Научная статья на тему 'Функциональная модель развития организации на основе стандартизации менеджмента качества'

Функциональная модель развития организации на основе стандартизации менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / MODEL / DEVELOPMENT / ORGANIZATION / STANDARDIZATION / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злобина Наталья Васильевна, Киматова Райгуль Гарифоллиевна, Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна, Цзинькэ Цзян

Анализируется концепция менеджмента организации как управление изменениями в области качества организации в рамках инновационного, стратегического и инвестиционного менеджмента, управления проектами, антикризисного менеджмента, маркетинга, и виртуального менеджмента. Выявлено, что каждый из этих видов менеджмента анализирует управление изменениями качества организации в особом контексте изучения, определяемым предметом своего изучения. Управление качеством развития это управление перспективным развитием организации; формирование и поддержание такого качества организации, которое бы обеспечивало ее конкурентоспособность. Моделирование реальных систем управления качеством основано на применении системного подхода, то есть путем рассмотрения организации как системы иерархических и взаимосвязанных процессов на всех уровнях организации. Все процессы управления и производственный цикл организации должны быть представлены как структура взаимосвязанных функций: анализ всей деятельности, оценка цели, реализация программы, результат. Таким образом, система управления организацией оптимизируется, а полученная эффективность оценивается по требуемым экономическим меркам и собственно критериям качества. Выработанные подходы по измерению, анализу и оценке используются для аудита (инспекции) и процессов улучшения качества организации, качества процессов и качества продукции. Весь комплекс мероприятий по созданию и внедрению системы управления качеством завершаются процессом сертификации системы предприятия на соответствие требованиям стандарта ИСО 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Злобина Наталья Васильевна, Киматова Райгуль Гарифоллиевна, Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна, Цзинькэ Цзян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF QUALITY MANAGEMENT STANDARDIZATION

In the article authors analyzed the concept of management of the organization as management of changes in area of quality of the organization within innovative, strategic and investment management, project management, anti-recessionary management, marketing, and virtual management and revealed that each of these types of management analyzes management of changes of quality of the organization in a special context of studying, the defined subject of the studying. Quality management of development is a management of perspective development of the organization; formation and maintenance of such quality of the organization which would provide its competitiveness. Modeling of real control systems of quality bases on application of system approach, that is by consideration of the organization as systems of the hierarchical and interconnected processes at all levels of the organization. All management processes and manufacturing lead time of the organization have to be as structure of the interconnected functions: analysis of all activity, purpose assessment, implementation of the program, result. Thus, the control system of the organization get optimizing, and the received efficiency is estimated to the required economic measures and actually criteria of quality. The developed approaches on measurement, the analysis and an assessment are useful for audit (inspection) and processes of improvement of quality of the organization, quality of processes and quality of production. All complex of actions for creation and introduction of a control system of quality come to the end with process of certification of system of the enterprise on compliance to requirements of the ISO 9000 standard.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель развития организации на основе стандартизации менеджмента качества»

УДК 65.018 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-39-44

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ЗЛОБИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: zlobinanv@bk.ru

КИМАТОВА РАЙГУЛЬ ГАРИФОЛЛИЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econa@admin.tstu.ru

КУБАШЕВА ГУЛЬДАРЬЯ АМЕНГЕЛЬДЕЕВНА

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econa@admin.tstu.ru

ЦЗЯН ЦЗИНЬКЭ

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econa@admin.tstu.ru

Анализируется концепция менеджмента организации как управление изменениями в области качества организации в рамках инновационного, стратегического и инвестиционного менеджмента, управления проектами, антикризисного менеджмента, маркетинга, и виртуального менеджмента. Выявлено, что каждый из этих видов менеджмента анализирует управление изменениями качества организации в особом контексте изучения, определяемым предметом своего изучения. Управление качеством развития - это управление перспективным развитием организации; формирование и поддержание такого качества организации, которое бы обеспечивало ее конкурентоспособность. Моделирование реальных систем управления качеством основано на применении системного подхода, то есть путем рассмотрения организации как системы иерархических и взаимосвязанных процессов на всех уровнях организации. Все процессы управления и производственный цикл организации должны быть представлены как структура взаимосвязанных функций: анализ всей деятельности, оценка цели, реализация программы, результат. Таким образом, система управления организацией оптимизируется, а полученная эффективность оценивается по требуемым экономическим меркам и собственно критериям качества. Выработанные подходы по измерению, анализу и оценке используются для аудита (инспекции) и процессов улучшения качества организации, качества процессов и качества продукции. Весь комплекс мероприятий по созданию и внедрению системы управления качеством завершаются процессом сертификации системы предприятия на соответствие требованиям стандарта ИСО 9000.

Ключевые слова: модель, развитие, организация, стандартизация, менеджмента качества

В современном мире, где преобладает конкуренция, побеждает организация, способная быстро реагировать на изменения, максимально удовлетворять требования потребителей, оценивать и своевременно исправлять свою деятельность. На сегодняшний день все большее количество организации задумываются о разработке, документировании и внедрении системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта качества ИСО 9001. Стандарт ИСО 9001 предъявляет особые требования к организации работ, производству продукции или оказа-

нию услуги, контролю ее качества, анализу степени удовлетворенности потребителя [1].

На сегодняшнийй день концепция менеджмента организации анализирует управление изменениями качества организации в рамках инновационного менеджмента, стратегического менеджмента, инвестиционного менеджмента, управления проектами, антикризисного менеджмента, маркетинга, виртуального менеджмента. Каждый из этих видов менеджмента анализирует управление изменениями качества организации в особом контексте изучения, определяемым предметом своего изуче-

ния. Управление качеством развития - это управление перспективным развитием организации; формирование и поддержание такого качества организации, которое бы обеспечивало ее конкурентоспособность [1].

Международный стандарт ИСО 9001:2015 формулирует требования к разработке стратегии организации и алгоритму формирования и реализации функциональной модели развития организации на основе менеджмента качества, его развития, то есть и к прогнозированию стратегии организации, следующим образом: «Внедрение системы менеджмента качества является для организации стратегическим решением, которое может помочь улучшить ее показатели деятельности и создать надежную основу для инициатив по ее устойчивому развитию» [2].

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 содержит руководство для поддержания устойчивого успеха любой организации в сложной, предъявляющей требования и постоянно меняющейся среде с точки зрения менеджмента качества. Устойчивый успех организации обеспечивается ее способностью удовлетворять потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе и с соблюдением соответствующего баланса. Устойчивый успех может быть достигнут посредством результативного управления организацией, через понимание среды, в которой действует организация, обучения и соответствующего применения либо улучшений, либо инноваций, либо того и другого одновременно [3].

Организация способна добиться устойчивого успеха за счет последовательного удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом на долгосрочной основе. Среда организации подвержена постоянным изменениям и колебаниям, и для достижения устойчивого успеха высшему руководству организации следует:

- иметь долгосрочные планы на будущее;

- постоянно вести мониторинг и регулярно анализировать среду организации;

- выявлять все соответствующие заинтересованные стороны, оценивать их индивидуальные потенциальные воздействия на деятельность организации, а также определять сбалансированный подход к удовлетворению их потребностей и ожиданий;

- постоянно вовлекать заинтересованные стороны и информировать их о деятельности и планах организации;

- изучать возможность установления взаимовыгодных отношений с поставщиками, партнерами и другими заинтересованными сторонами;

- использовать разнообразные подходы, включая переговоры и посредничество, для уравновешивания зачастую разнящихся потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

- выявлять сопутствующие краткосрочные и долгосрочные риски и задействовать общую стратегию деятельности организации для их снижения;

- планировать будущие потребности в ресурсах (включая требуемую компетентность работников организации);

- устанавливать процессы, необходимые для реализации стратегии организации, обеспечивая их способность быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства;

- регулярно оценивать выполнение текущих планов и процедур и осуществлять соответствующие корректирующие и предупреждающие действия;

- предусматривать наличие у работников организации возможностей для обучения для собственного развития, а также для поддержания жизнеспособности организации;

- устанавливать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы обеспечения нововведений и постоянного совершенствования [3].

Система управления качеством представляет собой сложную структуру, объединенную взаимосвязанными контурами управления. Алгоритм разработки модели управления качеством в организации занимает особое место в развитии организации на основе стандартизации менеджмента качества. Моделирование реальных систем управления качеством основано на применении системного подхода, то есть путем рассмотрения организации как системы иерархических и взаимосвязанных процессов на всех уровнях организации. Все процессы управления и производственный цикл организации должны быть представлены как структура взаимосвязанных функций: анализ всей деятельности, оценка цели, реализация программы, результат.

Основные функции организации выделяются во всех процессах. Далее процессы акцентируют и документируются «обладателями» этих процессов с целью определения всех взаимосвязей и взаимодействий. Затем выделяются все документы, на основании которых осуществляется взаимодействие, т. е. определяются документы, с которых начинается взаимодействие, и документы, которые получаются в результате выполнения управленческих и производственных процедур. В этих документах «обладатели» процессов согласуют свои взаимодействия на основе взаимных требований по содержанию и процедуре процессов. Весь перечень документов и требования к ним, а также адреса «обладателей процессов» указываются в «таблицах согласования».

Таблицы согласования и вся структура процессов и процедур используются для формирования «матрицы ответственности» всех персон организации и создания документации системы качества: руководства по системе менеджмента качеству и стандартов предприятия (инструкций процессов). Документированная таким образом система менеджмента качества проверяется специальными процедурами (аудитом) на реализацию и внедрение. В процессе аудита выполняется количественная оценка отклонений по качеству всех результатов (продуктов) и процедур управления и производства.

Алгоритм формирования функциональной модели развития организации на основе стандартизации менеджмента качества должен основываться на восьми принципах менеджмента качества, лежащих в основе международных стандартов на системы менеджмента качества ИСО серии 9000. Эти принципы могут использоваться высшим руководством в качестве руководящих указаний по повышению эффективности деятельности организации. Для достижения устойчивого успеха высшее руководство должно принять подход на основе менеджмента качества. Систему менеджмента качества организации следует основывать на принципах, которые разъясняют понятия, лежащие в основе эффективной системы менеджмента качества. Для достижения устойчивого успеха высшему руководству следует применять эти принципы к системе менеджмента качества организации.

Организация должна развивать систему менеджмента качества организации с целью обеспечения:

- эффективного использования ресурсов;

- принятия решений на основе фактов;

- акцентирования внимания на удовлетворении запросов потребителей, а также потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.

Принципы менеджмента качества по повышению эффективности деятельности организации:

Принцип 1. Ориентация на потребителя: организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Принцип 2. Лидерство руководителей: рруко-водители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.

Принцип 3. Вовлечение работников: работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Принцип 4. Процессный подход: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Принцип 5. Системный подход к менеджменту: выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности достижения организацией поставленных целей.

Принцип 6. Постоянное улучшение: постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах: результативные решения основываются на анализе данных и информации.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками: организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.

Таким образом, созданная система управления организацией оптимизируется, а полученная эффективность оценивается по требуемым экономическим меркам и собственно критериям качества. Выработанные подходы по измерению, анализу и оценке используются для аудита (инспекции) и процессов улучшения качества организации, качества процессов и качества продукции. Весь комплекс мероприятия по созданию и внедрению системы управления качеством завершаются процессом сертификации системы предприятия на соответствие требованиям стандарта ИСО 9000 [3].

Разработка системной модели управления качеством в организации может быть реализована на базе международных стандартов серии ISO 9001:2015, стандартов России серии ГОСТ Р ИСО 9001-2015, а так же на базе ISO 9004:2009 -Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. При разработке модели управления качеством выделяется ряд основных решаемых задач.

Основная задача разработки модели управления качеством в организации, содержится в формировании структуры системной модели качества и управления качеством процесса в организации, системы критериев, методик и рекомендаций по ее использованию при подлинной оценке и управлении качеством деятельности организации.

Разработка модели управления качеством в организации обеспечивает в итоге [4]:

- лучшую структуру основных и вспомогательных процессов, реализующих соответствие реальным требованиям потребителей организации;

- создание эффективных механизмов развития в условиях конкурентной деятельности организации;

- вырабатывание профессиональной ответственности сотрудников;

- паралельное развитие организационного, методического, технологического, информационного, материально-технического обеспечения и кадрового сопровождения процессов организации;

- организацию комплексной системы управления качеством в организации посредством внедрения модели оценки сети взаимосвязанных процессов организации и уровня достигнутого качества на основе интегрирования прямых инструментов оценки и методик экспертной оценки.

При разработке модели управления качеством исходя из характерных особенностей организации принимаются во внимание:

- исходный уровень организации;

- необходимый уровень развития организации;

- требования данной отрасли;

- особенности требований потребителей и многое другое.

Основываясь на принципах системы менеджмента, системы качества можно определить неооб-ходимость системы менеджмента качества в организации:

- улучшение менеджмента организации;

- систематизация документооборота организации;

- стратегическое партнерство с поставщиками;

- налаживание системы маркетинга с потребителями.

Для формирования функциональной модели развития организации на основе стандартизации менеджмента качества в высших учебных учебных заведениях была проанализирована сфера деятельности данной организации и выявлены его особенности:

- первое стратегическое направление высшего учебного заведения - подготовка профессиональных и научных кадров в соответствии с потребностями общества и рынка труда;

- второе - интеграция в мировое образовательное и научное пространство;

- третье - в данной отрасли существует необ-ходимость модернизации системы управления и финансирования университета;

- четвертое - необходим государственный контроль в области законодательного регулирования и государствееной поддрежки обучающихся и сотрудников организации.

На основе проведенного анализа нами предлагается реализация фунциональной модели организации на основе менеджмента качества. Основные процессы в системе менеджмента качества в высших учебнх заведениях осуществляются в стратегических направлениях, ориентированных на потребителей, рынок труда, подразделения, персонал, технологии, а также коммуникации и документооборот организации.

Система менеджмента качества в организации взаимодействует с внутренней и внешней средой предприятия. К внутренней среде относится:

1. Менеджмент организации (структура управления, стиль и опыт управления, качество управленческих решений, персонал).

2. Организационно-экономическая система организации (технологическое и вспомогательное оборудование, персонал, экономические ресурсы организации).

3. Учебная, научная, воспитательная деятельность организации.

4. Финансовая система организации (структура капитала, финансовое состояние организации, источники и объекты инвестирования, инновации).

5. Резервы (информационные, кадровые, технологические, финансовые, инновационные).

К внешней среде организации относятся:

1. Государственные структуры (законодательные органы).

2. Потребители (обучающиеся, слушатели).

3. Ресурсы (технологическое и вспомогательное оборудование).

4. Конкуренты (действующие инновационные вузы).

5. Техническое регулирование (ГОСТы, технические условия, рекомендации).

6. Стандартизация.

С помощью предложенной функциональной моделью системы менеджмента качества менеджмент организации решает поставленные задачи при помощи ресурсов других организаций (находящихся во внешней среде) и за счет элементов внутренней среды. Таким образом, система менеджмента качества является интегри-рованным инструментом развития внутренней сре-ды организации за счет оптимального исполь-зования возможностей внешней среды.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Комплексный и многовариантный характер проблемы организации вызывает усиление ориентации на комплексное развитие организации, включая социально-экономическое, производ-

ственное, технологическое, научное и нормативно-правовое развитие.

2. Система менеджмента качества является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат, выполнение договорных обязательств, увеличение производительности.

3. Данная фукнциональная модель развития организации на основе стандартизации менеджмента качества сможет внести свой вклад в улучшение системы менеджмента качества, продвинув на новый этап управления качеством в организации.

Литература

1. Степанова Г. Н., Богомолова В. А., Хохло-ва Е. Б. Управление организацией на основе системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности): монография; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2011.

2. Международный стандарт ИСО 9001-2015. Требования системы менеджмента качества. URL: http ://docs.cntd. ru/document/1200124394

3. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. ISO 9004:2009 Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach. Москва, Стандартинформ, 2011.

4. Хохлова Е. Б. Рекомендации по внедрению СМК на базе стандарта ИСО 9001. // Интернет портал. URL: http://7rm.ru раздел: Бизнес и финансы. Категория. Менеджмент, консалтинг, аналитика.

References

1. Stepanova G. N., Bogomolova V. А., Khokhlo-va E. B. Upravleniye organizatsiej na osnove sistemy menedzhmenta kachestva (na primere poligraficheskoj deyatel'nosti): monografiya [Management of the organization on the basis of the quality management system (on the example of printing activity): monograph]. Mosk. gos. un-t pechati imeni Ivana Fedorova. M. : MGUP imeni Ivana Fedorova, 2011.

2. Mezhdunarodnyj standart ISO 9001-2015. Trebovaniya sistemy menedzhmenta kachestva [International standard ISO 9001-2015. Requirements of the quality management system]. URL: http://docs.cntd.ru/document-/1200124394

3. Menedzhment dlya dostizheniya ustojchivogo uspekha organizatsii. Podkhod na osnove menedzhmenta kachestva [Management for achievement of steady success of the organization. Approach on the basis of quality management]. ISO 9004:2009 Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach. Moskva, Standartinform, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Khokhlova E. B. Rekomendatsii po vnedreniyu SMK na baze standarta ISO 9001 [Recommendations about introduction of QMS on the basis of the ISO 9001 standard]. // Internet portal. URL: http://7rm.ru razdel: Biznes i finansy. Kategoriya. Menedzhment, konsalting, analitika.

* * *

FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF QUALITY MANAGEMENT STANDARDIZATION

ZLOBINA NATALYA VASILYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: zlobinanv@bk.ru

KIMATOVA RAYGUL GARIFOLLIEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econa@admin.tstu.ru

KUBASHEVA GULDARYA AMENGELDEEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econa@admin.tstu.ru

JIANG JINKE Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econa@admin.tstu.ru

In the article authors analyzed the concept of management of the organization as management of changes in area of quality of the organization within innovative, strategic and investment management, project management, anti-recessionary management, marketing, and virtual management and revealed that each of these types of management analyzes management of changes of quality of the organization in a special context of studying, the defined subject of the studying. Quality management of development is a management of perspective development

of the organization; formation and maintenance of such quality of the organization which would provide its competitiveness. Modeling of real control systems of quality bases on application of system approach, that is by consideration of the organization as systems of the hierarchical and interconnected processes at all levels of the organization. All management processes and manufacturing lead time of the organization have to be as structure of the interconnected functions: analysis of all activity, purpose assessment, implementation of the program, result. Thus, the control system of the organization get optimizing, and the received efficiency is estimated to the required economic measures and actually criteria of quality. The developed approaches on measurement, the analysis and an assessment are useful for audit (inspection) and processes of improvement of quality of the organization, quality of processes and quality of production. All complex of actions for creation and introduction of a control system of quality come to the end with process of certification of system of the enterprise on compliance to requirements of the ISO 9000 standard.

Key words: model, development, organization, standardization, quality management

Об авторах:

Злобина Наталья Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

Киматова Райгуль Гарифоллиевна, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

Цзян Цзинькэ, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов

About the authors:

Zlobina Natalya Vasilyevna, Doctor of Economics, Professor of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

Kimatova Raygul Garifollievna, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

Kubasheva Guldarya Amengeldeevna, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

Jiang Jinke, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.