Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе'

Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе»

обходимости заказать печать нужной литературы и учебных материалов - таким образом, в университете освобождается площадь, которую раньше занимали быстро устаревающие издания. Неизменной популярностью среди студенческой аудитории пользуется «печать по требованию»: благодаря новейшим технологиям Xerox можно заказать книги, которых нет в университете, а на следующий день получить уже готовую печатную продукцию.

Таким образом, в рамках инновационной программы в университете не только формируется научно-образовательная, лабораторная и методологическая основа, но и реализуется целостная система поддерж-

ки модернизированного образовательного процесса. А создаваемый в СПбГПУ типографский учебно-производственный комплекс является одним из базовых ее элементов.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет демонстрирует один из примеров успешной реализации государственной инновационной программы. Практический опыт сочетания новейших технологий с вековыми научными традициями позволяет предполагать, что ценностная переориентация университетов на изменение модели преподавания уже произошла, дело теперь за ее техническим обеспечением.

Б. СИНЕЛЬНИКОВ, профессор, ректор

Северо-Кавказский государственный технический университет

Образование сегодня стоит перед необходимостью глубоких перемен, отражающих переживаемую современным обществом глобальную социокультурную трансформацию. В условиях постиндустриальной цивилизации роль образования коренным образом меняется. Из института воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества и его передачи от поколения к поколению оно становится подлинным субъектом преобразований социума, механизмом общественного и культурного развития регионов и страны в целом, пространством личностного развития каждого человека.

Чтобы стать творцом и организатором социальной жизни, человек должен в процессе образования развить способности к проективному взгляду на будущее. Как отмечал президент Римского клуба А. Печчеи, этого можно достичь только с помощью

Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе

инновационного образования, ориентированного на формирование готовности личности к быстронаступающим переменам, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, а также к сотрудничеству с другими людьми [1, с. 6-7].

Высшее техническое образование по праву признается одной из наиболее масштабных и авторитетных областей отечественной образовательной системы, а подготовка научно-технических и инженерных кадров - ключевым фактором социально-экономического развития страны. Основные принципы инновационного образования могут и должны быть положены в основу анализа новых функций и нового содержания инженерно-технического образования.

Актуальность проблемы поиска и апробации инновационных подходов к научно-

образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования, на наш взгляд, определяется:

• изменением профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов под влиянием социально-экономического развития и научно-технического прогресса;

• перспективами развития системы высшего профессионального образования в контексте социокультурной динамики;

• расширением социальных функций выпускников в связи с интенсификацией производства и их широким участием в общественной, производственной и культурной жизни.

Современному производству требуются специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки, умеющие решать как стандартные, так и нестандартные задачи проблемного характера. Выпускнику вуза должны быть присущи профессиональная компетентность, инициативность, коммуникабельность, творческое мышление, самостоятельность. Эти качества являются важнейшими критериями оценки уровня его подготовки.

В последнее десятилетие под эгидой ЮНЕСКО разработаны требования к инженеру XXI в. Они сформулированы специалистами авторитетных международных организаций FEANI и ABET, а также национальными профессионально-общественными организациями. В интегрированном виде перспективные требования к инженеру XXI в. выглядят следующим образом:

• устойчивое,осознанное и позитивное отношение к своей профессии, избранной сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала;

• высокая профессиональная компетентность, владение всей совокупностью необходимых в трудовой деятельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков;

• владение методами моделирования,

прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимыми для создания новых интеллектуальных ценностей и материальных продуктов;

• творческий подход к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и нештатных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий;

• владение методами технико-экономического анализа с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;

• высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной (производственной, научно-технической, информационной) и социальной среде;

• понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники, научно-технического прогресса в целом, его влияния на окружающую среду, на жизнедеятельность человека и общества;

• целостность мировоззрения специалиста как представителя относящейся к интеллигенции социально-профессиональной группы [2, с. 60].

Главной целью инженерного образования должно быть формирование у будущего специалиста интегративных, аналитических способностей. Признаются очень важными способности продуцировать новое знание, осуществлять нововведения контекстуального характера, совершенствовать свою квалификацию в течение всей трудовой жизни и быстро адаптироваться к технологическим изменениям на мировом рынке.

Актуальность развития перечисленных компетенций у каждого студента диктуется особенностями рыночной экономики, в условиях которой его профессиональное будущее не может быть жестко определено, в силу чего учебные заведения предла-

гают подготовку по профессиям, имеющим гораздо более широкую сферу приложения. Молодежь, обучающаяся сейчас в вузах, будет трудиться в новых условиях и иметь дело с технологиями, которые пока не существуют, но, несомненно, будут разработаны и внедрены в производство.

К основным факторам совершенствования высшего технического образования исследователи относят:

• понимание каждого образовательного уровня как органичной части системы непрерывного образования; решение проблемы преемственности различных ее ступеней;

• компьютеризация и технологизация обучения;

• развитие преимущественно активных методов и форм обучения с включением в деятельность обучающихся элементов про-блемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы;

• переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса;

• создание условий для такого взаимодействия педагога и обучаемого, при котором акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого.

В условиях постоянного роста информационного потока и увеличения доли учебной нагрузки, предназначенной для самостоятельного изучения студентами, важным фактором, влияющим на качество подготовки специалистов, становится повышение эффективности самостоятельной работы студентов на основе использования информационных технологий в учебном процессе.

Одним из важных мероприятий по организации высокотехнологичного учебного процесса в Северо-Кавказском государственном техническом университете является создание и использование электронных учебных курсов (ЭУК). Они обеспечивают подготовку специалистов по идентичным программам в головном вузе и филиалах, а также одинаковую возможность

приобретения качественных знаний всеми студентами университета.

Электронный учебный курс - это динамически активный комплекс учебно-методических материалов в электронном виде, доступный из информационной сети Сев-КавГТУ и предоставляющий студенту возможность самостоятельного изучения дисциплины и прохождения им всех предусмотренных рабочим планом видов учебной нагрузки.

Для управления ЭУК и осуществления удаленного взаимодействия со студентами используется программная среда IBM Lotus Workplace Collaborative Learning. При активной консультационной поддержке фирмы осуществляется модернизация и адаптация ее разработок к нашей информационной среде. В частности, в университете был разработан и интегрирован с системой IBM собственный модуль тестирования знаний студентов. Организация учебного процесса на базе данного программно-аппаратного комплекса позволяет студентам и преподавателям общаться как в дискуссионных форумах, так и в онлайновом режиме в ходе занятий, проводимых в виртуальных учебных классах.

В учебном процессе вуза ЭУК активно используются по более чем 50 дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН, ОПД и СД.

Основную роль в их изучении играет теоретический материал, который представлен в эмоционально окрашенной форме, то есть содержит информацию в виде красочных графиков, изображений, анимаций, видеосюжетов, имеет звуковое сопровождение. Методика и сценарий подачи предметного содержания строятся на принципах диалога между студентом и обучающей системой с постоянным контролем качества усвоения изучаемых вопросов. Электронный учебный курс, как правило, оснащен всевозможными мультимедийными элементами, способствующими пробуждению интереса к изучению предмета, лучшему восприятию и запоминанию информации.

Весь материал ЭУК имеет четкую струк-

туру, состоящую из модулей, что облегчает студенту его изучение в отсутствие преподавателя, сопровождается гипертекстовыми переходами; освоение каждого вопроса темы завершается тестами для самоконтроля. По каждой теме предусмотрено промежуточное контрольное тестирование. Материал для углубленного изучения, а также второстепенные детали и вспомогательные сведения вынесены в дополнительную информацию. По тексту лекций даются ссылки на основную и дополнительную литературу. Лекции оснащены справочными данными, необходимыми для решения задач, излагаемых во всех темах.

Информационно-образовательный контент является ключевым элементом при формировании электронного образовательного пространства университета. Как известно, планирование любой деятельности предопределяет успех начатого дела на самых ранних стадиях, и мелочей здесь быть не может. Не исключением является и создание комплексных электронных учебных курсов. Для разработки ЭУК образованы временные творческие коллективы из числа профессорско-преподавательского состава. Силами этих коллективов в сжатые сроки сформированы комплексные унифицированные программы по изучаемым дисциплинам для всех специальностей университета, согласованные с учебными планами. В целом вся работа по созданию информационно-образовательного контента ведется в соответствии с финансовыми, техническими возможностями и приоритетами развития университета.

Одним из основных условий обеспечения конкурентоспособности каждого вуза в современных условиях является выработка собственной системы мониторинга и управления качеством образования.

Созданную в университете интегрированную автоматизированную систему управления (ИАСУ «ВУЗ ») можно рассматривать как информационную копию университета, охватывающую большинство протекающих в нем бизнес-процессов. Автомати-

зированная система управления представляет собой единый комплекс из программных модулей собственной разработки, интегрированных с программными комплексами от мировых лидеров аппаратных и программных решений - IBM Lotus Workplace Collaborative Learning, National Instruments LabView, с библиотечной программой «Фолиант», «1С: Предприятие» и др.

Отличительной особенностью ИАСУ «ВУЗ» является уникальный подход к ее проектированию. В отличие от известных АСУ наша система моделирует вузовские процессы на высоком уровне детализации. Учебный процесс представлен в виде систематизированных и взаимосвязанных структур данных, минимальной информационной единицей которых является отдельное занятие студента с преподавателем. Именно такой уровень позволяет проводить всесторонний и оперативный анализ деятельности университета и является фундаментом корпоративной автоматизированной системы управления. Ядро ИАСУ «ВУЗ» спроектировано таким образом, что позволяет в короткие сроки разрабатывать и внедрять новые собственные автоматизированные подсистемы и рабочие места, интегрировать программные комплексы сторонних разработчиков.

В процессе разработки и внедрения ИАСУ «ВУЗ » особое внимание уделялось решению организационных вопросов автоматизации деятельности всех подразделений вуза в соответствии с единой методологией, что позволило:

• формализовать и систематизировать электронный документооборот;

• создать эффективную систему управления работой персонала и студентов вуза;

• обеспечить формирование выходных документов, статистических и аналитических отчетов произвольной сложности;

• создать гибкую многоуровневую систему управления доступом к информационным ресурсам.

Прежде всего автоматизации подверг-

лись все функции организации и управления учебным процессом вуза, основные из которых:

• разработка, изменение и контроль соответствия рабочихучебныхпланов и графиков учебного процесса требованиям ГОС ВПО по специальностям и направлениям;

• разработка, изменение и контроль соответствия программ дисциплин рабочим учебным планам;

• формирование и изменение штатного расписания ППС, ведение личных дел преподавателей, расчет нагрузки по вузу и ее распределение между кафедрами и преподавателями;

• составление и изменение расписания занятий;

• расчет и представление в бухгалтерию почасовой оплаты труда преподавателей;

• планирование и контроль выполнения методической работы кафедр и преподавателей;

• контроль обеспеченности рабочих учебных планов методическими разработками;

• формирование и контроль выполнения индивидуальных планов преподавателей;

• формирование и ведение контингента студентов, аспирантов, слушателей;

• автоматизация работы деканатов.

Особое внимание при разработке ИАСУ

«ВУЗ» уделялось обеспечению соответствия формируемых документов ГОС ВПО, действующим нормативам Министерства образования и науки РФ,требованиям к организации учебного процесса, созданию средств контроля исполнения внешних и внутренних приказов и распоряжений и т.п.

ИАСУ «ВУЗ » стала инструментом, который позволил организовать реальный мониторинг учебной работы каждого студента в любой момент времени. На основе рабочих учебных планов, расчета нагрузки и расписания созданы электронные журналы посещаемости и успеваемости студентов, а также журналы преподавателей, которые позволяют накапливать информа-

цию о посещении занятий студентами и выполнении ими текущей учебной аудиторной и самостоятельной работы. В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости ведется автоматический анализ собранных данных, результаты которого используется как деканатами для работы со студентами, так и отделом мониторинга качества учебного процесса для разработки вузовских мероприятий по повышению качества обучения. «Прозрачность» деятельности каждого обучающегося, жесткость и неотвратимость мер взыскания стали для студентов серьезной мотивацией к повышению качества учебной работы и ее ритмичности.

Изменение содержания образования и технологии, конечно же, невозможно без современного подхода к организации работы университетских библиотек.

В СевКавГТУ и его филиалах запущена в эксплуатацию автоматизированная информационная библиотечная система (АИБС) «Фолиант», конвертированы в ее формат и постоянно пополняются базы данных электронного каталога. Для формирования информационной среды библиотеки СевКавГТУ используются ресурсы электронной библиотеки диссертаций РГБ (около 50 000 электронных версий), Центральной библиотеки образовательных ресурсов МО (11350 полнотекстовых версий учебной литературы), Международного информационного центра (Lecture Notes in Mathematics), Университетской информационной системы «Россия» (МГУ, Москва, более 700 000 документов, более 30 000 статистических таблиц). Кроме того, НБ получила доступ к ресурсам сводного каталога библиотек России ЛИБНЕТ с правом заимствования библиографических описаний документов и является библиотекой - участницей проекта «МАРС» (Межрегиональная аналитическая роспись статей) с правом использования системы электронной доставки документов (статей из журналов).

Новая ценностно-смысловая характеристика образования в СевКавГТУ выражается в формировании такой интеллектуальной среды, в которой на основе накопленного опыта реализуются различные направления научно-технической и инновационно-технологической деятельности и создаются условия для опережающего воспроизводства кадров для наукоемких отраслей промышленности.

Будучи целостной научно-образова-тельной,научно-технологической и социально-культурной системой, СевКавГТУ выступает в современных условиях в качестве своеобразного инкубатора прорывных технологий, высококвалифицированных кадров, наукоемкого бизнеса и производств будущего. В этом контексте существенно возрастает роль научно-исследовательской деятельности, которая органично трансформируется в научно-инновационную, предполагающую не только создание и освоение в практике различных новшеств, но и их активное продвижение на рынок товаров и услуг.

Достойно представляет университет на российском и международном уровне научная школа по полупроводниковому материаловедению в области широкозонных алмазоподобных полупроводников. Теоретические исследования ученых этой научной школы в области высоких технологий и их технологические разработки были воплощены в уникальном опытном производстве сапфиров, гранатов и карбида кремния, промышленные экземпляры которых успешно соперничают по своим техническим характеристикам с зарубежными аналогами и даже превосходят их по качеству.

Достижения научной школы по микро-и нанотехнологии неоднократно представлялись на международных и всероссийских научных конференциях и выставках. Университетом было подписано соглашение с компанией Siemens о научно-техническом сотрудничестве в рамках этого научного направления.

В 2005 г. СевКавГТУ стал единственным в Южном федеральном округе победителем конкурса проектов Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» и заключил контракт на создание на базе университета Научно-образовательного центра коллективного пользования микро- и нанотехнологиями для научно-образовательной и исследовательской деятельности вузов и научных сообществ всего Юга России по полупроводниковому материаловедению.

В Северо-Кавказском государственном техническом университете создан и успешно работает инновационно-технологический центр (ИТЦ). Вместе с входящими в его состав структурами, такими как Ставропольский технологический парк, Центр трансфера технологий, Центр коллективного пользования, а также малыми фирмами и опытными производствами он выполняет следующие функции:

• систематизация учета и закрепление объектов интеллектуальной собственности в образовательной, научной, технологической сферах;

• технологический аудит;

• коммерциализация оригинальных учебно-методических, научных разработок, программных продуктов;

• организация эффективного взаимодействия с предприятиями сырьевой, промышленной, аграрной сферы региона с целью совместной деятельности по коммерциализации разработок университета, создание специализированных и многопрофильных учебно-научно-инновационных комплексов;

• взаимодействие с инновационными фондами;

• содействие внедрению в учебных подразделениях университета новых образовательных технологий;

• создание системы подготовки кадров в области инновационного менеджмента;

• создание опытных и малосерийных производств;

• маркетинг наукоемкого продукта опытных производств вуза;

• мониторинг рынка образовательных, научно-технических услуг;

• изучение отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности и трансляция его в структуры университета;

• разработка мероприятий по активизации инновационной активности, инновационного мышления студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей, конкурсная поддержка молодежных проектов.

Необходимость совершенствования образовательных систем с целью обеспечения их соответствия условиям постиндустриального общества актуализирует проблему разработки новых методологическихи методических подходов в педагогике высшего профессионального образования, отве-

чающих требованиям современной цивилизации и культуры.

Существовавшие до недавнего времени концепции профессиональной подготовки формировались на основе социального заказа, обусловленного требованиями индустриального производства, допускающего отрыв операционно-деятельностных структур от целостных личностных характеристик. Эти концепции, конечно, могут быть использованы при решении тех или иных частных аспектов подготовки специалистов, однако свою прогностическую и эвристическую функции они уже утратили.

Литература

1. См.: Инновационное обучение: стратегия и

практика / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1994.

2. Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Мо-

дернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. - 2003. - №4.

В. БАЛТЯН, исполнительный директор

Ассоциация технических университетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественно-политические, экономические и научно-технические процессы, происходящие в современном мире, дают основания сформулировать следующий вывод: национальная безопасность и независимость страны неотделимы от уровня ее технологического развития. На цели технологического оснащения в передовых странах выделяются значительные государственные ресурсы в рамках соответствующих национальных программ, особенно по базовым критическим технологиям, разработка и использование которых обеспечивают определяющий вклад в достижение национальных целей как в сфере безопас-

Подготовка кадров -условие инновационного развития национальной технологической базы

ности, так и в области экономического и социального развития.

В научной литературе и в практике развитых стран в социально-экономической и научно-технической областях принято следующее определение: национальная технологическая база (НТБ) - организованная совокупность базовых технологий, важнейших научно-производственных объектов, интеллектуального потенциала производственного персонала, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях жизнедеятельности страны [1].

Главная роль в создании и поддержа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.