матривает возможность сравнения результатов работы этих структурных подразделений, принятия обоснованных управленческих решений, создания мотивации для работников вуза к повышению качества работы.
Для решения этой задачи сотрудниками сектора информатизации учебного процесса разработана математическая модель и внедрена методика расчета рейтинга кафедр и факультетов и оценки качества их работы на основе базы данных ИАСУ «ВУЗ».
Рейтинговая оценка качества учебного процесса обеспечивает:
• создание информационной базы показателей, отражающих деятельность университета, факультетов, кафедр;
• совершенствование работы и развитие университета через критериальный анализ материала;
• использование аналитических данных рейтинговой системы в принятии управленческих решений.
Данная подсистема оценки качества учебного процесса предназначена для стимулирования роста квалификации педагогических работников, продуктивности научной работы, повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.
Возвращаясь к вузовской системе контроля качества, необходимо сказать о заключительном этапе контроля - организации получения достоверной информации о востребованности на рынке труда края выпускников вуза, создании базы данных об административном и профессиональном росте выпускников, наличии отзывов внешних экспертов о качестве их подготовки.
В настоящий момент интегрированная система оценки качества обучения СевКав-ГТУ проходит процедуру сертификации через Ставропольский центр стандартизации и сертификации Госстандарта России.
И. ЦВИРИНЬКО, профессор
Одним из основных условий обеспечения конкурентоспособности каждого вуза в современных экономических условиях является создание собственной системы мониторинга и управления качеством образования.
Северо-Кавказский государственный технический университет - один из крупнейших учебно-научных комплексов Юга России, включающий в себя, помимо головного вуза в Ставрополе, филиалы в Невин-номысске, Пятигорске, Кисловодске, Геор-гиевске и Назрани. В университете на 9 факультетах получают образование более 20 000 российских и зарубежных студентов по 70 специальностям и 5 направлени-
Комплексная система управления СевКавГТУ
ям подготовки. В учебном процессе только головного вуза задействовано свыше 800 преподавателей (110 докторов наук, профессоров и 407 кандидатов наук).
Для территориально распределенного вуза такого масштаба, имеющего сложную управленческую структуру и множество функциональных взаимосвязей между подразделениями, обязательным условием для обеспечения эффективного менеджмента и необходимого качества подготовки специалистов является решение следующих задач:
■ объединение локальных вычислительных сетей подразделений и филиалов университета в единую информационную сеть;
Из жизни вуза
61
■ разработка интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ «ВУЗ»);
■ создание необходимых для обучения собственных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним всех участников учебного процесса через корпоративную информационную сеть и сеть Интернет, т. е. обеспечение для всех участников учебного процесса единой обучающей среды с равными возможностями доступа;
■ использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе дистанционных, позволяющих обеспечить одинаковый уровень качества подготовки для студентов головного вуза и филиалов, очной, заочной форм обучения и экстерната;
■ создание на базе ИАСУ эффективной системы оперативного мониторинга всех показателей, характеризующих качество учебного процесса и деятельности всех подразделений вуза.
Созданную в университете ИАСУ «ВУЗ» можно рассматривать как информационную копию университета, охватывающую большинство протекающих внем бизнес-процессов. Автоматизированная система управления представляет собой единый комплекс из программных модулей собственной разработки, интегрированных с программными комплексами от миро-выхлидеров аппаратных и программныхрешений (IBM Lotus Workplace Collaborative Learning,
National Instruments LabView), библиотечной программой «Фолиант», программой «1С: Предприятие» и др.
Особенностью ИАСУ «ВУЗ» является уникальный подход к ее проектированию. В отличие от известных АСУ наша система моделирует вузовские процессы на высоком
уровне детализации. Учебный процесс представлен в виде систематизированных и взаимосвязанных структур данных, минимальной информационной единицей которых является отдельное занятие студента с преподавателем. Именно такой уровень позволяет проводить всесторонний и оперативный анализ деятельности университета и является идеологическим фундаментом университетской корпоративной автоматизированной системы управления. Ядро ИАСУ «ВУЗ» спроектировано таким образом, что позволяет в короткие сроки разрабатывать и внедрять собственные автоматизированные подсистемы и рабочие места, интегрировать программные комплексы сторонних разработчиков.
В процессе разработки и внедрения ИАСУ «ВУЗ» особое внимание уделялось решению организационных вопросов автоматизации деятельности всех подразделений вуза в соответствии с единой идеологией, что позволило:
• формализовать и систематизировать электронный документооборот;
• создать эффективную систему управления работой персонала и студентов вуза;
• обеспечить формирование выходных документов, статистических и аналитических отчетов произвольной сложности;
• создать гибкую многоуровневую систему управления доступом к информационным ресурсам.
Прежде всего автоматизации подверглись все функции организации и управления учебным процессом вуза, основные из которых:
■ разработка, изменение и контроль соответствия рабочих учебных планов и графиков учебного процесса требованиям ГОС ВПО по специальностям и направлениям;
■ разработка, изменение и контроль соответствия программ дисциплин рабочим учебным планам;
■ формирование и изменение штатного расписания ППС, ведение личных дел преподавателей, расчет нагрузки по вузу и ее распределение между кафедрами и преподавателями;
■ составление и изменение расписания занятий;
■ расчет и представление в бухгалтерию почасовой оплаты труда преподавателей;
■ планирование и контроль выполнения методической работы кафедр и преподавателей;
■ контроль обеспеченности рабочих учебных планов методическими разработками;
■ формирование и контроль выполнения индивидуальных планов преподавателей;
■ формирование и ведение контингента студентов, аспирантов, слушателей;
■ автоматизация работы деканатов.
В настоящее время ИАСУ «ВУЗ» позволяет контролировать образовательную траекторию каждого учащегося на протяжении всего времени обучения. В качестве вступительных испытаний абитуриенты проходят компьютерное тестирование. Для прошедших по конкурсу автоматически готовится приказ о зачислении, после чего электронные личные дела первокурсников становятся доступны в деканатах. В соответствии с избранной программой обучения на основе рабочих учебных планов формируются учебные карточки студентов, а по
окончании обучения - комплект документов установленного образца о присвоении соответствующей квалификации.
Особое внимание при разработке ИАСУ «ВУЗ» уделялось обеспечению соответствия формируемых документов ГОС ВПО и действующим нормативам Министерства образования и науки РФ,требованиям к организации учебного процесса, созданию средств контроля исполнения внешних и внутренних приказов и распоряжений и т.п.
ИАСУ «ВУЗ» стала инструментом, который позволил организовать реальный мониторинг учебной работы каждого студента в любой момент времени. На основе рабочих учебных планов, расчета нагрузки и расписания созданы электронные журналы посещаемости и успеваемости, а также журналы преподавателей, которые позволяют накапливать информацию о посещении занятий студентами и выполнении ими текущей учебной аудиторной и самостоятельной работы. Производится автоматический анализ собранных данных в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости. Его результаты используются как деканатами для работы со студентами, так и отделом мониторинга качества учебного процесса для разработки вузовских мероприятий по повышению качества обучения. «Прозрачность» работы каждого студента, жесткость и неотвратимость мер взыскания стали для студентов серьезной мотивацией к повышению качества учебной работы.
В условиях постоянного роста информационного потока и увеличения доли учебной нагрузки, предназначенной для самостоятельного изучения студентами, важным фактором, влияющим на качество подготовки специалистов, становится использование информационных технологий в учебном процессе.
Одним из важных мероприятий по организации такого высокотехнологичного учебного процесса является создание и использование электронных учебных курсов (ЭУК), что обеспечивает подготовку специ-
Из жизни вуза
63
алистов по идентичным программам в головном вузе и филиалах, а также одинаковую возможность приобретения качественных знаний всеми студентами университета.
Электронный учебный курс - это динамически активный комплекс учебно-методических материалов в электронном виде, доступный из информационной сети Сев-КавГТУ, предоставляющий студенту возможность самостоятельного изучения дисциплины и прохождения им всех предусмотренных рабочим учебным планом видов учебной нагрузки.
Для управления электронными учебными курсами и осуществления удаленного взаимодействия со студентами используется программная среда IBM Lotus Workplace Collaborative Learning. При активной консультационной поддержке фирмы IBM осуществляется модернизация и адаптация ее разработок к нашей информационной среде. Организация учебного процесса на базе представленного программно-аппаратного комплекса позволяет студентам и преподавателям общаться как в дискуссионных форумах, так и в онлайновом режиме в ходе занятий,проводимых в виртуальных учебных классах.
Студент, пользующийся обширной информацией и поставленный в жесткие условия систематического тестового контро-ля,становится требовательным участником процесса обучения. Это существенно меняет роль преподавателя. Использование электронных курсов отчасти освобождает его от формальной передачи знаний, вынуждает искать новые формы взаимодействия со студентами. Преподаватель должен совершенствовать ме-
тодические подходы к преподаванию дисциплин с учетом индивидуальных способностей, потребностей и возможностей студентов, вести процесс обучения в ходе дискуссий, учить нестандартному решению задач, критическому анализу полученных результатов.
Качество процесса обучения характеризуется показателями, отражающими все направления деятельности вуза. Наличие детальной информации о работе служб вуза позволило разработать и реализовать собственную рейтинговую систему качества работы кафедр и факультетов. Эта система является экономическим рычагом воздействия на деятельность подразделений, т.к. от места в рейтинге напрямую зависит внебюджетная часть выплат к заработной плате. Отделом мониторинга качества учебного процесса на основе информации базы данных ИАСУ «ВУЗ» регулярно производится ранжирование кафедр вуза. В качестве параметров оценки выбраны основные количественные и качественные показатели учебной, научной, воспитательной работы преподавателей, используемые Минобрнауки РФ при комплексной оценке деятельности вуза.
Построение многофункциональной системы управления университетом стало возможным благодаря наличию в вузе раз-
витой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Её основу в Сев-КавГТУ составляет территориально распределённая корпоративная информационная сеть, включающая в себя локальные вычислительные сети учебных корпусов, филиалов, научно-исследовательских институтов и общежитий, расположенных не только в городе Ставрополе, но и за его пределами.
СвнедрениемИАСУ «ВУЗ» вСевКавГТУ была решена еще одна важная задача - создание обширной статистической базы данных, которая поставляет необходимые сведения
для заполнения ежегодного модуля сбора данных об условиях реализации отдельных образовательных программи образовательного процесса вуза в целом.
Особенностью и достоинством разработанной системы управления является реализация механизма однократного ввода информации в базу данных, что позволяет проводить оперативный мониторингвыпол-нения лицензионных нормативов, показателей аттестации и аккредитации в режиме реального времени и обеспечивает «прозрачность» деятельности вуза.
Н. КЛУШИНА, профессор И. ИГРОПУЛО, профессор
Проблеме профессионального становления молодежи сегодня уделяется значительное внимание во многих индустриально развитых странах мира. Эффективные общественно-государственные механизмы в этой сфере являются одним из основных факторов, определяющих уровень социального и экономического потенциала страны. Главной составляющей государственной политики при решении данной проблемы становится развитие научного и профессионального творчества молодежи, опирающегося на систему взаимодействия школ, вузов, научных институтов, предприятий, что позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности, а следовательно, к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Для России проблема профессионального становления молодежи в наукоемких областях является сегодня одной из приоритетных, что связано со следующими важнейшими факторами.
1. Вступление России в фазу новой экономики, основанной на знаниях, оказыва-
«Лицей-университет» -система научного образования
ет мощное стимулирующее влияние на развитие современных технологий, информационно-коммуникативных сетей.
2. Развитие новых секторов экономики, модернизация ее структуры сдерживаются недостаточным обеспечением квалифицированными кадрами.
3. Определяющее значение для новой экономики России имеет подготовка творческих работников, способных личностно поддерживать уровень своей квалификации в соответствии с требованиями международных стандартов.
В настоящее время в системе профессионального образования наблюдаются следующие негативные тенденции:
1) слабая информированность школьников об отраслях современной экономики, факторах ее развития;
2) низкий уровень мотивации школьников к трудовой деятельности в реальном секторе экономики;
3) отсутствие современных программ профессиональной ориентации специальной направленности;
4) снижение престижа и привлека-