые основателем общей теории координации считают выдающегося французского теоретика и практика управления, основателя административной (классической) школы управления Анри Файоля. Он первым применил теорию организации в системе государственного управления, а также определил место координации в структуре управленческой деятельности. Важным достижением ученого является принципиально новый подход к пониманию управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций [1, с. 39].

Координацию А. Файоль считал одной из основных функций управления. Раскрывая содержание и значение управления, наряду с предвидением, организацией, распорядительством и контролем ученый называл согласование, с помощью которого связываются, объединяются и сочетаются все действия и усилия. Он убедительно показал, что согласование (координация) обеспечивает нормальное и эффективное функционирование того или иного организма, пропорциональность и гармонию движения

всех его составных частей к намеченной цели [2, с. 362].

В 70-80-е гг. прошлого столетия координация привлекла значительное внимание российских ученых в области государственного и административного права. В этот период проведено несколько фундаментальных исследований, посвященных изучению координации в системе государственного управления, ее роли и значению в нем в качестве необходимого условия, функции, метода, способствующего повышению эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей должную согласованность между всеми элементами, составляющими систему управления [3]. Анализ результатов проведенных исследований, содержащихся в соответствующих изданиях и публикациях того периода, свидетельствует, что проблемы координации являются комплексными и многоаспектными. В то же время общим для всех научных изысканий в этой сфере стало изучение феномена координации применительно к управленческому процессу и активному воздействию на этот процесс. Что же касается оперативно-розыскной науки, то в этот период вопросы координации рассматривались как бы «попутно», при исследовании проблем организации оперативно-розыскной деятельности, взаимодей-

100

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

ствия оперативных подразделений, использования результатов ОРД при доказывании.

Последовавшие в 90-х годах кардинальные изменения в системе управления государством, реализация принципа разделения властей, создание системы органов местного самоуправления побудили отдельных представителей научного сообщества к изучению проблем координации с учетом существующих социальных реалий и правовых перспектив [4].

К сожалению, в настоящее время координация в правовой сфере крайне редко становится непосредственным предметом научного исследования. Как правило, теоретические положения по юридической проблематике, особенно в сфере оперативно-розыскной деятельности, как и в 70-80-е гг., являются сопутствующими, вспомогательными при исследовании вопросов управленческой деятельности. Осознавая пробельность научных исследований в этой части, важно обратиться к достижениям других наук и, опираясь на имеющиеся научные наработки, наметить контуры решения научной проблемы координации в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих процессы взаимодействия и согласования, трудов ученых в сфере государственного управления показывает, что имеются категориальные различия в понимании сущности и интерпретации координации, а также неопределенность ее оформления в правовом статусе государственных органов. Действительно, широкая дискуссия представителей различных научных школ не привела к консенсусу относительно сущности и содержания координационных отношений. Координацию рассматривают как функцию, метод, принцип управления, один из процессов в социальных организациях, отождествляют с такой функцией управления, как организация [5, 32]. На наш взгляд, это обусловлено сложностью и многогранностью социального явления. В свою очередь, координация как неотъемлемый элемент управления оперативно-розыскной системой приобретает специфические качества самой управленческой системы.

Координационную сущность управления подчеркивал Г.И. Петров, утверждавший, что управление есть целенаправленная организующая деятельность по установлению или изменению связей, обеспечивающих согласованность (координацию) совместного труда и общежития людей [6; 7]. Развивая данную мысль, А.А. Максуров справедливо отмечает, что «координационная деятельность подразумевает существование специфических, а именно координационных, связей и отношений, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационно-институциональные формы сотрудничества, основанные на компетенции соответствующих органов и должностных лиц» [7, с. 3]. Аналогичного мнения придерживается специалист по социальному управлению В.Г. Афанасьев. Так, при исследовании системы научного управления обществом он пришел к выводу, что целостным системам, к числу которых относится и система социального управления, присущи специфические связи, и наиболее характерными из них являются координационные связи [8, с. 11-12]. Автор подчеркивает, что при наличии ярко выраженных отношений координации имеет место сложное переплетение причин и следствий, многообразие причин одного и того же следствия или множество следствий при одной причине. При этом в целостной системе управления наряду с координацией В.Г. Афанасьев выделяет субординацию, которая, по его мнению, означает подчиненность и соподчиненность, указывает на особое место и неодинаковое значение каждой из субординационных частей в системе и, как следствие, возникающие при этом субординационные связи [8, с. 13]. Действительно, принимая во внимание, что субординация - это система строго служебного подчинения младших старшим [9, с. 766], основанная на правилах служебной дисциплины [10, с. 478], в соответствующих оперативно-розыскных структурах координация приобретает властный характер, имеющий яркие признаки иерархической подчиненности.

Проведенный анализ результатов научных исследований административно-правовых аспектов координации (а некоторые

101

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

авторы оперативно-розыскную деятельность рассматривают как часть административной деятельности) приводит к выводу о многоплановости данного явления. В широком смысле категория координации выступает, по мнению Ю.М. Козлова, как всеобщее свойство управления, имеющее место в любых управленческих отношениях: «Координация в узком смысле - это установление согласованности... в деятельности того или иного органа государственного управления. по отдельным специальным вопросам» [11, с. 15-19]. Полагаем, нельзя отрицать справедливость тезиса применительно к оперативно-розыскной координации.

Показательно, что, рассматривая координацию как весьма сложный феномен, имеющий различные теоретические аспекты и практическое значение, он указывал: координация - элемент управленческой (административной) функции; координация - неотъемлемая часть любой функции управления; координация не является самостоятельной функцией управления; координация есть функция управления (как процесса) и деятельности аппарата управления; координация совпадает с управлением, составляя его содержание; координация - цель управления; координация означает согласованность действий только объектов управления; координация означает согласованность действий только несоподчиненных сторон, участвующих в процессе управления; координация -метод управления [11, с. 17].

Очевидно, что предложенный авторский подход содержит в себе элементы противоречия относительно понимания координации, что обусловлено, по нашему мнению, ее проявлением в качестве разных управленческих свойств и признаков. В то же время заслугой Ю.М. Козлова является то, что он рассмотрел координацию как комплексную категорию, тогда как многие ученые исследовали лишь отдельные ее аспекты. Научные выводы, к которым он пришел, подтверждают взаимосвязь и взаимообусловленность управления и координации. Такой подход согласуется с нашей позицией, и мы не представляем оперативно-розыскной координации вне рамок управляющего воздействия.

Таким образом, координация как неотъемлемый элемент управленческой деятельности свойственна и сопутствует ей в процессе осуществления управленческих функций. По мнению А.Е. Лунева, координация - это «согласование и установление целесообразного соотношения действий различных органов, их структурных подразделений и служащих для достижения определенных целей с наименьшими затратами сил и средств» [12, с. 102]. Размышляя над свойствами данного феномена с позиций науки административного права, ученый приходит к выводу, что координация должна быть отнесена к методам управления, посредством которых органы власти реализуют свои функции [13, с. 148]. К аналогичным выводам пришел Ю.А. Тихомиров, который рассматривал координацию в качестве функции органа управления [14, с. 35]. На наш взгляд, можно уверенно утверждать, что чем более скоординирован процесс управления, тем более эффективной и результативной должна стать оперативно-розыскная деятельность.

Полагаем, что координационные отношения должны быть урегулированы правовыми актами. Более того, в сфере оперативно-розыскной практики это обязательное условие деятельности. Несмотря на то, что оперативно-розыскная координация может выступать в виде различных свойств и признаков управления, главное ее предназначение, по нашему мнению, заключается в реализации одной из основных функций управленческой деятельности. Соответственно, координация должна осуществляться (если это необходимо) на всех этапах управления оперативно-розыскным процессом, включая подведение итогов совместной деятельности, на котором должна подвергаться оценке и эффективность координации. Показательно, что Б.З. Мильнер определяет координацию как процесс распределения деятельности во времени [15], которая, соответственно, должна координироваться на протяжении всего процесса осуществления. Подход заслуживает внимания применительно к координации деятельности оперативных подразделений.

Представляется вполне объективным и

102

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА

обоснованным, что именно на этот аспект координации указывают ученые, исследовавшие функции управления. Например, ряд ученых указывают, что процесс управленческого воздействия содержит функции: планирования, организации, координирования, контроля и стимулирования [16, с. 62]. Другие определяют координацию в числе совокупности других функций управления: сбора, обработки, анализа и передачи информации; прогнозирования; организации; регулирования; планирования; контроля и учета [17]. Третьи при исследовании процесса управления в кадровой работе отмечают функции планирования, организации, распорядительства, координирования (согласования действий кадров), контроля и учета [18].

Таким образом, координация выступает в качестве одной из неотъемлемых функций

управленческой деятельности, направленной на оптимизацию системных связей и отношений. В таком контексте организующая роль оперативно-розыскной координации заключается в том, что она пронизывает весь управленческий процесс, начиная от формирования цели до получения конечного правового результата. При таком подходе управленческие отношения координации направлены на согласование действий органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц; сопоставление частных задач, ресурсов, форм и методов деятельности; их взаимное приспособление для достижения общей цели. Следовательно, эффективность управления в сфере оперативно-розыскной деятельности напрямую зависит от уровня и качества координации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанник А. И. Научная организация управленческого труда в государственных и муниципальных учреждениях России: монография. - Омск, 2004. - С. 39.

2. Файоль А. Учение об управлении// Научная организациятруда и управления. - М., 1965. - С. 362.

3. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом: (опыт системного исследования). - 2-е изд.

- М., 1973. - 392 с.; Казанник А. И. Координация в системе функций местных советов: монография / под ред. М. С. Гринберга. - Томск, 1980. - 192 с.; Козлов Ю. М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. - М., 1976; Лунев А. Е. Координация в государственном управлении // Сов. гос-во и право. - 1971. - № 11. - С. 69-78; Манохин В. М. Межотраслевые управленческие отношения: основные черты и практика регулирования // Сов. гос-во и право.

- 1971. - № 9. - С. 81-85; Петров Г. И. Предмет науки социального управления // Сов. гос-во и право. - 1968. - № 6. - С. 75-81; Пронина В. С. Центральные органы управления народным хозяйством. - М., 1971. - 168 с.; Старосьцяк Е. Элементы науки управления / пер. с польск. А. Х. Махненко; под ред. Ц. А. Ямпольской. - М., 1965. - 423 с.; Тихомиров Ю. А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. - М., 1978. - 335 с.; Хрусталев Е. Н. Координационная деятельность местных Советов: учебное пособие. - Владивосток, 1983. - 84 с.

4. См., например: Максуров А. А. Координационная деятельность в правовой системе общества: дис. ... канд. юрид. наук. - Ярославль, 2001; Забелина Е. П. Координационная функция органов местного самоуправления Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2005; Шилин Г. В. Координация как функция в деятельности администрации субъекта Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2002.

5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. -М., 2006. - С. 32.

6. Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. - Л., 1972. - С. 7.

7. Максуров А. А. Координация - наиболее перспективный метод по-строения системы государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 9. - С. 3.

8. Координация - это определенная согласованность, пригнанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы. См.: Афанасьев В. Г. Указ. соч. С. 11-12.

103

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

9. См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 8-е изд, стереотип. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - С. 766.

10. Субординация (суб + лат. ordinatio приведение в порядок). См.: Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - С. 478.

11. Козлов Ю. М. Координация в управлении народным хозяйством СССР - М., 1976.

12. Лунев А. Е. Демократизм советского государственного управления. - С. 102.

13. Лунев А. Е. Теоретические проблемы государственного управления. - М., 1974. - С. 148.

14. Тихомиров Ю. А. Управленческое решение. - М., 1972. - С. 35.

15. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - 480 с.

16. Козлова О. В., Кузнецов И. Н., Брянский Г. А. Методология и организация управления производством. - М., 1972. - С. 62.

17. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М., 1972. - 280 с.

18. Лебин Б. Д., Перфильев М. Н. Кадры аппарата управления в СССР - Л., 1970. - 252 с.

© Самоделкин А.С., 2015 Получено: 08.10.2015

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

М.В. Гусарова

Противодействие

V: незаконному обороту •

порнографической продукции

Гусарова М.В.

Противодействие незаконному обороту порнографической продукции: монография. - Казань, 2015. - 164 с.

В работе рассматривается порнография как социальное явление, дается определение порнографической продукции и ее признаков, раскрываются международно-правовые нормы о противодействии порнографии, рассматривается уголовное законодательство о незаконном обороте порнографических материалов или предметов, раскрываются особенности причин и условий совершения преступлений в сфере оборота порнографии, предлагается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего рассматриваемые деяния, даются меры по совершенствованию законодательства о противодействии незаконному обороту порнографической продукции.

Работа адресована ученым, работникам правоохранительных органов, студентам и курсантам юридических вузов.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.