Научная статья на тему 'Управленческая диагностика медиакомпании на основе технологии стратегического анализа'

Управленческая диагностика медиакомпании на основе технологии стратегического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ / МЕДИАОРГАНИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ANALYSIS / STRATEGY / MEDIA ORGANIZATION / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Ольга Геннадьевна, Кашанин Сергей Владимирович

Рассматриваютсяосновные методы управленческой диагностики на основе стратегического анализа в целях оценки ключевых воздействий на нынешнее и будущее положения организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаева Ольга Геннадьевна, Кашанин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF MEDIA COMPANY INFORMATION Net economy

The paper considers the main methods of management diagnosis based on strategic analysis to assess the key impacts on the activities of the оrganization.

Текст научной работы на тему «Управленческая диагностика медиакомпании на основе технологии стратегического анализа»

УДК 655:338

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕДИАКОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Исаева Ольга Геннадьевна

доцент кафедры экономики и медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ogisaeva@mail. т

Кашанин Сергей Владимирович

студент института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А lashfd9@gmail. com

Аннотация. Рассматриваютсяосновные методы управленческой диагностики на основе стратегического анализа в целях оценки ключевых воздействий на нынешнее и будущее положения организации.

Ключевые слова: анализ, стратегия, медиаорганизация, диагностика.

Изменения в окружающей среде, конкуренцияиз-за ресурсов, новые возможности для бизнеса, откры-ваемыенаучно-техническим прогрессом, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение информации, доступность современных технологий, повышение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Реализация стратегий, обеспечивающих достижение главных целей организации, является ключевым элементом деятельности высшего менеджмента по обеспечению экономической устойчивости и конкурентоспособности.

Стратегическое управление — это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует [2].

Термин «стратегическое управление»возник в 1960-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает этапы стратегического анализа, стратегического выбора и реализации стратегии.

Основная цель стратегического анализа — оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Стратегический анализ внутренней и внешней сред позволяет уяснить цели и задачи организации.

Управленческая диагностика — это исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем в развитии системы менеджмента

организации, а также выявление основных направлений их преодоления [1]. Это изучение характера влияния определенных факторов на эффективность функционирования организации, а также оценка системы управления, исследования связей между элементами организации и возможных последствий этих связей.

Оказание квалифицированных консалтинговых услуг для субъектов полиграфического бизнеса поможет решить следующий спектр задач:

• аккумулирование технологических, материальных, интеллектуальных, кадровых, финансовых, информационных ресурсов для развития потенциала полиграфического бизнеса;

• формирования предложений по стратегиям развития медиа- индустрии в рамках государственных целевых программ;

• содействие созданию инфраструктуры полиграфического бизнеса и повышение его инвестиционной привлекательности;

• разработка проектных решений, стратегических и реинжиниринговых процедур (например, мер антикризисного управления) по оптимизации бизнес-процессов и создания конкурентных преимуществ субъектов полиграфии;

• организация научных исследований;

• формирование информационно-правового и коммуникативного полей, способствующих развитию рынка полиграфических работ, печатных и электронных СМИ;

• многоцелевой мониторинг рынка с последующей публикацией отчетов в специализированных СМИ;

• оказание организациям информационной, консалтинговой, методической помощи в решении производственно-технологических, управленческих и финансово-экономических задач;

• профильный консалтинг по заявкам с формированием банка консалтинговых решений;

• информационная поддержка инновационных решений в полиграфической деятельности;

• создание условий для повышения профессиональной компетентности специалистов и качества кадрового ресурса первичного и вторичного рынков труда;

• организация мероприятий по обмену опытом (форумы, конференции, выставки, семинары, тренинги и пр.);

• издательская деятельность, нацеленная на повышение статуса и привлекательности качественной специализированной и профессиональной литературы;

• формирование предложений по программам и направлениям развития специализированных кадров.

Современный потребитель требует достаточно высокого качества от выполненных полиграфических работ. К сожалению, не все участники полиграфического рынка могут позволить себе удовлетворение спроса по данному параметру, в связи с чем, становятся актуальными изменения следующих факторов производства:

• сбалансированного стратегического планирования и оперативного управления бизнес-процессами;

• рационального финансово-экономического планирования ресурсной базы, эффективного управленческого учета затрат;

• применения технологических процессов, основанных на современных технологиях, правильности построения технологических циклов описания бизнес-процессов;

• использование технологического оборудования, обеспечивающего потребительские свойства (требования) выполняемых работ, внедрение систем качества;

• построение логистических систем, обеспечивающих высокую эффективность управления «потоковыми» процессами, формирование горизонтальных и вертикальных партнерских связей;

• развитие человеческого ресурса и систем внутрифирменного развития компетенции сотрудников;

• формирование резерва оборотного капитала и грамотного управления им;

• постоянного исследования рынка и определения оптимального целевого клиентского сегмента. Таким образом, можно утверждать, что фактически сформирован спрос на консалтинговые услуги именно управленческого характера [4, 5].

Для полиграфии характерен управленческий, а также профильный производственно-технологический консалтинг, который обусловлен быстрыми темпами модернизации и широким ассортиментом выполняемых работ. Управленческие консалтинговые услуги помогают выявить слабые стороны организации бизнеса, скорректировать курс развития организации и направить работу в нужном направлении. Определяются необходимость реформирования структуры организации, причины отставания или застоя, формулируются цели антикризисных преобразований. Преуспевающим

организациям управленческий консалтинг позволяет достигать новых уровней развития [4].

Среди направлений управленческого консультирования для организаций издательско-полиграфической сферы становятся привлекательными услуги по разработке, внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента.

В сложных экономических условиях, стремясь к снижению затрат и повышению эффективности полиграфического бизнеса, а также расширению применения мультимедийных средств, издающие организации начинают использовать аутсорсинг второстепенных функций, что позволяет им сосредоточиться на своих ключевых компетенциях — создании контента и продажах рекламы. Данная тенденция открывает в полиграфической сфере деятельности новые возможности по расширению спектра выполняемых работ за счет допечатных и кросс--медийных процессов, таких как: цветное сканирование, электронная ретушь изображений, электронная верстка полос, цифровая цвето-проба, цифровая печать и многое другое.

Освоение собственно процесса выполнения работ и технологий, связанных с кросс-медийными изданиями, в данном секторе вполне реально, поскольку в этой области деятельности уже существует определенная база применения электронных издательских процессов. В связи с этим можно утверждать, что спрос на консалтинговые услуги в сфере информационных технологий очевиден и в ближайшем будущем будет расширяться.

Сегодня невозможно определить степень эффективности всех этапов создания того или иного издания из-за отсутствия соответствующей статистики, а также из-за сокрытия субъектами рынка коммерческой информации. Но, тем не менее, на основании экспертных оценок и услуг профессиональных консультантов, оказывающих специализированные информационные услуги, можно составить качественную картину показателей эффективности каждого сектора рынка полиграфических работ.

Для того чтобы перестроить производственный потенциал печати, необходимо четко представлять динамику и структуру рынка полиграфических работ по всем его секторам, реконструировать сложившуюся ценовую систему, регулирующую экономические отношения между участниками этого рынка. Прибегая к услугам профессиональных консультантов в области стратегического менеджмента, можно эффективно управлять организацией, обеспечивая тем самым ее конкурентоспособность и возможность дальнейшего развития.

Стратегический анализ позволяет изучить факторы внешней и внутренней среды и раскрыть возможности предоставления консалтинговых услуг по разработке и внедрению системы менеджмента качества, помогающей решить актуальные проблемы, вызванные общим состоянием рынка медиаиндустрии в настоящее время.

Стратегический анализ макросреды проводится с использованием PEST-анализа. Это акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов (Political, Economic, Socialand

Technology factors), которые оказывают воздействие на развитие бизнеса по следующим направлениям:

• политический — это, прежде всего, вопрос о регулировании деятельности частной коммерческой организации со стороны государства;

• экономический — позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.

• социальный — в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения, этим определяется возможный спрос на продукт компании в стратегической перспективе;

• технологический — также весьма важно, так как перед любой организацией стоит угроза потери своего продукта из-за вытеснения его технологически более совершенным.

PEST/STEP-анализ можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни социально-экономической системы.

Наиболее распространенным методом стратегического анализа является SWOT-анализ, показывающий сильные и слабые стороны организации а также возможности и угрозы рынка. Методика SNW-анализа схожа с методикой SWOT-анализа, однако в нее добавлен аспект нейтральной компоненты.

К сильным сторонам организации относятся ее дополнительные возможности и конкурентные преимущества: наличие финансовых ресурсов, эффективные стратегии, хорошая репутация, благоприятный имидж, лидерство на рынке, приверженность потребителей, низкие издержки, обладание уникальными технологиями, высокая техническая оснащенность, достаточный объем производственных мощностей,

надежные поставщики, эффективная система управления, высокая квалификация, наличие инновационных способностей и возможности их реализации, результативная реклама и др.

Слабые стороны — это сложности в функционировании организации, ставящие ее в неблагоприятное положение. К слабым сторонам относят: низкую прибыльность, отсутствие четкой стратегии развития, управленческих талантов, финансовых средств, неудовлетворительный имидж, неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности, устаревшее оборудование, отсутствие инноваций и др.

Методика SNW-анализа схожа с методикой SWOT-анализа, однако в нее добавлен аспект нейтральной компоненты.Нейтральные стороны так же, как и слабые, входят в проблемное поле организации и требуют отдельного рассмотрения, так как велика угроза их перехода в слабую позицию.

По итогам стратегического анализа строятся сценарии развития и разрабатываются стратегические проекты реализации стратегии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2002. — 450 с.

2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Системный подход. — М.: Генезис, 2011. — 848 с.

3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — 2-е изд. изм. доп. — М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА-М», 2006. — 340 с.

4. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учеб. пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 381 с.

DEVELOPMENT STRATEGY OF MEDIA COMPANY INFORMATION NET ECONOMY

Olga Gennadevna Isaeva

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А

Sergey Vladimirovich Kashanin

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А

Annotation. The paper considers the main methods of management diagnosis based on strategic analysis to assess the key impacts on the activities of the оrganization.

Keywords: analysis, strategy, media organization, diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.