Б. СИНЕЛЬНИКОВ, профессор, ректор
Северо-Кавказский государственный технический университет
Университетское образование призвано сыграть особую роль в повышении качества материальной и духовной культуры в России. Осуществляя многообразные социальные функции, устанавливая связи с федеральными органами власти, индустрией, бизнесом, современный университет становится самостоятельным, относительно автономным субъектом общественных отношений. Он не только обеспечивает процессы интеллектуального производства и потребления в сфере образования, но и способствует воспроизводству научно-образовательных, научно-производственных и культурных отношений в обществе.
Университет может выполнять свою историческую миссию, если будет динамично развиваться как особый социальный институт, как целостная система, притом будет улучшаться качество подготовки будущих специалистов, изменяться содержание и технология образования, происходить интеграция науки и производства.
В век информатизации радикального преобразования, на мой взгляд, требует система управления университетом - с подсистемами контроля качества обучения и учебно-методического обеспечения.
В нашем университете с 2001 г. внедряется новая система управления вузом. Преимущества внедрения современных информационных технологий в процесс управления вузом особенно ярко видны на примере разработанной специалистами Интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ) «ВУЗ». Она спо-
Университетское образование: новые приоритеты
собна охватить все процессы, протекающие в вузе.
В 2005 учебном году было впервые произведено автоматизированное планирование учебно-методической работы кафедр на основе данных учебной нагрузки. Реализованы новые задачи подразделений СевКавГТУ: отдела кадров, Управления по подготовке научных кадров (УПНК), спец-части. На основе статистической обработки информации ИАСУ «ВУЗ» разработаны документы «Ведомость текущей аттестации», «Сведения по итогам сессии», «Сводка по ГЭК», «Сводка по ДП» и др., которые использует отдел «Мониторинг
50 Высшее образование в России • М 5, 2006
качества учебного процесса» для проведения всестороннего анализа учебного процесса вуза.
В настоящее время этой системой отслеживается весь путь учащегося - с момента поступления в вуз и до завершения обучения. Благодаря внедрению автоматизированной системы управления реализована возможность непрерывного накопления в электронном виде статистических и личных данных об абитуриентах, студентах, преподавателях - вплоть до хранения в базе данных личных фотографий и сведений о посещении занятий.
В составе ИАСУ «ВУЗ» разработана подсистема интеграции с системой тестирования студентов, в результате чего деканатам предоставлена возможность оперативного контроля учебной деятельности студента по отдельным дисциплинам учебного плана.
Качественное повышение уровня подготовки специалистов возможно только при условии грамотного использования информационных технологий. Современный университет, владеющий достаточной материально-технической базой, не может не использовать дистанционное образование. В нашем университете проведена большая подготовительная работа по созданию образовательного контента на электронных носителях, переработаны учебные планы и рабочие программы, ведется работа по организации удаленных учебных центров на территории нашего края, подобран преподавательский состав, в Центре НИТ создан отдел дистанционного образования. На сегодняшний день услугой дистанционного образования воспользовалось небольшое количество студентов, но мы надеемся, что они оценят все преимущества дистанционных образовательных технологий и желающих станет намного больше. В настоящее время в системе дистанционного обучения Learning Space, которая успешно внедрена в ИАСУ «ВУЗ» программистами нашего университета, активно используются электронные учебные курсы (ЭУК). В текущем
учебном году планируется переход на новую версию дистанционного обучения -Collaborative Learning, для чего приобретено высокопроизводительное серверное оборудование.
В 2004-2005 учебном году университет завершил работу по приобретению программного комплекса LabView, предназначенного для создания виртуальных лабораторных работ и управления реальными установками через компьютерные сети. В настоящее время начата работа по созданию виртуальных лабораторных работ на основе разработанных ЭУК.
Еще одна очень важная проблема -это повышение квалификации преподавателей, многие из которых не могут использовать информационные технологии в практике обучения. В нашем университете накоплен большой опыт по обучению ППС: проведено более 20 обучающих семинаров с преподавателями и сотрудниками по вопросам разработки ЭУК и работе в системе дистанционного обучения. Подготовлена программа повышения квалификации «Разработка электронных учебных материалов и использование информационных образовательных технологий в обучении». В текущем учебном году по данному профилю планируется открытие постоянно действующих курсов повышения квалификации преподавателей и сотрудников нашего университета.
Изменение содержания образования и технологии обучения, конечно же, невозможно без современного подхода к организации работы университетских библиотек.
В СевКавГТУ и его филиалах запущена в эксплуатацию автоматизированная информационная библиотечная система (АИБС) «Фолиант», конвертированы в ее формат и постоянно пополняются базы данных электронного каталога (ЭК). В данный момент доступный из сети Интернет сводный ЭК СевКавГТУ содержит 91630 библиографических записей, 389 полнотек-
стовых версий книг, 1650 полнотекстовых методических указаний и научных статей и 73 электронные версии журналов.
В рамках АИБС «Фолиант» разработано программное обеспечение для работы с полнотекстовыми электронными версиями методических указаний (организация загрузки, доступа и привязки к электронному каталогу и учебным планам).
Для формирования информационной средыбиблиотеки СевКавГТУ используются ресурсы электронной библиотеки диссертаций РГБ (около 50 000 электронных версий), Центральной библиотеки образовательных ресурсов МО (11 350 полнотекстовых версий учебной литературы), Международного информационного центра (Lecture Notes in Mathematics), Университетской информационной системы РОССИЯ (МГУ, более 700 000 документов, более 30 000 статистических таблиц). НБ Сев-КавГТУ получила доступ к ресурсам сводного каталога библиотек России ЛИБНЕТ с правом заимствования библиографических описаний документов и стала библио-текой-участницей проекта «МАРС» (Межрегиональная аналитическая роспись статей) с правом использования системы электронной доставки документов (статей из журналов).
Кроме того, в вузе была проведена работа по расширению количества участников Корпоративной электронной библиотеки (КЭБ) ЮФО, функционирующей на основе АИБС «Фолиант». Участниками данной корпорации являются: Научная библиотека СевКавГТУ (координатор проекта), библиотеки филиалов СевКавГТУ, СевКавГТИ, Астраханский ГТУ, библиотека Карачаево-Черкесской ГТА, библиотека Майкопского ГТУ, Специальная астрофизическая обсерватория РАН (г. Зеленчук), библиотека Дагестанского ГТУ.
В следующем учебном году перспективными направлениями развития электронной библиотеки СевКавГТУ, на мой взгляд, являются: дальнейшая разработка комплексного программного обеспечения для орга-
низации работы с полнотекстовыми версиями документов, интегрированногос АИБС «Фолиант», реализация автоматизированной книговыдачи и учета книгообеспечен-ности, пополнение информационными ресурсами веб-сайта и ЭК СевКавГТУ, вступление КЭБ ЮФО в Ассоциацию региональных библиотечных консорциумов (АРБИ-КОН).
Архиважным моментом в развитии сегодняшних университетов является их научная деятельность. Наука и образование настолько близки по целому ряду базовых свойств, что происходит постоянное фундаментальное взаимодействие между ними - проявление естественного процесса интеграции науки и образования.
Глубоко убежден в том, что наряду с изменением содержания и технологии подготовки необходимо создание и поддержка научных школ. В СевКавГТУ огромное внимание уделяется научным школам, работающим с талантливой молодежью, отбор которой осуществляется еще в средней школе. С этой целью у нас создан лицей-интернат для одаренных детей Ставропольского края. Лицеисты, выполняя исследования под руководством ведущих ученых вуза в рамках университетского компонента, сразу привлекаются к научной работе. Это позволяет отбирать когорты молодежи новой формации, которые уже мыслят по-новому и способны не только заниматься наукой, но и доводить свои научные разработки до коммерческой реализации.
Достижения ведущих научных школ университета получили признание мировой и российской научной общественности.
Ученые научной школы по биотехнологии углеводов молока представляли Россию на всемирном симпозиуме Международного молочного конгресса в 2002 г. Научные разработки наших ученых позволили выиграть конкурс на проведение симпозиума «Лактоза и ее производные» на базе СевКавГТУ, который состоится в 2007 г.
Подтверждением международного
52 Высшее образование в России • М 5, 2006
признания достижений ученых-биотехно-логов стало подписание договора о научно-практическом сотрудничестве университета с всемирно известной фирмой «Nestle».
Достойно позиционирует университет на российском и международном уровне научная школа по полупроводниковому материаловедению в области широкозонных алмазоподобных полупроводников под руководством профессора Б.М. Синельникова.
Теоретические исследования ученых этой научной школы в области высоких технологий и их технологические разработки были воплощены в уникальном опытном производстве сапфиров, гранатов и карбида кремния, промышленные экземпляры которых успешно соперничают по своим техническим характеристикам с зарубежными аналогами и превосходят их по качеству.
Достижения научной школы по микро-и нанотехнологиям неоднократно выставлялись на международных и всероссийских научных конференциях и презентациях. Университетом было подписано соглашение с фирмой «Siemens» о научно-техническом сотрудничестве в рамках этого научного направления.
Достижения ученых университета позволили ему стать признанным лидером среди вузов Южного федерального округа по многим направлениям деятельности. В 2005 г. СевКавГТУ, единственный в Южном федеральном округе, стал победителем конкурса проектов Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» и заключил контракт на создание на базе университета Научно-образовательного центра коллективного использования микро-и нанотехнологий для научно-образовательной и исследовательской деятельности вузов и научных сообществ всего юга России по полупроводниковому материаловедению.
В рамках программы Министерства образования Российской Федерации «Энергосбережение учреждений Минобразования РФ» для реализации энергосберегающих мероприятий в учреждениях образования Южного федерального округа в университете создан Учебно-научный региональный центр энергосбережения им. А.И. Ильченко (УНРЦЭ). Это позволило в 2004 г. сократить по сравнению с 2003 г.
потребление тепловой энергии - на 31,4%, газа - на 10,3 %, воды - на 13,7%, электроэнергии - на 3,8%.
В соответствии с решением межведомственной комиссии «О системе подготовки в Российской Федерации специалистов в области защиты государственной тайны» Министерством образования РФ на базе кафедры защиты информации университе-тана конкурсной основе открыт Региональный учебно-научный центр коллективного пользования Южного федерального округа. На базе Центра действуют программы переподготовки руководителей служб безопасности, режимно-секретных подразделений и подразделений секретного делопроизводства.
Деятельность научных школ университета направлена на формирование неразрывной цепочки «вуз - производство».Она выстроена в единый, активно действующий инновационный комплекс - Ставропольский технологический парк, созданный в 2004 г. и аккредитованный на базе университета. Основная его цель - реализация научно-технического потенциала университета, внедрение наукоемких технологий в промышленный сектор.
Действующие учебно-научные центры, осуществляя в рамках своих программ совместную работу с отраслевыми предприятиями и организациями, уже сегодня приносят реальные экономические результаты. В целом объем финансирования научных исследований, проводимых университетом в рамках целевых федеральных и региональных программ, а также для системо-
образующих предприятий региона и Ставропольского края, составил в этом году 49 млн. рублей. Данная сумма не является для нас пределом.
В начале третьего тысячелетия стало очевидным: будущее человечества связано с развитием информационной цивилизации, опирающейся на экономику знаний.
Главным ресурсом экономики, основанной на знаниях, является человек, способный приобретать знания, умеющий их творчески применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Такой человек может быть подготовлен только эффективной системой образования, обращенной в будущее.
Целью такой системы является не формирование «завершенного специалиста», а ориентация на целостное развитие личности, стимулирование творческого мышления. Это предполагает органичное соединение профессионального обучения и воспитания, переход от утилитарно-технократической трактовки образования как совокупности знаний, умений, навыков для успешного осуществления производственной деятельности к пониманию студента как субъекта образовательной деятельности.