Научная статья на тему '«Лицей технический университет»: проблемы, поиски, решения'

«Лицей технический университет»: проблемы, поиски, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лицей технический университет»: проблемы, поиски, решения»

Н. КЛУШИНА, профессор, проректор по воспитательной работе

О. ВЛАСОВА, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет

Будучи региональным вузом, Сев-КавГТУ оказывает существенное влияние не только на экономическое развитие Северо-Кавказского региона, но и на его образовательную политику. Это влияние усилилось с момента открытия в качестве одного из структурных подразделений университета лицея-интерната для одаренных детей Ставропольского края.

Система «лицей - технический университет» имеет целый ряд преимуществ перед традиционными формами образования старшеклассников. Обеспечивая психологопедагогические условия развития личности учащихся в соответствии с их способностями и профессиональными склонностями, она оптимизирует процессы социальнопсихологической адаптации при переходе от одной ступени образования к другой. В рамках интеграции высшего и среднего образования открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении.

Однако с первых шагов работы лицея педагогический коллектив вуза столкнулся с целым рядом трудноразрешимых проблем, корни которых лежат в противоречиях современного образования. Пожалуй, основное содержание этих противоречий состоит в противоборстве между тенденциями эволюционирования современного образования и его тяготения к стабильности.

Как социальный институт, призван-

«Лицей - технический университет»: проблемы, поиски, решения

ный транслировать общественные ценности от поколения к поколению, образование является одной из систем стабилизации общества, поддержания в нем определенного равновесия. Видимо, в этом и кроется причина «ригидности» образовательных парадигм, следствие которой - возрастание пропасти между результатами развития педагогической и психологической теории, с одной стороны, и практики - с другой.

Противоборство между этими тенденциями порождает целый ряд более частных педагогических противоречий. Выделим лишь те из них, которые обнаружили себя с первых этапов построения системы «лицей - технический университет».

1. Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования старшеклассников на развитие конкурентоспособной личности. Между тем искомая модель личности не вполне вписывается в систему ценностей традици-

онной для России коллективистской морали, трансляция которой составляла одно из магистральных направлений отечественной педагогики.

2. Противоречие между возрастанием вариативности типов учебных заведений и неразработанностью организационных, методических и правовых основ их функционирования.

3. Противоречие между декларацией субъектного подхода и преобладанием в образовательной практике субъект-объектных методов педагогических воздействий.

4. Дезинтегрированность деятельности психологических служб образовательных учреждений, их педагогических коллективов и администрации, следствием которой является не только снижение качества образовательного процесса, но и возрастание его стрессогенности для всех субъектов образования.

5. Несоответствие традиционной системы проверки и оценки знаний учащихся современным требованиям, предполагающим более тонкую дифференциацию и одновременно интеграцию отдельных «единиц знания».

Последнее противоречие является следствием, с одной стороны, непро-работанности в отечественной педагогической теории проблемы качества образования и, соответственно, отсутствия четких его критериев, а с другой - недостаточности имеющихся научных данных о диалектике взаимосвязи между интеллектуальным потенциалом личности и результатами обучения. Другими словами, речь идет о необходимости разведения понятий «обучаемость» и «обученность», выявлении психологических факторов успешности обучения. Прогнозируя дальнейшее развитие образовательной ситуации, можно предположить, что именно это противоречие может стать существенным препятствием для получения обра-

зования одаренными детьми из «глубинки», в частности, при переходе к системе единого государственного экзамена.

Разрешение этих противоречий предполагает организацию серьезной научной работы. Лицей-интернат Сев-КавГТУ стал экспериментальной площадкой, на которой разворачиваются фундаментальные и прикладные психо-лого-педагогические исследования, осуществляемые сотрудниками университетских кафедр психологии, педагогики и психологии высшей школы, социологии и социальной работы. Основной их вектор определяется насущными задачами реальной педагогической практики в системе «лицей - технический университет».

Организация образовательного процесса в инновационном учреждении, каковым является лицей, потребовала разработки научно-методических и правовых основ его функционирования. В настоящее время здесь апробируется нетрадиционная модель образовательного процесса, построенная на принципах развивающего обучения и отвечающая передовым идеям педагогической науки. Ее уникальность состоит прежде всего в том, что она создает условия для расширения «поля зрения» будущего специалиста, его адаптации в профессиональном и научном сообществе с первых шагов профессионализации. Это обеспечивается рядом особенностей педагогической системы, которые заключаются в следующем.

• Правовой статус лицея, являющегося структурным подразделением университета. Это позволяет мобилизовывать финансовые и кадровые ресурсы вуза в организации образовательного процесса, создает условия для соединения обучения с исследованием.

• Вариативность учебного плана лицея. Содержание образования обо-

гащено элективными курсами, которые преподаются доцентами и профессорами СевКавГТУ. Это позволяет знакомить учащихся с наиболее значимыми достижениями в разрабатываемой коллективом научной области, обеспечивает их предметную адаптацию в научном сообществе.

• Включение лицеистов в исследовательскую деятельность. В русле реализации университетского компонента учебного плана учащиеся уже со второго полугодия 10 класса включаются в исследовательские программы научных коллективов университета, что создает уникальную ситуацию субъект-субъектного взаимодействия с учеными вуза и обеспечивает социальную адаптацию в научной среде. Это является фактором, обеспечивающим развитие познавательной мотивации, раннюю интериоризацию профессиональных норм научного сообщества и основополагающих ценностей его интеллектуальной культуры.

• Организация службы психологического сопровождения, цель которой состоит в обеспечении психологических условий реализации интеллектуального и личностного потенциала учащихся. В числе приоритетных задач «службы» - выявление и развитие тех параметров личности, которые обеспечивают ее успешность в профессиональном и социальном планах.

Важность решения психологических проблем образования одаренных старшеклассников потребовала разработки специальной научной программы «Психологическое сопровождение развития личности на ранних этапах профессионализации». Была сформирована исследовательская группа, в которую вошли сотрудники лицея -докторанты, аспиранты и соискатели кафедр социально-психологического факультета университета. Уже сейчас получены интересные результаты.

С первых этапов работы четко обозначился круг проблем, решение которых диктуется спецификой образовательной системы лицея: методологические основы отбора учащихся и диагностики их когнитивных способностей; формы и средства дифференциации учащихся по профилю (естественноматематическому и гуманитарному); создание благоприятного психологического климата в коллективах учащихся, которые отличаются не только интеллектуальным потенциалом, но и высоким уровнем притязаний в когнитивной и коммуникативной сферах и т.п.

Психологическое сопровождение развития личности учащихся в системе «лицей - технический университет» потребовало изучения возрастных и личностных особенностей учащихся, с тем, чтобы определить приоритетные направления практической психологической поддержки в этот период. Ранний юношеский возраст является одним из ключевых этапов развития, на котором осмысляются жизненные перспективы, строятся личные и профессиональные планы, происходят трансформации ценностных приоритетов и структуры учебной мотивации.

К числу ключевых задач психологического сопровождения в этот период можно отнести развитие тех параметров личности, которые необходимы для успешности в профессиональной деятельности. Именно в этом направлении развернулась научная работа психологов лицея.

В исследовании А.Н. Боброва, направленном на решение прикладных задач диагностики и развития творческого потенциала учащихся, была выявлена взаимосвязь интеллекта и креативности не только на уровне целостного познавательного процесса, но и на уровне свойств личности. Полученные им эмпирические результаты подтвердили высокую значимость лично-

стного фактора в процессе реализации творческого потенциала.

Полученные экспериментальные данные говорят о существовании сложной взаимосвязи между целым рядом интеллектуальных, творческих и личностных характеристик учащихся. Так, была выявлена обратная связь показателя оригинальности образного мышления (-0,467) с социальной приспособленностью. Чем выше социальная активность и лучше приспособленность в группе, тем больше оригинальных идей человек способен реализовывать, отходя от привычного шаблона. Такие учащиеся более уверенны и чаще пользуются оригинальными путями в решении разнообразных задач.

Кроме того, А.Н. Бобровым получены и другие интересные данные о характере взаимосвязи творческих показателей с личностными характеристиками (организованность, мотивация, самоотношение, локус контроля, эмоциональная стабильность и др.). В целом, эти результаты являются эвристической основой для построения программы развития креативности учащихся.

В числе причин, инициировавших создание лицея, важнейшей является потребность современного высшего профессионального образования у молодежи, способной в будущем не только решать профессиональные задачи, но и самостоятельно их формулировать, генерируя новые идеи. Поиск критериев отбора таких учащихся и создание технологий прогнозирования их успешности - цель исследования Н.В. Карташевой.

Используя стандартные психодиагностические методики, а также метод экспертных оценок, она выявила тенденции, значимые для определения общей стратегии отбора детей для обучения в лицее. В частности, было обнаружено, что школьная успеваемость не

является прогностически значимым фактором академической успешности учащихся в системе «лицей-техничес-кий вуз». Больший потенциал успешности имеют не те дети, школьные оценки которых за предыдущие годы были более высокими, а ребята, обладающие достаточным уровнем психологической и социальной зрелости, сформированной профессиональной и познавательной мотивацией, высоким уровнем развития отдельных подструктур интеллекта.

В исследованиях Н.В. Карташевой был обнаружен на первый взгляд парадоксальный факт. Выяснилось, что ресурс интеллектуальной и исследовательской активности связан не только с когнитивными параметрами, но и с личностными особенностями, в первую очередь с уровнем так называемого «рационального контроля». На практике это выглядит следующим образом: учащиеся, для которых в общеобразовательной школе была характерна высокая академическая успешность, достигнутая за счет организованности поведения и жесткого планирования действий, демонстрируют показатели успешности в исследовательской деятельности ниже, чем их менее организованные сверстники. Вероятно, причина этих различий кроется в том, что исследовательская активность предполагает внутреннюю мотивацию и обостренное «чутье» на новые идеи, стремление к новому и сензитивность (по Я.А. Пономареву) к побочным, а значит, незапланированным результатам своих действий. Несмотря на то, что эта рабочая гипотеза еще эмпирически не подтверждена, полученные данные являются значимыми для совершенствования системы отбора в лицей-интернат.

Одним из направлений психологического сопровождения образовательного процесса в системе «лицей - тех-

нический вуз» является помощь учащимся в решении задач профессионального самоопределения. Возрастание актуальности этой проблематики обусловлено наличием глубокого противоречия в образовательной практике, суть которого состоит в следующем.

На современном этапе развития образования все четче обозначается тенденция профильной дифференциации школьного образования. На практике это осуществляется в форме углубленного изучения отдельных предметов (иногда начиная уже с 5-6 классов) в соответствии с интересами школьника и его предполагаемым профессиональным выбором в дальнейшем.

Сегодня профильное обучение является распространенным и в какой-то мере «модным» явлением, необходимость которого очевидна. Однако внедрение идеи профильного обучения в образовательную практику вступает в противоречие с психологическими закономерностями развития подростков. Многочисленные психологические исследования показывают, что профессиональное самоопределение - жизненная задача юности, окончательное решение которой в подростковом возрасте по меньшей мере преждевременно. Это актуализирует проблему разработки психологических обоснований самой возможности и методов профильной дифференциации учащихся.

В условиях лицея, основанного на профильном обучении, обозначенное противоречие приобретает особую актуальность. Выбирая один из университетских компонентов образования для углубленного изучения, 14-15-летний подросток вынужден совершить кардинальный для своей жизни выбор в тот момент, когда для этого еще не созрели психологические предпосылки.

Решение обозначенной проблемы

связано с поиском путей психологической помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении. Современный уровень развития психологических технологий, достижения в области профессиональной психодиагностики создают достаточную базу для того, чтобы уже сегодня помочь подростку осознать свои интересы, структуру способностей, запустив тем самым механизмы рефлексии и поиска информации, необходимой для выбора профиля обучения и оптимизации профессионального развития в дальнейшем.

В настоящее время лицей стал своеобразным консультативным и научным центром по проблемам психологического сопровождения профессионализации молодежи города и края. Эта работа разворачивается в двух направлениях. Во-первых, психологическая служба лицея оказывает методическую помощь образовательным учреждениям по вопросам организации и проведения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся. Во-вторых, накопленный в лицее опыт позволил в 2003-2004 учебном году начать масштабную работу по организации профессионального консультирования старшеклассников всего Ставропольского края.

Анализ первых результатов работы лицея показал эффективность предложенной модели образования, подтверждением чего являются высокие темпы когнитивного и личностного развития учащихся, возрастание их исследовательской активности. В настоящее время лицей играет важную роль в образовательной политике Ставропольского края, поскольку его деятельность является одним из факторов формирования единого образовательного пространства края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.