Управление
УДК 343 8 V.M. KIRICHENKO*
ББК 67.409.13 К43
ACTIVITY OF THE OPERATIONAL DIVISIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN LAW ENFORCEMENT IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS
Аннотация: в статье анализируютсяпроблемы ко-ординациидеятельности оперативных подразделений на современном этапе как элемента управления уго-ловно-исполнительнойсистемой.
Ключевые слова: координация управление УИС, оперативно-розыскная деятельность, правопорядок
Annotation: the article is devoted to the issues of coordination of the activity of operational divisions as the element of penal system management.
Key words: coordination, penal system management, investigation and search operations, law and order.
ВИТАЛИЙ
МИХАЙЛОВИЧ
КИРИЧЕНКО*
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Понимание сущности координации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) как одного из элементов управления невозможно без определения последнего. Более того, понятие «координация» предполагается рассматривать в системе понятий, которые определяют и дополняют друг друга: управление - организация - взаимодействие - координация.
К сожалению, приходится констатировать, что единого общепринятого определения управления как научной категории не существует: В целом понятие «управление» объединяет несколько различных значений и нередко употребляется в качестве синонима понятий «обусловленности, «детерминация», «воздействие».
Под управлением в правоохранительных органах следует понимать систему обеспечивающих действий, которая позволяет руководителям создавать, поддерживать и развивать внутренние условия для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). При этом необходимо помнить и то, что между руководителями и исполнителями всегда существуют контакты (коммуникация, взаимодействие, общение)1 .
Особую актуальность управленческая проблематика для уголовно-исполнительной системы приобрела после перевода УИС из МВД в Минюст России, настоятельно потребовавшего принципиального пересмотра многих аспектов теории и практики управленческой работы. Проблема, которая до конца еще не разрешилась, заключается в том, что МВД России в силу своего социального назначения традиционно уделяло особое внимание реализации такой функции, как
* Преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности (Вологодскийинститут права и экономики).
E-mail: [email protected].
раскрытие преступлений. Уголовно-исполнительная практика фактически рассматривалась как деятельность, выходящая за рамки реализации этой функции, ее организация реально осуществлялась по остаточному принципу. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе остаточное финансирование, научное, кадровое и иное ресурсное обеспечение2.
Недостатки в теории и практике управления, реализуемого в уголовно-исполнительной системе, в управленческом образовании привели к тому, что в деятельности УИС до настоящего времени имеется много нерешенных принципи -альных проблем с организационной и управленческой точки зрения.
Для обеспечения стабильного функционирования учреждений ФСИН России исправительное учреждение имеет соответствующую функционально-организационную структуру. Именно структура определяет количество подразделений, то есть отдельных, относительно автономных элементов системы, а также то, каким образом должны быть распределены задачи и функции, какими должны быть модель взаимодействия и механизм координации как внутри исправительного учреждения, так и за его пределами. Для решения задач, стоящих перед структурным подразделением, наряду с функциями, реализуемыми им самостоятельно, как правило, существуют функции, реализация которых требует взаимодействия с другими службами и подразделениями, особенно когда речь идет об организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности вне границ исправительного учреждения.
Значение деятельности оперативных аппаратов УИС возрастает, что объясняется современным уровнем преступности в местах лишения свободы, который обусловлен серьезным изменением в криминогенном составе спецкон-тингента. За последние годы вдвое выросло количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц, страдающих от наркозависимости, людей с психическими отклонениями также увеличилось в несколькораз3.
Доля осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления превысила 70 %, хотя несколько лет назад составляла 30-35 %4.
Организация борьбы с преступностью в местах лишения свободы сложна для одного органа или структуры, в том числе оперативно-розыскного аппарата уголовно-исполнительной системы. В связи с этим необходимопроводить комплекс мер, включающий в себя организационные, оперативно-розыскные, режимные и
иные мероприятия, то есть осуществлять взаимодействие оперативно-розыскных аппаратов не только внутри исправительного учреждения, но и вне его, с иными субъектами, ведущими оперативно-розыскную деятельность.
Администрация исправительных учреждений при осуществлении режимных мероприятий, перлюстрации корреспонденции и проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляет каналы поступления на территорию исправительного учреждения предметов, представляющих оперативный интерес, ранее неизвестные криминальные связи, планы противоправной деятельности преступников, лидеров организованных преступных групп, пытающихся остаться в тени и замышляющих совершение преступлений в целях повлиять на обстановку в исправительном учреждении.
Правильно и грамотно организованное взаимодействие, как внутреннее - между структурными подразделениями учреждения, так и внешнее - между субъектами правоохранительной деятельности, обеспечивает максимальную эффективность проводимых мероприятий по борьбе с преступностью на основе тесного сочетания и комплексногоприменения оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий во всех направлениях деятельности оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы и других субъектов правоохранительной деятельности.
В основе взаимодействия лежит строгое распределение обязанностей с учетом специализации каждого подразделения, их согласованность и исключение всякого дублирования действий.
Согласованность действий по разным направлениям состоит в том, что различные оперативные подразделения нацелены на достижение единой цели в определенном месте (раскрытие совершенного преступления или пресечение подготавливаемого преступления). На основе этого создаются условия для успешного выполнения общей задачи по борьбе с преступностью.
Всякая деятельность по достижению общих целей требует согласованности усилий ее участников. В этом смысле координация становится объективной постоянной потребностью в системе общественных, государственных и хозяйственных отношений. При любом государственном и общественном устройстве, при любой организации управления государственной или общественной жизни общества необходимым элементом обеспечения жизнедеятельности этого общества была и остается взаимосогла-
Управление
Управление
сованность, взаимоувязка составляющих элементов.
С точки зрения этимологического подхода координация (от латинского со - с, вместе и ordination - расположение в порядке) представляет собой согласование, целесообразное соотношение каких-либо действий, явлений и т. п.5 Координировать - значит «установить целесообразное соотношение между какими-либо действиями, явлениями»6. Координация понимается как совместное упорядочение, согласование, приведение в соответствие7. По мнению И.В. Погодиной, «в отличие от взаимодействия координация означает не просто достижение единства равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а подчинение их совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица»8.
Некоторые авторы отмечают, что управление в целом имеет координационную природу, а координирование присуще любой функции управления9, то есть функция организации деятельности по достижению конкретного результата находит эффективную реализацию посредством осуществления ее координации. Координация обеспечивает согласованность действий всех субъектов участвующих в решении задач, стоящих перед системой. Объективная необходимость в координации вызвана прежде всего усложнением связей внутри системы, следовательно, нужны специальные действия, имеющие своей целью согласование всего множества связей для получения системного эффекта10.
В крупных организационных системах с высокой степенью специализации и распределения обязанностей (а таковой, несомненно, является уголовно-исполнительная система) достижение необходимогсуровня координации требует от субъектов управления определенных усилий. Чем больше степень специализации и теснее взаимозависимость, тем важнее целенаправленное сочетание их усилий и значительнее необходимость в координации.
Р.А. Фатхутдинов утверждает, что координация - центральная функция аппарата управления по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Координация может осуществляться при выполнении любых функций и работ, между любыми компонентами системы или внешней среды11.
Координация, по мнению Б.З. Мильнера, представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимо-
действия определенных или всех частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Она обеспечивает целостность, устойчивость организаций12.
Как видим, авторы выделяют ряд признаков, которые характерны для координации: это управленческая деятельность; она служит для согласования деятельности всех структурных подразделений организации, обеспечения взаимодействия; благодаря ей сохраняется целостность, устойчивость организации.
Таким образом, координацию в качестве системы отношений можно определить постоянно существующейобъективной категорией, необходимой как условие и регулятор многих государственных и общественных отношений. Ее суть заключается в разработке единых правил поведения для всех участников различных процессов, согласованных действий, процедур, обеспечивающих единство в деятельности.
Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения задач борьбы с преступностью, разработки и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению этих преступлений, устранения обстоятельств, способствующих их совершению.
Необходимо подчеркнуть, что координация и координационная практика - неотъемлемые элементы содержания общего понятия управления, служащие одной из основных форм его осуществления.
Для деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в настоящее время создана значительная нормативная правовая база, определены структуры оперативных подразделений. Образовательными учреждениями ФСИН России ежегодно выпускаются специалисты для работы в оперативных отделах. Несмотря на это, уровень преступности в исправительных учреждениях продолжает оставаться высоким. Естественно, на состояние правопорядка в конкретной исправительной колонии влияют различные объективные обстоятельства, но часто именно просчеты в управленческой деятельности руководства и нереагирование на негативные процессы, происходящие в коллективе осужденных, приводят к осложнению оперативной обстановки и совершению различных преступлений.
Процессы, в том числе управленческие, протекающие в учреждении, требуют координации. Одна из форм координационной деятельности -совещание, цель которого - согласование совместных усилий и выработка общих управлен-
ческих решений. К другим формам можно отнести: обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные действия структурных подразделений (например, оперативного отдела и отдела безопасности), проверка информации, полученной сотрудниками других подразделений, изучение и распространение положительного опыта; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, устранения причин и условий, способствующих их совершению; подготовка организационно-распорядительных документов; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности. Выбор указанных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, руководителями структурных подразделений, начальником учреждения исходя из конкретной обстановки.
В совместной деятельности оперативных подразделений исправительных колоний и других субъектов ОРД могут быть использованы и иные формы, выработанные практикой. В качестве наиболее распространенных координационных мероприятий можно выделить: совместный анализ состояния преступности по видам преступлений; изучение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений; разработка мер по борьбе с определенным видом преступных проявлений; совместные проверки соблюдения законов по различным вопросам; контроль за вы-
полнением ранее принятых координационными совещаниями решений; совместная разработка предложений для включения их в региональные программы борьбы с преступностью, выполнение федеральных и региональных (местных) программ борьбы с преступностью, проведение межведомственных совещаний по итогам работы за полугодие и год.
Анализ практики показывает, что институт координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью имеет существенные недостатки и пробелы. Нередко координационные мероприятия превращаются в формальность и не достигают своей цели. Ответственность руководителей правоохранительных органов за невыполнение согласованных решений фактически не реализуется из-за отсутствия для этого правовых механизмов. Между тем в стране продолжается рост преступности, остаются распространенными коррупция и терроризм. Особенно ярко это проявляется в учреждениях ФСИН России, основная задача которых - обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы13.
Необходимо констатировать, что институт координации правоохранительных органов в настоящее время приобретает еще большую значимость и ответственность, цель которой - грамотное распределение сил и средств каждого правоохранительного органа для совместной и эффективной борьбы с преступностью.
1 См.: Камышников А.П., МахининВ.И. Основы управления в правоохранительныхорганах. М., 2005. С. 23.
2 См.: АксеновА.А. Управлениев уголовно-исполнительнойсистеме. Рязань, 2003. С. 5-6.
3 См.: Вступительное слово Президента РФ Д. А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета РФ «О состоянииуголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации». Вологда 2009.
4 См.: КалининЮ. Курсомукрепления правопорядка и законности // Ведомостиуголовно-исполнительной системы. 2008. № 9. С. 3-4.
5 См.: Новый словарь русскогоязыка (толково-словообразовательный) / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2003. Т. 2. С. 220.
6 Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Словарь русскогоязыка. М., 1990. С. 295.
7 См.: Советский энциклопедическийсловарь. М., 1983. С. 626; Ожегов С.И. Словарь русскогоязыка / под ред. Н.Ю. Шведовой М., 1984. С. 253.
8 Погодина И.В. Управление в юридическойпрактике правоохранительных органов. 2003. М., С. 34.
9 См.: КунцГ., Доннел С. Управление: системный и ситуационныйанализ управленческих функций. М., 1981. Т. 1. С. 117.
10 См.: Герасимов А.П. Организация взаимодействия в управленииорганами внутреннихдел. М., 1986. С. 7.
11 См.: ФатхутдиновР.А. Управленческиерешения. М., 2001. С. 93.
12 См.: МильнерБ.З. Организация программно-целевогоуправления М., 1980. С. 133.
13 См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (в ред. от 17 ноября2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
Управление