Научная статья на тему 'Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества'

Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9345
836
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / MANAGEMENT / QUALITY / ENTERPRISE / QUALITY MANAGEMENT MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цзинькэ Цзян, Киматова Райгуль Гарифоллиевна, Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна

В современных системах управления предприятиями все более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать ее безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность ее обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами. В настоящей работе получили дальнейшее развитие идеи современного менеджмента, изложенные в работах таких зарубежных и отечественных ученых, как У. Э Деминг., Дж. Джуран, К. Исикава, И. А. Ильин, Ю. П. Адлер, Б. И. Герасимова, В. В. Окрепилова, В. Ю. Огвоздин, В. Лапидуса. Актуальность темы состоит в исследовании проблемы качества управления и развития предприятия в условиях рыночной экономики. Менеджмент качества, как прикладная наука об управлении предприятием на основе качества в историческом плане характеризуется шестью этапами развития. Эти этапы развивались под влиянием противоречия между внутренними и внешними целями производителя обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, т. е. увеличением прибыли компании (внутренняя цель). Современная практика торговых отношений, как правило, включает в себя проверку и оценку заказчиком существующей у поставщика системы управления качеством, которая рассматривается заказчиком как дополнительная гарантия стабильности качества поставок. При этом система качества должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000, которые представляют собой современный уровень управления качеством и включают в себя перечень апробированных элементов, необходимых для обеспечения качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цзинькэ Цзян, Киматова Райгуль Гарифоллиевна, Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES: ANALYSIS AND MODELS OF MANAGEMENT OF QUALITY

In modern control systems of the enterprises product quality control and services play more and more noticeable role. First, it is because of the fact that quality, along with the price, guarantees, delivery time and service is the most powerful composed competitiveness of production. Secondly, quality of production has to guarantee its safety and ecological purity and provide a possibility of its obligatory certification that the public supervisory authorities control it. In the article the ideas of modern management stated in works of such foreign and domestic scientists as U. E Deming, J. Dzhuran, K. Isikava, I. A. Ilyin, Yu. P. Adler, B. I. Gerasimova, V. V. Okrepilova, V. Yu. Ogvozdin, V. Lapidusa gained further development. Relevance of a subject consists in a research of a problem of quality of management and development of the enterprise in the conditions of market economy. Six stages of development historically characterize quality management as applied science about business management on the basis of quality. These stages developed under the influence of a contradiction between the internal and external purposes of the producer ensuring quality of products and respectively strengthening of position of the producer at the market (the external purpose) and increase in production efficiency, i.e. increase in profit of the company (the internal purpose). Modern practice of trade relations, as a rule, includes check and an assessment by the customer of the control system of quality existing at the supplier considered by the customer as an additional guarantee of stability of quality of deliveries. At the same time the quality system has to conform to the ISO 9000 international standards which represent the modern level of quality management and include the list of the approved elements necessary for ensuring quality.

Текст научной работы на тему «Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества»

УДК 65.018 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-183-192

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ: АНАЛИЗ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА

ЦЗЯН ЦЗИНЬКЭ

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КИМАТОВА РАЙГУЛЬ ГАРИФОЛЛИЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КУБАШЕВА ГУЛЬДАРЬЯ АМЕНГЕЛЬДЕЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В современных системах управления предприятиями все более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать ее безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность ее обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами. В настоящей работе получили дальнейшее развитие идеи современного менеджмента, изложенные в работах таких зарубежных и отечественных ученых, как У. Э Деминг., Дж Джуран, К. Исикава, И. А. Ильин, Ю. П. Адлер, Б. И. Герасимова, В. В. Окрепилова, В. Ю. Огвоздин, В. Лапидуса. Актуальность темы состоит в исследовании проблемы качества управления и развития предприятия в условиях рыночной экономики. Менеджмент качества, как прикладная наука об управлении предприятием на основе качества в историческом плане характеризуется шестью этапами развития. Эти этапы развивались под влиянием противоречия между внутренними и внешними целями производителя -обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, т. е. увеличением прибыли компании (внутренняя цель). Современная практика торговых отношений, как правило, включает в себя проверку и оценку заказчиком существующей у поставщика системы управления качеством, которая рассматривается заказчиком как дополнительная гарантия стабильности качества поставок. При этом система качества должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000, которые представляют собой современный уровень управления качеством и включают в себя перечень апробированных элементов, необходимых для обеспечения качества.

Ключевые слова: управление, качество, предприятие, модели управления качеством

В условиях формирования инновационной экономики огромное внимание в Российском менеджменте в последние годы уделяется проблемам освоения и внедрения управления предприятием на основе качества. Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.

Исторический опыт США, Японии, Германии и ряда других стран показывает, что обеспечение устоичивого и гармоничного развития любого предприятия путем применения эффективных сис-

тем управления на основе качества является одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировом рынке.

В литературе существуют более 100 формулировок термина «качество». Их обобщение как философской категории (Аристотель, Гегель, Кант и др.) позволили сформулировать ученым следующее определение:

«Качество - это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не иным объектом». Качество при этом - это состояние идеального совершенства объекта. Оно не из-

меряемо, но воспринимаемо и вызывает у человека духовное наслаждение (например - трель соловья, кисть Айвазовского, этюды Чайковского).

Качество как социальная категория - означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту.

Японский ученый К. Исикава (1950 г.) и американец Д. Джуран (1979 г.) вложили в понятие «качество - степень удовлетворения потребностей потребителя продукции». Другие ученые в своих определениях «качества» практически не изменили содержание.

Джозеф Джуран, ведущий аериканский специалист по системам качества, считает, что качество - это пригодность к использованию. Данное понятие включает в себя четыре элемента: восприятие потребителями проекта товара; степень, с которой товар соответствует проекту; доступность товара для приобритения, его надежность и ремонтпригодность; доступный сервис [1].

Управление качеством как научное понятие возникло на рубеже Х1Х-го и ХХ-го вв., когда развитие промышленной революции в Европе и США положило конец ремесленничеству и потребовало новых подходов к организации и качеству труда в результате перехода к крупносерийному и массовому производству продукции. В 70-х гг. Х1Х в. на заводе Кольта в США родилась идея стандартного качества: оружие собиралось не из подогнанных частей, а из партии взаимозаменяемых деталей. Появилась должность контролера, который не пропускал негодные к сборке детали. Эту идею стандартного качества развил в начале ХХ в. Г. Форд на производстве автомобилей (работа по калибрам). Научное обоснование системе поточного производства дал Ф. Тейлор, а научную систему управления качеством, в основу которой были положены принципы отбраковки негодных изделий, сформулировали А. Файоль и М. Вебер.

Во второй половине 50-х гг. в Японии, очень зависящей от экспорта своей продукции, началось движение к постоянному улучшению качества. Агитатором этого движения стал американский ученый Э. Деминг, не нашедший у себя на родине сторонников и уехавший в Японию для реализации своих идей. Вместе с учеными М. Джураном (США) и К. Исикава (Япония) он разработал новую систему управления качеством, которая в дальнейшем получила название TQC-система тотального контроля качества. Эта система во многом была ориентирована на потребителя продукции и на массовое и сознательное вовлечение руководителей и работников фирмы - изготовителя в работу по повышению качества выпускаемых изделий [2].

Победное шествие по всему миру японского опыта управления качеством привело к массовому обогащению этой системы разработками ученых и опытом практиков передовых в экономическом отношении стран Европы и Северной Америки. Началась разработка международных стандартов по качеству ИСО серии 9000, которые базировались на наиболее ярких результатах мирового опыта [3].

Менеджмент качества как прикладная наука об управлении предприятием на основе качества в историческом плане характеризуется, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых, шестью этапами развития. Эти этапы развивались под влиянием противоречия между внутренними и внешними целями производителя - обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, т. е. увеличением прибыли компании (внутренняя цель).

Первый этап (1905-1923 гг.) - система контроля качества, система Тейлора. Основоположник системы - американский ученый, инженер, менеджер Фридерик Тейлор, родоначальник школы «научного менеджмента». Благодаря совместной деятельности Фридерика Тейлора и Генри Форда была создана концепция организации крупного машинного производства [4].

Цель системы - не допустить негодные изделия потребителю, отбраковкой и доработкой дефектной продукции.

Второй этап (1924-1950 гг.) - система статистического контроля качества (SQC). Основоположник системы американский инженер и ученый в области математической статистики Уальтер Шу-харт. Система характеризуется внедрением контрольных карт В. Шухарта и стандартных таблиц статистического приемочного контроля Х. Доджа для оценки качества продукции в процессе ее производства, т. е. переходом со сплошного контроля и выявления дефектов отдельно взятых готовых изделий к их предупреждению путем выявления и устранения их причин на основе анализа и управления производственных процессов. Цель системы -улучшение качества и увеличение выхода годных изделий за счет уменьшения изменчивости (вариабельности) и обеспечения стабильности технологических процессов [5].

Третий этап (1951-1980 гг.) - система всеобщего управления на основе качества (rQC), где английское слово control, следует понимать как управление, а не котроль. Основоположники системы -гуру, классики, гениальные архитекторы прикладной науки менеджмента качества, поводыри эконо-

мического чуда Японии: Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран и Каору Исикава. Цель системы - повысить качество процессов и качество управления во всех сферах деятельности и уровнях управления фирмы, когда каждый сотрудник получает удовольствие, радость и комфорт от свободной и без принужденной работы по интересам [6].

Четветый этап (1980-1990 гг.) - система всеобщего менеджмента на основе качества (TQM). Основные идеи системы сформулированы в научных трудах гуру науки о менеджменте качества - Генити Тагути и Фелиппа Кросби. Система характеризуется переходом от ТQC к TQM, внедрением МС ISO 9001 (1987 г.), ставших методологией менеджмента качества и рассматривающих качество как результат комплексных мер, проводимых на всех стадиях ЖЦП, охватывающая всех сотрудников и все сферы деятельности предприятия: планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Цель системы - стремление к нулю дефектов и непроизводительных затрат, к поставкам - «точно в срок», путем постоянного улучшения качества. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах [7].

Пятый этап (1990-1999 гг.) - система комплексного менеджмента. Наиболее полно система разработана в трудах А. Фейгенбаума. Этап можно рассматривать как ответ промышленности на вызов, связанный с ухудшением экологической ситуации. Возникла необходимость устранения противоречий между производством и природной средой путем гуманизации всех сторон производственного процесса и формирования культуры безопасности как в сфере производства, так и в обществе в целом. Это привело к появлению и внедрению стандартов ISO 14001, QS 9000, методов самооценки по моделям Европейской и Американской премий по качеству, резкому росту роли маркетинга, информации и бен-чмаркинга в управлении качеством.

Шестой этап (начало XXI в.) - система этичного производства с высокой скоростью. Основоположник системы Билл Гейтс, руководитель транснациональной корпорации Майкрософт, второй успешный бизнесмен планеты с финансовым состоянием на начало 2013 г. в 62 млрд долл в своей книге «Бизнес со скоростью мысли» формулирует кредо этого периода: «В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят».

Современные подходы системного управления качеством берут свое начало в Японии, где в начале 1950-х гг. стали применяться на практике идеи гениальных американских ученых Э. Деминга, Д. Джурана и А. Фейгенбаума [8].

Основные идеи программы:

- оппозиция «рецептурному подходу» в менеджменте: вместо готовых рецептов - общие принципы, которые менеджер должен самостоятельно осмыслить и наполнить содержанием (создать соответствующую этим принципам организацию труда людей);

- упор на «человеческий фактор» в противовес «безличному» управлению, потерявшему за лесом бизнес-функций, формальных критериев и т. д. - живых людей.

Вклад Японии в мировой опыт научного управления качеством бесспорен. Японский феномен длительного бескризисного развития национальной экономики во многом был обязан внедрению новых методов управления качеством, базирующихся на максимальном использовании человеческого ресурса. В начале 50-х гг. американский социолог Д. Макгрегор сформулировал два подхода, на которых базируется организация труда и, соответственно, организация управления качеством.

Вклад японцев в новую систему управления качеством не ограничивается только повышенной мотивацией работников предприятия к повышению качества труда. К Японии более, чем любой другой стране мира, относится образное выражение А. Фейгенбаума: «Качество - это не еванге-лизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни».

В Европе активное движение к высокому качеству продукции и услуг началось в 80-х годах ХХ в., в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности европейской продукции, защиты объединенного рынка от интервенций из вне.

В этот период были выработаны единые стандарты к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе МС ISO серии 9000, реализуются их европейские аналоги - ЕК серии 29000.

Действует Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. Крупнейшими компаниями в 1988 г. создан Европейский фонд управления качеством (ЕФУК), учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается ежегодно с 1992 г. лучшим фирмам.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

- законодательная основа для проведения всех работ связана с оценкой и подтверждением качества;

- гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

- создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных

проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.

Если учесть, что качество начинается с установленного уровня требований, а еще лучше - со стандарта, то в истории России можно отыскать первые упоминания о стандарте еще во времена правления Ивана Грозного, когда в пушечном производстве были введены стандартные калибры (кружала) для измерения диаметров пушечных ядер.

Разработка и внедрение систем качества в России началась в 70-х гг., когда существовало централизованное планирование производства, распределения и реализации продукции.

Отечественная школа управления качеством базируется на работах таких ученых, как Ю. П. Адлер, В. Л. Шпер, В. А. Лапидус, Ю. Т. Рубаник, Т. М. Полховская, П. Я. Калита, Ю. П. Адлер, В. Л. Рождественский [9].

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.

Был разработан целый ряд комплексных систем по управлению качеством:

БИП (Саратовская система бездефектного изготовления продукции), 1955 г. Суть системы - строгое выполнение технологических операций, достоинства - создание предпосылок, обеспечивающих изготовление продукции без отступления от технической документации, критерий качества - процент сданной ОТК продукции с первого предъявления, недостатки - ограниченность сферы действия (основное производство).

КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первых изделий), город Горький, 1958 г. Суть системы - высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства, достоинства - повышение надежности изделия, критерий качества -соответствие качества изделий.

НОРМ (Научная организация работ по увеличению моторесурса двигателей), город Ярославль, 1964 г. Суть системы - повышение технического уровня и качества изделий, достоинства - увеличение ресурса двигателей, критерий качества - соответствие запланированного уровня моторесурса до первого капитального ремонта.

КС УКП (Комплексная система управления качеством продукции), город Львов, 1975 г. Суть системы - управление качеством продукции на базе стандартов, достоинства - создание конкурентоспособной продукции, критерий качества - соответствие качества продукции мировым аналогам, не-

достатки - экономическая незаинтересованность предприятий.

ЕСГУКП (Единая система государственного управления качеством продукции), 1978 г. Разработана Госстандартом СССР. Система предполагала централизованное управление качеством продукции, что в условиях перехода страны к рыночной экономике практически потеряло свою актуальность.

В соответствии с требованиями этих стандартов и других нормативных документов на предприятиях параллельно с СБТ и КСУКП, в подчинении различных главных специалистов (конструкторов, технологов, метрологов и др.) были созданы системы управления разработкой продукции, технологической подготовкой производства, метрологическим обеспечением, материально-техническим обеспечением и др., которые, в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 являются составной частью единой системы качества.

Таким образом, советский опыт комплексного управления качеством продукции был хорошим фундаментом для освоения МС ИСО серии 9000.

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам и исправлению ошибок, а не планированию качества с самого начала. Подход к качеству, возникший в советские времена и который ограничивался контролем, «закручиванием гаек», наказаниями и штафами за брак, на настоящий момент все еще доминирует. Необходимо время, чтобы владельцы бизнеса и управляяющие осознали, что управление качеством товаров и услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей -единственная основа их экономического процветания [9].

Особенно остро проблема качества встает в свете предстоящего вступления Росии в члены ВТО (Всемирной Торговой Организации). В этом случае таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары.

Концептуальной основой управления качеством в предприятии является ИСО 9000. ИСО 9000 рекомендует строить управление процессами по двум направлениям: 1) через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции и информации; 2) через качество продукции и информации, протекающих внутри структуры.

ISO (Международная организация по стандартизации) - образована в 1947 г. Головной офис расположен в городе Женева и объединяет представителей 157 стран. Стандарты ИСО серии 9000 разработаны техническим комитетом № 176 ISO в 1987 г. и актуализировались три раза (1994, 2000 и 2008 гг.). Они добровольные. Их цель - помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование результативных СМК и включают следующие базовые стандарты:

ИСО 9000. Основные положения и словарь СМК.

ИСО 9001. Требования к СМК.

ИСО 9004. Рекомендации по улучшению деятельности.

ИСО 19011. Рекомендации по аудиту СМК и СЭМ.

Структура СТ РК ИСО 9000 - 2007 (словарь)

Введение (принципы СМК)

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Основные положения СМК

Для эффективного управления организацией стандартами ИСО установлены восемь принципов менеджмента качества. Если руководство организации не изучило, не понимает и не использует постоянно и прозрачно хотя бы один принцип, то система не будет функционировать на должном уровне [10].

В ИСО 9000 предполагается, что предприятие существует для выполнения работы по добавлению стоимости продукции. Работа выполняется посредством сети процессов. Строение этой сети будет достаточно сложной, поскольку большинство процессов взаимодействует между собой.

Организации не могут функционировать без своих потребителей (покупателей, заказчиков), зависят от них, существуют ради них и благодаря им. Если продукция не качественная, то потребитель уходит и бизнес сворачивается. Поэтому метафорически потребитель всегда прав, требуя и определяя качество продукции. Удовлетворение его требований и служение ему - сердцевина СМК. Принцип «ориентация на потребителя» - аксиома № 1 СМК, движущая сила развития организации, закрепляет маркетинговый подход к менеджменту качества.

Концептуальной основой ИСО 9000 будет то, что предприятие создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению.

В основном нормы ИСО 9000 применяются в следующих четырех ситуациях:

- как методический материал при построении системы качества на предприятии; при этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности;

- как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем; в этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии-поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 9000;

- при оценке потребителем системы качества предприятия-поставщика; в этом случае потребитель оценивает соответствие построенной поставщиком системы определенной норме из семейства ИСО 9000; при этом поставщик может получить официальное признание соответствия определенному стандарту;

- при регистрации (или сертификации) системы качества продукции зарегистрированным органом по сертификации. При этом поставщик обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000 для всех потребителей; эта ситуация соответствует модулю Н Глобальной концепции ЕС. Как правило, для потребителя этом будет достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится.

Требования стандарта ИСО 9001 автоматически включают в себя требования стандартов ИСО 9002 и ИСО 9003, а требования стандарта ИСО 9002 автоматически включают требования стандарта ИСО 9003, что обеспечивает единый подход и единые требования.

Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000. В современных системах управления предприятиями все более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать ее безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность ее обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами. Кроме того, современная практика торговых отношений, как правило, включает в себя проверку и оценку заказчиком существующей у поставщика системы управления качеством, которая рассматривается заказчиком как дополнительная гарантия стабильности качества поставок. При этом

система качества должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000, которые представляют собой современный уровень управления качеством и включают в себя перечень апробированных элементов, необходимых для обеспечения качества.

TQM, МС ИСО серии 9000 и 14 принципов доктора Деминга в системе управления качества рассматриваются образно как родные братья, исходящие друг от друга, где старший - принципы Деминга, средний - МС ИСО, младший - TQM [11].

TQM (Всеобщий менеджмент на основе качества) - современная концепция комплексного управления предприятием, рассматривающая качество как результат мер, проводимых на всех стадиях ЖЦП, охватывающая все уровни, функции и всех сотрудников предприятия, направленная на достижение долгосрочного предпринимательского успеха путем удовлетворения запросов потребителей, персонала, акционеров, поставщиков и общества.

В настоящее время наиболее эффективной моделью качества является модель Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Как технология управления TQM является принципиально новым подходом к управлению любой организацией.

Модель TQM, движется непрерывно по кругу постоянного улучшения качества процессов, продукции и системы управления качеством организации. Цель модели TQM, - достижение долгосрочного успеха конкурентоспособности организации путем выяснения и максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества с наименьшими расходами.

Основанная на участии всех работающих в предприятий на всех уровнях организационной структуры, она направлена на достижение долгосрочного успеха предприятия через удовлетворение требований потребителя и (на этой основе) достижение выгоды как для членов предприятия, так и для всего общества.

Наиболее важными элементами TQM являются:

- Вовлеченность высшего руководства: стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства (руководителя) компании в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения ТQМ, которое является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качества.

- Акцент на потребителя: фокусировать всю деятельность компании на нужды и пожелания как внешних, так и внутренних потребителей.

- Всеобщее участие в работе: обеспечивать возможности для реального участия каждого в про-

цессе достижения главной цели - удовлетворять запросы потребителя.

- Внимание процессам: фокусировать внимание на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения главной цели - максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости как для потребителя, так и производителя.

- Постоянное улучшение: постоянно и непрерывно улучшать качество продукта.

- Базирование решений на фактах: базировать все решения компании только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников [2; 9].

Основными чертами всеобщего менеджмента на основе качества (ТQM) являются:

- Высшее руководство - как неформальный Лидер в решении проблем качества сертифицированной по ИСО 9001 организации, лично и непрерывно формирует стратегию ее конкурентоспособности, корпоративной культуры и социальной ответственности, через коренное изменение культуры менеджмента и стиля руководства.

- Ориентация всей деятельности предприятия на удовлетворение запросов потребителей, сотрудников и общества (производить только то, что продается, а не продавать то, что производится). Имеется в виду гибкое реагирование производителя на индивидуальные запросы потребителей в условиях крупносерийного производства и обязанность угодить им, ибо «заказчик всегда прав».

- Потребитель понимается в широком смысле слова, т. е. каждый работник одновременно является внутренним потребителем и поставщиком продукции другого сотрудника. Поэтому его задача -удовлетворять качеством работы последующего (внутреннего потребителя).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Фокусирование внимания на планирование, обеспечение и контроль непрерывного улучшения качества всех процессов и самой системы управления качеством фирмы (процессный подход к менеджменту), так как управлять только качеством продукции бесполезно, надо управлять производственным процессом.

- Культура качественного управления берет свои истоки от библии, любви к Родине, трудолюбия, взаимовыручки, верности слову, дружелюбия.

- Делегирование отдельных полномочий руководства персоналу и полное их вовлечение в процесс управления качеством через кружки качества, т. е. осознание сотрудниками того, что улучшение качества обязанность каждого работника. При этом, необходимость службы качества отпадет. Работник - не объект, которым манипулируют управляющие с целью получения продукта высокого качества, а субъект, который создает это качество. Каждый со-

трудник имеет право на ошибку, так как не ошибается тот, кто ничего не делает. Если бояться ошибки, то не будет движения вперед.

Основа качества - человек, и это предполагает применение Y и Z теорий в менеджменте на моти-вационной основе (создание атмосферы доверия, уважения, сотрудничества, командной работы, сопричастности и публичного признания заслуг человека независимо от должности) и воспитание патриотизма к своей организации. Человек работает не только ради денег и куска хлеба, а чтобы и удовлетворить свою духовную потребность, получить удовольствие и испытывать радость от интересной работы и гордиться ею.

ТQМ представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще.

На многих предприятиях сейчас прилагаются существенные усилия для сертификации систем менеджмента качества. Одна из прогрессивнейших концепций в этом аспекте - модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), которая располагает комплексной системой для целостной самооценки, была разработана в 1992 г. На многих предприятиях сейчас прилагаются существенные усилия для сертификации систем менеджмента качества. Одна из прогрессивнейших концепций в этом аспекте - модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), которая располагает комплексной системой для целостной самооценки, была разработана в 1992 г. Основной задачей ЕFQМ является содействие компаниям в совершенствовании их деятельности.

Модель совершенствования EFQM - методология для управления качеством в пределах любого вида организации, частной или общественной. Методология обеспечивает широкую структуру, в рамках которой могут использоваться определенные методы улучшения, например, Six Sigma или Balanced Scorecard. Методология обеспечивает широкую структуру, в рамках которой могут использоваться определенные методы улучшения, например, Six Sigma или Balanced Scorecard. Модель EFQM превосходит стандарты качества Международной организации по стандартизации ISO 9000, предлагает непрерывное усовершенствование предприятии. Модель содержит конкретный каталог критериев и методологию, которая позволяет осуществлять целостные, систематические самооценки и служит базой для присуждения Европейской премии качества (EQA). Каталог критериев представляет собой оценочную шкалу, на основе которой

можно проверить и сделать выводы о прогрессе и результатах деятельности предприятия в контексте идеи всеохватывающего менеджмента качества.

Процесс самооценки позволяет модели EFQM вскрывать сильные и слабые стороны организации и стимулировать их совершенствование. Для этого в рамках модели две большие сферы оценки: возможности и при оценке между этими двумя сферами измерений должны быть инициированы причинные связи. Эти сферы подлежат дальнейшим классификациям с учетом показателей качества и величин измерения, которые предприятие должно разработать самостоятельно.

Ключевая часть модели - использование процесса, для превращения организации в более эффективную. Модель используется более чем в 20 000 организаций в Европе, включая 60 % самых больших компаний Европы. Европейские подходы к управлению качеством. Каждая компания по-своему уникальна. Методика, предложенная Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management), предлагает структурированное множество критериев управления качеством, которые могут эффективно применяться для совершенствования деятельности любой компании.

Руководство предприятия направляет и раскрывает полный потенциал своего персонала на индивидуальном, командном и организационном уровне. Оно обеспечивает справедливость и равноправие, вовлекает персонал и открывает для него новые возможности. Руководство заботится о персонале, награждает и ценит его, мотивируя и создавая основу для использования знаний и умений сотрудников с пользой для организации.

Сегодня национальные премии качества существуют в десятках стран, в том числе и в России. Российская премия качества (премия Правительства РФ в области качества) была учреждена в апреле 1996 г. С тех пор премии качества в нашей стране присуждаются ежегодно на конкурсной основе.

Разработка системной модели управления качеством в организации на базе положений Федерального законодательства, отраслевых норм, региональных требований, а также на базе международных стандартов серии ISO 9000:2000, стандартов России серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, критериев Премии Правительства Российской Федерации в области качества. При разработке модели управления качеством выделяется ряд основных решаемых задач, к которым относятся:

- разработка структуры системной модели управления качеством в организации;

- разработка критериев оценки качества на базе формируемых интегрированных показателей

качества процессов организации, характеристик продукции и отклика рынка;

- внедрение модели и методик.

Наступившему ХХ1 в. предназначено быть веком высокого качества во всех его проявлениях -качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды, т. е. реализовать современную парадигму цивилизованного развития.

С выходом российских предприятий на международные рынки и открытием российского рынка для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя. В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.

Управление качеством развития предприятия -управление его характеристиками. В качестве объекта управления выступают конкретные характеристики, к которым относятся: темпы развития, конкурентоспособность, инновационный потенциал предприятия, стратегия развития, корпоративность, креативность системы управления. В процессе жизнедеятельности конкретные характеристики изменяются. Поэтому в исследовании выделена обобщающая характеристика управления качеством развития - жизненный цикл предприятия, который определяет динамику изменений практических характеристик. В результате анализа практических характеристик были выявлены основные тенденции и проблемы управления качеством развития предприятия, а также взаимосвязь этих характеристик на различных этапах жизнедеятельности.

В условиях формирования информационного общества с инновационной экономикой перед предприятиями страны в ХХ1 в. постоянно ставятся задачи обеспечения конкурентоспособности продукции (услуг), от решения которой напрямую зависит их экономическая эффективность и устойчивое развитие в перспективе. Основой конкурентоспособности является требуемый уровень качества продукции (услуг), для достижения которого необходима соответствующая инновационная инфраструктура, обеспечивающая применение современных технологий, компетентный и мотивированный

в качественной деятельности персонал, а также профессиональная система управления предприятием на основе качества.

Управление качеством развития предприятия -это управление его характеристиками. В качестве объекта управления выступают конкретные характеристики, к которым относятся: темпы развития, конкурентоспособность, инновационный потенциал предприятия, стратегия развития, корпоративность, креативность системы управления. В процессе жизнедеятельности конкретные характеристики изменяются. Поэтому в исследовании выделена обобщающая характеристика управления качеством развития - жизненный цикл предприятия, который определяет динамику изменений практических характеристик. В результате анализа практических характеристик были выявлены основные тенденции и проблемы управления качеством развития предприятия, а также взаимосвязь этих характеристик на различных этапах жизнедеятельности.

Проведенный анализ характеристик качества развития предприятия позволил сформулировать ряд факторов, воздействующих на процесс формирования и управления качества развития предприятия. Эти факторы выделены в группы по критерию выделения внешней и внутренней среды предприятия и степени их предсказуемости.

Литература

1. Джуран Дж. Качество в истории цивилизации.: Эволюция, тенденцияя и перспективы управления качеством. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

2. Деминг У. Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2011.

3. Исикава К. Японские методы управления качеством / сокр. пер. с англ.; науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1988.

4. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: Основы теории и практики. М.: Дело и Сервис, 2009.

5. Аристов О. В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Герасимов Б. И., Герасимова Е. Б., Сизи-кин А. Ю., Соседов Г. А. Управление качеством: Самооценка. М. : Форум, Инфра-М, 2014.

7. Адлер Ю. П. Управление качеством. Ч. 1. Семь простых методов. М.: Мисис, 2000.

8. Окрепилов В. В. Управление качеством. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Экономика, 1998.

9. Лапидус В. Система управления качеством (ТрМ) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография Новости», 2000.

10. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. 3-е изд., стер. М. : Изд-во Омега-Л, 2006.

11. Герасимов Б. И., Злобина Н. В., Спиридонов С. П. Управление качеством. 2-е изд., стер. М.: Кнорус, 2007.

References

1. Dzhuran Dzh. Kachestvo v istorii tsivilizatsii.: Evolyutsiya, tendentsiyaya i perspektivy upravleniya kachestvom [Quality in the history of a civilization: Evolution, tendentsiy and prospects of quality management]. M.: RIA «Standarty i kachestvo», 2004.

2. Deming U. E. Vykhod iz krizisa. Novaya paradigma upravleniya lyud'mi, sistemami i protsessami [Recovery from the crisis. New paradigm of management of people, systems and processes]. M.: Al'pina Pablisher, 2011.

3. Isikava K. Yaponskiye metody upravleniya kachestvom [Japanese methods of quality management] / sokr. per. s angl.; nauch. red. i avt. predisl. A. V. Glichev. M.: Ekonomika, 1988.

4. Ogvozdin V. Yu. Upravleniye kachestvom: Osnovy teorii i praktiki [Quality management: Bases of the theory and practice]. M.: Delo i Servis, 2009.

5. Aristov O. V. Upravleniye kachestvom [Quality management]. M.: INFRA-M, 2007.

6. Gerasimov B. I., Gerasimova E. B., Sizikin A. Yu., Sosedov G. A. Upravleniye kachestvom: Samootsenka [Quality management: Self-assessment]. M. : Forum, Infra-M, 2014.

7. Adler Yu. P. Upravleniye kachestvom. Ch. 1. Sem' prostykh metodov [Quality management. P.1. Seven simple methods]. M.: Misis, 2000.

8. Okrepilov V. V. Upravleniye kachestvom. 2-ye izd., dop. i pererab. [Quality management. 2nd edition, supplemented and revised]. M. : Ekonomika, 1998.

9. Lapidus V. Sistema upravleniya kachestvom (TQM) v rossijskikh kompaniyakh [Control system of quality (TQM) in the Russian companies]. M.: OAO «Tipografiya Novosti», 2000.

10. Mazur I. I., Shapiro V. D. Upravleniye kachestvom. 3-ye izd., ster. [Quality management. 3rd edition, stereotyped]. M. : Izd-vo Omega-L, 2006.

11. Gerasimov B. I., Zlobina N. V., Spiridonov S. P. Upravleniye kachestvom. 2-ye izd., ster. [Quality management. 2nd edition, stereotypedM.: Knorus, 2007.

* * *

QUALITY MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES: ANALYSIS AND MODELS OF MANAGEMENT OF QUALITY

JIANG JINKE Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KIMATOVA RAYGUL GARIFOLLIEVNA Tambov State Technical University, Tambov, he Russian Federation, e-mail: [email protected]

KUBASHEVA GULDARYA AMENGELDEEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In modern control systems of the enterprises product quality control and services play more and more noticeable role. First, it is because of the fact that quality, along with the price, guarantees, delivery time and service is the most powerful composed competitiveness of production. Secondly, quality of production has to guarantee its safety and ecological purity and provide a possibility of its obligatory certification that the public supervisory authorities control it. In the article the ideas of modern management stated in works of such foreign and domestic scientists as U. E Deming, J. Dzhuran, K. Isikava, I. A. Ilyin, Yu. P. Adler, B. I. Gerasimova, V. V. Okrepilova, V. Yu. Ogvozdin, V. Lapidusa gained further development. Relevance of a subject consists in a research of a problem of quality of management and development of the enterprise in the conditions of market economy. Six stages of development historically characterize quality management as applied science about business management on the basis of quality. These stages developed under the influence of a contradiction between the internal and external purposes of the producer - ensuring quality of products and respectively strengthening of position of the producer at the market (the external purpose) and increase in production efficiency, i.e. increase in profit of the company (the internal purpose). Modern practice of trade relations, as a rule, includes check and an assessment by the customer of the control system of quality existing at the supplier considered by the customer as an additional guarantee of stability of quality of deliveries. At the same time the quality system has to conform to the ISO 9000 international standards which represent the modern level of quality management and include the list of the approved elements necessary for ensuring quality.

Key words: management, quality, enterprise, quality management models

Об авторах:

Цзян Цзинькэ, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

Киматова Райгуль Гарифоллиевна, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

About the authors:

Jiang Jinke, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

Kimatova Raygul Garifollievna, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

Kubasheva Guldarya Amengeldeevna, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.