Научная статья на тему 'Стратегия повышения конкурентоспособности медиаорганизации на основе системы менеджмента качества'

Стратегия повышения конкурентоспособности медиаорганизации на основе системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / PROCESS APPROACH / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катанаева Марина Андреевна, Пушкарева Мария Глебовна

Рассматриваются принципы построения системы менеджмента качества с инженерно-технической, организационной и социально-психологической точек зрения, как основного фактора конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE MEDIA ORGANIZATION ON THE BASIS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

In this work the principles of quality management system with engineering, technical, organizational and socio-psychological point of view as a key factor in competitiveness.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения конкурентоспособности медиаорганизации на основе системы менеджмента качества»

УДК 004.023

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИАОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Катанаева Марина Андреевна

профессор кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, доктор экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А к^апавуат @таИ. ги

Пушкарева Мария Глебовна

студентка института коммуникаций и медиабизнесы Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А 8ке_ма8@та11. ги

Аннотация. Рассматриваются принципы построения системы менеджмента качества с инженерно-технической, организационной и социально-психологической точек зрения, как основного фактора конкурентоспособности.

Ключевые слова: менеджмент качества, процессный подход, система управления качеством, конкурентоспособность.

Менеджмент качества становится весьма важным направлением в деятельности организации. Одновременно происходит процесс его сращивания с общим менеджментом.

Качество выступает как связующее звено, как фактор, объединяющий все аспекты и задачи организации. Проблема качества из инженерно-технической сегодня переводится в разряд организационной и социально-психологической [6].

Происходит сближение методов обеспечения качества с основными положениями общего менеджмента. Постепенно развивается внутрифирменный менеджмент. Категория «качество» также претерпела некоторые изменения. Качество рассматривается уже не только с позиций комплекса технических характеристик, а исследуются и другие параметры, такие как платежеспособный спрос, степень удовлетворенности потребителя, послепродажный сервис.

Современная концепция менеджмента качества получила название Total Quality Management (TQM). Основная идея данной философии всеобщего управления качеством состоит в том, что организация должна постоянно контролировать и совершенствовать качество продукции, услуг и работ, качество организации работы в компании, включая работу персонала.

TQM обеспечивает систему управления, организационную культуру, психологию управления, групповую работу, статистические методы, исследование и совершенствование процессов.

Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие восемь принципов менеджмента качества, которые являются главной и неотъемлемой частью стандартов ИСО 9000 версии 2000 г.: ориентация на потребителя; лидерство руко-

водителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Большое внимание в TQM уделяется процессам планирования вообще и стратегического планирования, в частности. Такое управление опирается на человеческий потенциал как основу организации, оно ориентирует деятельность на запросы потребителей, реагирует на них и проводит необходимые изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Для того чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была подкреплена соответствующей системой мотивации. Таким образом, система менеджмента качества интегрируется в корпоративную систему управления, формируя определенную организационную культуру.

Ф. Котлер утверждал, что усилилось влияние общества на организации, а организации стали всё больше учитывать интересы общества. Ни одна организация за рубежом, не имеющая систем менеджмента качества и экологического менеджмента, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

Э. Деминг, внесший огромный вклад в теорию и практику управления качеством, отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, оказание работ и услуг, имеющих качество, отвечающее ожиданиям рынка [2].

Один из аспектов качества — это то, что оно обуславливается соответствием рыночным потребностям и ожиданиям, которое достигается благодаря эффективному определению потребностей и ожиданий по-

требителя в целях их удовлетворения и точного анализа возможностей рынка. Второй аспект: качество является предметом, достигаемым благодаря тщательной разработке мероприятий, связанных с разработкой, производством и контролем производства продукции, оказанием работ и услуг.

Управление качеством продукции, работ и услуг — это не только контроль качественных параметров и причин отклонений от установленных стандартов, но и управленческая деятельность, которая системно контролирует процессы по повышению качества и улучшению.

Новая концепция фокусирует усилия как на удовлетворении ожиданий конечных потребителей, общества в целом (внешних), так и на удовлетворении потребностей организации (внутренних потребителей). Во многих странах рынок наводнён продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные, очевидные требования покупателей. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности. Потребитель не подозревает, что ему хочется, и только тогда, когда ему предложили купить что-то оригинальное, неожиданное, он поймёт, что именно ему нравится и подходит [6].

Кроме того, в рамках культуры TQM организации обеспечивают наиболее полное удовлетворение запросов потребителей не только с позиций уровня качества, степени новизны предлагаемых товаров и услуг, но и уровня цен.

Формирование качества продукции, работ и услуг основывается на способности удовлетворять потребности.

Таким образом, для разработки стратегии внедрения TQM важно изначально правильно определить миссию организации, которая должна заключаться в эффективном удовлетворении потребностей покупателей, следить за тем, чтобы продукция, работы и услуги отвечали требованиям и соответствовали стандартам.

Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса организации в обществе.

Конкурентоспособность и качество.

Конкурентоспособность организации - характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые организацией конечные результаты ее деятельности в течение определенного периода. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность организации обеспечивается за счет преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.д.

Конкурентоспособность организации в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Цели, как правило, имеют временную привязку. Поэтому можно сказать, что

конкурентоспособность организации определяется ее способностью вести успешную деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.

Одним из важнейших показателей конкурентоспособности является прибыль от деятельности. Кроме прибыли, показателями конкурентоспособности являются: объемы продаж в стоимостном и количественном выражении; отношение прибыли к объему; отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов доля стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах; отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции; отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности; портфель заказов, который обеспечивает высокий уровень; затраты на научные исследования; объем и направление капитальных вложений.

Конкурентоспособность организации может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких организаций на одном и том же рынке по таким параметрам, как: способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех организации на рынке [5].

Вместе с тем для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо также уделять внимание формированию адекватной данным условиям системы менеджмента качества в организации. Поэтому среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важнейшую роль играет уровень качества управления организацией, т.е. уровень подготовки менеджеров, умение правильно вести деловые операции в условиях постоянного изменения на рынке. Эти факторы считают ключевыми в определении конкурентоспособности организации на рынке.

Обеспечение конкурентоспособности организации предполагает три уровня: оперативный, тактический и стратегический.

Обеспечение конкурентоспособности на оперативном уровне означает обеспечение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Критерием конкурентоспособности в данном случае является показатель конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Определяющее значение для результатов деятельности организации имеет стратегическое планирование качества, направленное на обеспечение конкурентных преимуществ продукции, работ и услуг и представляющее собой способ реализации миссии организации в этой области. Серьезно относящиеся к своему бизнесу организации планируют качество на основе прогнозирования потребностей (требований) потребителя. При этом большое внимание уделяется изучению качества выпускаемой продукции и оказываемых работ и услуг конкурентами [2].

Рассмотрение конкурентоспособности организации через призму конкурентоспособности продукции,

услуг и работ — подход, реализуемый на оперативном или тактическом уровне управления, предполагающий принятие управленческих решений, позволяющих локализовать неблагоприятную ситуацию и минимизировать возможные потери.

Качество продукции, услуг и работ относится к числу важнейших показателей деятельности организации. Повышение качества в значительной мере определяет выживаемость организации в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых в организации. В современных условиях конкуренция между организациями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции, оказываемых работ и услуг [7].

В общем виде качество можно представить как соответствие какому-то идеалу, который исчезает при приближении к нему, но возникает новый идеал на другом уровне. Проблема качества не имеет количественных параметров и окончательного решения. Количественно можно оценить параметры процесса, потери ресурсов из-за низкого качества и ресурсы, используемые для обеспечения качества. «Измерителем» же качества, очевидно, должна быть конкурентоспособность на рынке [1].

Совпадение свойств, характеристик товаров, работ и услуг с требованиями потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие условиям рынка, называется конкурентоспособностью продукции, товаров и услуг.

С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товаров, работ и услуг, а с другой стороны — их ценой.

Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства, подъема уровня культуры и образования человека.

В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы XX в. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество [6].

С качеством продукции, работ и услуг связаны возможности повышения цен и продажи. Например, в некоторых странах действуют законы, по которым одни товары и услуги вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации — ИСО. Несертифи-цированные товары должны продаваться, а услуги оказываться вдвое дешевле.

Таким образом, в современных условиях качество продукции, работ и услуг становится определенной гарантией их конкурентоспособности. Система управления качеством в организации — это, по существу, управление конкурентоспособностью при условии эффективности системы.

Конкурентоспособность продукции, работ и услуг определяется комплексом потребительских характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия

рынка. Фактически товары, работы и услуги проходят проверку на степень удовлетворения общественным потребностям, которые диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодные сбыт товара и оказание услуг возможны лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции. Одни и те же товары, работы и услуги могут быть конкурентоспособны на одном рынке и неконкурентоспособны на другом.

Конкурентоспособность товаров, работ и услуг определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции, услуг и работ во внимание не принимаются.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товаров, услуг и работ их конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних факторов [1].

Конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется общим состоянием организации. Критерием конкурентоспособности в данном случае является комплексный показатель состояния организации.

Стратегическая же конкурентоспособность возможна при наличии в организации устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу, одним из которых является альтернативный набор стратегий конкурентоспособности организации.

Обеспечение конкурентоспособности на стратегическом уровне означает обеспечение инвестиционной привлекательности организации. Критерием конкурентоспособности в данном случае является рост стоимости организации.

Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для организаций, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

• сосредоточении усилий на налаживании производства продукции и оказание работ и услуг, кон-ку-рентоспособных по своим характеристикам;

• изучении опыта других организаций, с целью возможного его использования в своей организации;

• активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества, отвечающей требованиям международных стандартов;

• освоении новой философии качества и на ее основе формировании в организациях новой органи-за-ционной культуры.

Решение проблемы качества — неотъемлемый элемент стратегии развития современных организаций, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества следует с определения места этой системы в общей стратегии организаций.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг организации, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции, работ и услуг. Организация прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ, за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции, услуг и работ зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов и услуг, выделение средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества.

При формировании стратегии организации особое внимание следует уделять определению и развитию тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей организации, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

При внедрении в организации всеобщего управления качеством, особую актуальность приобретает создание концептуальной, базовой модели системы менеджмента качества (СМК) и методики самооценки, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО.

В организации должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством [5].

Основой для начала разработки системы менеджмента качества, внедрения и подготовки к сертификации является заинтересованность организации в обеспечении стабильного качества продукции и услуг, роста конкурентоспособности.

Подход к разработке и внедрению СМК на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 года состоит из нескольких ступеней, включающих:

• определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;

• разработку политики и целей организации в области качества;

• определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

• определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

• разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

• применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

• определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

• разработку и применение процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества [8]. Такой подход также применяют для поддержания

в рабочем состоянии и улучшения внедренной системы менеджмента качества.

Организация, применяющая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве продукции, работ и услуг, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации [8].

Основой для эффективной разработки и внедрения СМК в организации являются два принципа TQM: системный и процессный подходы.

Системный подход к управлению. Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть системы выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.

Организация представляет собой объединение людей, деятельность которых направлена на реализацию определенных программ или целей на основе определенных правил и процедур. При производстве близких по назначению продуктов и услуг, как правило, используются достаточно близкие по характеристикам ресурсы (материалы и оборудование, персонал, технологии и т.д.). Организация как система представляет собой структуру, элементы которой (подсистемы) взаимосвязаны и взаимодействуют как между собой, так и с внешним окружением. Внутренняя структура организации отражает цели и ценности работающих в ней людей и обеспечивает непрерывность протекающих процессов. Качество не должно рассматриваться как вещь в себе, а должно интегрироваться во все системные факторы и процессы. Только на основе системного подхода к управлению возможна реализация концепции TQM [2].

Различают системы открытые и закрытые. Закрытая система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию.

Системный подход стал результатом глубокого анализа основных тенденций экономики и, в частности, концепций системного менеджмента качества в производственной сфере. Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые отражают его содержание и особенности: целостности, совместимости элементов целого, развития, мобилизации функций, многофункциональности, интерактивности, вероятностных оценок, вариантности. Системный подход представляет собой выражение процедур определения объектов, как систем и служит способом специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования) [3].

Под системным подходом принято понимать методологическое направление, которое в целостном процессе деятельности выделяет по определенному принципу некоторую группу элементов (систему) и рассматривает их взаимодействия внутри ее и с внешними объектами (со средой). Системный подход, прежде всего, ведет к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, ее видением, стратегическими целями и политикой в области качества. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применение проектного стиля организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия.

Применение данного подхода с точки зрения требований МС ИСО 9001 предполагает:

• формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;

• понимание взаимозависимостей процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;

• постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;

• установление ограничений на ресурсы до начала действий [8].

Процессный подход. Процессы как организованные действия, направленные на достижение поставленных целей, играют важнейшую роль в реализации принципов TQM и деятельности наиболее успешных организаций. Процессный подход также является основополагающим принципом современных систем менеджмента.

Процессная модель организации состоит из множества процессов, участниками которых являются ее

структурные подразделения и должностные лица. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые направлены на обеспечение результата, имеющего ценность для самой организации и ее окружения, потребителей [2].

Процессный подход рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности общих функций управления (планирование, организация, контроль и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты [8].

Определение процесса относительно систем менеджмента качества дано в МС ИСО 9000- 2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: процесс — совокупность видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Классификация процессов, приближающая СМК к общей системе управления в организации, является следующей:

• производственные процессы: основные и вспомогательные (процессы жизненного цикла и обеспечения ресурсами), направленные на создание ценности (продукции/услуг) для потребителей;

• управленческие процессы, отражающие общие функции менеджмента (планирование, организация, контроль и анализ, улучшение/совершенствование, мотивация);

• управленческие процессы, «привязанные» к специальным функциям управления, ограниченные определенной функциональной областью (объектами управления) [8].

Основные этапы разработки и внедрения СМК, соответствующей требованиям ISO 9001-2008 следующие.

1. Проведение диагностической оценки существующих процессов системы управления качеством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение оценки и диагностики состоит из следующих этапов: анализ организационной структуры; выделение ключевых процессов; анализ полноты и результативности документированных процедур на эти процессы; анализ полноты и результативности регистрации данных о качестве выполнения процессов; оценка необходимости и достаточности действий по контролю и идентификации процессов и продукции, работ и услуг; оценка мотивации и заинтересованности персонала.

Результатом оценки рабочих процессов в организации является отчет о проведенной проверке, перечисляющий слабые и сильные стороны процессов, и содержащий рекомендации по улучшению деятельности организации.

2. Описание основных и вспомогательных процессов, определение организационной структуры, распределение ответственности.

При разработке системы менеджмента качества деятельность организации описывается как совокуп-

ность взаимосвязанных процессов, выполняемых различными подразделениями.

Процессы жизненного цикла — это основные процессы системы менеджмента качества. Управление "процессами жизненного цикла" должно обеспечиваться всеми необходимыми для этого ресурсами и на всех уровнях управления, что предполагает определение и организацию управления так называемых обеспечивающих процессов.

Кроме того, развитие и совершенствование процессов СМК требует генерации специального управляющего воздействия, что обеспечивается разработкой обязательных документированных процедур.

В первую очередь определяются и описываются те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК, и выполнение которых связано с достижением поставленных целей в области качества.

Описание бизнес-процессов осуществляется на основе данных, полученных в результате опросов, и документируются в текстовом и графическом видах.

При этом по каждому процессу определяются показатели результативности, которые помогут в будущем определить степень достижения поставленных целей в области качества.

Описание бизнес-процессов определяет этапы осуществления процесса, владельцев процессов, исполнителей, входные и выходные данные, а так же показатели результативности процесса.

Таким образом, процессы в рамках жизненного цикла определяют построение организационной структуры организации. Выполнение всех процессов для всех элементов организационной структуры документируется. При этом эффективность функционирования системы качества на каждом уровне подтверждается соответствующими данными о качестве. СМК объединит в себе организационную структуру, структуру документации и информационную структуру, а также процессы, влияющие на качество.

3. Разработка документации системы менеджмента качества. В «стандартный» (обычно — минимально необходимый для сертификации) комплект документов системы менеджмента качества входит: Политика и Цели в области качества; Руководство по качеству; обязательные документированные процедуры (управление документацией, управление записями, корректирующие действия; предупреждающие действия, управление несоответствующей продукцией; внутренние аудиты); Карты процессов; записи по качеству; Положения о подразделениях; Должностные инструкции.

4. Внедрение системы менеджмента качества (СМК). На первом этапе внедрения СМК в организации определяются потребности и ожидания собственника, потребителей, и других заинтересованных сторон (партнеров, акционеров, персонала и т.д.). На втором — вырабатывается стратегия и политика в сфере управления качеством. Проводится обучение персонала в соответствии со стандартами ИСО. Затем определяются необходимые для реализации стратегии бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности с точки зрения качества. Происходит измерение по заданным показателям, проводятся проверки, и, в случае выявленных несо-

ответствий, реализуются мероприятия по их устранению или по повышению показателей эффективности системы управления качеством.

Процесс внедрения СМК включает: внедрение разработанной документации СМК; измерение по заданным показателям; проведение обучения персонала принципам стандартов ISO серии 9000; обучение внутренних аудиторов; проведение внутренних аудитов; разработка и проведение корректирующих и предупреждающих действий; проведение анализа функционирования СМК со стороны руководства.

5. Сертификация системы менеджмента качества. К СМК более высокого уровня, регулирующим отношения организации с потребителями, поставщиками, обществом в целом, относятся:

• СМК на основе всеобщего управления качеством (TQM);

• СМК в соответствии с требованиями модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management — EFQM);

• СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9001, МС ИСО 14000 (экологический менеджмент), OHSAS18001 (социальный менеджмент) и

др.;

• интегрированные системы менеджмента (например, интеграция СМК на основе МС ИСО 9001, МС ИСО 14001, OHSAS 18001; взаимодействие систем «5S» и ТРМ и др.), ставящее задачу комплексного решения проблем в области качества, экологии, безопасности, экономики, поставок, логистики, мотивации [8].

Сертификация СМК — это совокупность процедур проверки и оценки систем менеджмента качества на соответствие требованиям, содержащимся в ГОСТ Р ИСО 9001. Она направлена на подтверждение возможности организации постоянно поставлять продукцию, оказывать работы и услуги, соответствующие требованиям потребителей, общества и других заинтересованных сторон.

Сертифицированная СМК является органической потребностью бизнеса и рынка, она позволяет организации обеспечить следующие преимущества:

• повышение качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ;

• более высокое доверие потребителей к продукции, работам и услугам данной организации;

• упрощение процедур обязательного подтверждения соответствия продукции, работ и услуг предъявляемым требованиям;

• льготные условия участия в тендерах и конкурсах;

• маркирование продукции знаком соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 с целью рекламы;

• снижение экономических потерь и затрат;

• улучшение безопасности производства и условий производственной деятельности персонала;

• исключение многократных проверок одного и того же объекта.

Заинтересованным сторонам наличие сертифицированной СМК организации требуется как гарантия ее способности выпускать продукцию, оказывать услуги стабильного качества в установленные сроки. ГОСТ Р

ИСО 9001 именно на это и ориентирован. В п. 1.1 этого стандарта указано: «Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям...».

Требования ГОСТ Р ИСО 9001 к СМК в нашей стране имеют добровольный характер применения. Организации в РФ, производящие продукцию для отечественного рынка, по своей инициативе сертифицируют СМК для повышения конкурентоспособности и престижа на внутреннем рынке. Стимулом к сертификации СМК является и то обстоятельство, что при размещении среди отечественных организаций государственных заказов для федеральных нужд принимается во внимание наличие у организации СМК, сертифицированной на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

Для заключения контрактов с зарубежными партнерами и осуществления организацией экспорта выпускаемой продукции наличие сертифицированной СМК является обязательным требованием.

Тенденция отечественных организаций к отказу от сертификации СМК подчас обусловлена их устойчивым положением на рынке на данный момент, нежеланием подвергаться внешним проверкам, а также тем, что условия деятельности организации на отечественном рынке не вызывают у организаций-

поставщиков необходимости иметь сертифицированную СМК.

Одной из причин отказа организаций сертифицировать СМК является достаточно высокая стоимость услуг органов по сертификации, что делает их недоступными для многих организаций, стремящихся упрочить свое финансовое положение.

Единый порядок сертификации СМК организаций на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в Системе сертификации ГОСТ Р установлен ГОСТ Р ИСО 40.003-2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества [8].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Басовский Л.Е. Управление качеством — М: ИН-ФРА-М, 2011. — 122 с.

2. Михеева Е.Н. Управление качеством: 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 532 с.

3. Мишин В.М. Управление качеством: 2-е изд. пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 463 с.

4. Ребрин Ю.И. Управление качеством / Ю.И. Реб-рин. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. — 174 с.

5. Салимова Т.А. Управление качеством — М.: Оме-га-Л, 2010. — 416 с.

6. Шкарина Т.Ю. Системы менеджмента качества: учеб. пособие. — Владивосток: Издат. дом Даль-невост. федерал. ун-та, 2013. — 225 с.

STRATEGY FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE MEDIA ORGANIZATION ON THE BASIS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Marina Andreevna Katanayeva

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А

Maria Glebovna Pushkareva

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А

Annotation. In this work the principles of quality management system with engineering, technical, organizational and socio-psychological point of view as a key factor in competitiveness.

Keywords quality management, process approach, system of quality management, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.