Б. СИНЕЛЬНИКОВ, профессор, ректор
Северо-Кавказский государственный технический университет
Сегодня можно говорить о том, что человечество вступило в информационно-технологическую фазу своей эволюции, требующую коренных изменений всей системы накопления, преобразования и использования знаний.
Информационные технологии, преодолевающие естественные, определенные «человеческой природой» ограничения познания, стали инструментом, посредством которого трансформируются устоявшиеся столетиями ментальные модели миропонимания. Образование как важнейший конструкт цивилизации, транслирующий ее культурные достижения, стоит на пороге революции, предполагающей смену самого механизма передачи знаний из поколения в поколение. Именно поэтому вхождение системы высшего профессионального образования в информационное пространство - не дань моде, а необходимость, которой нет альтернативы.
К сожалению, темпы осуществления «информационной революции» в отечественном высшем образовании пока не соответствуют все возрастающей скорости развития информационных технологий. На мой взгляд, это переводит основную проблему информати-
Реализация
образовательного
потенциала
информационных
технологий
зации российского высшего образования из плоскости технологической в антропологическую. Пожалуй, можно констатировать, что сегодня возникло глубокое противоречие между уже существующими технологическими возможностями современных интеллектуальных систем и ментальными моделями человека, лежащими в основе поиска и переработки информации.
Осмысление этого противоречия в какой-то мере смещает и вектор его решения с разработки новых аппаратных и программных средств на поиск путей интеграции человека (как познающего субъекта) и интеллектуальной системы (как средства познания). Применительно к задачам информатизации педагогического процесса в вузе это означает необходимость проектирования и создания такой информационно-образовательной среды, которая, будучи основана на современных интеллектуальных программных продуктах, учитывала бы имеющийся массив научных данных в области педагогики и когнитивных наук (психологии, философии, лингвистики). Основные трудности создания такой среды состоят в следующем.
• Пока еще не сформированы подходы к развитию информационной культуры пользователей интеллектуальных сетей. Между тем эффективность использования информационных технологий и сетевых ресурсов обеспечивается не столько доступностью информационных массивов, сколько умением пользователя сфор-
мулировать и реализовать информационный запрос.
• Массовые формы реализации информационных технологий в образовательном процессе еще несут на себе рудиментарный отпечаток «бумажного» текста, всего лишь перенесенного на электронные носители. Это нивелирует те уникальные возможности, которыми потенциально обладает интеллектуальный программный продукт. Прежде всего, речь идет о возможностях информационных технологий обучения в развитии субъектности личности, ее креативности, дивергентного мышления.
• Остается много нерешенных в практическом отношении вопросов в новой пока еще области науки - инженерии знаний, изучающей проблемы извлечения, структурирования, представления, формирования, обработки информации с целью построения интеллектуальных систем.
Решение обозначенных проблем как в научно-методологическом, так и в практическом плане является одной из насущных задач технических вузов России, обладающих мощным кадровым и научным потенциалом. Как показывает наш опыт, ее разрешение возможно лишь на основе системного подхода, предполагающего глубокий анализ взаимодействия и взаимопроникновения всех элементов ин-формационно-образовательной среды вуза.
Рассматривая современный вуз как сложную открытую социально-педагогическую и организационно-техническую
систему, можно выделить в ней ряд подсистем обеспечения и сопровождения учебного процесса, к которым относятся:
• административное управление,
• методическое, кадровое и программное обеспечение,
• техническая поддержка,
• психологическое сопровождение.
Каждая из названных подсистем является крупным модулем в общей структуре деятельности университета и может быть представлена в виде более мелких модулей и направлений деятельности. Основными условиями функционирования всей системы выступают, во-первых, цикличность и непрерывность процесса образования и, во-вторых, гибкость учебных планов и программ, обеспечивающая возможность их трансформации в соответствии с изменяющимися социальноэкономическими условиями и растущими технологическими возможностями.
На сегодняшний день информационно-образовательная среда СевКавГТУ представляет собой систему, объединяющую учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современных информационных и теле-
коммуникационных технологий, которая направлена на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами, а также интеграцию в единую сеть учебных пособий и модулей, используемых в учебном процессе.
Существенную роль в развитии информационно-образовательной среды сыграло создание информационной корпоративной сети университета -открытой системы, соединяющей управление кадровыми, материальными и информационными ресурсами вуза. Эта сеть, уже сейчас обеспечивающая автоматизацию основных технологических процессов, приспособлена для настройки на специфику и динамическое развитие вуза в будущем, его интегрирование в российское и международное информационное пространство.
Создание корпоративной сети университета стало мощным импульсом для развития всех его административных подструктур. В настоящее время осуществлено подключение учебных и административных подразделений к информационной сети СевКавГТУ с использованием как наземных, так и беспроводных лазерных атмосферных каналов связи. Посредством этих каналов обеспечена работа подразделений университета в системе «Деканат», реализован электронный документооборот, доступ к электронной почте и внутренним информационным ресурсам сети.
В течение 2002-2003 учебного года произведено подключение всех деканатов университета к серверу Учебнометодического управления. В каждом деканате организовано, как минимум, по два рабочих места с уровнем доступа методиста. Клиентские приложения ИАСУ «Деканат» установлены в УМУ, диспетчерской, отделе кадров, УПНК, ЦНИТ. Пользователям программы в соответствии с их полномочиями пре-
доставлен доступ к следующим информационным ресурсам:
• государственные образовательные стандарты,
• рабочие учебные планы,
• учебные программы дисциплин,
• графики учебного процесса,
• приказы о закреплении дисциплин,
• контингент студентов,
• штаты,
• учебная нагрузка и ее распределение по преподавателям.
С использованием ИАСУ «Деканат», в соответствии с действующими в СевКавГТУ «Требованиями к организации учебного процесса», была проведена и аттестация студентов в период зимней и летней сессий. В настоящий момент деканатами внесена в базу данных вся информация из учебных карточек студентов, что позволило существенно снизить трудозатраты на оформление необходимой учебной документации.
На основании имеющейся информации, хранящейся на сервере УМУ, стало возможным формирование отчетов и сводок различной сложности, в том числе и тех, которые предполагают статистический анализ результатов работы как отдельных подразделений, так и вуза в целом. Например, была разработана математическая модель и реализован алгоритм расчета и анализа рейтинга кафедр вуза.
Проделанная работа позволила не только оптимизировать взаимодействие между различными подструктурами вуза на управленческом уровне, но и сделала эту систему более «прозрачной», содействуя тем самым повышению информированности и профессиональной активности профессорско-преподавательского состава университета.
Пожалуй, основным направлением развития информационно-образова-
тельного пространства вуза является информационное обеспечение профессиональной подготовки студентов. Приоритетными в этом отношении является следующие задачи:
• разработка и тиражирование современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями;
• организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам;
• организация системы доставки электронных учебно-методических материалов, дистанционного обучения и консультирования студентов;
• создание новых образовательных программ на основе информационных технологий, прежде всего электронных курсов изучаемых дисциплин.
Сегодня СевКавГТУ располагает техническими и материальными ресурсами, необходимыми для решения этих задач. Существующие компьютерные классы, подключенные к единой сети, позволяют студентам, преподавателям и сотрудникам университета получать доступ к web-серверу СевКавГТУ, «зеркалам» образовательных сайтов, ресурсам электронных библиотек, серверу системы дистанционного образования. С 2002-2003 учебного года в учебных корпусах университета успешно функционируют классы открытого доступа, позволяющие работать с ресурсами Всемирной сети 1^егпе1:.
Парк программного обеспечения постоянно обновляется, приобретаются новые программные
комплексы. Так, в 2002-2003 учебном году были приобретены многофункциональные программные комплексы для строительного факультета (система для расчетов строительных конструкций SCAD и система строительного проектирования Allplan), интеллектуальнопрограммные средства для социальнопсихологического факультета (пакет психологических тестов в оболочке Maintest 3, программно-аппаратный комплекс MindReader и др.).
В настоящее время интенсифицировалась работа по организации единого хранилища файлов, которое позволит всем пользователям университетской сети получать доступ к своим персональным ресурсам с любого рабочего места и сделает возможным создание базы учебно-методических материалов, программного обеспечения. Это, в свою очередь, обеспечит возможность резервного копирования всей критичной информации с рабочих компьютеров учебных и административных подразделений университета.
Одной из перспективных задач учебной части университета является проведение эксперимента по внедрению в учебный процесс дистанционных мето-
дов обучения, сетевого компьютерного тестирования для полной и объективной оценки качества знаний студентов. Уже сейчас разработаны пакеты тестов по математике, химии и физике. Готовятся комплекты тестовых заданий и по дисциплинам гуманитарного цикла, а в 2004-2005 году планируется разработка и стандартизация тестов по общепрофессиональным дисциплинам.
Перспективы дальнейшего развития этого направления деятельности Сев-КавГТУ мы связываем с переходом к созданию контрольно-измерительных материалов нового поколения, позволяющих не только диагностировать уровень актуальной «обученности» студентов в той или иной области знаний, но и создающих почву для прогнозирования их обучаемости в дальнейшем. Это, в свою очередь, предполагает, что контрольно-измерительные материалы должны включать в себя задания на выявление креативности, способности к различным видам продуктивного мышления (в том числе и к дивергентному мышлению).
Другое перспективное направление информатизации образовательного процесса СевКавГТУ связано с дальнейшей разработкой электронных учебных курсов по основным дисциплинам общепрофессионального блока и ряду дисциплин специализаций. Решение этой задачи является особенно важным сейчас, когда в условиях модернизации высшего образования происходит постепенное возрастание доли самостоятельной работы в общей трудоемкости образовательного процесса.
Препятствием для ее скорейшего практического воплощения выступает недостаточная психологическая и ин-
струментальная готовность преподавателей к использованию информационных технологий в процессе разработки учебных курсов. Именно поэтому сейчас особое внимание уделяется повышению информационной культуры преподавателей, что предполагает приобретение ими знаний о возможностях компьютера в данной предметной области, овладение навыками работы с интеллектуальным программным продуктом и умениями подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал, исходя из целей обучения.
Резюмируя, можно сказать, что развитие информационно-образовательного пространства в вузе коренным образом меняет взгляд на позицию преподавателя в учебном процессе, в какой-то мере трансформируя и критерии его профессионализма. Помимо компетентности в своей предметной области, для современного преподавателя вуза все большую значимость приобретают такие личностные параметры, как интеллектуальная мобильность, позитивное восприятие нового, готовность к профессиональному и личностному росту.
Анализ изменений, связанных с внедрением информационных технологий обучения в образовательный процесс, показывает, что это влечет за собой коренное преобразование всей педагогической системы университета. Использование информационных и коммуникационных технологий - это не только изменение форм, характера и методов совместной деятельности преподавателей и студентов, но и существенная трансформация их роли и функций в процессе приобретения и трансляции знаний.