УДК 004.023
ЧТО ТАКОЕ «СТАРТАПЫ»? ПОЧЕМУ К НИМ НАБЛЮДАЕТСЯ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС
Зельдович Борис Захарович
профессор кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Деминова Арина Андреевна
студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ariannade@ya. ги
Аннотация. Рассматривается понятие стартапа. Понятие в мире бизнеса, виды, этапы роста, нюансы и плюсы. Различие и индивидуальный подход в разных странах к развитию инновационных идей или подходов к привычным вещам.
Ключевые слова: стартапы, инвестиции, рынок, потребитель, маркетинговая стратегия, компании, бизнес.
Стартап — это всегда стремление предложить клиенту новое и интересное решение проблемы, поэтому стартап это всегда в первую очередь творческое и инновационное начинание. Инновационный характер является другой отличительной особенностью стартапа. Это вовсе не обязательно должно касаться разработки нового продукта, речь идет в первую очередь об инновационном подходе и видении, например, использование уже существующих технологий, но уже для какой-то новой аудитории, или позиционирование известного всем продукта с неожиданной стороны или для новой цели.
Все стартап-начинания можно условно разделить на следующие группы.
Дело всей жизни
Это стартапы, которые вырастают из любимого занятия или хобби. Мотивом для начала бизнеса здесь выступает желание человека полностью посвятить себя делу, которое приносит радость, превратив его из своего увлечения в работу.
Возможность обогащения
Начиная стартап с целью разбогатеть, человек будет исходить не из своих интересов, а из наиболее перспективных направлений рынка. Основной целью такого стартапа будет максимально быстрый рост компании с целью получения больших объемов прибыли и, возможно, с перспективой продажи бизнеса, когда его стоимость достигнет значительных размеров.
Семейные предприятия
Это маленькие компании, рассчитанные на то, чтобы вовлечь в дело только членов семьи. Примерами таких стартапов являются частные гостиницы, семейные рестораны, антикварные магазины и так далее. Их уникальность и привлекательность заключается в неповторимости, которая достигается благодаря личностному подходу к делу в отличие от уни-
фицированной обезличенности крупных сетевых предприятий.
Глобальные инициативы
Это такиестартапы, как Twitter или eBay, которые являются абсолютными лидерами в своих сферах и охватывают пользователей на мировом уровне.
Этапы роста
Разработанная и представленная Стивеном Бланком в книге «Четыре шага к озарению» модель основана на понимании потребностей клиентов компании. Эта модель описывает четыре этапа, на протяжении которых стартап преобразуется в стабильную компанию.
• «Выявление потребителей», в течение которого стартап строит гипотезы о том, как его продукт решает проблемы потенциальных клиентов.
• «Верификация потребителей», этап проверки гипотез и подготовки плана продаж, маркетинговой стратегии, поиска ранних последователей компании. В случае неудачи на этом этапе, стартап возвращается к выявлению своих потребителей.
• «Привлечение потребителей» после подтверждения полезности продукта компании. Стартап переходит к продажам продукта и инвестициям в маркетинг.
• «Создание компании» — конечная цель стартапа, создание формальной структуры компании и бизнес-процессов для дальнейшего развития.
Этот подход предполагает бережливое расходование средств и постепенное развитие стартапа. Процесс «развития потребителей» в противовес развитию продукта, сформулированный Бланком, стал краеугольным камнем философии бережливого стартапа Эрика Риса.
Рынок. Сколько угодно примеров, когда многообещающие проекты терпели неудачу из-за того, что решили работать на рынке, растущем недостаточно быстро. Сплошь и рядом мы наблюдаем ситуацию, когда талантливые люди с глобальным видением и пониманием новых технологий пытаются продать
пользователям свой продукт. Через пару лет они осознают: рынок меняется не так быстро, как им хотелось бы, и рост стартапа не может удовлетворить инвесторов.
Продукт. Понимание, чего хочет клиент, приведёт вас к идее продукта, идея продукта приведёт вас к верному позиционированию, оно, в свою очередь, подскажет стратегию продвижения. Великий продукт наверняка ждёт провал, если маркетинг подкачает.
Начинающие стартаперы должны помнить о некоторых факторах, встречающихся в этом виде деятельности:
• Многие стартапы закрываются в течение первого года существования.
• Стартапы часто ограничены в средствах. Это означает, что многие из них не в состоянии предложить конкурентные зарплаты и бонусы. Часто там платят 70% от того, что можно получить в большой корпорации на аналогичной должности.
• Бизнес — это сложно. Большинство собственных проектов не могут принести своим владельцам столько денег, сколько они могли бы зарабатывать в качестве наёмных менеджеров при сопоставимом уровне занятости. Часто предприниматель закрывает своё дело не потому, что теряет деньги, а потому, что зарабатывает недостаточно.
Обдумав все пункты, легко ли собрать идеальную
команду и какими чертами должны обладать кандидаты?
Вы обращали внимание, что успешные бизнес-ангелы и инкубаторы зациклены на поисках хорошей команды? Идея продукта может меняться, рынок может перевернуться с ног на голову, но люди должны быть надёжными и предсказуемыми. Хорошая команда — это не просто несколько умных ребят. Поговорите с 10 быстрорастущими стартапами, в девяти из них вам скажут, что самое сложное — собрать команду. Не полагайтесь на случай, тщательно подбирайте людей на старте.
Выбирайте энергичных
Есть несколько принципов подбора людей в молодую компанию. Ключевой принцип — неравнодуш-ность, иначе это называют ownership. Второй — честность, искренность и прямота. Стартап — небольшой коллектив. Вы должны быть очень открыты в отношениях со своими коллегами-партнёрами. Третий принцип — драйв, энергетика. Люди с низкой энергетикой не подходят для стартапов.
Не избегайте неудачников
Негативный опыт — зачастую даже больший плюс. Он позволяет понять, насколько легко человек переживал неудачи. Если человек умеет делать выводы из своих неудач и учиться на своих ошибках, он подходящий кандидат.
Проверяйте людей в деле
В стратегическом консалтинге мы стараемся давать задания, связанные с тем, что мы делаем сейчас. Если человеку неинтересно, он делает неглубокие исследования, значит, он нам не подходит. Со старта-пами — то же самое: можно попросить претендента удалённо выполнить конкретную задачу. Так сразу
можно выявить людей, которые хотят просто зарабатывать деньги, которым проект неинтересен.
Место д рейтинге Причина
О
е о о о о о о
о
©
©
ф © © © ©
о
©
©
Количество сгартапов. %
I Отсутствие спроса 42
Недостаток финансов 29
Проблемы с командой 23
1 Сильная конкуренция 19
1 0 ш ибки в не нообразован ни 1S
Слабый продукт 17
Недостатки бизнес-модели 17
1 Слабый маркетинг 14
1 Игнорирование клиентов 14
Несвоевременность запуска 13
Потеря фокуса 13
Конфликт между командой и инвесторами 13
Неудачный рестарт проекта 10
1 Потеря интереса 9
Неудобное месторасположение 9
Отсутствие инвесторов S
Проблемы с законом S
Игнорирование советов S
Выгорание
Не работайте с близкими людьми Не берите на работу своих родственников, потому что в отношении них трудно принять объективное решение, а это бывает необходимо. Мой опыт показывает, что с друзьями работать можно. Но собираясь делать бизнес с другом, надо отдавать себе отчёт в том, что это может повредить дружбе. Как правило, так и бывает. Редко кому удаётся балансировать между бизнесом и дружбой, нужно максимально разделять дружбу и работу.
Ранее было отмечено, что многие проекты закрываются на первом же году их существования, какие могут быть причины?
Аналитическое агентство CBInsights изучило самые популярные причины закрытия стартапов. В каждом конкретном случае к краху компании могли привести сразу несколько факторов.35% компаний успевают закрыться в течение первых 12 месяцев после получения финансирования. Инвестиции в 55 % закрывшихся стартапов не превышают миллиона долларов. При этом чаще всего не дотягивают до уровня Facebook или Amazon новые социальные сети и мар-кетплейсы — торговые площадки, которым необходимо найти как продавцов, так и покупателей. Тройку лидеров по числу закрытий замыкают рекламные и маркетинговые сервисы.
В Германии уже сформировался «культ стартапов», и для них есть все необходимое: фонды и многое другое. Многие проекты довольно быстро выходят на международный рынок.
Любой немец-стартапер скажет вам, что лучшее место для открытия своего проекта — это Берлин. Преимуществ по сравнению с провинциальными городами очень много: доступ к международной базе талантов, инфраструктура и особая теплая атмосфера нетворкинга. Чаще всего здесь открываются стартапы по следующим направлениям: маркетинг, гейминг.
Несмотря на то, что в берлинской экосистеме создаются и запускаются интересные проекты, найти серьёзные инвестиции предпринимателям непросто. Рынок венчурного капитала здесь не достиг уровня Лондона или Кремниевой долины.
Важная особенность немецких стартапов, на взгляд автора, — это готовность получить отрицательный опыт. Это не считается провалом. В Берлине неудача не воспринимается негативно коллегами по цеху, здесь очень много вдохновения, много смелости и решительности, поэтому компании не боятся выводить на рынок абсолютно новые продукты.
Сан-Франциско — это цель №1 для предпринимателей всего мира. На этой есть несколько причин.
1. Крупнейший в мире рынок стартапов. AngelList, платформа которая помогает основателям компаний связаться с инвесторами, по состоянию на июнь 2015 насчитывает почти 10 тыс. стартапов в
Сан-Франциско. Наличие офисов множества крупных компаний, работающих на глобальном рынке: AirBnb, Apple, Facebook, Google, Quora, Twitter.
2. Лучшая в мире инфраструктура для стартапов. По данным исследования TheStartupEcosystem, проведенного компанией StartupGenome в 2012 году, Кремниевая долина занимает первые места по таким критериям, как доступность финансирования, производительность компаний, концентрация талантов и другое.
3. Большое число миллиардеров — потенциальных инвесторов. По данным WealthInsight (2013), Сан-Франциско находится на 16-м месте в мире по числу миллиардеров, опережая Дубай.
4. Высокий уровень жизни. Город стал одним из самых богатых в США в период интернет-революции, благодаря привлечению высококвалифицированных работников.
Финансирование и поддержка стартапов
Как правило, при открытии бизнеса в Сан-Франциско речь идет не о тысячах, а о нескольких миллионах долларов в качестве инвестиций.
Здесь всегда найдутся инвесторы, готовые профинансировать перспективную компанию с интересной и уникальной идеей. Главное, чтобы на рынке не было избытка аналогичных продуктов.
Согласно информации StartupGenome, 25% стартапов Сан-Франциско финансируются бизнес-ангелами. Найти их можно с помощью специализированных платформ или во время тематических встреч.
Среди сайтов, предлагающих услуги по поиску бизнес-ангелов,— SVAngel. Также можно отметить вышеупомянутый AngelList, который позволяет осуществлять поиск среди более чем 30 тыс. инвесторов Сан-Франциско.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник / Б.З. Зельдович. — М.: Экзамен, 2009. — 576 с.
WHAT IS START-UPS?WHY THERE IS ENHANCEABLE
INTEREST TO THEM
Boris Zakharovich Zeldovich
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А
Arina Andreevna Deminova
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2А
Annotation. The paper deals with the concept of a startup. What is the this concept in the business world, just what kinds of growth stages, details and advantages can be seen in start-ups. Difference and individual approach in different countries to the development of innovative ideas or approaches to familiar things.
Keywords: start-ups, investment, market, customer, marketing strategy, the company's business.