Научная статья на тему 'Инвариативность современной системы российского образования на этапе его профилизации'

Инвариативность современной системы российского образования на этапе его профилизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Наталья Александровна

В статье заявлена проблема создания современного образовательного пространства, основанного на введении профильного обучения в общеобразовательные школы. В связи с этим освещены различного рода педагогические проблемы реализации профильного обучения в России, оказывающие непосредственное влияние на процесс профессионального самоопределения старшеклассников,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвариативность современной системы российского образования на этапе его профилизации»

РАЗДЕЛ XI РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 371,01: 378

Н. А. Суханова

ИНВАРИАТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ЕГО ПРОФИЛИЗАЦИИ

Актуальной проблемой современного образования является создание открытого образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.

Данная проблема контекстно связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников школ способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.

В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследованиями педагогов и психологов доказано, что в старшем школьном возрасте формируется одно из стержневых качеств личности -профессиональное самоопределение. Ориентиром к успешному самоопределению здесь будет вступать профильное обучение.

Большой вклад в изучение основных идей профильного обучения старшеклассников внесли такие видные ученые и педагоги как Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, Э. Д. Днепров, В. М. Кларин, М. А. Пинская, В. Ф. Сахаров, Л. Н. Серебренников, П. И. Третьяков, В. Ф, Шаталов,

Н. М. Шахмаев, С. Н. Чистякова и др. Мониторингу и оценке эффективности внедрения в практику идей профильного обучения посвящены научные исследования Е. Н. Жуковой, А. А. Каракотовой, М. Э. Кожевниковой, А. Ф. Мазник, Т. А. Олейник, В. В. Тверских, Г. Ф. Трубиной, Л. О. Филатовой, А. А. Чернышева, А. П. Шестакова и др.

Общие подходы к соотношению базовой и профильной подготовки и построению отдельных профилей отражены в работах Л. Н. Боголюбовой, Г. В. Дорофеева, Л. В. Кузнецовой, Б. А. Ланиной, М. Б. Туровского и др. Дидактическому и методическому обеспечению профильной подготовки посвящены работы Т. А. Козловой, Т. М. Матвеевой, В. А. Пименовой и др. Некоторые обобщения и методические рекомендации по практической

ИНВАРИАТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

реализации профильного обучения представлены работами О. Г. Андрияновой, Г. М. Кулешовой, В. П. Лебедевой, Л. Ю. Ляшенко, Н. Ф. Родичева, С. Н. Чистяковой и др.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования идея профильного дается в контексте основной идеи обновления старшей школы, которая «состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным». А в качестве основных целей названы: углубленное изучение отдельных предметов, дифференциация содержания обучения старшеклассников, равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, социализации учащихся, преемственность между общим и профессиональным образованием.

Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Понятно, что детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость «уплотнения» некоторых возрастных этапов. Эту мысль высказал в свое время Д. Б. Эльконин. Сегодня данная мысль получает свое наглядное подтверждение. Один из примеров — профильное обучение, которое является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возрастов. Можно сказать, что профильное обучение создает уникальные условия для подтверждения гипотезы Д. Б. Эльконина о возникновении новых периодов психического развития.

Реализация профильного обучения на современном этапе развития школы предполагает решение ряда задач:

1. Ранняя профессионализация и специализация знаний предполагают избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Именно поэтому одной из важнейших задач психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития.

2. Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи подростни-чества возникают перед учащимися в несколько искаженной форме. Например, задача формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев эту задачу за него «решают» родители. В результате у него не формируется временная перспектива и -как следствие - теряется учебная мотивация в настоящий момент. Поэтому одной из задач психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является профориентация.

3. Известно, что люди существенно различаются своими индивидуальными особенностями, и это означает, что одни будут более успешны в определенных видах деятельности и обучения, чем другие. Данное обстоятельство приводит к тому, что задача отбора, несмотря ни на что, остается актуальной на протяжении многих веков.

В современном виде это преобразуется в задачу вступительной диагностики, позволяющей прогнозировать и устранять возможные затруднения в учебной деятельности.

Итак, профильное обучение предполагает три задачи: 1) мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся; 2) углубленная профориентация учащихся; 3) психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы.

Тем не менее, возникают различного рода педагогические проблемы реализации профильного обучения в России на современном этапе, а именно:

1. Сокращение инвариантного компонента учебного плана нарушает единство системы образования, введение элективных курсов еще более усугубляет эту ситуацию. Базовая подготовка учащихся сокращается. Такой подход может привести к разрушению фундаментализма знаний, к формированию размытого сознания и, как следствие, к отсутствию общемировоззренческой системы взглядов на мир, общество, природу.

2. Введение зачетно-модульной системы практически невозможно из-за отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированного на учителя-практика. Данная система входит в противоречие с требованиями системности и полноты содержания образования. Модули и балловая (рейтинговая) оценка усвоения учебного материала часто строится на основе субъективного фактора (позиции преподавателя). Возрастают трудозатраты преподавателя при той же зарплате.

3. Несформированность будущих профессиональных интересов у учащихся 9-10-х классов. Общеизвестно, что состав учащихся старшей ступени обучения по этому признаку крайне неоднороден. Одни четко определились с выбором профессиональной деятельности, другие сомневаются, третьи совсем не знают, на чем остановить свой выбор. Утверждение авторов Концепции о том, что в 15 лет учащиеся школы профессионально самоопреде-лены, преувеличено. Чаще оно сводится к общему стремлению продолжить образование в вузе. Практически отсутствует ориентация учащихся на обучение в профессиональных лицеях, в системе среднего профессионального образования. Это создает перекос в распределении потока выпускников по другим уровням образования, создает ажиотаж, искусственный рост конкурса при поступлении в вуз. Кроме того, нельзя профсамоопределение заменить профориентацией, которая практически ушла сегодня из школы.

ИНВАРИАТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

4. Еще одна проблема - кадры для профильной школы. Учитель профильной школы должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, проектирование индивидуальных образовательных траекторий; профильное (в школе) и профессиональное (по окончании школы) самоопределение старшеклассников; формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации данной задачи нужна опережающая разработка стандартов высшего профессионального педагогического образования третьего поколения, введение необходимых специализации и магистерских программ с учетом потребностей профильного обучения.

Вместе с тем в ближайшие несколько лет преподавание в профильной школе будет осуществляться ныне действующими педагогическими кадрами. В этой связи при переходе на профильное обучение необходимо учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку (с получением соответствующего свидетельства).

Но это вряд ли изменит ситуацию. Концепцией профилизации предусматривается подготовка магистров педагогических наук для преподавания профильных курсов. Основная масса учителей действительно сейчас не готова к такой деятельности. Недостаточна их подготовка по предмету. Что же касается философских знаний, то они очень слабые. Но магистры будут еще не скоро. Скорее всего, три недельных часа курса естествознания разделят между собой учителя физики, химии и биологии: по одному часу в неделю каждый будет излагать свой предмет. С точки зрения дидактики, один час в неделю - это профанация обучения. Мы сомневаемся в том, что спешная подготовка учителей естествознания из учителей физики, химии и биологии в институтах повышения квалификации (с получением сертификата о втором высшем образовании) даст положительный результат.

В связи с этим можно констатировать, что кадровое обеспечение модернизации образования на стадии профилизации старшей школы отсутствует.

Именно поэтому при подготовке педагогических кадров профильной школы нельзя говорить только о повышении квалификации. Нужна новая модель педагогического образования и профессиональная переподготовка действующих учителей. Представляется, что в перспективе к преподаванию в старшей профильной школе должны привлекаться лишь учителя, получившие степень магистра (в отличие от достаточного для начальной и основной школы бакалавриата - четырехлетнего педагогического образования).

Таким образом, главная задача российской образовательной политики на текущем этапе - обеспечение современного качества образования на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, одним из важнейших направлений которой является школа профильного обучения старшеклассников, ориентированная на обеспечение каждому субъекту образования пространства выбора и развития.

Профессиональное самоопределение является неотъемлемой составной частью самоопределения личности и направлено на осознание личностью самого себя и использование своих внутренних ресурсов для определения места в труде, обществе, жизни на основе выработки своих профессиональных ценностей и смыслов. С позиции процессуально-результативного подхода профессиональное самоопределение подростков - это динамичный процесс и результат формирования осознанного профессионального намерения, осуществляемого путем развития профессиональной направленности личности. Существенную роль в этом процессе играет профильное обучение.

Масштабность задачи перехода на профильное обучение в контексте рассматриваемой проблемы требует разработки и применения комплексной модели такого обучения, которая с одной стороны, интегрировала бы «разорванные» сегодня диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны, включила бы в себя всех субъектов: учащегося, родителей, педагогов, психологов, социальных работников и др.

Библиографический список

1. Борисова, Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия - М., 1991.

2. Выготский, Л. С. Психология. - М., 2000.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996.

4. Психологическая диагностика / Под ред.. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой - М., 2000.

5. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

6. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

7. Худин, А. Н. Профильное обучение: аспект взаимодействия вуза и общеобразовательной школы: Методическое пособие. - Курск, 2005.

8. Хуторской, А. Ф. Личностно ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе. - М.,

2002. - С. 12-30.

9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения, Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1996,

10. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С. Н. Чистяковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина,

2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.