Научная статья на тему 'Некоторые аспекты координации деятельности оперативных подразделений ФСИН России по обеспечению правопорядка в исправительных учреждениях'

Некоторые аспекты координации деятельности оперативных подразделений ФСИН России по обеспечению правопорядка в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ УИС / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / COORDINATION / PENAL SYSTEM MANAGEMENT / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS / LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Виталий Михайлович

в статье анализируются проблемы координации деятельности оперативных подразделений на современном этапе как элемента управления уголовно-исполнительной системой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириченко Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE OPERATIONAL DIVISIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN LAW ENFORCEMENT IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS

the article is devoted to the issues of coordination of the activity of operational divisions as the element of penal system management

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты координации деятельности оперативных подразделений ФСИН России по обеспечению правопорядка в исправительных учреждениях»

Управление

УДК 343 8 V.M. KIRICHENKO*

ББК 67.409.13 К43

ACTIVITY OF THE OPERATIONAL DIVISIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN LAW ENFORCEMENT IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация: в статье анализируютсяпроблемы ко-ординациидеятельности оперативных подразделений на современном этапе как элемента управления уго-ловно-исполнительнойсистемой.

Ключевые слова: координация управление УИС, оперативно-розыскная деятельность, правопорядок

Annotation: the article is devoted to the issues of coordination of the activity of operational divisions as the element of penal system management.

Key words: coordination, penal system management, investigation and search operations, law and order.

ВИТАЛИЙ

МИХАЙЛОВИЧ

КИРИЧЕНКО*

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Понимание сущности координации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) как одного из элементов управления невозможно без определения последнего. Более того, понятие «координация» предполагается рассматривать в системе понятий, которые определяют и дополняют друг друга: управление - организация - взаимодействие - координация.

К сожалению, приходится констатировать, что единого общепринятого определения управления как научной категории не существует: В целом понятие «управление» объединяет несколько различных значений и нередко употребляется в качестве синонима понятий «обусловленности, «детерминация», «воздействие».

Под управлением в правоохранительных органах следует понимать систему обеспечивающих действий, которая позволяет руководителям создавать, поддерживать и развивать внутренние условия для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). При этом необходимо помнить и то, что между руководителями и исполнителями всегда существуют контакты (коммуникация, взаимодействие, общение)1 .

Особую актуальность управленческая проблематика для уголовно-исполнительной системы приобрела после перевода УИС из МВД в Минюст России, настоятельно потребовавшего принципиального пересмотра многих аспектов теории и практики управленческой работы. Проблема, которая до конца еще не разрешилась, заключается в том, что МВД России в силу своего социального назначения традиционно уделяло особое внимание реализации такой функции, как

* Преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности (Вологодскийинститут права и экономики).

E-mail: kirichenko35@vandex.ru.

раскрытие преступлений. Уголовно-исполнительная практика фактически рассматривалась как деятельность, выходящая за рамки реализации этой функции, ее организация реально осуществлялась по остаточному принципу. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе остаточное финансирование, научное, кадровое и иное ресурсное обеспечение2.

Недостатки в теории и практике управления, реализуемого в уголовно-исполнительной системе, в управленческом образовании привели к тому, что в деятельности УИС до настоящего времени имеется много нерешенных принципи -альных проблем с организационной и управленческой точки зрения.

Для обеспечения стабильного функционирования учреждений ФСИН России исправительное учреждение имеет соответствующую функционально-организационную структуру. Именно структура определяет количество подразделений, то есть отдельных, относительно автономных элементов системы, а также то, каким образом должны быть распределены задачи и функции, какими должны быть модель взаимодействия и механизм координации как внутри исправительного учреждения, так и за его пределами. Для решения задач, стоящих перед структурным подразделением, наряду с функциями, реализуемыми им самостоятельно, как правило, существуют функции, реализация которых требует взаимодействия с другими службами и подразделениями, особенно когда речь идет об организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности вне границ исправительного учреждения.

Значение деятельности оперативных аппаратов УИС возрастает, что объясняется современным уровнем преступности в местах лишения свободы, который обусловлен серьезным изменением в криминогенном составе спецкон-тингента. За последние годы вдвое выросло количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц, страдающих от наркозависимости, людей с психическими отклонениями также увеличилось в несколькораз3.

Доля осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления превысила 70 %, хотя несколько лет назад составляла 30-35 %4.

Организация борьбы с преступностью в местах лишения свободы сложна для одного органа или структуры, в том числе оперативно-розыскного аппарата уголовно-исполнительной системы. В связи с этим необходимопроводить комплекс мер, включающий в себя организационные, оперативно-розыскные, режимные и

иные мероприятия, то есть осуществлять взаимодействие оперативно-розыскных аппаратов не только внутри исправительного учреждения, но и вне его, с иными субъектами, ведущими оперативно-розыскную деятельность.

Администрация исправительных учреждений при осуществлении режимных мероприятий, перлюстрации корреспонденции и проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляет каналы поступления на территорию исправительного учреждения предметов, представляющих оперативный интерес, ранее неизвестные криминальные связи, планы противоправной деятельности преступников, лидеров организованных преступных групп, пытающихся остаться в тени и замышляющих совершение преступлений в целях повлиять на обстановку в исправительном учреждении.

Правильно и грамотно организованное взаимодействие, как внутреннее - между структурными подразделениями учреждения, так и внешнее - между субъектами правоохранительной деятельности, обеспечивает максимальную эффективность проводимых мероприятий по борьбе с преступностью на основе тесного сочетания и комплексногоприменения оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий во всех направлениях деятельности оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы и других субъектов правоохранительной деятельности.

В основе взаимодействия лежит строгое распределение обязанностей с учетом специализации каждого подразделения, их согласованность и исключение всякого дублирования действий.

Согласованность действий по разным направлениям состоит в том, что различные оперативные подразделения нацелены на достижение единой цели в определенном месте (раскрытие совершенного преступления или пресечение подготавливаемого преступления). На основе этого создаются условия для успешного выполнения общей задачи по борьбе с преступностью.

Всякая деятельность по достижению общих целей требует согласованности усилий ее участников. В этом смысле координация становится объективной постоянной потребностью в системе общественных, государственных и хозяйственных отношений. При любом государственном и общественном устройстве, при любой организации управления государственной или общественной жизни общества необходимым элементом обеспечения жизнедеятельности этого общества была и остается взаимосогла-

Управление

Управление

сованность, взаимоувязка составляющих элементов.

С точки зрения этимологического подхода координация (от латинского со - с, вместе и ordination - расположение в порядке) представляет собой согласование, целесообразное соотношение каких-либо действий, явлений и т. п.5 Координировать - значит «установить целесообразное соотношение между какими-либо действиями, явлениями»6. Координация понимается как совместное упорядочение, согласование, приведение в соответствие7. По мнению И.В. Погодиной, «в отличие от взаимодействия координация означает не просто достижение единства равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а подчинение их совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица»8.

Некоторые авторы отмечают, что управление в целом имеет координационную природу, а координирование присуще любой функции управления9, то есть функция организации деятельности по достижению конкретного результата находит эффективную реализацию посредством осуществления ее координации. Координация обеспечивает согласованность действий всех субъектов участвующих в решении задач, стоящих перед системой. Объективная необходимость в координации вызвана прежде всего усложнением связей внутри системы, следовательно, нужны специальные действия, имеющие своей целью согласование всего множества связей для получения системного эффекта10.

В крупных организационных системах с высокой степенью специализации и распределения обязанностей (а таковой, несомненно, является уголовно-исполнительная система) достижение необходимогсуровня координации требует от субъектов управления определенных усилий. Чем больше степень специализации и теснее взаимозависимость, тем важнее целенаправленное сочетание их усилий и значительнее необходимость в координации.

Р.А. Фатхутдинов утверждает, что координация - центральная функция аппарата управления по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Координация может осуществляться при выполнении любых функций и работ, между любыми компонентами системы или внешней среды11.

Координация, по мнению Б.З. Мильнера, представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимо-

действия определенных или всех частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Она обеспечивает целостность, устойчивость организаций12.

Как видим, авторы выделяют ряд признаков, которые характерны для координации: это управленческая деятельность; она служит для согласования деятельности всех структурных подразделений организации, обеспечения взаимодействия; благодаря ей сохраняется целостность, устойчивость организации.

Таким образом, координацию в качестве системы отношений можно определить постоянно существующейобъективной категорией, необходимой как условие и регулятор многих государственных и общественных отношений. Ее суть заключается в разработке единых правил поведения для всех участников различных процессов, согласованных действий, процедур, обеспечивающих единство в деятельности.

Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения задач борьбы с преступностью, разработки и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению этих преступлений, устранения обстоятельств, способствующих их совершению.

Необходимо подчеркнуть, что координация и координационная практика - неотъемлемые элементы содержания общего понятия управления, служащие одной из основных форм его осуществления.

Для деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в настоящее время создана значительная нормативная правовая база, определены структуры оперативных подразделений. Образовательными учреждениями ФСИН России ежегодно выпускаются специалисты для работы в оперативных отделах. Несмотря на это, уровень преступности в исправительных учреждениях продолжает оставаться высоким. Естественно, на состояние правопорядка в конкретной исправительной колонии влияют различные объективные обстоятельства, но часто именно просчеты в управленческой деятельности руководства и нереагирование на негативные процессы, происходящие в коллективе осужденных, приводят к осложнению оперативной обстановки и совершению различных преступлений.

Процессы, в том числе управленческие, протекающие в учреждении, требуют координации. Одна из форм координационной деятельности -совещание, цель которого - согласование совместных усилий и выработка общих управлен-

ческих решений. К другим формам можно отнести: обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные действия структурных подразделений (например, оперативного отдела и отдела безопасности), проверка информации, полученной сотрудниками других подразделений, изучение и распространение положительного опыта; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, устранения причин и условий, способствующих их совершению; подготовка организационно-распорядительных документов; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности. Выбор указанных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, руководителями структурных подразделений, начальником учреждения исходя из конкретной обстановки.

В совместной деятельности оперативных подразделений исправительных колоний и других субъектов ОРД могут быть использованы и иные формы, выработанные практикой. В качестве наиболее распространенных координационных мероприятий можно выделить: совместный анализ состояния преступности по видам преступлений; изучение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений; разработка мер по борьбе с определенным видом преступных проявлений; совместные проверки соблюдения законов по различным вопросам; контроль за вы-

полнением ранее принятых координационными совещаниями решений; совместная разработка предложений для включения их в региональные программы борьбы с преступностью, выполнение федеральных и региональных (местных) программ борьбы с преступностью, проведение межведомственных совещаний по итогам работы за полугодие и год.

Анализ практики показывает, что институт координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью имеет существенные недостатки и пробелы. Нередко координационные мероприятия превращаются в формальность и не достигают своей цели. Ответственность руководителей правоохранительных органов за невыполнение согласованных решений фактически не реализуется из-за отсутствия для этого правовых механизмов. Между тем в стране продолжается рост преступности, остаются распространенными коррупция и терроризм. Особенно ярко это проявляется в учреждениях ФСИН России, основная задача которых - обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы13.

Необходимо констатировать, что институт координации правоохранительных органов в настоящее время приобретает еще большую значимость и ответственность, цель которой - грамотное распределение сил и средств каждого правоохранительного органа для совместной и эффективной борьбы с преступностью.

1 См.: Камышников А.П., МахининВ.И. Основы управления в правоохранительныхорганах. М., 2005. С. 23.

2 См.: АксеновА.А. Управлениев уголовно-исполнительнойсистеме. Рязань, 2003. С. 5-6.

3 См.: Вступительное слово Президента РФ Д. А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета РФ «О состоянииуголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации». Вологда 2009.

4 См.: КалининЮ. Курсомукрепления правопорядка и законности // Ведомостиуголовно-исполнительной системы. 2008. № 9. С. 3-4.

5 См.: Новый словарь русскогоязыка (толково-словообразовательный) / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2003. Т. 2. С. 220.

6 Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Словарь русскогоязыка. М., 1990. С. 295.

7 См.: Советский энциклопедическийсловарь. М., 1983. С. 626; Ожегов С.И. Словарь русскогоязыка / под ред. Н.Ю. Шведовой М., 1984. С. 253.

8 Погодина И.В. Управление в юридическойпрактике правоохранительных органов. 2003. М., С. 34.

9 См.: КунцГ., Доннел С. Управление: системный и ситуационныйанализ управленческих функций. М., 1981. Т. 1. С. 117.

10 См.: Герасимов А.П. Организация взаимодействия в управленииорганами внутреннихдел. М., 1986. С. 7.

11 См.: ФатхутдиновР.А. Управленческиерешения. М., 2001. С. 93.

12 См.: МильнерБ.З. Организация программно-целевогоуправления М., 1980. С. 133.

13 См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (в ред. от 17 ноября2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

Управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.