дованиями лицеистов в области естественных, инженерных, социально-гуманитарных и экономических наук;
■ разработка оценочного и психодиагностического инструментария регулирования и коррекции процессов интеграции образовательной и научной деятельности;
■ создание банка данных о технологиях исследовательской деятельности учащихся в различных областях научного знания.
Корпоративная информационная сеть вуза
Г. СЛЮСАРЕВ, доцент
В современных условиях качественная организация учебного и научного процессов, эффективность управленческой деятельности неразрывно связаны с внедрением и использованием современных информационных технологий и телекоммуникаций. При этом немаловажное значение имеет наличие развитой транспортной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей надежное, высокоскоростное взаимодействие между учебными, научными и административными подразделениями, а также доступ к собственным информационным ресурсам, ресурсам научно-образовательных сетей и сети Интернет. Особеннобольшое значение эти факторы приобретают для такого территориально распределенного вуза, как Сев-КавГТУ.
Корпоративная информационная сеть, зарождавшаяся из разрозненных локальных вычислительных сетей, в настоящее время объединяет все компьютерные классы, деканаты, кафедры, научно-исследовательские лаборатории, вспомогательные подразделения и службы, расположенные в территориально разобщенных учебных корпусах головного вуза в
Ставрополе и в его филиалах на территории Ставропольского края.
Основу корпоративной информационной сети университета в Ставрополе составляют волоконно-оптические линии связи, обеспечивающие передачу данных на скорости 1 Гбит/с, и современное телекоммуникационное и серверное оборудование.
Использование в качестве активного оборудования современных маршрутизаторов и управляемых коммутаторов позволило разделить информационную сеть Сев-КавГТУ на ряд независимых и изолированных сегментов, основными из которых являются: сегмент учебных компьютерных классов, открытый сегмент, имеющий доступ в Интернет, и закрытый сегмент административных подразделений. Такое разделение позволило обеспечить информационную безопасность как для всех пользователей корпоративной информационной сети университета, так и для пользователей сети Интернет, при строгом разграничении прав доступа к ресурсам сети.
В университете функционируют 27 компьютерных классов, оснащенных современными персональными компьютерами,
подключенными к университетской сети. В каждом учебном корпусе имеется компьютерный класс открытого доступа к ресурсам сети Интернет.
Для контроля посещаемости студентами компьютерных классов, прохождения ими дистанционного обучения и компьютерного тестирования, а также для контроля функционирования аппаратных и программных средств, используемых в компьютерных классах, применяется информационная система «Электронный журнал», интегрированная с ИАСУ «ВУЗ».
В университете постоянно ведутся работы по развитию корпоративной сети: производится модернизация серверного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, подключаются новые структурные подразделения, расширяется пропускная способность каналов связи, реализуются и внедряются новые сетевые сервисы и т.д. Так, в 2004 г. для подключения комплекса общежитий СевКавГТУ к корпоративной информационной сети построена волоконно-оптическая линия связи, обеспечивающая передачу информации на скорости 1 Гбит/с. В настоящее время реализуется проект развития локальной сети в корпусах общежитий, что позволит предоставить доступ проживающим в них студентам, аспирантам и сотрудникам вуза к внутренним информационным ресурсам университетской сети, ресурсам региональных и федеральных научно-образовательных сетей, а также сети Интернет.
Расположенные на территории Ставропольского края филиалы СевКавГТУ подключены к головному вузу посредством арендованных у филиала ОАО «Электросвязь Ставропольского края» цифровых каналов мультисервисной сети передачи данных пропускной способностью 1 Мбит/с каждый. Структура локальных вычислительных сетей филиалов и учебных корпусов головного вуза во многоманалогична, что позволяет унифицировать применяемые технические решения, мероприятия по обеспечению информационной безопасности и
рекомендации по использованию информационных ресурсов и сетевых сервисов.
С целью повышения эффективности информационного взаимодействия университета с его филиалами и снижения затрат на междугородние переговоры была внедрена система внутренней корпоративной IP-телефонии.
Ресурсы корпоративной информационной сети широко используются во всех видах деятельности вуза.
Благодаря наличию единой компьютерной сети в университете эффективно функционируют: система электронного документооборота, автоматизированная система управления учебным процессом АСУ «ВУЗ», система дистанционного обучения на основе программного комплекса IBM Workplace Collaborative Learning, система компьютерного тестирования и контроля знаний студентов, автоматизированная информационная библиотечная система, ведется внедрение цифровой системы видеонаблюдения на основе сетевых видеокамер и др. Для пользователей сети организован доступ к внутренним веб-ресурсам, зеркалам Интернет-сайтов научно-образовательной направленности, к единому файловому хранилищу, электронному библиотечному каталогу, полнотекстовым электронным материалам учебного назначения, а также реализованы сервисы электронной почты и обмена мгновенными сообщениями (на основе протокола Jabber).
Большое внимание в нашем вузе уделяется развитию собственных информационных ресурсов, поскольку в современных условиях качество образования напрямую зависит от активного использования электронных учебных ресурсов в образовательном процессе и их доступности пользователям корпоративной информационной сети вуза.
Ведущим направлением развития информационных ресурсов в СевКавГТУ является создание электронной библиотеки на основе информационной системы, позволяющей надежно хранить и активно исполь-
зовать коллекции электронных документов, локализованных в системе и доступных через телекоммуникационные сети. При этом схема хранения информации удовлетворяет всем необходимым требованиям, таким как надежность, быстрый доступ с функцией поиска и оперативного получения информации, возможность редактирования ряда электронных документов, компактность. Кроме того, ориентация на электронную доставку информации неограниченно расширяет аудиторию.
Информационно-ресурсные составляющие электронной библиотеки формируются по двухуровневой схеме:
• первый уровень ресурсов, соответствующий первоисточникам, - это фонд электронных документов, или файловое хранилище;
• второй уровень - электронные ресурсы с вторичной информацией о первоисточниках: библиографические и реферативные базы данных; этот уровень составляет информационно-поисковый аппарат электронной библиотеки.
Программную поддержку решения технологических задач для электронной библиотеки обеспечивает автоматизированная информационная библиотечная система «Фолиант».
Одной из задач при формировании электронной библиотеки является выбор тематических направлений для создания полнотекстовых коллекций документов и каталогов по ним. Для нашей библиотеки таким направлением является учебная литература, методические и учебно-методические разработки по основным дисциплинам, диссертации и труды ученых вуза. Одним из возможных спосо-
бов решения проблем расширения доступа к малоэкземплярной, но пользующейся повышенным спросом учебной литературе и одновременно обеспечения физической сохранности документов является оцифровка изданий.
Студенты, учащиеся лицея-интерната, аспиранты, докторанты, научные сотрудники, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал, другие категории работников университета имеют возможность пользоваться ресурсами электронной библиотеки в корпоративной сети вуза. Электронные версии изданий используются в компьютерных классах в процессе выполнения лабораторных и практических работ, при проведении лекционных и семинарских занятий.
Доступ к знаниям, идеям, культурным ценностям обеспечивается посредством использования библиотечно-информационных ресурсов вуза на различных носителях: магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (СБ-диски), коммуникационном (компьютерные сети) - в соответствии с информационными запросами
Другим важным направлением работы в области информационных ресурсов является создание веб-сайтов. Официальный сайт Северо-Кавказского государственного тех-
нического университета - www.ncstu.ru -существует с 1998 г. и за время своего функционирования получил признание не только на региональном, но и на всероссийском уровне. Три года подряд сайт становился лауреатом конкурса «Золотой сайт» (2002 г. - номинация «Культура, искусство, наука и образование», 2003 г.- номинация «Учебные заведения», 2004 г. - номинация «Корпоративные сайты предприятий и организаций»). Весной 2005 г. сайт стал призёром и победителем регионального фестиваля «Новая реальность». Зимой 2005 г. он был признан лучшим образовательным интернет-проектом для молодёжи на фестивале молодёжных некоммерческих проектов, проводившемся Союзом веб-мастеров России.
На сайте размещено около десяти тысяч полнотекстовых научных статей и тезисов конференций, несколько сот личных страничек профессорско-преподавательского состава, сотни фотоархивов. Онлайн-консультацию по правовым вопросам ведёт Юридическая клиника, активно живёт форум, регулярно проводятся интернет-конкурсы. Для творческих личностей есть возможность публикации стихотворений, рассказов, фотографий, картин, статей и т.д. Сайт обновляется практически каждый день; ежемесячно на нём размещается около 500-600 страниц текста и примерно 150 фотографий.
Такой пример не может не вдохновлять наших студентов и аспирантов, которые создают свои сайты. Наиболее интересным проектам Образовательно-информационный центр СевКавГТУ предоставляет бесплатный хостинг. Вот некоторые из них: ise992.ncstu.ru - студенческий портал факультета информационных систем и технологий; is-011.ncstu.ru - сайт группы ИС-011; kvas.ncstu.ru - сайт команды КВН аспирантов и сотрудников университета; faza.ncstu.ru - свободное творческое пространство и т.д.
Повышению качества учебной и научной работы студентов, аспирантов и сотрудников вуза способствует наличие «зер-
кал» образовательных сайтов, размещённых на серверах ОИЦ СевКавГТУ, таких как algolist.manual.ru - сайт об алгоритмах и методах программирования; citforum.ru, посвящённый интернет- и сетевым технологиям, базам данных, программированию; exponenta.ru, содержащий справочник по математике, методические разработки, книги по Mathcad, Matlab, Maple и др. К этим и многим другим сайтам реализован доступ из корпоративной информационной сети СевКавГТУ без выхода в сеть Интернет.
СевКавГТУ принимает активное участие в различных программах и проектах в области информатизации региона. В рамках краевой целевой программы «Информатизация органов государственной власти Ставропольского края» у нас проводятся работы по развитию информационной сети образовательных и государственных учреждений (ОиГУ) Ставрополя, обеспечению ее функционирования, подключению пользователей и их технической поддержке. Основой данной сети является территориально распределенная корпоративная информационная сеть СевКавГТУ.
Информационные и телекоммуникационные ресурсы сети используют учебные заведения различного уровня, учреждения системы управления образованием, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения культуры, здравоохранения и социальной сферы и т. д. К информационной сети ОиГУ подключены все школы Ставрополя, крупнейшие библиотеки, архивы и научные институты, что создаёт предпосылки для создания единой образовательной информационной среды на территории Ставропольского края.
Для образовательных учреждений, являющихся пользователями информационной сети, помимо доступа к региональным информационным ресурсам обеспечивается возможность доступа в Интернет через некоммерческие компьютерные сети: Федеральную университетскую компьютерную сеть RUNNet и Российскую опорную сеть для нужд науки и высшей школы RBNet.
Эксплуатация региональной информационной сети образовательных и государственных учреждений, включая ее администрирование, техническое обслуживание сетевого и телекоммуникационного оборудования, установку и настройку специализированного программного обеспечения и организацию подключений пользователей, осуществляется силами технического персонала СевКавГТУ.
Во второй половине 2003 г. Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) был объявлен конкурс по отбору организаций для реализации проекта подключения создаваемых в регионе меж-школьных методических центров к сети Интернет. По замыслу НФПК, система центров должна состоять из регионального координационного центра (РКЦ) и ряда межшкольных методических центров (ММЦ) различного уровня (расширенный, базовый и элементарный), создаваемых в Ставропольском крае на базе общеобразовательных школ. Основной задачей создания центров является подготовка и переподготовка учителей-предметников в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, апробация прогрессивных методик с использованием этих технологий.
Северо-Кавказским государственным техническим университетом совместно с Министерством образования Ставропольского края были подготовлены конкурсная документация и эскизный проект подключения создаваемых центров к региональным и федеральным научнообразовательным сетям (ОиГУ, иише^/
ИВКе^ с возможностью доступа кресур-сам всемирной сети.
Представленный проект получил положи-
тельную оценку. Таким образом, Ставропольский край попал в число семи пилотных регионов России в части создания центров системы РКЦ-ММЦ.
К настоящему времени выполнен и прошел экспертизу в ОАО «Гипросвязь» рабочий проект подключения 21 центра системы РКЦ-ММЦ к сети Интернет. Проектом предусмотрено подключение центров, расположенных на территории Ставропольского края, к центральному узлу в Ставрополе с использованием арендованных у филиала ОАО «Электросвязь Ставропольского края» выделенных каналов связи и собственных каналов СОиГУ пропускной способностью от 256 до 2048 кБит/с. В Ставрополе предполагается подключение центрального узла телекоммуникационной сети центров системы РКЦ-ММЦ к одному из узлов доступа СОиГУ.
В качестве провайдера, предоставляющего доступ к федеральным научно-образовательным сетям и сети Интернет, определен СевКавГТУ, имеющий высокоскоростное подключение к сетям ИиККе^ ИВ^.
С 1997 г. в СевКавГТУ функционирует узел федеральной университетской сети ИиККе^ В состав узла входит приемо-пе-редающая земная станция спутниковой связи, обслуживаемая сотрудниками университета. Накопленный опыт работы с си-
стемами спутниковой связи и наличие высококвалифицированных специалистов позволили СевКавГТУ получить статус регионального центра технического обслуживания наземного сегмента станций спутниковой связи. Этот сегмент создается в рамках Федеральной целевой программы «Раз-
витие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и будет обеспечивать высокоскоростным доступом к образовательным информационным ресурсам средние учебные заведения, расположенные в удаленных от крупных городов населенных пунктах ЮФО.
Информационные
А. ВИСЛОГУЗОВ, доцент ТЄХНОЛОГИИ В
образовательном процессе
Аля формирования экономики, основанной на знаниях, каждому человеку необходимо иметь как минимум высшее образование. Нет такой страны, образовательная система которой могла бы справиться с обучением огромного числа учащихся на основе традиционных форм и методов. Решение обозначенной проблемы возможно только путем использования информационных образовательных технологий и внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методических подходов.
Через информатизацию учебного процесса Северо-Кавказский государственный технический университет стремится реализовать две основные цели:
1) создать условия для обеспечения права каждого человека на получение качественного образования любого уровня по принципу: «не обучающийся за знаниями к преподавателю, а знания к учащемуся в удобное для него время и место, без ограничения периода их освоения»;
2) повысить качество подготовки студентов при снижении удельных затрат на обучение и одновременном росте заработной платы преподавателей; обеспечить гибкость и эффективность организации и управления учебным процессом; организовать систему управления качеством подготовки специалистов.
Информатизация образовательной де-
ятельности в СевКавГТУ началась в 1999 г. с проведения массового компьютерного тестирования на вступительных испытаниях абитуриентов, поступающих в университет на коммерческой основе. В том же году родилась идея создания автоматизированной системы управления учебным процессом «Деканат» и программной среды «Абитуриент».
С 2001 г. все вступительные испытания для поступающих в университет проводятся в форме компьютерного тестирования. Переход на данную форму вступительных испытаний позволил:
■ получить объективную оценку знаний абитуриентов;
■ значительно снизить нагрузку на испытуемого;
■ уменьшить затраты на организацию и проведение вступительных испытаний;
■ реализовать индивидуальный подход при формировании расписания экзаменационных тестов и учитывать пожелания абитуриентов относительно сроков сдачи и интенсивности проведения вступительных испытаний;
■ увеличить период проведения вступительных испытаний и проводить их с небольшими группами абитуриентов, распределенных по компьютерным классам;
■ сократить до минимума число конфликтных ситуаций (апелляций) по оценке