Научная статья на тему '«Лицей-университет» -система научного образования'

«Лицей-университет» -система научного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лицей-университет» -система научного образования»

витой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Её основу в Сев-КавГТУ составляет территориально распределённая корпоративная информационная сеть, включающая в себя локальные вычислительные сети учебных корпусов, филиалов, научно-исследовательских институтов и общежитий, расположенных не только в городе Ставрополе, но и за его пределами.

СвнедрениемИАСУ «ВУЗ» вСевКавГТУ была решена еще одна важная задача - создание обширной статистической базы данных, которая поставляет необходимые сведения

для заполнения ежегодного модуля сбора данных об условиях реализации отдельных образовательных программи образовательного процесса вуза в целом.

Особенностью и достоинством разработанной системы управления является реализация механизма однократного ввода информации в базу данных, что позволяет проводить оперативный мониторингвыпол-нения лицензионных нормативов, показателей аттестации и аккредитации в режиме реального времени и обеспечивает «прозрачность» деятельности вуза.

Н. КЛУШИНА, профессор И. ИГРОПУЛО, профессор

Проблеме профессионального становления молодежи сегодня уделяется значительное внимание во многих индустриально развитых странах мира. Эффективные общественно-государственные механизмы в этой сфере являются одним из основных факторов, определяющих уровень социального и экономического потенциала страны. Главной составляющей государственной политики при решении данной проблемы становится развитие научного и профессионального творчества молодежи, опирающегося на систему взаимодействия школ, вузов, научных институтов, предприятий, что позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности, а следовательно, к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

Для России проблема профессионального становления молодежи в наукоемких областях является сегодня одной из приоритетных, что связано со следующими важнейшими факторами.

1. Вступление России в фазу новой экономики, основанной на знаниях, оказыва-

«Лицей-университет» -система научного образования

ет мощное стимулирующее влияние на развитие современных технологий, информационно-коммуникативных сетей.

2. Развитие новых секторов экономики, модернизация ее структуры сдерживаются недостаточным обеспечением квалифицированными кадрами.

3. Определяющее значение для новой экономики России имеет подготовка творческих работников, способных личностно поддерживать уровень своей квалификации в соответствии с требованиями международных стандартов.

В настоящее время в системе профессионального образования наблюдаются следующие негативные тенденции:

1) слабая информированность школьников об отраслях современной экономики, факторах ее развития;

2) низкий уровень мотивации школьников к трудовой деятельности в реальном секторе экономики;

3) отсутствие современных программ профессиональной ориентации специальной направленности;

4) снижение престижа и привлека-

Из жизни вуза

65

тельности научной деятельности для молодежи;

5) недостаточный уровень социального партнерства вузов и общеобразовательных учреждений в вовлечении школьников в исследовательскую, изобретательскую, конструкторскую деятельность.

Преодоление указанных негативных проявлений возможно при разработке и реализации принципиально новых образовательных моделей, адекватных современным тенденциям социокультурного развития.

В 2001 г. в СевКавГТУ начал работать лицей-интернат для одаренных детей Ставропольского края. Стратегическая цель открытия лицея - реализация интеллектуального и личностного потенциала одаренной молодежи города и края. Деятельность лицея, являющегося структурным подразделением университета, направлена не на «натаскивание» будущих абитуриентов по отдельным учебным предметам, а на создание оптимальных условий для целостного развития личности, на помощь лицеистам в профессиональном и личностном самоопределении, в построении и реализации жизненных планов. Создание лицея позволило начать поиск и подготовку будущих научных кадров, составляющих основу интеллектуальной элиты университета.

Вариативная часть учебного плана лицея обеспечивает непрерывность образования и создает органи-зационно-содержа-тельные условия для интеграции научной и образовательной деятельности.

Эффективным средством такой интеграции является университетский компонент, который проектируется и реализуется на базе ведущих научных школ и направлений СевКавГТУ:

«Математика и мате-

матическое моделирование», «Физика», «Микроэлектроника и нанотехнологии», «Пищевые биотехнологии», «Информационные системы и технологии», «Экономика», «История государства и права», «Социология и социальная работа», «Психология», «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Предусмотрены занятия лицеистов на базе кафедр, научных лабораторий и исследовательских центров университета, индивидуальные консультации, участие ребят в совместных с кафедрами прикладных и поисковых научных исследованиях.

Образовательные программы в рамках университетского компонента носят интегрированный характер и обладают следующими психолого-педагогическим особенностями: предоставление возможности для углубленного изучения тем, разделов, проблем, выбираемых учащимися; содействие развитию навыков самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности; поощрение и стимулирование выдвижения новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; помощь в осознании лицеистами своеобразия собственных способностей, поощрение позитивной самооценки.

Успешная реализация таких программ предполагает преодоление фактологического догматизма, однонаправленной трансляции готовых знаний, переход от дидак-

тических к эвристическим методам обучения, представляющим собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности - от возникновения проблемной ситуации до ее решения и обоснования решения. Такая технология позволяет лицеистам и преподавателям приобрести навыки практического воплощения предметных знаний, ассоциирования их с конкретными профессиональными областями и специальностями, получения результатов, обладающих реальной ценностью. Это влияет на мотивацию к изучению предметов, познавательную активность, глубину знаний, умение их использовать. Для учащихся процесс приобретения знаний принимает характер развития их профессиональной компетентности, т.е. способности к выполнению деятельности, ориентированной на будущую профессию.

Важнейшее условие продуктивности такой совместной деятельности - реализация принципа диалогичности, создание особой атмосферы, которая позволяет думать и работать без стрессов, беспокойства, страха ошибки или наказания. Это предъявляет особые требования к профессиональным и личностным качествам преподавателей, научных сотрудников, у большинства из которых нет достаточного опыта работы с учащимися такого возраста. Кроме того, не все педагоги знают психологические особенности одаренных учащихся, не всегда понимают их проблемы, могут быть даже враждебно к ним настроены из-за боязни потерять авторитет, снизить самооценку. В преодолении стереотипных ожиданий преподавателей, сложившихся под влиянием житейских представлений, большую роль играют психологические и методические консультации, специальные семинары и практикумы по разработке технологических приемов интеграции научной и образовательной деятельности. Анализ литературы и накопленного опыта позволил выявить, что к основным личностным особенностям преподавателя, успешно работающего с одаренными старшеклассниками, относятся: позитивная

Я-концепция, целеустремленность, умение правильно воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, готовность выступать в роли учащегося.

Результаты выполненных совместных исследований обязательно обсуждаются на научных семинарах, конференциях, встречах, организуемых научным лицейским обществом. Лучшие из работ представляются на научные конференции школьников и студентов краевого, российского и международного уровней.

Общие итоги самостоятельной познавательно-творческой деятельности лицеистов традиционно подводятся в рамках декады «В науку первые шаги». Открывается декада, как правило, пленарным заседанием с участием ведущих ученых, заведующих кафедрами, деканов университета. В прошлом учебном году были заслушаны не только доклады ученых («Наукоемкие технологии настоящего и будущего», «Перспективы развития научных школ университета», «Наука как социокультурный феномен», «Психология открытий и изобретений»), но и доклады лицеистов: «Исследование прямых Паскаля на точки пересечения», «Изучение зависимости частоты возникновения острых хирургических заболеваний от сезонного, гендерного и возрастного факторов».

В последующие дни проходит работа секций, где лицеисты представляют свои сообщения, которые оценивает строгое, но доброжелательное жюри из числа профессорско-преподавательского состава. В лицее разработаны и апробированы следующие критерии рецензирования работ: 1) оценка собственных достижений автора (использование знаний вне школьной программы; научное и практическое значение результатов; новизна работы; достоверность, обоснованность результатов); 2) эрудированность автора в рассматриваемой области (знакомство с современным состоянием проблемы; привлечение разнообразных источников информации); 3) компози-

Из жизни вуза

67

ция работы и ее особенности (четкость, ясность цели; логика изложения, убедительность, обоснованность выводов; полнота структуры работы).

Большой интерес у педагогов и лицеистов вызвали доклады на темы: «Создание и исследование свойств ионоселективного электрода твердотельной конструкции на основе композита серебро/полистирол», «Расчет фазовых равновесий октана при высоких давлениях», «Исследование свойств ряженки со вкусоароматическими добавками», «Применение дискримантно-го анализа в математическом моделировании процессов нефтегазовой геологии», «Программа реализации алгоритма цифрования ГОСТ 28147-39», «Родословная династии Клодт», «Анализрезультатов аграрной реформы П.А. Столыпина (на примере Ставропольского края)».

Исследовательская направленность обучения является переходом к освоению методологии научного познания, поскольку учащиеся в реальном образовательном процессе усваивают те способы деятельности, которые будут играть действенную роль в их дальнейшей жизни.

Вовлечение лицеистов в обсуждение актуальных проблем развития современной науки формирует у них критический стиль мышления, умение аргументированно доказывать свою точку зрения и понимать, принимать иные мнения и позиции. В рамках круглого стола «Наука: границы и возможности» ученые университета и лицеисты обсудили целый комплекс проблемных вопросов: «Как связа-нынаука и другие фор-мыпознания?», «Как и почему меняется научная картина мира?»,

«Какова социальная роль науки в современном мире и в России?»,

«Всесильна ли наука в

разрешении и предупреждении глобальных проблем человечества?», «Ответственен ли ученый за результатыиспользования научных открытий?».

Анализ и осмысление накопленного опыта работы лицея позволяют заключить, что интеграция научной и образовательной деятельности способствует:

□ развитию творческого потенциала лицеистов, их осознанной и устойчивой мотивации в выборе профессии, основанной на индивидуально-психологических особенностях, интересах и склонностях;

□ овладению учащимися навыками творческого сотрудничества и профессионального взаимодействия;

□ опережающей подготовке квалифицированных кадров для научно-технического комплекса страны;

□ укреплению и развитию традиций научных школ университета;

□ развитию профессионального наставничества.

Дальнейшие исследования с последующей апробацией результатов предполагается проводить по следующим направлениям:

■ организационно-управленческие механизмы интеграции научной и образовательной деятельности в системе «лицей - университет»;

■ разработка системы стимулирования и мотивации преподавателей и сотрудников университета, руководящих иссле-

дованиями лицеистов в области естественных, инженерных, социально-гуманитарных и экономических наук;

■ разработка оценочного и психодиагностического инструментария регулирования и коррекции процессов интеграции образовательной и научной деятельности;

■ создание банка данных о технологиях исследовательской деятельности учащихся в различных областях научного знания.

Корпоративная информационная сеть вуза

Г. СЛЮСАРЕВ, доцент

В современных условиях качественная организация учебного и научного процессов, эффективность управленческой деятельности неразрывно связаны с внедрением и использованием современных информационных технологий и телекоммуникаций. При этом немаловажное значение имеет наличие развитой транспортной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей надежное, высокоскоростное взаимодействие между учебными, научными и административными подразделениями, а также доступ к собственным информационным ресурсам, ресурсам научно-образовательных сетей и сети Интернет. Особеннобольшое значение эти факторы приобретают для такого территориально распределенного вуза, как Сев-КавГТУ.

Корпоративная информационная сеть, зарождавшаяся из разрозненных локальных вычислительных сетей, в настоящее время объединяет все компьютерные классы, деканаты, кафедры, научно-исследовательские лаборатории, вспомогательные подразделения и службы, расположенные в территориально разобщенных учебных корпусах головного вуза в

Ставрополе и в его филиалах на территории Ставропольского края.

Основу корпоративной информационной сети университета в Ставрополе составляют волоконно-оптические линии связи, обеспечивающие передачу данных на скорости 1 Гбит/с, и современное телекоммуникационное и серверное оборудование.

Использование в качестве активного оборудования современных маршрутизаторов и управляемых коммутаторов позволило разделить информационную сеть Сев-КавГТУ на ряд независимых и изолированных сегментов, основными из которых являются: сегмент учебных компьютерных классов, открытый сегмент, имеющий доступ в Интернет, и закрытый сегмент административных подразделений. Такое разделение позволило обеспечить информационную безопасность как для всех пользователей корпоративной информационной сети университета, так и для пользователей сети Интернет, при строгом разграничении прав доступа к ресурсам сети.

В университете функционируют 27 компьютерных классов, оснащенных современными персональными компьютерами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.