Научная статья на тему '«Инженерная психология» в техническом университете'

«Инженерная психология» в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Инженерная психология» в техническом университете»

работчиков. Необходимо отметить, что большинство электронных учебных материалов, представленных на российском рынке, являются разработками коммерческих компаний, и этот факт накладывает ряд ограничений на их приобретение, главное из которых - несоответствие ГОС ВПО по специальностям, отсутствие возможности корректировки этих материалов. Содержание таких ЭУК можно рекомендовать только в качестве дополнительного учебного материала.

Государственные университеты России, занимающиеся разработкой электронных учебников по различным дисциплинам, как правило, создают ЭУК под свои обучающие системы, не поддерживающие международные стандарты AICC, SCORM, IMS, и распространяют их на CD-или DVD-дисках, что накладывает дополнительные ограничения на их использование в образовательном процессе СевКавГ-ТУ. Эти версии ЭУК не являются сетевыми, требуют установки на каждое рабочее место студента.

На рынке образовательного контента представлены и некоторые сетевые версии ЭУК. Адаптация данных ЭУК в масштабах университета также весьма затруднитель-

Ю. ВЕТРОВ, профессор М. КОНДРАТЬЕВА, доцент

а ним из значимых направлений реформирования современной системы высшего образования является его гуманитаризация, предполагающая приобщение молодого человека к общечеловеческой культуре. Гуманитаризация образования преследует две основные взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть «частичность» будущего специалиста, его одномерность, задаваемую профессио-

на, поскольку такие учебные материалы поставляются со специальной оболочкой для их использования. Доработка такого контента для работы в условиях СевКав-ГТУ зачастую требует гораздо больших затрат по сравнению с разработкой ЭУК своими силами.

В настоящее время солидные разработчики образовательного контента (компании, университеты) стали ориентироваться именно на международные стандарты. Некоторые вузы имеют в своем арсенале специализированные программные среды для работы с сетевыми ЭУК на основе стандартов SCORM и IMS, что делает возможным более широкое применение подобных разработок.

Для эффективного управления ходом учебного процесса с возможностью своевременного воздействия на его участников и образовательную систему в целом необходимо отслеживать темпы изучения материала ЭУК каждым студентом, вести статистику, оценивать этапы работы студента, делать выводы и анализировать состояние изучения дисциплины, а следовательно, принимать своевременные меры воздействия, направленные на повышение качества образования.

нальной подготовкой; во-вторых, заложить у него основы гуманистического мировоззрения.

Большинство практических проблем, связанных с вопросами гуманитаризации образования, касаются взаимоотношений между интересами личности и общества, между правами подрастающего поколения на образование и реальными возможностями государства. К ним же относятся и

«Инженерная психология» в техническом университете

гарантии выпускникам вуза на получение достойной работы в соответствии с полученным образованием, и ответственность вуза за качество подготовки молодых специалистов, и внутривузовская регламентация отношений «студент - преподаватель», «студент - администрация». К гуманистическим аспектам системы образования мы относим и создание творческой атмосферы в обучении специалиста, обеспечение возможностей общекультурного развития студентов, материальные аспекты студенческой жизни, организацию досуга студентов. Если мы действительно желаем реализовать идеалы гуманизма в системе высшего образования, то должны исходить из приоритета личности перед любыми надличностными институтами.

Возьмем, к примеру, пресловутую проблему «набора» студентов. Еще в недавние времена здесь четко осуществлялся принцип приоритетности государственных интересов в количестве и качестве подготавливаемых специалистов. Государство утверждало номенклатуру специальностей, количество вузов, осуществляющих обучение по этим специальностям, их региональную потребность и, конечно же, плановый набор контингента абитуриентов. Сегодня в рамках действующей Конституции (и это ко-реллируется с гуманистическими принципами) провозглашается право каждого гражданина на свободный выбор желаемой им формы, уровня образования, профиля получаемой специальности. Но подкрепить это право экономическими гарантиями государство пока не может. По-прежнему при открытии новых специальностей от вуза требуют экономического обоснования, региональной поддержки, гарантий занятости будущих специалистов.

Гуманитарная составляющая отечественного высшего технического образования играет как практически-ориентированную, так и духовную роль, хотя бы частично заполняя нишу воспитания и просвещения. Если гуманитарную компоненту минимизировать, то может возникнуть ситуация,

при которой через несколько лет страна получит массу рабочей силы, более или менее «натасканную» на выполнение рудиментарных технологических функций в рамках производственного процесса, но не приспособленную к гармоничному встраиванию в цивилизованную социосистему, не способную к жизни в обществе.

К значимым вопросам развития гуманитарной составляющей технического университета относится не только совершенствование культурологического, философского и общесоциального «блоков» образования, но и развитие прикладных областей знания, способствующих психологическому сопровождению и обеспечению производственной деятельности специалистов технического профиля, в частности инженеров. Одной из таких областей знания является инженерная психология, реализуемая в рамках гуманитарных факультетов технических вузов.

Необходимость введения курса инженерной психологии в техническом университете обусловлена научно-техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли «человеческого фактора» в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники, проявляющегося в конкретных условиях взаимодействия в системе «человек - машина». Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины может существенно повышать эффективность этой системы и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением.

Учет человеческого фактора в проектировании, создании и эксплуатации машин и технических систем является необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. В свою очередь проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних возможностей человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами,

алгоритмами, инструментами) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы.

Таким образом, в техническом университете возникает необходимость развития инженерной психологии - как в направлении подготовки специалистов в данной области, так и (что особенно важно) в направлении совершенствования психологического обеспечения профессиональной деятельности будущих специалистов технического профиля. Какие же вопросы может поднять и проблемы какого характера способна решать инженерная психология?

Становление инженерной психологии как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления. В 50-х гг. были выявлены в общих чертах закономерности приема и переработки информации человеком, а в 60-х гг. -определены общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. инженерная психология перешла к синтезу, проектированию человеческой деятельности в больших системах, внеся определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Для того чтобы наметить перспективы развития инженерной психологии в рамках технического знания, необходимо отдельно проанализировать картину развития инженерной деятельнос-

ти на территории бывшего СССР. Несмотря на расхожее мнение о том, что техника создается и используется независимо от превалирующей «системы», это не соответствует действительности. Техномир, или техносфера, касается всего, что есть в человеке. Это в равной степени касается и индивидуальных, личностных характеристик человека, и общества в целом. СССР -явление уникальное. Уникален его предметный мир и деятельность советских людей по созиданию предметного мира, другими словами, его инженерная, техническая деятельность. Советскую эпоху иногда называют «машинным феодализмом». Слово «машинный» здесь означает не внешнюю характеристику, а суть социальной организации. Приоритеты организации - трактор, самолет, домна, танк, ракета и т.п., т.е. машины, машины и еще раз машины. Само общество, государство были устроены как машинный механизм, где человек - лишь его «винтик». Техника являлась не столько продуктом общества, сколько основным фактором его созидания, инструментом формирования технократической системы.

Это явление «повальной» технократи-зации, с одной стороны, стимулировало исследования в областях, смежных с ин-

женерной психологией и психологией труда, а с другой стороны - полностью игнорировало личностный и психологический ресурсы инженерной деятельности, т. е. ее «человеческое лицо».

Анализируя тенденции развития инженерной психологии в настоящее время, необходимо отметить, что кризисное состояние сегодняшней России продолжает усугубляться общими для всего современного жизнеустройства проблемами взаимодействия природы-техники-человека. Чего стоят только экологические проблемы, проблемы освоения космоса и т.д.! Сегодня в осмыслении вышеуказанной триады преобладают эмоции: технику, как и природу, либо боготворят, либо она повергает людей в ужас разрушительными последствиями экологических и техногенных катаклизмов и катастроф.

Благодаря «каталитической» деятельности человека природа являет свои скрытые возможности. Человек творит мир в самом что ни на есть буквальном смысле. Вот почему у технофобии есть и более скрытые и глубокие основания, чем последствия катастроф. Они заложены в противоречиях «человек - человек», «человек - техника». Реальная чуждость нового мира заставляет человека искать защиту. И если вначале он ставит «заборы» и пытается хоть что-то сохранить в относительно первозданном мире, то на более высоком уровне цивилизации он начинает формировать компоненты эргономических и экологических дисциплин, основная цель и идеология которых, казалось бы, «обуздание техники», ее очеловечивание. Однако, как оказывается, человек стремится создать защитные средства для собственного выживания. Архитектура и дизайн становятся экологией и эргономикой в области художественной культуры, а это, в свою очередь, - конструирование культурной оболочки в чуждом мире.

За стройной, казалось бы, «оболочкой» технических методов существует множество неразрешимых гуманитарных проблем.

Гуманитарно-гуманистические основы инженерной деятельности не очевидны в современном все еще технократическом мире. Но, как это ни парадоксально, они-то и составляют душу инженерной профессии, ее сердцевину. А это значит, что инженер -профессия гуманистическая, другими словами, она обращена на целостность человека.

В современной науке можно выделить следующие направления инженерной психологии.

1. Методологические проблемы: определение места и роли человека в управлении производственными процессами.

2. Психологическое направление: изучение психофизиологических и психологических (дифференциальных, личностных и т. д.) характеристик человека-оператора, структуры операторской деятельности.

3. Системотехническое направление: решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования, в том числе разработка методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления, построения средств отображения информации и пультов управления, совершенствование методов и критериев оценки надежности и эффективности систем «человек - машина».

4. Эксплуатационное направление: психологическое обеспечение научной организации труда, его безопасности и удобства для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др.

5. Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора, подбора и расстановки кадров технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки.

На базе Северо-Кавказского государственного технического университета возможно развитие всех перечисленных направлений. Причем ресурсы гуманитар-

ного факультета позволяют делать акцент на рассмотрении психологического (психологическое исследование и обеспечение производственного процесса) и педагогического направлений(подготовка специалистов в области инженерной психологии и обеспечение необходимыми знаниями будущих специалистов-инженеров). К вопросам, рассматриваемым в рамках данных направлений, прежде всего можно отнести психологический анализ ресурсов системы «человек - машина».

Одна из важнейших проблем построения системы «человек - машина» - оптимальное распределение функций между оператором и техническими средствами, т. е. определение операций и действий, которые должны выполняться человеком и машиной для обеспечения требуемой эффективности действия системы. При выборе того или иного варианта распределения функций должны учитываться соображения методологического характера, касающиеся социальной функции человека как субъекта труда, а также практические рекомендации науки об управлении, включая руководства по организации управления в высших звеньях систем. Важное место в таком обосновании должно принадлежать инженерно-психологическим оценкам и использованию результатов изучения психофизиологических функций человека. По современным представлениям, обоснование рационального (и даже оптимального) распределения функций должно базироваться на количественных оценках качества решения задач человеком (и машиной) и оценках влияния этого качества на общую эффективность системы.

К важнейшим проблемам инженерной психологии в рамках этих направлений следует также отнести: разработку методов профессионального отбора, обучения и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации про-

изводственных, военных и организационных систем; проектирование рациональных информационных моделей и органов управления; формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором; разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления, психической напряжённости, стресса).

Совершенствование методологического, системотехнического и эксплуатационного направлений наиболее эффективно при тесном и плодотворном сотрудничестве специалистов гуманитарного и технического профилей университета. К вопросам, входящим в компетенцию этих направлений, относятся: проектирование человеческой деятельности, оптимизация информационного обеспечения, разработка принципов построения операторских пунктов, повышение эффективности сочетания способностей человека и возможностей машины в рамках системы «человек - машина».

Оптимальное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из двух составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в том числе ограничения и потенциальные возможности. Наиболее полно эти особенности обнаруживаются в процессе проектирования согласованных внешних (технических) и внутренних (свойственных оператору) средств деятельности, включая построение информационной и концептуальной моделей деятельности.

Подход к человеку как к особому звену, включенному в систему технических средств, позволяет решать вопросы повышения эффективности функционирования системы. Однако ограниченность такого

подхода состоит в том, что он абстрагируется от общественной природы труда и от человека как его субъекта. Соотношение «человек - машина» есть прежде всего соотношение «субъект труда - орудие труда». Следовательно, изучение системы «человек - машина» может и должно осуществляться как исследование функционального целого в рамках интеграции гуманитарного и технического знания. Причем системообразующим фактором данной интеграции является инженерная психология.

В целом, развиваясь как прикладная научная дисциплина, инженерная психология одновременно интегрирует достижения теоретической и экспериментальной психологии в рамках производственного процесса и открывает перед ними новые проблемы исследования. На современном этапе для инженерной психологии особенно важно выявление собственно психологических критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора - это

становится необходимым условием решения многих инженерно-психологических задач.

Существование и развитие инженерной психологии в рамках технического университета обусловлены рядом факторов: глубиной гуманитарной составляющей, востребованностью и, самое главное, перспективами исследований и возможностями, которые предоставляет исследовательская группа. Гуманитарный факультет СевероКавказского государственного технического университета, обладающий большим научным и творческим потенциалом, не только являет собой пример классической гуманитарной составляющей в техническом университете (с акцентом на реализацию духовно-личностного развития студентов вуза), но и обеспечивает активную научно-исследовательскую и прикладную деятельность по решению проблем, находящихся на стыке гуманитарного и технического знания.

Л. АЛИЕВА, доцент И. ЕВДОКИМОВ, профессор

Важной стратегической целью в современных условиях является позиционирование Северо-Кавказского государственного технического университета на международной арене. Практическая реализация такой цели сосредоточена на следующих основных направлениях.

Прежде всего - развитие научно-технического сотрудничества с иностранными высшими учебными заведениями, участие в совместных инновационных проектах, информационный обмен, совместное проведение конференций, академический обмен - в первую очередь преподавателями для чтения лекций, стажировки аспирантов по направлениям ис-

Перспективы

международного

сотрудничества

следований, представляющим обоюдный интерес.

В 2003 г. на уровне ректоров подписан меморандум взаимопонимания с одним из ведущих университетов Германии - Техническим университетом Мюнхена. Первым этапом сотрудничества стало взаимодействие факультета живых систем немецкого университета и кафедры прикладной биотехнологии СевКавГТУ. В рамках договора два аспиранта нашего университета прошли стажировку на кафедре переработки пищевых продуктов вуза-партнера. Кафедра приняла участие в научно-практическом семинаре по пищевой технологии на базе ТУМ, а его представитель участвовал в на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.