Научная статья на тему 'Реализация профильного обучения на современном этапе развития общего образования'

Реализация профильного обучения на современном этапе развития общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFILE TRAINING / A COMPREHENSIVE SCHOOL / PROFESSIONAL INTEREST / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Н. А.

Описаны современные педагогические проблемы реализации профильного обучения в России, дана краткая характеристика современного состояния указанного вида обучения в общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of profile training at the present stage of development of the general education

In article modern pedagogical problems of realisation of profile training in Russia are described, and also the short characteristic of a current state of the given kind of training in comprehensive schools is given.

Текст научной работы на тему «Реализация профильного обучения на современном этапе развития общего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. СУХАНОВА,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета

suhanova @yandex. ru

Аннотация. Описаны современные педагогические проблемы реализации профильного обучения в России, дана краткая характеристика современного состояния указанного вида обучения в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: профильное обучение, общеобразовательная школа, профессиональный интерес, профессиональное самоопределение, профориентация.

REALIZATION OF PROFILE TRAINING AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATION

N.A. SUHANOVA,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

The summary. In article modern pedagogical problems of realisation of profile training in Russia are described, and also the short characteristic of a current state of the given kind of training in comprehensive schools is

Key words: profile training, a comprehensive school, professional interest, professional self-determination, vocational guidance.

Модернизация современного образования, выражающаяся в его переходе к 12-летнему обучению школьников, создала предпосылки для решения проблем преемственности и непрерывности уровней образования. В этих условиях существенно возрастает роль общего образования как базы для любого направления профессионального образования, основы развития познавательных способностей, без которых все последующие этапы непрерывного образования мало эффективны. Следует подчеркнуть, что концепция 12-летнего срока обучения предполагает в старших классах профильное образование, позволяющее на основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке формировать у школьников целостную мировоззренческую позицию; создающее условия для проектирования своего будущего.

В настоящее время для реализации профильного обучения в России необходимо решить следующие педагогические проблемы.

1. Сокращение инвариантного компонента учебного плана нарушает единство системы образования, введение элективных курсов еще более усугубляет эту ситуацию. Базовая подготовка учащихся сокращается. При профильном гуманитарном образовании количество часов, например математики, уменьшилось в 2 раза. Но сдавать этот предмет и в форме ЕГЭ выпускникам приходится как обучающимся в

профильных, так и непрофильных классах. Из профилей гуманитарного цикла исключены в качестве самостоятельных учебных предметов физика, химия, биология. Они заменены курсом естествознания (3 ч. в неделю), который также не обеспечен учебно-методическим комплексом. Такой подход может привести к разрушению фундаментализма знаний, к формированию размытого сознания и, как следствие, к отсутствию общемировоззренческой системы взглядов на мир, общество, природу.

2. Введение зачетно-модульной системы практически невозможно из-за отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированного на учителя-практика. Данная система входит в противоречие с требованиями системности и полноты содержания образования. Модули и балловая (рейтинговая) оценка усвоения учебного материала часто строится на основе субъективного фактора (позиции преподавателя). Возрастают трудозатраты преподавателя при той же зарплате.

3. Несформированность будущих профессиональных интересов у учащихся 9—10-х классов. Общеизвестно, что состав учащихся старшей ступени обучения по этому признаку крайне неоднороден. Одни четко определились с выбором профессиональной деятельности, другие сомневаются, третьи совсем

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

не знают, на чем остановить свой выбор. Утверждение авторов концепции о том, что в 15 лет учащиеся школы профессионально самоопределены, преувеличено. Чаще оно сводится к общему стремлению продолжить образование в вузе. Практически отсутствует ориентация учащихся на обучение в профессиональных лицеях, в системе среднего профессионального образования. Кроме того, нельзя профессиональное самоопределение заменить профориентацией, которая сегодня практически ушла из школы.

4. Кадры для профильной школы — не менее значимы. Учитель профильной школы должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, проектирование индивидуальных образовательных траекторий; профильное (в школе) и профессиональное (по окончании школы) самоопределение старшеклассников; формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации данной задачи нужна опережающая разработка стандартов высшего профессионального педагогического образования третьего поколения, введение необходимых специализации и магистерских программ с учетом потребностей профильного обучения. Вместе с тем в ближайшие несколько лет преподавание в профильной школе будет осуществляться ныне действующими педагогическими кадрами. В этой связи при переходе на профильное обучение необходимо учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Но это вряд ли изменит ситуацию. Концепцией профилизации предусматривается подготовка магистров педагогических наук для преподавания профильных курсов. Основная масса учителей действительно до сих пор не готова к такой деятельности. Недостаточна их подготовка по предмету. В связи с этим можно констатировать: кадровое обеспечение модернизации образования на стадии профилизации старшей школы отсутствует. Нужна новая модель педагогического образования и профессиональная переподготовка действующих учителей. Представляется, что в перспективе к преподаванию в старшей профильной школе должны привлекаться лишь учителя, получившие степень магистра (в отличие от достаточного для начальной и основной школы бакалавриата — четырехлетнего педагогического образования).

О профильной, индивидуальной подготовке школьников заговорили в начале 90-х годов XX в. К тому времени стало понятно, что всеобщее среднее

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

образование слишком слабо ориентирует выпускников школ на профессиональное самоопределение. В настоящее время выбор профессии для многих старшеклассников можно назвать случайным. Зачастую этот выбор не соотносится с реальными возможностями и способностями. Этим обусловлена необходимость введения профильного обучения в старших классах. Основная идея профильного обучения в том, что образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. Практика показывает, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста (примерно с 15 лет), в системе образования должны создаваться условия для реализации школьниками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов.

В связи с этим и была разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. В соответствии с ней в старших классах предусматривается профильное обучение. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, их профессиональные интересы. Это обучение предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Система включает в себя следующие блоки учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. К базовым и обязательным предметам относятся математика, история, русский и иностранные языки, литература, физическая культура, а также курсы обществоведения и естествознания. Профильные общеобразовательные предметы — это предметы, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения (физика, химия, биология, литература и др.). Педагоги-психологи проводят диагностику, анкетирование, консультирование обучающихся. Элективные курсы помогают старшеклассникам определиться относительно профиля обучения в дальнейшем. Через семинары, совещания, курсы изучаются нормативная и методическая базы профильного образования; проводится подготовка педагогических кадров, т.е. в профильные классы подбираются учителя с соответствующим уровнем образования, опытом работы и квалификацией.

Литература

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2006.

3. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., 2005.

4. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. №1. С. 19—26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.