Научная статья на тему '«Инь» и «Ян» инженерного творчества'

«Инь» и «Ян» инженерного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Инь» и «Ян» инженерного творчества»

В. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН, ректор З. САЗОНОВА, профессор Н. ЧЕЧЕТКИНА, доцент Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)

Июнь 2005-го: замечательный солнечный день и праздничное настроение! Белоколонный дворец МАДИ, свежая зелень набирающего силу лета, ярко окрашенные дорожно-строительные машины, невероятных форм и конструкций спортивные автомобили, разнообразные диагностические установки, пение птиц и восторженные голоса подростков, оценивающие взгляды «созревающих» заказчиков, серьезные обсуждения ученых, страстные научные дискуссии «всех и вся» и одобряющие реплики именитых гостей...

Природа, техника, люди - прекрасная в своей неожиданной и неповторимой гармонии картина, обрамленная в фантастическую «тройную» раму: литая чугунная ограда бурлящего жизнью сквера, движущаяся вдоль нее по тротуару «демонстрация» заинтригованных пешеходов и плотно упако-

МАДИ - 75 ЛЕТ

«Инь» и «Ян»

инженерного

творчества

«Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею».

Н.Г. Чернышевский

ванный, растянувшийся на целый квартал ряд автомобилей, доставивших на выставку научных достижений МАДИ (ГТУ) осведомленных специалистов.

Мадийцы - разносторонние люди: они занимаются наукой, любят и ценят искусство, уделяют внимание спорту, но. их «души прекрасные порывы» связаны с техническим творчеством и инженерной деятельностью. А само инженерное дело вновь (как во времена античности и эпоху Возрождения) превращается в гармоничное творчество, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция.

Студенты МАДИ часто приходят в музей университета «в одиночку», но нередко собираются вместе - обсудить со своими преподавателями множество общих вопросов. В музее МАДИ есть замечательная экспозиция моделей автомобилей [1], выпускавшихся отечественной промышленностью в течение многих десятков лет. Представленные на выставке модели - это уменьшенные копии реальных машин, «уехавших в историю». Каждая модель - «носитель» опыта прошлых поколений российских ин-

женеров, их культуры, их мыслей, их человеческой сути. Не отдавая себе отчета (почему?), некоторые ребята и преподаватели постоянно приходят пообщаться с этими уникальными пришельцами из прошлого, побуждающими (за счет чего?) к движению в будущее. Немолодые преподаватели, с надеждой глядя на своих воспитанников, объясняют, как прекрасен и нелегок труд Инженера. Для того чтобы создать нечто новое, необходимо проделать большую и порой мучительную внутреннюю работу, отказаться от стереотипов, в процессе работы сформулировать новые цели и увидеть проблему с совершенно иных позиций.

Они, с горящими глазами, - бесстыдно молоды и страстны, их (жаль, что немногих!) не пугают трудности выбранного пути. Они читали труды Конфуция и знают: для того, чтобы стать победителем,

То, что не ясно, следует выяснить,

То, что трудно творить, следует Делать с великой настойчивостью.

Московский автомобильно-дорожный институт «родился» в декабре 1930 года. В тот период в различных регионах громадного советского государства был организован целый ряд новых высших профессиональных учебных заведений. Начиналась индустриализация страны. «Верхи» думали, у них - государственный ум! «Низы» (у них - знания и умения) действовали, претворяя грандиозные планы в жизнь. Молодые, талантливые и полные сил ребята искренне верили в чистоту и величие идеи коммунизма, которая была источником их энергии и вдохновения. Их не учили рефлексии, малейшие сомнения и тревоги считались проявлением слабости. Они получили прекрасное техническое образование и, сфокусировав все свои силы на решении проблем индустриализации, стали известными во всем мире изобретателями, конструкторами, строителями:

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощения У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. пока.

Р. Рождественский

Время летит быстро, и иногда даже за короткий срок происходят судьбоносные события. Открытая к началу XX века геобиосфер-ная система существовала уже миллионы лет. В процессе непрерывного взаимодействия со всеми геосферами она «вступила»на путь устойчивого эволюционного развития. Потребовалось меньше столетия, чтобы все кардинально изменилось. Сегодня человечество обнаружило себя в совершенно ином мире. Необходимая для жизни человека природа оказалась в смертельной опасности, подвергаясь жесткому натиску бесчеловечной технократии. Технологическийпереворот «расколол» в прошлом целостную сферу жизни человека на две части: естественную (биосферу) и искусственную (техносферу).

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц И земли без воды.

Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.

Р. Рождественский

Инженеры - проектировщики и конструкторы техносферы - в силу объективных условий стали ключевыми фигурами современности. Реальность такова: будущее цивилизации зависит не только от их знаний и инженерного таланта, но, в первую очередь, от духовного измерения их мышления и деятельности. Мысль должна предшествовать проектно-регулирующей деятельности. Совершенно недопустима ситуация, при которой сначала проектируют и конструируют, а затем, осознав пагубные последствия содеянного, разрушают. Опасно и безнравственно осуществлять «дело без мысли».

Как хорошо, что у нас есть замечательный музей! Как хорошо, что у нас есть мес-

то, в котором мы, «от мала до велика», встречаемся и вместе думаем, обсуждая животрепещущие для нас проблемы. Одна из этих проблем - гуманизация инженерного образования.

Гуманизация образования предполагает новое понимание смысла жизнедеятельности человека как процесса постоянного духовного возвышения и рассматривает общество как единый, не разделенный антагонистическими противоречиями социум, как глобальный дом человечества. Гуманизация является тем социально-педагогическим феноменом, который выражает современные общественные тенденции в проектировании и функционировании системы образования и воспитания.

Гуманизация инженерного образования предполагает «очеловечивание» технических знаний, то есть такую организацию учебного процесса, при котором технические знания приобретают личностный смысл, и студент, обучаясь, развивает свою самобытность. Звучит красиво!

Но. «мысль без дела» непродуктивна. Гуманизация образования требует не только создания концептуальной модели в ходе осознания проблемы на теоретическом уровне, но и ее инструментального решения.

В настоящее время инженерно-техническое образование выходит на передний план мирового образовательного пространства. Инженер становится ключевой фигурой современности. Решение проблемы гармонизации отношений техносферического мира с природой, человеком и социумом тесно связано с повышением уровня компетенций современного инженера в естественнонаучной, технической, технологической, экономической и гуманитарной областях. Поэтому в первую очередь необходимо установить гармоничное соответствие между высшим техническим образованием и непрерывно развивающейся ноосферно-технологической средой [2].

Современное наукоемкое производство требует организации упреждающей подго-

товки специалистов для новых и перспективных технологий. Главной особенностью инженерного дела становится его связь с наукой, изменяется содержание инженерного проектирования. В соответствии с сегодняшней реальностью инженерное проектирование - это деятельность, направленная на создание новых объектов с заранее заданными характеристиками при выполнении необходимых ограничений - экологических, технологических, экономических. Проектная культура включает практически все аспекты творческой деятельности людей - этические, эстетические и психологические. Проект организует деятельность людей в преобразовании среды обитания, в достижении не только технических, но и социальных, психологических, эстетических целей. Стержнем проектной культуры остается инженерная деятельность, а основой нового инженерного мышления становятся ценностные установки личности и общества, целеполагание инженерной деятельности.

Первые шаги

Кризисы в образовании - это перманентное явление. Большинство известных кризисов имели локальный характер, и технологии выхода из них удалось хорошо «проработать»: пересмотр технологий обучения или форм организации учебного процесса, создание учебников новых поколений и т.д. Разразившийся в конце XX века (и длящийся до сих пор) кризис образования носит глобальный характер. Выход из него требует пересмотра парадигмы образования и изменения его социальных целей. Осознание глубинных причин кризиса технического образования привело к тому, что гуманистический критерий был наконец «уравнен в правах» с остальными критериями научной рациональности.

Несколько десятков лет назад В.И. Вернадский писал о необходимости учитывать в процессе образования подлинное место человека в мире. Великий ученый обращал внимание на значение комплексности зна-

ния, рождающегося во взаимосвязи различных наук, и призывал смотреть на образовательную систему не как на искусственную среду, являющуюся результатом умственной, рациональной деятельности человека и складывающуюся из теорий, формул, понятий, а как на часть социального (и даже космического) целого. И вот наконец наступило время, когда методологической основой создания инновационного инженерного образовательного пространства в формирующемся обществе знаний стала гуманистическая доминанта.

Первые ответственные шаги в области гуманизации отечественного инженерного образования связаны с формированием (на базе бывших технических вузов) технических университетов.

Важными инструментами гуманизации высшего технического образования и в целом инженерного мышления являются его гуманитаризация и экологизация, позволяющие живо реагировать на развитие массового сознания общества и на изменение общественной психологии.

С целью организации работы по гуманитарной подготовке студентов в МАДИ (ГТУ) в мае 2000 года был создан гуманитарный факультет [3]. В его состав в настоящее время входят кафедры: истории, философии, культурологии, социологии, транспортной юриспруденции, русского языка, иностранных языков, физического воспитания. С гуманитарным факультетом тесно сотрудничают кафедры экономических теорий (экономический факультет) и кафедра инженерной педагогики (естественнонаучный факультет). Специфика гуманитарного факультета позволяет эффективно осуществлять междисциплинарные исследования. Вопрос об их развитии тесным образом связан с формированием национальной идеи воспитания духовно богатой, всесторонне развитой личности. Факультет является инициатором и организатором проведения ежегодной междисциплинарной научной студенческой конференции «Была, есть и будет русская земля».

В этой конференции за последние годы приняли участие около трех тысяч студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников МАДИ.

Гуманитарный факультет является важной составляющей системы воспитательной работы со студентами университета, первостепенное внимание он уделяет вопросам духовного развития студентов как основе их творческого развития.

В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 8 июля 2000 года В.В. Путин сказал: «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели».

Объектом технической деятельности выпускников технического вуза является техника во всех ее аспектах. Но не только. К настоящему времени инженерная деятельность «вышла» за пределысобственно техники как совокупности механизмов, машин, устройств и т.п. Современные инженерные объекты представляют собой сложную техническую, социальную, экономическую и эргономическую реальность. Учитывая принципиальную важность для инженера гуманитарной подготовки и ее востребованность студентами, кафедры факультета разработали и внедрили в учебный процесс широкий спектр элективных курсов. Все они ориентированы на создание гармоничного образа мира, удовлетворение духовных потребностей и повышение общей культуры наших выпускников. Культура - это стремление к совершенному качеству всего, что становится предметом дела или созерцания, переживания или мышления, общения или поведения (Н. Рерих).

Инженерная педагогика и гуманизация

Представление результатов инженерного образования в формате системы компетентностей выпускников технических вузов ориентирует процесс подготовки инжене-

ров к широкопрофильной деятельности на основе последовательного использования компетентностного подхода. Системообразующим ядром в процессе построения ком-петентностной модели инженера XXI века являются теоретические и практические достижения в области инженерной педагогики.

Руководство и педагогический коллектив Московского автомобильно-дорожного института рассматривают развитие инженерной педагогики в качестве одной из стратегических задач в процессе модернизации автомобильного и дорожного образования. Для обеспечения системного подхода при решении фундаментальных и прикладных задач инженерной педагогики на базе МАДИ (ГТУ) создан комплекс следующих подразделений: Российский мониторинговый Комитет по инженерной педагогике, Центр инженерной педагогики, Центр инноваций в инженерном образовании, кафедра инженерной педагогики [4].

Кафедра инженерной педагогики относится к числу молодых кафедр МАДИ (ГТУ). Она была организована в конце 2000 года. Учебная работа коллектива преподавателей кафедры началась с 1-го сентября 2001 года.

Основными направлениями учебной работы кафедры инженерной педагогики являются подготовка студентов в области методологии инженерной деятельности и развитие инженерного творчества. Педагогический коллектив кафедры является междисциплинарным, в него входят: доктор технических наук и кандидаты физико-математических, педагогических, экономических и исторических наук. Два преподавателя кафедры имеют звание «Европейский преподаватель инженерного вуза». Интеллектуальный потенциал сотрудников кафедры, серьезная междисциплинарная подготовка, психологическая готовность к инновационной деятельности и творческий энтузиазм определили спектр научных интересов коллектива кафедры: осуществление междисциплинарных проектов, пробле-

мы формирования корпоративной культуры университета и гуманизации внутриву-зовского образовательного пространства, профессионально-педагогическая подготовка преподавателей технического университета, интеграция учебного процесса и совершенствование организации самостоятельной работы студентов.

Разработка основ интеграции фундаментального естественнонаучного, технического и гуманитарного знания с учетом стратегических целей автомобильно-дорожного образования имеет большое методологическое и практическое значение. Успешное решение задачи гуманизации образовательного процесса возможно лишь при создании единого гуманистического образовательного пространства. К сожалению, большинство представителей как технических, так и гуманитарных кафедр до настоящего времени не готовы оценить важность этой проблемы и попросту игнорируют ее. Есть над чем подумать при организации подготовки и переподготовки преподавателей технического университета!

Компетентных специалистов могут сформировать только компетентные преподаватели [5] . Именно они являются «главными конструкторами» новой образовательной среды. Личность преподавателя, его профессионально-педагогическая и психологическая культура, нравственные качества играют решающую роль в процессе подготовки современных инженеров -компетентных творческих специалистов и убежденных патриотов.

Формирование и развитие интегрированной системы психолого-педагогических и профессиональных компетентностей преподавателей инженерных вузов являются центральной задачей инженерной педагогики. В процессе ее эволюции были открыты новые продуктивные формы и методы повышения уровня психолого-педагогической культуры преподавателей. Активная работа на стыке инженерии и педагогики позволила к настоящему времени открыть и аккумулировать инновационные технологии,

обеспечивающие высокое качество профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей профессиональной школы. Однако проблемы, связанные с гуманитарной подготовкой преподавателей технических вузов и с разработкой структурно-логических связей между естественнонаучной, технической и гуманитарной подготовкой инженера XXI века, все еще находятся в стадии постановки и ждут своего решения.

Коллектив кафедры инженерной педагогики МАДИ придает большое значение такому компоненту педагогики, как духовно-нравственное воспитание студентов -будущих инженеров, и видит тесную связь проблемы духовного возрождения российского народа с процессами формирования новых жизненных установок, чувства ответственности за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание. В связи с этим гуманизация инженерного образования и поиск методов ее реализации стали «стержневой» идеей и «сквозным» направлением теоретической и практической деятельности каждого преподавателя.

В первую очередь был разработан план совместных действий и установлены рабочие контакты с кафедрами гуманитарного факультета, кафедрой промышленной экологии и другими выпускающими кафедрами. Важными для проведения исследовательской работы событиями стали организация регулярно действующего межвузовского научно-методического семинара «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании» и создание совместной с кафедрой промышленной экологии межкафедральной учебно-исследовательской лаборатории прогрессивных методов инженерной педагогики в преподавании экологических и других профильных дисциплин [6].

Работа осуществлялась в соответствии с разработанной стратегией: ознакомление с ситуацией, изучение существующих подходов к решению рассматриваемой проблемы, формирование банка новых идей, все-

сторонний анализ имеющегося материала, конкретизация структуры практических действий. Поле экспериментальной деятельности быстро расширялось: подготовка и совместное со студентами участие в студенческой конференции «Была, есть и будет русская земля», организация и проведение музыкальных и поэтических вечеров, диспутов о содержании выбранных профессий, встречи с учеными и конструкторами (выпускниками МАДИ), посещение выставок и музеев, организация военно-патриотической деятельности, выполнение совместной исследовательской работы и многое другое. Мы стремились к тому, чтобы все наши мероприятия не были формальными, и регулярно обсуждали на заседаниях нашей кафедры свои наблюдения, полученные результаты и возможность использования некоторых из них для мотивации учебного процесса. Неожиданно для самих себя мы обнаружили интересное явление. В ходе дискуссий каждый из нас частенько использовал характерные для соответствующей профессиональной области термины и выражения. Разработанный в процессе наших совместных обсуждений устный междисциплинарный словарь позволил каждому из нас почувствовать «многомерность» обсуждаемых проблем и еще. понять, что одним из важных результатов творческих исканий является создание нового в самих «ищущих», изменение их внутреннего мира и, как результат, - рождение созидательных идей и действий.

Профессиональная деятельность современных инженеров является многофункциональной и полисодержательной. Успешное осуществление разнообразных функций инженера требует обязательного владения терминологией и понятиями, соответствующими каждому из типов деятельности. Следовательно, одним из практических шагов на пути к гуманитаризации образовательного пространства в техническом университете может стать формирование междисциплинарного интегрального тезауруса, включающего естественнонаучные, техни-

ческие и чисто гуманитарные термины. Совокупность понятий и терминов в сконструированном междисциплинарном тезаурусе (ключевые слова!) отразит взаимосвязи предметной, материально-практической, производственно-технической, управленческой и других видов деятельности инженера. Использование совокупности этих понятий, описывающих различные характеристики и функциональные особенности изучаемых объектов и процессов, позволит осознать единство техники и многомерного пространства жизнедеятельности человека, почувствовать «человеческое измерение» техники.

Для реализации нашей идеи необходима команда преподавателей-энтузиастов, работающих на различных кафедрах университета. В МАДИ такая команда уже есть [6]. Восемьдесят преподавателей МАДИ и сотрудников автомобильно-дорожного комплекса объединили свои усилия для формирования единого творческого коллектива, согласованно работающего над достижением общей цели - подготовки высококомпетентных инженеров-экологов.

У отечественных технических университетов есть общая цель - всестороннее развитие личности каждого студента и каждого преподавателя в процессе их совместной учебной работы, обеспечивающей требуемые государственным стандартом квалификационные и компетентностные характеристики инженера. Основа гуманизации - это гуманность самой дидактической модели обучения и общения. Гуманизация технического образования предполагает осуществление гуманитаризации, фундаментали-зации и личностно-деятельностной направленности учебного процесса. Университетам предоставлены широкие академические свободы. Коллектив каждого вуза самостоятельно выбирает индивидуальный путь достижения конечного результата.

В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках.

Так стою, меж двумя шарами -Солнечным и земным.

Недра мозга, пласты мозга Глубоки, словно рудные недра.

Я из них вырубаю, как уголь, Выплавляю из них, как железо, Корабли, бороздящие море,

Поезда, обвившие сушу,

Продолжение птиц - самолеты И развитие молний - ракеты.

Это все я добыл из круглой,

Словно шар земной, головы.

Голова моя - шар Солнца, Излучающий свет и счастье, Оживляющий все земное,

Заселяющий Землю людьми

Э. Межеяайтис

Литература

1. МАДИ - взгляд в будущее // Высшее обра-

зование в России. - 2004. - № 5.

2. Московченко А.Д. Философия и стратегия

инженерно-технического образования // Труды международной конференции «Элитное техническое образование». -М., 2003.

3. Грачева Л.Е. Гуманитарное образование

студентов // Высшее образование в России. - 2004. - №5.

4. Сазонова З.С. Кафедра инженерной педа-

гогики как центр интеграции образовательного процесса в техническом университете // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». Теория и методика профессионального образования. - М., 2004. - №2 (7).

5. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Подго-

товка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. - 2004. - № 4.

6. Жураковский В.М., Сазонова З.С. «Работа в

команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. - 2005. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.