Научная статья на тему 'Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования'

Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
humanization of technical education / course “History of the specialty” / natural science / cultural-humanistic paradigm / scientific world view

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Н. Бахтизин, А.О. Шемяков, В.Ю. Керимов, С.И. Пахомов, Б.Н. Мастобаев

В работе представлены естественные положения зарождения гуманитаризации технического образования через лингвистику, юриспруденцию, историю. Проанализированы важные этапы необходимости ведения курса «История специальности», представлены основы гуманитаризации, основанные на требованиях государственной программы РФ « Развитие образования на 2013– 2020 гг.» Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования». Авторы попытались подтвердить приоритетные основы гуманитаризации технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE “HISTORY OF THE SPECIALTY” AS THE REALIZATION OF HUMANIZATION OF TECHNICAL EDUCATION

The paper presents the natural position of the origin of humanization of technical education through linguistics, law, history. It analyzes important stages of need to conduct the course “History of the specialty”, principles of humanization based on the requirements of the state program of the Russian Federation “Development of education in 2013-2020”, the subprogramme 1 “the Development of professional education”. The Authors tried to confirm the priority of humanitarization of technical specialties.

Текст научной работы на тему «Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования»

УДК 378.1

Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования

I

Р.Н. БАХТИЗИН, д.ф.-м.н., проф., ректор

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: rektor@rusoil.net

A.О. ШЕМЯКОВ, к.т.н., доцент, начальник управления инноваций, стратегии и коммуникаций

ФГБОУ ВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Россия, 125993, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4). E-mail: uisk@mai.ru

B.Ю. КЕРИМОВ, д.г.-м.н., проф., завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (национальный исследовательский университет) (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65). E-mail: vagif.kerimov@mail.ru

C.И. ПАХОМОВ, д.х.н., заместитель директора департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации (Россия, 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 51). E-mail: pahomov-si@mon.gov.ru

Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н, проф., чл.-корр. РАО

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: mastoba@mail.ru, E-mail: eldarmm@yahoo.com

В работе представлены естественные положения зарождения гуманитаризации технического образования через лингвистику, юриспруденцию, историю. Проанализированы важные этапы необходимости ведения курса «История специальности», представлены основы гуманитаризации, основанные на требованиях государственной программы РФ « Развитие образования на 20132020 гг.» Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования». Авторы попытались подтвердить приоритетные основы гуманитаризации технических специальностей.

Одна из насущных потребностей XXI века - это потребность в высококвалифицированных специалистах технического профиля, имеющих при этом подлинное и целостное гуманитарное образование. Важнейшим компонентом гуманизации является гуманитаризация технического образования.

Вопрос введения новой дисциплины для гуманитаризации технического образования в горных и нефтяных вузах имеет важное и актуальное значение.

В связи с принятием Лиссабонского соглашения о вступлении вузов Российской Федерации в Ассоциацию европейских университетов, ратифицированного Государственной думой Российской Федерации в июле 2000 года, появляются новые данные о методических и учебных фактах в программах вузов РФ. В учебно-методических программах и учебных планах важное место должен занять предмет «История естествознания и техники» по соответствующим специальностям и дисциплинам, который уже введен в нефтяных вузах, но пока в недостаточном объеме. Мы считаем, что он должен быть прослушан студентами высшего учебного заведения в объеме не менее 120 ч.

Включение в учебные программы курса «История специальности» по соответствующим дисциплинам и пред-

метам необходимо и в связи с тем, что после политического переустройства и изменения идеологических акцентов в жизни страны из учебных планов были сняты такие предметы, как «История КПСС», «Марксистско-ленинская философия», «Научный коммунизм», гу-манитаризирующие инженерное образование.

Постижение культуры прошлого, в частности через изучение истории развития человеческих знаний, само по себе представляет огромную просветительскую ценность, реконструируя историю человеческого духа в его целостности.

Ценностные ориентации российского инженерного образования определяются реалиями современного периода. Так, развитие высоких технологий предполагает приоритетное развитие творческих и проективных способностей студентов. Всеобщий экологический кризис ставит перед образованием, особенно инженерным, задачу изменения всеобщего экологического сознания, воспитания профессиональной нравственности и ориентации специалистов на разработку и применение экологически чистых технологий и производств. Информационная революция и переход общества на информационный этап диктуют необходимость фор-

мирования информационной культуры, критического мышления и одновременно требуют широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Темпы развития общественного сознания отстают от развития глобальных проблем человечества, что требует формирования у студентов планетарного мышления, введения новых дисциплин, таких как системное моделирование, прогностика, глобалистика и других в силу необходимости сформирования целостного миропонимания, новых ценностных ориентаций на основе общегумани-стических принципов. Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их реализацией в профессиональной и общественной деятельности. Не следует забывать, что знания не бывают сами по себе ни добрыми, ни злыми - лишь человек делает их таковыми. Сегодня как никогда актуально звучат опасения академика В. Вернадского: «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на само-

уничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую обязательно даст ему наука?» Студенты технических вузов должны быть вовлечены в процесс усвоения гуманитарного знания с целью осознания ими миссии науки и техники в жизни человечества и своего места в осуществлении этой миссии. Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, интеграцию содержания технических и гуманитарных дисциплин для получения системного знания.

Надо отметить, что на рубеже тысячелетий особенно интересно обратить взоры на созданное, открытое, построенное и осознанное человечеством за время его развития.

На наш взгляд , наиболее важным в жизнедеятельности человечества является энергетическое обеспечение, которое дает движение всему одушевленному и неодушевленному на земле.

Если в середине ХХ века человечество научилось управлять атомом и предопределило ХХ1 века быть атомным, то уже в конце ХХ века минусы этого вида энергии оказались столь значимы, что она уже не является альтернативной нефтегазовой энергии. Если положить на одну чашу весов нефтегазовый комплекс, а на другую -атомную энергетику, вероятнее всего, по своим позитивным свойствам первая перевесит, ведь во второй половине ХХ века своим негативным действием атом нанес большой вред экологии земного шара.

С этих позиций интерес к нефтегазовому комплексу высок и, естественно, его развитие черезвычайно актуально. Особенно интересным и важным является анализ всего сделанного в нефтегазовом деле с целью прогнозирования путей его дальнейшей эволюции. Необходимо изучение истоков зарождения нефтегазового дела (поиска, бурения, добычи, транспорта и хранения, переработки, нефте- и газохимии) с целью прогнозирования как поведения соответствующих источников энергии, так и технических решений, осуществляемых в данном комплексе на данном этапе.

Профессиональная деятельность квалифицированных специалистов немыслима без развитых способностей к ее широкому осмыслению, постановке и решению сложных задач, широкого профессионального и общекультурного кругозора, видения в ней аспектов личностного самовыражения и пр. - то есть всего того, что выражает собой гуманитарные смыслы деятельности, формы самосознания человека. Гуманитарные смыслы, которых требует производство, должны быть представлены и

в содержании подготовки специалиста, раздвигая ее горизонты, развивая студента как носителя широких мировоззренческих качеств, активных социальных компетенций.

Гуманитарные смыслы подготовки подразумевают ее особую основу, «матрицу», несущую в себе общие посылы социальных контактов с внутренней структурой осваиваемого содержания специальности, и одновременно психологически очерчивающую для студента предстоящую профессиональную деятельность. Социальное и психологическое должно сливаться в восприятии студента, создавая в нем обогащенную различными обертонами конструкцию профессионального мира, в котором есть не только его личная деятельность, но и взаимодействия с другими специалистами, совместные усилия, различные логики, формы производственной и личностной активности и их совмещение в свете единой социально-отраслевой культуры.

Людям, занятым в той или иной сфере производства, будет гораздо легче общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать профессиональные контакты - а значит, выполнять свое дело, если они будут разбираться в общеотраслевой специфике, в социальных ценностях, социальном назначении, общественной миссии отрасли, в которой они трудятся; если они будут видеть ее внутреннее (пусть и сложное) единство, рассматривать ее с позиций существующих в ней общих для нее резервов общественного прогресса. Специалисты будут лучше подготовлены, если будут понимать общие основы социального назначения отрасли, общие законы ее существования и развития.

Естественно, что любая отрасль производства - это целая разветвленная индустрия, в которой есть место самым разным производственным процессам, технологиям, а следовательно, и специалистам самых разных профилей. И профилей, и специалистов существует значительное число. Они с разных сторон обеспечивают отраслевое производство, создают ресурсы его развития - экономические, технологические и пр. Их деятельность будто бы не касается главной линии отрасли, главной цели, ради достижения которой эта отрасль и существует в системе общественного разделения труда - или, иначе говоря, в ряду других производственных отраслей. Но тем не менее решение каждым специалистом его задач - есть вклад в общее дело, тем или иным образом соотнесенный с его главной целью, производством его конечной продукции. Если специалист,

занятый решением свойственных ему задач на узком участке, ориентируется и в общеотраслевых целях, осознает, как его деятельность вливается в общую деятельность, это положительно отражается на общем, суммарном эффекте коллективной работы.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20132020 годы Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования» ставит основные требования к подготовке кадров, а именно: обеспечение выпускников профессиональными и общекультурными компетенциями; формирование креативно мыслящих, готовых к самостоятельной работе инженерно-технологических кадров на уровне бакалавриата, с целью дальнейшей эффективной учебы в магистратуре; повышение результативности работы преподавателя и самостоятельной учебной деятельности студента; создание современного учебно-методического обеспечения профессионального образования.

Приоритетами современного технического образования, гарантирующими его высокое качество, становятся освоение материала учебных дисциплин посредством погружения в деятельность и овладения компетенциями через учебно-профессиональную коммуникацию, а также реализация принципа комплементарности как взаимодополняемости гуманитарной и технической подготовки. За последние десятилетия отечественными учеными достигнуты определенные успехи в модернизации технического образования. Значимыми для нашего исследования явились работы Е.В. Гринько, М.Ю. Карелиной, Л.В. Павловой, Р.М. Петруневой, Т.А. Рубанцевой, Н.Г. Сикорской, посвященные:

- гуманитаризации высшего технического образования средствами лингвистической и юридической подготовки;

- гуманитарной подготовке студентов высших технических учебных заведений в историко-педагогическом и организационно-управленческих аспектах;

- гуманитаризации высшего технического образования в аспекте институционального анализа.

Исторические знания:

- передают студентам общую логику деятельности;

- погружают в систему человеческих ценностей;

- демонстрируют связи с обществом и общественным прогрессом;

- впускают живую жизнь в строгий мир технократии, освещая его в познавательных рассказах с высоким обучающим потенциалом;

- освещают этапы развития отрасли, знакомят студентов с видными персоналиями отрасли, их вкладом в развитие науки и практики.

Наряду с фактором введения курса «История специальности» можно отметить научно-методическое обеспечение курса, заключающееся в предназначенном для студентов комплексе учебных изданий междисциплинарного характера, работа над которым предусмотрена в рамках курса.

Работа студентов связана с творческими обсуждениями информации, принятием решений, в том числе и междисциплинарного характера, необходимостью учета разных факторов: экологических, эстетических и пр. Эта работа подчинена целям развития познавательной и профессиональной самостоятельности студентов, ее тематика выстроена по хронологическому принципу, что позволяет последовательно освещать этапы развития отрасли. В структуре курса предусмотрены работы по раскрытию проблем отрасли, а также ознакомление студентов с видными персоналиями отрасли и их вкладом в развитие науки и практики.

Человек и техника

в современных условиях

на рубеже веков

Для глубокого понимания закономерностей процесса гуманизации системы образования необходимо применить исторический метод: изучить, чем интересующий предмет был в прошлом, чем является в настоящее время и каковы тенденции его изменения.

В истории человечества ХУ11 век был ознаменован не только смертью великого Рубенса (1640) и рождением Исаака Ньютона (1643) - математика, механика, физика, открытия которого трудно переоценить, но и тем, что на Урале были обнаружены твердые породы нефти, которые позднее стали добывать шахтным методом. В эти годы человечество еще не научилось использовать в полной мере такие дары природы, как нефть и газ, однако все предшествующее развитие человечества подготовило его к тому, чтобы сделать это в дальнейшем.

Обсуждение проблем гуманизации образования имеет многовековую традицию, сформировавшуюся в античный период. В античной философии уже у Платона и Аристотеля основным предназначением либерального образования становится развитие свободного, самостоятельно и широко мыслящего человека. Здесь акцент делается на воспитании личности, на формировании таких ее качеств, как добродетель, совестливость, стремление к поиску

истины, увлеченность искусством, достижение мудрости, способность к аргументации. Но при изучении отношения Аристотеля к профессиональному образованию мы видим, что его основное предназначение усматривалось не в воспитании, а в обучении, в научении конкретным умениям и навыкам. В этом случае развитие индивидуальности и интеллекта даже не предполагалось. Данный период в развитии образования можно рассматривать как подго-тови-тельный по отношению к университетскому, а ценностные ориентации сформировались позднее.

В Средневековье процесс достижения истины и ее предъявление демонстрировались исключительно преподавателем. Отступление от унитарного выражения истины рассматривалось как ересь. Попытки воссоздания исторически предшествовавших форм и уровней знаний выражались в избирательном отношении к произведениям классических авторов. Гуманистическое возрождение способствует развитию ин-теллектуальной жизни средневековой Европы. Христианская средневековая культура формирует свое собственное отношение к содержанию, целям и ценностям образования, сущностью которого становится постижение Бога. Ценностная ориентация, связываемая с обучением, сомнению не подвергается. В процессе обучения закрепляется новая ценностная ориентация: отношение к труду, к социально полезной деятельности -служение Богу. В результате занятия в профессиональной сфере начинают оцениваться как признание, осуществление свободного выбора. В этот период основные принципы воспитания тесно связаны с ценностными установками академической этики: обучение достигает своей цели лишь тогда, когда образованность сочетается с добродетелью и бескорыстием в приобщении к знаниям, а к XV веку образовательная традиция дополняется требованием патриотического воспитания.

В Италии в XIV-XV веках в среде гуманистов родилась идея образования, направленная на духовный рост и развитие личности. Средневековая система образования, где осуществлялась в основном подготовка медиков и юристов, не удовлетворяла духовные потребности общества. Гуманисты настаивали на том, что высшее образование должно быть направлено на подготовку «истинной человечности» и гармоничное развитие каждого. Возрастание внимания к гуманности происходит через понимание человеком своей сущности, достижение самоидентичности — через раскрытие уникальности и са-

мобытности человека. Немецкий историк культуры И.Г. Гердер утверждал, что чувство человеческой солидарности, стремление к общению и взаимопомощи, совершенствованию отношений между людьми глубоко укоренены в потребностях и в способностях каждого человека во все времена. Эпоха европейского Возрождения характеризуется поиском новой, индивидуальной, свободомыслящей личности. Появилась необходимость в оформлении новых гуманистических идеалов в образовании. Свобода, право на индивидуальный выбор, признание гуманитарного образования, изучение риторики, грамматики, поэзии, этики, философии, развитие способностей, признание права на реализацию собственных возможностей - все это произвело подлинный переворот в культуре, образовании и других видах социальной деятельности. Именно в рамках этого движения и появляется термин «гуманизм».

К XVII веку человечество подошло с солидным культурным багажом. Предшествовавшая эпоха Возрождения дала миру великих зодчих, художников, скульпторов, писателей, поэтов. Возрождение (Ренессанс) - это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - XIV-XVI веках, в других странах - конец XV-XVI веках), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличные черты его культуры - светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы возрождение его (отсюда название). Ренессанс возник и ярче всего проявился в Италии, где уже на рубеже XIII-XIV веков. (Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. В эпоху Нового времени значительно усилилась роль просветительского компонента в образовании, закрепились идеалы разума во главе иерархии социальных и образовательных ценностей. Университет эпохи Нового времени и Просвещения предполагал приобщение к культурному наследию, знанию, требовал обнаружения изысканности мысли и хороших манер.

Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Ло-ренцо Валлы, Пико дела Мирандолы и др.).

Используя ордерное членение стены, арочные галереи, таких зодчих, как Бурнеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции, придали своими постройка-

ми величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Ми-келанджело, Тициан, Веронезе, Тинто-ретто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гупсон, Клуэ во Франции) последовательно овладели мастерством художественного отражения всего богатства окружающей действительности: умение передавать объем, пространство, свет, изображать человеческую фигуру(в том числе обнаженную),интерьеры, пейзажи. Литература Ренессанса создала такие ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (15321552) Рабле, пьесы Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605-1615) Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского «Похвала глупости», 1511) - все это творения той эпохи.

В музыке, проникнутой гуманистическим мироощущением, развивается вокал и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (мадригал, фроттола и вилла-нола в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера. А в XVII веке Жан-Батист Люлли (1632-1687) - французский композитор итальянского происхождения, основоположник французской оперной школы-создал классические типы лирической трагедии («Альцеста», 1674, «Тезей» 1675), музыку к комедиям Мольера.

В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (великие географические открытия, в том числе открытие Америки Колумбом), астрономии (Коперником разработана гелиоцентрическая система мира), анатомии (труды Везалия).

Известные к тому времени достижения человеческой мысли открывали безграничные технические перспективы. Уже была создана теорема Пифагора, сформулирована теорема проективной геометрии Паскаля, а впереди ждали паровая машина, молекулярная теория, технологии переработки нефти, создание авиации и автомобиля.

Еще в XV веке, возможно впервые в истории человечества, Леонардо да Винчи около рисунка одного из своих

изобретений «подводного танка» написал (как обычно, левой рукой слева направо), что он пока не вправе раскрывать секреты многих своих изобретений, так как люди еще столь несовершенны, что могут использовать эти открытия во зло другим. Его предупреждения оказались не поняты и забыты.

Сейчас уже приходится мириться с давностью и неизбежностью жизни человека в мире современной техники и технологии, в мире искусственной «второй природы» - рукотворной среды обитания. Создавшая ее техника породила и особую структуру - техносферу, и особую власть - технократию (от греч. techne - «искусство, ремесло, мастерство» и kratos - «власть, господство»). В настоящее время человек уже в полной мере ощутил «демонизм» непредсказуемых последствий этой власти.

С середины XX века начала стремительно набирать темпы научно-техническая революция. Она возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий. Главные направления НТР - комплексная автоматизация производства на основе широкого применения ЭВМ, использование новых видов энергии, создание новых видов конструкционных материалов.

«Долгое время считалось, что научно-технический прогресс - это несомненное благо. Но теперь настала пора усомниться в этом. И сомнение в благости научно-технического прогресса стало нарастать по мере дальнейшего развития этого процесса», - писал в книге «В поисках иных смыслов» В.В. Налимов, один из провидцев культуры XXI века.

Вспомним великие достижения человеческого ума, избавившие нас от рутинного труда - физического и умственного, позволившие приоткрыть завесу тайн макро- и микромира. Это прежде всего освоение ядерной энергии, прорыв в космос, освоение новых земель, включая шестой материк - Антарктиду, лазер и голография, биотехнологии, генная инженерия, компьютерная техника... Однако человечество оказалось на пороге кризиса, и назрел вопрос: что же делать?

При таком подходе, даже создавая новую технику - а без этого человечество уже не может двигаться дальше - можно надеяться, что мы сумеем уцелеть и будем жить не в жестком мире технократии, а в справедливом мире технософии, согласованном с мудростью природы и человека. Причем само слово «технософия» также имеет греческие корни: techne - «искусство, ремесло, мастерство» и Sophia - «мудрость»).

Нет, сомнений, что современной технике не хватает мудрости. И пусть это новое, не знакомое пока людям слово «технософия» войдет неотъемлемой частью в наш лексикон и нашу жизнь, будет способствовать изменению отношения к технике, прежде всего в сознании юных.

Хотелось бы верить, что нам небезразлично будущее нашей планеты, на которой должна восторжествовать мудрость и техники, и человека.

Что касается нефти, газа и вообще горного дела, поскольку о нем шла речь, то хотелось бы отметить, что о чудодейственной жидкости - нефти -было известно за несколько тысячелетий до нашей эры (3,5-4-е тыс. до н.э.).

В XVII столетии до изобретений семьи Нобелей оставалось почти два века. Эта шведская семья много лет прожила в России (отец, сыновья и внуки), по существу, создала свои лучшие изобретения именно здесь . Эммануэль Нобель (1801-1872), изобретатель подводных мин, основал в Петербурге механический завод. Альфред Бер-нхард Нобель (1833-1896), учредитель Нобелевских премий, в 1867 году изобрел динамит, является организатором и совладельцев многих предприятий по производству военных вооружений. Людвиг Нобель (1831-1888) - конструктор станков, превративший основанное отцом предприятие в крупный машиностроительный завод «Людвиг Н» (ныне «Русский дизель»), - вместе с братьями основал нефтепромышленное предприятие в Баку (с 1879 г. - «Товарищество братьев Нобель»). В 1888 году, в Санкт-Петербурге была учреждена именная премия в честь выдающегося промышленника, ученого и мецената Людвига Эммануиловича Нобеля. Людвиг Эммануилович стал одним из учредителей Императорского Российского технического общества; впервые в мире использовал в своей компании наливные суда для перевозки нефтяных продуктов водным путем, построил первый в России нефтепровод (1878) и т. д. Внедренные его нефтяной компанией новшества привели к интенсификации российской нефтяной промышленности и повысили конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке. Вклад Нобеля в развитие нефтяной промышленности России был по заслугам отмечен на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве, где «Товариществу братьев Нобель» было предоставлено право изображения Государственного герба на рекламе и вывеске. Значителен вклад Л.Э. Нобеля в развитие военного дела, банковскую деятельность, улучшение образования и

благотворительность. «Товарищество братьев Нобель» учредило золотую медаль и премию имени Людвига Нобеля, присуждавшуюся один раз в пять лет за исследования и разработку в области науки и техники. Решение было принято 30 июля 1888 года на IX очередном Общем Собрании пайщиков и акционеров Товарищества, и в 1896 году состоялось первое награждение премией Людвига Нобеля инженера-технолога Алексея Степанова за исследование «Основы теории ламп». Далее премии были удостоены: в 1898 году Всеволод Баскаков и в 1905 году Александр Никифоров. Первыми и тогда единственно возможными лауреатами Нобелевской премии были русские инженеры, потому как старший брат Альфреда Нобеля российский нефтепромышленник Людвиг учредил эту премию в России и для русских. Нобелевская премия, выдаваемая с 1901 года явилась лишь копией младшего брата с премии старшего. Эммануэль, сын Людвига, в 1888-1917 годы возглавлял предприятия семьи в России, с 1918 года в Швеции. Роберт - один из основателей и руководителей оружейного завода и производства военной техники.

XX век особенно был богат на технические достижения. Человечество шагнуло в космос, а развитие атомной энергии достигло своего апогея, атом в полной мере проявил свои негативные и позитивные свойства.

Начало века ознаменовано полетом первых самолетов и зарождением авиации, что, как показала жизнь, было невозможно без развития нефтяного и газового дела. Конец века - время космических станций, для ввода которых на орбиту необходимы двигатели с модифицированным жидким топливом.

Итак, развитие человечества, его разума, связано с техническим прогрессом, эти два понятия взаимозависимы: человеческая мысль определяет развитие техники. И надо отметить, что гуманитарная составляющая занимает в образовании важное место.

Еще в начале века один из творцов инженерного проектирования и образования, профессор А. Ридлер, писал: «Задача высшей технической школы заключается не в том, чтобы готовить только химиков, электриков, машиностроителей и т.д., то есть таких специалистов, которые никогда бы не покидали своей тесно ограниченной области, но чтобы давать инженеру многостороннее образование, представляя ему возможность проникать и в соседние области. В качестве руководителей хозяйственного труда, связанного с социальными и государственными задачами, инженеры нуждаются в специ-

альных компетенциях еще и в глубоком объеме образования. Хорошее образование - это такое, которое управляет, то есть имеет перспективный взгляд вперед и своевременно выясняет задачи, выдвигаемые как современностью, так и будущим, а не заставляет себя только тянуть и толкать вперед без крайней нужды». К сожалению, эта реформа, как ее понимал Ридлер, в России не осуществлена до сих пор.

Вторая проблема, которая в достаточной степени не осознается, состоит в том, что наши вузы, готовя будущего инженера, по сути, ориентируются на образ инженера XIX - первой половины XX столетия. Дело в том, что современная инженерная деятельность стала не только более сложной и оснащенной компьютерной техникой, но в ней все чаще решаются нетрадиционные задачи, требующие нового инженерного мышления. Для нетрадиционных видов инженерной деятельности характерен ряд особенностей. Во-первых, это связь инженерных аспектов деятельности с социальными, экономическими и экологическими. Все чаще инженер вынужден разрабатывать (проектировать и изготовлять) не просто технические изделия, то есть машины, механизмы, сооружения, а сложные системы, включающие помимо технических подсистем и другие, нетехнические, разработка которых предполагает общение к таким дисциплинам, как инженерная психология, дизайн, инженерная экономика, прикладная экология и социология и т.д. Во-вторых - необходимость моделировать и рассчитывать не только основные процессы проектируемого инженерного объекта, но и возможные последствия его функционирования, особенно отрицательные. Такие последствия бывают трех родов: изменение под воздействием новой техники, среды и природы, изменение деятельности и инфраструктур (например, введение новых авиационных технологий влечет за собой необходимость создания новых заводов, специализированных конструкторских бюро, учебных программ, выделения ресурсов и т.п.) и, наконец, «антропогенные изменени-я»,то есть влияние новой техники на человека: изменение его потребностей, условия жизни и т.д. Сегодня уже можно говорить о новом характере инженерного мышления, предполагающего более высокую общую культуру личности инженера, достаточно развитую рефлексию собственной деятельности, использование в работе представлений и методов современной методологии и прикладных гуманитарных наук.

Третья проблема: как преодолеть ориентацию инженерного корпуса толь-

ко на идеалы естественно-научного мышления или более широко - на техническую культуру? Оппозиция технической и гуманитарной культур хорошо известна. Представители технической культуры исходят из убеждений, что мир подчиняется законам природы, которые можно познать, а познав, затем поставить на службу человеку. Они убеждены, что в мире действуют рациональные отношения, что все (не исключая и самого человека) можно спроектировать, построить, что явления объективны и прозрачны (в том смысле, что их природа и строение рано или поздно могут быть постигнуты человеком). Подобными идеями в конечном счете вдохновляются и специалисты генной инженерии, и проектировщики больших систем, и политики, обещающие человечеству непрерывный научно-технический прогресс и рост благосостояния, наконец, обычные потребители, убежденные, что природа нашей планеты существует именно для того, чтобы они могли жить в кофорте и изобилии, и поэтому ее нужно как можно скорее превратить в заводы, города, машины и сооружения.

В современной цивилизации, когда техническая культура, безусловно, является наиболее массовой, ведущей (она буквально на наших глазах меняет облик нашей планеты), гуманитарная культура явно находится в оппозиции. Гуманитарно-ориентированный человек отказывается признавать научно-инженерную обусловленность и причинность - не вообще, а в отношении жизни самого человека, общества или природы. Он убежден, что и человек, и природа - суть духовные образования, к которым нельзя подходить с мерками технической культуры. Для него все это - живые субъекты, их важно понять, услышать, с ними можно говорить (отсюда роль языка), но ими нельзя манипулировать, их нельзя превращать в средства. Гуманитарно ориентированный человек ценит прошлое, пользуясь всем тем, что было создано до него, для него другие люди и общение не социально-психологические феномены, а стихия его жизни, окружающий его мир и явления не объективны и прозрачны, а загадочны, пронизаны тайной духа.

Глубокая специализация и социализация в этих двух культурах в конечном счете проводит к тому, что формируются два различных типа людей - с разных видением, пониманием мира, образом жизни. Для инженера гуманитарий нередко выглядит и ведет себя, как марсианн, поскольку, живя в мире технической цивилизации, он не хочет признавать этот мир. Для гуманитария технически ориентированный человек

не менее странен - технический человек и технический мир напоминают рациональное устройство, устрашающую или, напротив, удобную машину.

Как же сегодня ставится вопрос о гуманитаризации технического образования? Первая позиция состоит в том, что в технических вузах нужно преподавать философию, социологию, теорию и историю культуры, психологию и другие дисциплины гуманитарного цикла. Другая, выраженная не столь отчетливо, состоит в утверждении, что гуманитарное образование не столько изучение гуманитарных дисциплин, сколько особый способ мышления, особое мировоззрение. Часто при этом, аргументируя второй подход, ссылаются на опыт Америки, где будущие ученые и инженеры слушают соответствующие гуманитарные дисциплины и курсы или по выбору изучают какую-нибудь тему типа «Особенности средневековой японской поэзии» или «Русская литература XIX столетия», а также курсы, связанные со специальностью.

Однако обе эти позиции имеют слабые основания. В первом случае неясно, чем преподавание случайных гуманитарных дисциплин поможет инженеру мыслить и видеть по-другому; кроме того, как показывает уже существующий опыт преподавания, студенты плохо понимают, для чего им нужны подобные гуманитарные знания. Во втором случае нет ответа на то, какие

гуманитарные дисциплины и как нужно преподавать, чтобы складывалось гуманитарно-ориентированная личность инженера.

Вообще постановка вопроса о гуманитаризации технического образования, очевидно, не может сводиться к вопросу о преподавании в инженерных вузах гуманитарных дисциплин. Вопрос должен ставиться шире: каким должно быть инженерное образование, чтобы отвечать современным требованиям и инженерной профессии, характеру и тенденциям современной инженерии, особенностям современного образовательного процесса, общим требованиям и идеалам человека постиндустриальной культуры? В каком смысле при такой постановке вопроса можно говорить о гуманитаризации технического образования?

Гуманизация и гуманитаризация являются необходимым условием обновления содержания образования современного университета. Научный и технологический прогресс вносят в развитие цивилизационного общества XXI века не только позитивные, но и негативные компоненты, связанные с технократическим мышлением, в основе которого лежит идея превосходства средства над целью, техники над человеком. Модернизация высшего образования направлена на формирование новой парадигмы образования современного университета, на преодоление узкой специализации и разрыва между

гуманитарными и негуманитарными дисциплинами. Через гуманитарно-нравственные ценности будущий специалист должен видеть научно-технические проекты, технологию и методологию технического творчества. Идея гуманизации высшего образования основывается на либеральном образовании, где главное — индивидуализация и естественные права личности, свобода, равные возможности, демократия. Принципы либерального образования позволяют личности осуществить свободный выбор условий и средств самореализации, условий и средств саморазвития.

Вероятно, если обособление технической и гуманитарной культур становится нетерпимым, способствует углублению кризиса нашей цивилизации, то нужно работать на их сближение, стремиться к целостной гуманитарно-технической личности. Идеал - целостный, органичный человек, ориентирующийся в обеих культурах, являющий собой ростки (очаги) новой культуры, где уже не будет самой оппозиции гуманитарное - техническое. По сути, указанные здесь моменты задают один из смыслов идеи гуманитарного образования. Второй его смысл профессиональный: очевидно, будущие инженеры и другие специалисты в области технических дисциплин должны усвоить какие-то специальные знания и методы из области гуманитарных наук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. М.: Современный университет, 2007. 99 с.

2.Мовсумзаде Э.М., Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю., Шавшукова С.Ю. Гуманитаризация нефтяного образования. Ч. I. Этапы освоения нефтегазовых месторождений Урало-Поволжья: учеб.-метод. пособие. Ижевск: КнигоГрад, 2013.

3.Мовсумзаде Э.М., Кобраков К.И., Гусейнова С.Н., Колодкина Л.С. Деятельностные технологии в гуманитарно-ориентированной подготовке специалистов легкой промышленности. М.: Изд-во МГУДТ, 2014.

4.Современные педагогические технологии в гуманитарно-ориентированном техническом образовании. М.: Изд-во МГУДТ, 2014.

5.Мовсумзаде Э.М., Мастобаев Б.Н. и др. Морская нефть. Развитие технических средств и технологий. СПб.: Недра, 2005. 234 с.

6.Мастобаев Б.Н., Шаммазов А.М., Мовсумзаде Э.М. Химические средства и технологии в трубопроводном транспорте нефти. М.: Химия, 2002. 295 с.

7.Шаммазов А.М., Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н., Мовсумзаде Э.М. и др. История нефтегазового дела России. М.: Химия, 2001. 315 с.

8.Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. От древней химии до современной нефтепереработки. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000. 211 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. История нефтепереработки и нефтехимии Башкортостана. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. 124 с.

10.Мовсумзаде Э.М., Самедов В.А. Бакинская нефть и военно-морской флот царской России. Уфа: Реактив, 1996. 148 с.

11.Мовсумзаде Э.М., Муртазин М.Б. Очерки по истории развития нефтяной промышленности Урало-Поволжского региона. Уфа: Реактив, 1995. 112 с.

12.Мовсумзаде Э.М., Салаев Ф.М. Нефтяная симфония. М.: Химия, 2003. 163 с.

13.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 270 с.

14.Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г., Арутюнов В.С. и др. Наука в России. От настоящего к будущему. - М.: Либроком, 2009. 506 с.

15.История науки и техники: учеб.-метод. пособ. / под ред. А.В. Ткачева СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. 143 с.

16.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учеб. пособ. Ч. I. 2-е изд., с испр. и доп. М.: МГИУ, 2007. 276 с. 17.Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. С. 89-86.

18.Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 9-12

19.Черноглазкин С.Ю., Балыхин М.Г., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М. Содержание подготовки специалистов в области гуманитарной логики:

методология моделирования // История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 13-16. 20.Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Балыхин М.Г. Гуманитарно-ориентированная подготовка специалистов легкой

промышленности: методологическое введение // История и педагогика естествознания, 2016. № 1. С. 9-13. 21.Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И., Балыхин М.Г., Мовсумзаде Э.М. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки

инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания. 2016. № 3. С. 16-19. 22.Колесников В.А. Инновационность гуманитарности как способ преодоления ограниченности современного образования // Среднее профессиональное образование. № 3. 2015. С. 3-9.

23.Колчина Г.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Зарождение и хронология этапов развития квантовой химии // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 34-43.

24.Мамедъяров Э.Э., Мовсумзаде Э.М. Отражение истории зарождения и становления морской добычи нефти на полотнах художников Американского и Европейского континентов // История и педагогика естествознания, 2015. № 4. С. 44-47.

25.Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Филосовские науки. 1988. № 1. С. 26.

26.Филиппов В.М. Место фундаментального естественнонаучного образования в новой образовательной парадигме // Вестник РУДН, сер.: Фундаментальное естественнонаучное образование. 1995, №1. с. 5-7.

27.Налимов В.В. В поисках иных смыслов СПб.; М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 472 с.

28.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.

29.Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России [Электронный ресурс]. URL: http://www. ac-raee.ru (дата обращения: 25.01.17).

30.Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011. 288 с.

31.Добрускин М.Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3. С. 87-109.

THE COURSE "HISTORY OF THE SPECIALTY" AS THE REALIZATION OF HUMANIZATION OF TECHNICAL EDUCATION

BAKHTIZIN R.N., Dr. Sci. (Ph.-m.), Prof., Rector

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia).E-mail: rektor@rusoil.net

SHEMYAKOV A.O., Cand. Sci. (Tech.), Associate Prof., Head of Innovation, Strategy and Communications Department Moscow Aviation Institute (National Research University) (4, Volokolamskoe Highway, 125993, Moscow, Russia). E-mail: uisk@mai.ru KERIMOV V.Yu., Dr. Sci. (Geol.-Min.), Prof., Head of the Department of Theoretical Basics of Prospecting and Exploration of Oil and Gas.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) (65, korp.1, Leninskiy Pr., 119991, Moscow, Russia). E-mail: vagif.kerimov@mail.ru

PAKHOMOV S.I., Dr. Sci. (Chem.), Deputy Director of the Department of Attestation of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers

Higher Attestation Commission under the Ministry Education and Science of the Russian Federation (51, Lyusinovskaya St., 115093, Moscow, Russia). E-mail: pahomov-si@mon.gov.ru

MASTOBAEV B.N., Dr. Sci. (Tech.), Prof., Head of Department of Transport and Storage of Oil and Gas MOVSUMZADE E.M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof.

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia). E-mail: mastoba@mail.ru, E-mail: eldarmm@yahoo.com

ABSTRACT

The paper presents the natural position of the origin of humanization of technical education through linguistics, law, history. It analyzes important stages of need to conduct the course "History of the specialty", principles of humanization based on the requirements of the state program of the Russian Federation "Development of education in 2013-2020", the subprogramme 1 "the Development of professional education". The Authors tried to confirm the priority of humanitarization of technical specialties.

Keywords: humanization of technical education, course "History of the specialty", natural science, cultural-humanistic paradigm, scientific world view.

REFERENCES

1.Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarization of engineering education]. Moscow, Sovre-mennyy universitet Publ., 2007. 99 p.

2.Movsumzade E.M., Kolodkina L.S., Chernoglazkin S.YU., Shavshukova S.YU. Gumanitarizatsiya neftyanogo obrazovaniya. CH. I. Etapy osvoyeniya neftegazovykh mestorozhdeniy Uralo-Povolzh'ya [Humanitarianization of oil education. Part I. Stages of development of oil and gas deposits in the Ural-Volga region]. Izhevsk, KnigoGrad Publ., 2013.

3.Movsumzade E.M., Kobrakov K.I., Guseynova S.N., Kolodkina L.S. Deyatel'nostnyye tekhnologii vgumanitarno oriyentirovannoy podgotovke spetsialistovlegkoypromyshlennosti [Activity technologies in humanitarian-oriented training of light industry experts]. Moscow, MGUDT Publ., 2014.

4.Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii v gumanitarno oriyentirovannom tekhnicheskom obrazovanii [Modern pedagogical technologies in humanitarian-oriented technical education]. Moscow, MGUDT Publ., 2014.

5.Movsumzade E.M., Mastobayev B.N. Morskaya neft'. Razvitiye tekhnicheskikh sredstvi tekhnologiy [Sea oil. Development of technical facilities and technologies]. Saint Petersburg, Nedra Publ., 2005. 234 p.

6.Mastobayev B.N., Shammazov A.M., Movsumzade E.M. Khimicheskiye sredstva i tekhnologii v truboprovodnom transporte nefti [Chemical means and technologies in pipeline oil transportation]. Moscow, Khimiya Publ., 2002. 295 p.

7.Shammazov A.M., Bakhtizin R.N., Mastobayev B.N., Movsumzade E.M. Istoriya neftegazovogo dela Rossii [History of oil and gas business in Russia]. Moscow, Khimiya Publ., 2001. 315 p.

8.Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Ot drevney khimii do sovremennoy neftepererabotki [From ancient chemistry to modern oil refining]. Ufa, UGNTU Publ., 2000. 211 p.

9.Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Istoriya neftepererabotkii neftekhimii Bashkortostana [History of oil refining and petrochemistry of Bashkortostan]. Ufa, UGNTU Publ., 1997. 124 p.

10. Movsumzade E.M., Samedov V.A. Bakinskaya neft' i voyenno-morskoy flot tsarskoy Rossii [Baku oil and the navy of tsarist Russia]. Ufa, Reaktiv Publ., 1996. 148 p.

11. Movsumzade E.M., Murtazin M.B. Ocherkipo istoriirazvitiya neftyanoy promyshlennosti Uralo-Povolzhskogo regiona [Essays on the history of the development of the oil industry in the Ural-Volga region]. Ufa, Reaktiv Publ., 1995. 112 p.

12. Movsumzade E.M., Salayev F.M. Neftyanaya simfoniya [Oil symphony]. Moscow, Khimiya Publ., 2003. 163 p.

13. Vernadskiy V.I. Nauchnaya mysl' kakplanetnoye yavleniye [Scientific thought as a planetary phenomenon]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 270 p.

14. Agamova N.S., Allakhverdyan A.G., Arutyunov V.S. Nauka v Rossii. Ot nastoyashchego kbudushchemu [Science in Russia. From the present to the future]. Moscow, Librokom Publ., 2009. 506 p.

15. Istoriya naukii tekhniki [History of science and technology]. Saint Petersburg, SPB GU ITMO Publ., 2006. 143 p.

16. Sheypak A.A. Istoriya nauki i tekhniki. Materialy i tekhnologii [History of science and technology. Materials and technologies]. Moscow, MGIU Publ., 2007. 276 p.

17. Oreshnikov I.M. Filosofiya tekhniki i inzhenernoy deyatel'nosti [Philosophy of technology and engineering]. Ufa, UGNTU Publ., 2008. pp. 89-86.

18. Oreshnikov I.M. Cultural-Humanistic Paradigm of Engineering and Technical Education. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 9-12 (In Russian).

19. Chernoglazkin S.YU., Balykhin M.G., Pushina L.A., Movsumzade E.M. The content of training specialists in the field of humanitarian logic: the methodology of modeling. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 13-16 (n Russian).

20. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M., Balykhin M.G. Humanitarian-oriented training of light industry experts: methodological introduction. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 1, pp. 9-13 (In Russian).

21. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I., Balykhin M.G., Movsumzade E.M. Humanitarian and semantic modeling of training of engineering and industrial personnel: the guiding principles. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16-19 (In Russian).

22. Kolesnikov V.A. Innovativeness of humanitarianism as a way of overcoming the limitations of modern education. Sredneye professional'noye obrazovani-ye, 2015, no. 3, pp. 3-9 (In Russian).

23. Kolchina G.YU., Movsumzade N.CH., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Origin and chronology of the stages of quantum chemistry development. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 34 - 43 (In Russian).

24. Mamed"yarov E.E., Movsumzade E.M. Reflection of the history of the origin and formation of marine oil production on the canvases of artists of the American and European continents. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 44 - 47 (In Russian).

25. Bessonov B.N. Humanism and technocracy as types of spiritual orientation. Filosovskiye nauki, 1988, no. 1, p. 26 (In Russian).

26. Filippov V.M. The place of fundamental natural science education in the new educational paradigm. Vestnik RUDN, 1995, no.1, pp.5-7 (In Russian).

27. Nalimov V.V. Vpoiskakh inykh smyslov [In search of other meanings]. Saint Petersburg - Moscow, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2013. 472 p.

28. Vernadskiy V.I. Filosofskiyemyslinaturalista [Philosophical thoughts of the naturalist]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 520 p.

29. Akkreditatsionnyy tsentr Assotsiatsii inzhenernogo obrazovaniya Rossii (Accreditation Center of the Association of Engineering Education of Russia) Available at: http://www. ac-raee.ru (accessed 25 January 17)

30. Mamardashvili M.K. Mysl' vkul'ture. Soznaniye i tsivilizatsiya [Thought in culture. Consciousness and civilization]. Saint Petersburg, Azbuka Publ., 2011. 288 p.

31. Dobruskin M.Ye. Humanization as a Higher Education Strategy. Filosofiya i obshchestvo, 2005, no. 3, pp. 87-109 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.