Научная статья на тему 'О понятии координации оперативно-розыскной деятельности'

О понятии координации оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1299
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ / ПОНЯТИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / COORDINATION / ELEMENTS / CONCEPT / DEFINITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самоделкин Александр Сергеевич

В статье рассматривается координация оперативно-розыскной деятельности как важный элемент достижения стратегической цели и решения промежуточных (частных) задач органов, ее осуществляющих. Проанализировав наиболее типичные определения понятия координации, автор предлагает собственные суждения относительно элементов данного правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

The article describes coordination of the operational search activity as an important element in solving strategic and intermediate (specific) tasks by authorities. After analyzing the most typical judgments on the notion of coordination, the author offers his own view on elements of this legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «О понятии координации оперативно-розыскной деятельности»

Юридические науки

А.С. Самоделкин,

кандидат юридических наук, доцент, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России

О ПОНЯТИИ КООРДИНАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE CONCEPT OF THE OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

В статье рассматривается координация оперативно-розыскной деятельности как важный элемент достижения стратегической цели и решения промежуточных (частных) задач органов, ее осуществляющих. Проанализировав наиболее типичные определения понятия координации, автор предлагает собственные суждения относительно элементов данного правового явления.

The article describes coordination of the operational search activity as an important element in solving strategic and intermediate (specific) tasks by authorities. After analyzing the most typical judgments on the notion of coordination, the author offers his own view on elements of this legal phenomenon.

Успех в достижении несколькими субъектами какой бы то ни было общей цели во многом зависит от эффективности организации их деятельности. Важным элементом такой организации, в свою очередь, является координация задействованных в достижении поставленной стратегической цели и решении промежуточных (частных) задач сил и средств. Основываясь на данных посылках, считаем необходимым в рамках данной статьи определить понятие коорд инации оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), целью осуществления оперативнорозыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Помимо этого ст. 2 ФЗ об ОРД предусматривает целый перечень задач, на решение которых направлена ОРД. В связи с этим органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны консолидировать свои усилия в

достижении оперативно-розыскных целей и решении оперативно-розыскных задач на основе эффективной координации ОРД в целом.

«Координация» является заимствованным словом (от лат. co(n) с — вместе + ordination — расположение в порядке) и означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо и т.д.) [1]. Отсюда, координировать — согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями [2]. Вполне очевидно, что координация какой бы то ни было деятельности, а особенно в сфере правоохраны, где задействованы десятки субъектов, является неотъемлемым элементом процесса управления этой деятельностью.

В ходе научного поиска мы обнаружили, что первыми в отечественной науке к исследованию проблем координации приступили ученые, изучавшие вопросы управления в социальных системах. Именно их труды носят фундаментальный характер и выступают, по существу, методологией прикладных научных исследований. В связи с этим мы не можем

180

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

обойти их вниманием и при формулировании нашего взгляда на проблему координации в сфере оперативно-розыскной деятельности, тем более, что суждения этих ученых существенно повлияли на формирование нашей позиции.

По мнению А.Е. Лунева, координация — это «...согласование и установление целесообразного соотношения действий различных органов, их структурных подразделений и служащих для достижения определенных целей с наименьшими затратами сил и средств» [3]. Ключевым в данном определении, на наш взгляд, является «согласование ... действий» для достижения цели с оптимальными затратами.

Позднее известный ученый, один из основоположников системного подхода к исследованию проблем научного управления обществом, В.Г. Афанасьев пришел к выводу, что целостным системам присущи специфические связи и наиболее характерными из них являются координационные связи. Он пишет: «Коор-

динация — это определенная согласованность, пригнанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы» [4]. Примечательно, что в таком аспекте изучения координация представляет собой свойство системы, причем системы слаженной, сплоченной, эффективно функционирующей.

В дальнейшем мысль о значении координации для стабильного существования и функционирования системы получила свое развитие в научных трудах юристов и социологов. Н.А. Игнатюк определяет координацию как «понятие всеобъемлющее, присущее различным многозначным явлениям, согласующимся для достижения определенной цели по инициативе некоего активного начала, характеризующееся длительными, устойчивыми связями между центром координируемой системы и ее частями. Координация подразумевает такое воздействие на элементы координируемой системы, которое заставляет функционировать эту систему согласованно» [5]. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае ученый акцентирует внимание на существовании «центра координируемой системы» и «воздействии» на ее «элементы». Такой подход достаточно оригинален и, безусловно, заслуживает внимания, так как предполагает наличие иерархии в рассматриваемой системе и определенного управленческого начала в процессе координации, поэтому следовало бы обратиться к нему при проведении исследований.

В то же время прав и А.А. Максуров, отмечая, что «координационная деятельность подра-

зумевает существование специфических, а именно координационных, связей и отношений, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационно-институциональные формы сотрудничества, основанные на компетенции соответствующих органов и должностных лиц» [6]. Принимая во внимание термин «сотрудничество» и упоминание о «компетенции», можно предположить, что автор этих строк имеет в виду, что в координационные отношения могут вступать относительно самостоятельные органы и должностные лица. Полагаем, с данным мнением следует согласиться, а также подчеркнуть необходимость создания организационных форм такого сотрудничества как обязательного условия осуществления эффективной координации.

На основе проведенного монографического исследования координации в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды М.А. Бучакова делает вывод, что координация представляет собой многоаспектную категорию, применяемую в различных областях общественных отношений, имеющую многофункциональное назначение, характеризующуюся длительными устойчивыми связями между частями координируемой системы и направленную на согласование этапов управления в целях повышения эффективности управленческого процесса в целом [7]. Представляется, что данное определение является наиболее общим для гуманитарных наук и наряду со всеми указанными выше достижениями научной мысли может быть успешно использовано в качестве базиса для изучения сущности координации оперативно-розыскной деятельности.

Проанализировав наиболее типичные определения понятия координации, считаем возможным представить свои суждения относительно элементов данного правового явления.

Прежде всего полагаем целесообразным рассмотреть пять основных элементов координации, составляющих ее содержание и наполняющих ее специфическим смыслом.

Первый — совокупность органов, структурных подразделений и должностных лиц, составляющих систему, нуждающуюся в координационном воздействии.

Второй — наличие в данной системе центра, способного осуществлять координирующее воздействие.

Третий — наличие длительных, устойчивых, повторяющихся связей между центром координируемой системы и ее частями.

Четвертый — регламентация координационных отношений нормативными правовыми

181

Юридические науки

актами, обязывающими субъектов системы согласовывать свою деятельность и взаимодействовать между собой.

Пятый — организационное объединение ресурсов, форм и методов деятельности субъектов системы, их взаимное приспособление для достижения общих целей.

Не вдаваясь в подробный анализ предложенных элементов координации, отметим лишь, что применительно к оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные формы и методы определены в ФЗ об ОРД и едины для всех уполномоченных на ее осуществление органов. В то же время в подзаконных и ведомственных нормативных актах определенные различия все-таки имеются (например, проведение отдельных оперативно-технических мероприятий исключительно ФСБ России). Кроме того, тот или иной оперативнорозыскной орган по различным причинам может обладать более предпочтительными техническими или иными специальными возможностями, что обусловливает необходимость взаимодействия с ним иных субъектов ОРД. Как показывает анализ оперативно-розыскной практики, такое взаимодействие (временное организационное объединение оперативно-розыскных возможностей) не редкость и не вызывает особых затруднений у должностных лиц взаимодействующих органов.

К сожалению, этого нельзя сказать о таком аспекте взаимодействия (не говоря уже о координации), как организационное объединение информационных ресурсов (банков данных оперативной информации, баз данных источников информации и т.п.). Каждый орган, осуществляющий ОРД, соблюдает строжайший режим секретности и не допускает утечки полученной оперативной (разведывательной) информации в «соседние» ведомства.

С одной стороны, ряд ученых полагают, что «существование элементов параллелизма — нормальное явление в практике всех спецслужб в цивилизованном мире. Это проявление здоровой конкуренции, которая не дает возможности развиваться монополизму в ОРД» [8]. С другой — не следует забывать о негативных последствиях такой конкуренции. Прежде всего, это необоснованные затраты средств, сил и времени на получение одной и той же оперативной информации разными оперативно-розыскными органами, двурушничество, дезинформация и расшифровка негласных сотрудников различных ведомств, взаимные помехи при проведении ОРМ в отношении одних и тех же проверяемых и разрабатываемых и т. д. [9]. Во многом,

безусловно, это объясняется тем, что органы, осуществляющие ОРД, имеют слишком общую цель (противодействие преступности), которую не всегда «видно» за узковедомственными задачами каждого конкретного субъекта.

Необходимо подчеркнуть, что в системе органов, осуществляющих ОРД, отсутствует нормативное правовое регулирование координационных отношений и, как следствие, не определен координирующий центр, обладающий доминирующей управленческой функцией, позволяющей организационно объединить ресурсы, формы и методы деятельности субъектов системы для достижения общей цели. Безусловно, определение одного из органов, осуществляющих ОРД, координатором оперативно-розыскной деятельности — в аспекте упомянутых выше параллелизма и конкуренции вопрос «политический»: каждое ведомство будет стремиться к доминированию в системе. Вместе с тем мы должны рассматривать данную проблему не с точки зрения амбиций каждого отдельного органа, а с позиции эффективности противодействия преступности, которая возможна только в условиях эффективного управления системой в целом.

С точки зрения А.Ю. Шумилова, «координация работы субъектов оперативно -розыскного сообщества — упорядочение их деятельности по достижению общей цели при решении каждым субъектом своих конкретных задач и выполнении соответствующих функций посредством самостоятельных раздельных действий» [10]. На наш взгляд, такой подход не вполне отражает всю многогранность понятия координации и предлагает несколько «зауженное» восприятие ее организационного назначения.

С учетом изложенного полагаем, что координацию оперативно-розыскной деятельности следует рассматривать шире, включая в ее содержание все организационные элементы. В связи с этим под координацией ОРД мы предлагаем понимать установленную нормативными правовыми актами организацию оперативно-розыскной деятельности системы уполномоченных государственных органов, осуществляемую единым центром, консолидирующим ресурсы, формы и методы данных органов для достижения общей цели, определенной оперативно-розыскным законодательством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. — М.: Рус.яз., 1987. — С. 253.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 8-е изд,

182

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

стереотип. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. — С. 287.

3. Лунев А.Е. Демократизм советского государственного управления. — М., 1967. — С. 102.

4. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: (опыт системного исследования). 2-е изд. — М., 1973. — С. 11—12.

5. Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. — М.,

2003. — С. 58.

6. Максуров А.А. Координация - наиболее перспективный метод построения системы государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 9. — С. 3.

7. Бучакова М.А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды: монография. — Омск: Омская академия МВД России, 2010. — С. 260.

8. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. — М.: ИНФРА-М,

2004. — С. 156.

9. Павличенко Н.В., Самоделкин А.С. Негласность в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2012. — № 3 (22). — С. 88—93.

10. Оперативно-розыскной словарь: учебное пособие / автор-составитель А.Ю. Шумилов. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. — С. 59.

REFERENCES

1. Slovar inostrannyih slov. 14-e izd., ispr. — M.: Rus.yaz., 1987. — S. 253.

2. Ozhegov S.I. Slovar russkogo yazyika. 8-e izd, stereotip. — M.: Sov. entsiklopediya, 1970. — S. 287.

3. Lunev A.E. Demokratizm sovetskogo gosudarstvennogo upravleniya. — M., 1967. — S. 102.

4. Afanasev V.G. Nauchnoe upravlenie obschestvom: (opyit sistemnogo issledovaniya). 2-e izd. — M., 1973. — S. 11—12.

5. Ignatyuk N.A. Kompetentsiya federalnyih ministerstv Rossiyskoy Federatsii. — M., 2003.

— S. 58.

6. Maksurov A.A. Koordinatsiya - naibolee per-spektivnyiy metod postroeniya sistemyi gosudarstvennoy vlasti v Rossiyskoy Federatsii // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2007. — # 9. — S. 3.

8. Operativno-rozyisknaya deyatelnost: uchebnik. 2-e izd., dop. i pererab. / pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova, A.Yu. Shumilova.

— M.: INFRA-M, 2004. — S. 156.

9. Pavlichenko N.V., Samodelkin A.S. Neglasnost v operativno-razyisknoy deyatelnosti // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. — 2012. — # 3 (22). — S. 88—93.

10. Operativno-rozyisknoy slovar: uchebnoe posobie / avtor-sostavitel A.Yu. Shumilov. — M.: Izdatelskiy dom Shumilovoy I.I., 2008. — S. 59.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самоделкин Александр Сергеевич. Докторант. Кандидат юридических наук, доцент, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России.

Россия, 123995, г. Москва, ул. Поварская д. 25, стр. 1. Тел. (495) 667- 19-86; +7-968-471-77-77.

Samodelkin Alexandr Sergeevich. Doctoral candidate. Candidate of Sciencs (Law), Assistant Professor. Russian Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Russia, 123995, Moscow, Povarskaya Str., 25, bldg. 1. Tel. (495) 667-19-86; +7-968-471-77-77.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; координация; элементы; понятие; определение.

Key words: operational search activity; coordination; elements; concept; definition. УДК 343.2/7

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.