Научная статья на тему 'Информационные технологии в образовательном процессе'

Информационные технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в образовательном процессе»

Из жизни вуза

73

стемами спутниковом связи и наличие высококвалифицированных специалистов позволили СевКавГТУ получить статус регионального центра технического обслуживания наземного сегмента станций спутниковой связи. Этот сегмент создается в рамках Федеральной целевой программы «Раз-

витие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и будет обеспечивать высокоскоростным доступом к образовательным информационным ресурсам средние учебные заведения, расположенные в удаленных от крупных городов населенных пунктах ЮФО.

Информационные

А. ВИСЛОГУЗОВ, доцент ТЄХНОЛОГИИ В

образовательном процессе

Аля формирования экономики, основанной на знаниях, каждому человеку необходимо иметь как минимум высшее образование. Нет такой страны, образовательная система которой могла бы справиться с обучением огромного числа учащихся на основе традиционных форм и методов. Решение обозначенной проблемы возможно только путем использования информационных образовательных технологий и внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методических подходов.

Через информатизацию учебного процесса Северо-Кавказский государственный технический университет стремится реализовать две основные цели:

1) создать условия для обеспечения права каждого человека на получение качественного образования любого уровня по принципу: «не обучающийся за знаниями к преподавателю, а знания к учащемуся в удобное для него время и место, без ограничения периода их освоения»;

2) повысить качество подготовки студентов при снижении удельных затрат на обучение и одновременном росте заработной платы преподавателей; обеспечить гибкость и эффективность организации и управления учебным процессом; организовать систему управления качеством подготовки специалистов.

Информатизация образовательной де-

ятельности в СевКавГТУ началась в 1999 г. с проведения массового компьютерного тестирования на вступительных испытаниях абитуриентов, поступающих в университет на коммерческой основе. В том же году родилась идея создания автоматизированной системы управления учебным процессом «Деканат» и программной среды «Абитуриент».

С 2001 г. все вступительные испытания для поступающих в университет проводятся в форме компьютерного тестирования. Переход на данную форму вступительных испытаний позволил:

■ получить объективную оценку знаний абитуриентов;

■ значительно снизить нагрузку на испытуемого;

■ уменьшить затраты на организацию и проведение вступительных испытаний;

■ реализовать индивидуальный подход при формировании расписания экзаменационных тестов и учитывать пожелания абитуриентов относительно сроков сдачи и интенсивности проведения вступительных испытаний;

■ увеличить период проведения вступительных испытаний и проводить их с небольшими группами абитуриентов, распределенных по компьютерным классам;

■ сократить до минимума число конфликтных ситуаций (апелляций) по оценке

74 Высшее образование в России • М 5, 2006

знаний абитуриентов (на 35-40 тысяч тестов не более 20 апелляций);

■ максимально автоматизировать работу приемной комиссии и перейти на новую технологию набора студентов.

Благодаря использованию компьютерного тестирования на вступительных испытаниях удалось провести модернизацию работыприемной комиссии. Система «Абитуриент» создана для автоматизации процессов формирования личных дел абитуриентов на основе анкет и заявлений, назначения даты и времени тестирования, печати экзаменационных листов, формирования приказа на зачисление. При этом у абитуриентов появляется возможность участвовать в конкурсе на любое количество специальностей университета одновременно. Внедрение данной системы позволило сократить технический секретариат приемной комиссии с 35 до 7 человек, которые обрабатывают около 5000 личных дел абитуриентов ежегодно.

Для решения задачи комплексной информатизации учебного процесса в университете разработана и используется система массового тестирования студентов по различным дисциплинам. Данная мера направлена на создание системы мониторинга и управления качеством учебного процесса; она позволила перейти к рейтинговой оценке труда преподавателей и успеваемости студентов. Кроме того, создан механизм, защищающий студентов от возможной необъективности преподавателей при оценивании знаний. Модуль тестирования интегрирован в среду Ьеагшг^расе. Осенью 2003 г. он прошел апробацию при самообследовании в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности вуза. Система тестирования СевКавГТУ получила высокую оценку комиссии, проводившей аттестацию университета.

Необходимо отметить, что с 2005-2006 уч. года студенты заочной формы обучения специальнос-

тей 080105 «Финансы и кредит» и 080109 «Бухгалтерский учет и аудит» имеют возможность обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий. Первый их приезд в университет планируется не ранее, чем через два года. Зачеты и экзамены в этот период будут организованы дистанционно в учебных центрах Сев-КавГТУ, расположенных на территории Ставропольского края, а также в филиалах университета.

На основании опыта других вузов и с учетом особенностей организации учебного процесса СевКавГТУ за истекший период удалось сформировать инфраструктуру по взаимодействию подразделений при решении задач разработки, внедрения и совершенствования электронных учебных материалов, а также создать условия для формирования новых методических подходов к учебному процессу и эффективному управлению им.

В университете большое внимание уделяется вопросам подготовки квалифицированных кадров в области разработки электронных учебных материалов, работе в системе дистанционного обучения и использованию электронных учебных курсов в учебном процессе. Повышение квалификации преподавателей ведется по программе «Разработка электронных учебных материалов и использование информационных образовательных технологий в обучении».

Из жизни вуза

75

Сегодня в стадии разработки и внедрения находятся электронные учебные курсы по 34 дисциплинам ГСЭ, ЕН,

ОПД и СД. В 2006 г. этот перечень пополнится еще 18дисципли-нами.

Основную роль в изучении дисциплин играет теоретический материал, который должен быть эмоционально окрашен, то есть содержать информацию в виде красочных графиков, изображений, анимаций, видеосюжетов, иметь звуковое сопровождение. Методика и сценарий подачи информации должны строиться на принципах диалога между студентом и обучающей системой с постоянным контролем качества изучаемых вопросов. Необходимо оснащать материал всевозможными мультимедийными элементами, способствующими пробуждению интереса к изучению предмета, лучшему восприятию и запоминанию изучаемых вопросов.

Весь материал должен иметь четкую структуру, состоящую из модулей, что облегчит студенту его изучение в отсутствие преподавателя, сопровождаться гипертекстовыми переходами, изучение каждого вопроса темы должно завершаться тестами для самоконтроля. По каждой теме должно проводиться промежуточное контрольное тестирование. Материал для углубленного изучения, а также второстепенные детали и вспомогательные сведения должны быть вынесены в дополнительную информацию. По тексту лекций должны быть ссылки на основную и дополнительную литературу, лекции оснащаться справочными данными, необходимыми для решения вопросов, излагаемых во всех темах, и т.д.

Информационно-образовательный контент является ключевым элементом при

формировании электронного образовательного пространства университета. Как известно, планирование любой деятельности предопределяет успех начатого дела на самых ранних стадиях, и мелочей здесь быть не может. Не является исключением и разработка комплексных электронных учебных курсов. Для этого созданы временные творческие коллективы из числа профессорско-преподавательского состава университета. Силами этих коллективов в сжатые сроки сформированыкомплексные унифицированные программы по разрабатываемым дисциплинам для всех специальностей университета, проведена работа по согласованию программ и учебных планов. В целом вся работа по созданию информационно-образовательного контента ведется в соответствии с планами, учитывающими финансовые, технические возможности и приоритеты развития университета. К основным проблемам создания в короткие сроки качественных электронных учебных материалов можно отнести огромный объем работ, нехватку необходимого технического оборудования и специализированных лабораторий для преподавателей и программистов - разработчиков ЭУК.

В университете неоднократно поднимался вопрос о приобретении готовых электронных учебных курсов у сторонних раз-

76 Высшее образование в России • М 5, 2006

работчиков. Необходимо отметить, что большинство электронных учебных материалов, представленных на российском рынке, являются разработками коммерческих компаний, и этот факт накладывает ряд ограничений на их приобретение, главное из которых - несоответствие ГОС ВПО по специальностям, отсутствие возможности корректировки этих материалов. Содержание таких ЭУК можно рекомендовать только в качестве дополнительного учебного материала.

Государственные университеты России, занимающиеся разработкой электронных учебников по различным дисциплинам, как правило, создают ЭУК под свои обучающие системы, не поддерживающие международные стандарты АІСС, 8С0ИМ, ІМ8, и распространяют их на СБили БУБ-дисках, что накладывает дополнительные ограничения на их использование в образовательном процессе СевКавГ-ТУ. Эти версии ЭУК не являются сетевыми, требуют установки на каждое рабочее место студента.

На рынке образовательного контента представлены и некоторые сетевые версии ЭУК. Адаптация данных ЭУК в масштабах университета также весьма затруднитель-

на, поскольку такие учебные материалы поставляются со специальной оболочкой для их использования. Доработка такого контента для работы в условиях СевКав-ГТУ зачастую требует гораздо больших затрат по сравнению с разработкой ЭУК своими силами.

В настоящее время солидные разработчики образовательного контента (компании, университеты) стали ориентироваться именно на международные стандарты. Некоторые вузы имеют в своем арсенале специализированные программные среды для работы с сетевыми ЭУК на основе стандартов 8С0ИМ и 1М8, что делает возможным более широкое применение подобных разработок.

Для эффективного управления ходом учебного процесса с возможностью своевременного воздействия на его участников и образовательную систему в целом необходимо отслеживать темпы изучения материала ЭУК каждым студентом, вести статистику, оценивать этапы работы студента, делать выводы и анализировать состояние изучения дисциплины, а следовательно, принимать своевременные меры воздействия, направленные на повышение качества образования.

Ю. ВЕТРОВ, профессор М. КОНДРАТЬЕВА, доцент

«Инженерная психология» в техническом университете

а ним из значимых направлений реформирования современной системы высшего образования является его гуманитаризация, предполагающая приобщение молодого человека к общечеловеческой культуре. Гуманитаризация образования преследует две основные взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть «частичность» будущего специалиста, его одномерность, задаваемую профессио-

нальной подготовкой; во-вторых, заложить у него основы гуманистического мировоззрения.

Большинство практических проблем, связанных с вопросами гуманитаризации образования, касаются взаимоотношений между интересами личности и общества, между правами подрастающего поколения на образование и реальными возможностями государства. К ним же относятся и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.