Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство вуза'

Информационно-образовательное пространство вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щуревич Владимир Андреевич, Ананьев Павел Иванович, Боровцов Евгений Геннадьевич, Андреева Ангелина Юрьевна

Представлено информационно-образовательное пространство территориально распределенной структуры крупного университета, его единая информационная среда на основе технологии виртуальных частных сетей, обеспечивающая доступ к образовательным, информационным и научным ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щуревич Владимир Андреевич, Ананьев Павел Иванович, Боровцов Евгений Геннадьевич, Андреева Ангелина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство вуза»

в интересах развития регионального трансграничного сотрудничества.

АлтГТУ, выпускающий экономистов различного профиля (специальности «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Коммерция», «Товароведение и экспертиза товаров», «Экономика и управление на предприятии», «Реклама») и менеджеров («Государственное и муниципальное управление»), готов поддержать реализацию этого проекта.

Вся деятельность Алтайского государственного технического университета на-

правлена на решение важных для региона задач. Наш вуз создает условия, необходимые для трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, и заботится о коммерциализации этих разработок, активно развивая сотрудничество с предпринимательским сектором и производством. У ниверситет готов внести достойный вклад в реализацию стратегии развития Алтайского края и делает все для повышения конкурентоспособности своего региона.

В.А. ЩУРЕВИЧ, начальник управления информатизации П.И. АНАНЬЕВ, доцент Е.Г. БОРОВЦОВ, профессор А.Ю. АНДРЕЕВА, доцент

Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое.

Эффективный процесс обучения сегодня уже не может быть реализован без использования технических средств, позволяющих полнее и глубже осваивать как базовые, так и профессиональные знания за счет имитации реальных условий. Применение компьютерных обучающих систем призвано, в частности, разрешить противоречия меж-

Информационнообразовательное пространство вуза

ду возрастающим объемом учебной информации и ограниченными сроками обучения, между его массовостью и индивидуализацией, а также создать условия для качественной фундаментальной подготовки в сочетании с освоением современных информационных технологий.

Построение информационно-образовательного пространства территориально-

распределенной структуры университета начинается с создания единой информационной среды на основе технологии виртуальных частных сетей, которая обеспечивает доступ к образовательным, информационным и научным ресурсам образовательного комплекса. В настоящее время распределенная корпоративная образовательная сеть АлтГТУ является крупнейшей образовательной сетью Алтайского края и включает в себя сеть базового вуза, канальную инфраструктуру и площадки удаленных подразделений.

Магистральная сеть базового вуза построена в 2003/2004 г. на основе технологии Gigabit Ethernet с использованием многомодового оптоволокна в качестве физической среды передачи данных. В структуре сети выделяется центральный информационно-коммуникационный узел, обеспечивающий поддержку всей корпоративной сети, а также периферийные узлы, через которые подключаются подразделения университета и Алтайский региональный ресурсный центр.

Канальная инфраструктура,обеспечи-вающая связь с удаленными факультетами, филиалами и представительствами, реализуется через среду MPLS/VPN, предоставляемую провайдером “СибирьТелеком”. Базовая сеть взаимодействует с провайдером через Ethernet-канал с информационной емкостью 100 Мбит, остальные узлы подключаются к сети посредством широкополосного доступа ADSL (ADSL+). Кроме того, имеются арендуемые каналы связи для доступа к ресурсам федеральной университетской сети RUNNet (2 Мбит), дополнительный канал доступа к ресурсам Internet (3 Мбит) и канал межуниверситетского VLAN (10 Мбит), обеспечивающий информационный контакт с образовательными учреждениями Барнаула.

Для упрощения подключения, администрирования и обслуживания площадки удаленных подразделений создаются по типовой схеме и включают в себя ADSL-модем, маршрутизатор, базовый коммута-

тор и локальный сервер подразделения, обеспечивающий функционирование локальных сервисов.

Вся распределенная сеть использует единую схему адресации, маршрутизации и доступа к информационным ресурсам.

Информационное ядро корпоративной образовательной сети вуза формируется на основе открытых технологий - в качестве серверных операционных систем используются ОС семейства FreeBSD, SUSE Linux, Debian GNU Linux. С целью оптимизации загрузки серверов и повышения уровня защищенности при построении информационных сервисов используются технологии виртуализации (QEMU, VirtualBox OSE) и изолированных окружений (FreeBSD Jail).

В рамках созданной сетевой инфраструктуры предоставляется следующий набор сетевых сервисов:

• электронная почта с поддержкой протоколов POP3, IMAP, SMTP с организацией защищенного соединения (SSL, TLS) и возможностью доступа посредством веб-интерфейса (HTTPS) (mail.altstu.ru, agtu.secna.ru, desert.secna.ru);

• доступ к корпоративному порталу университета (www.altstu.ru);

• доступ к сайту библиотеки университета (astulib.secna.ru);

• доступ к электронной библиотеке образовательных ресурсов университета (elib.altstu.ru);

• доступ к фонду свободного программного обеспечения (openheap.altstu.ru);

• доступ к сайту материалов дистантного образования (sdo-astu.secna.ru);

• доступ к внутриуниверситетскому IM-сервису (jabber) (talk.altstu.ru);

• авторизованный доступ к компонентам АСУ вуза;

• централизованное обновление баз данных антивирусных систем (astu-kasper.secna.ru);

• доступ к внутренней системе тестирования;

• доступ к ресурсам Интернет (в ре-

жиме прозрачного проксирования с балансировкой загрузки каналов доступа);

• доступ к системе учета и статистики потребления трафика;

• 1Р -телефония (в стадии тестирования на площадке УИИ).

В настоящее время проводятся работы по организации постоянно действующего сервиса потокового вещания и сервиса телеконференций.

Для адекватного реагирования на изменения рынка современному вузу необходима система управления, позволяющая добиваться постоянного совершенствования процесса предоставления образовательных услуг. Проектирование и развитие единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) управления в нашем университете началось в 1998 г. ЕАИС управления в АлтГТУ включает следующие подсистемы:

• АИС управления качеством образовательных услуг;

• АИС «Электроннаябиблиотека»;

• Web-портал;

• АИС финансово-кадрового обеспечения.

Функциональная схема АИС управле-

ния качеством образовательных услуг АлтГТУ представлена на рис. 1.

АИС управления качеством образовательных услуг является интегрированной системой, в основе которой лежит единая база данных, осуществляющая связь между подсистемами «Абитуриент», «МРСК», «АСТ-Тест» и «Контингент» (задачи подсистемы выделены на схеме серым цветом).

Подсистема «Абитуриент» обеспечивает работу с личными делами абитуриентов; генерацию вариантов; подготовку к проведению экзамена(в традиционной форме с использованием материалов Центра тестирования, а также в форме единого государственного экзамена); обработку результатов экзаменов; подготовку документации о зачислении абитуриентов; статистическую обработку информации по результатам приема. АИС «Абитуриент» позволяет сделать прозрачной всю приемную кампанию за счет своевременной публикации текущего конкурса по специальностям, результатов испытаний, рейтинга абитуриентов и итогов зачисления на информационных стендах приемной комиссии и на веб-сайте.

Следует отметить, что зачисление в АлтГТУ выполняется автоматически. Аби-

туриент при подаче заявления указывает несколько специальностей с ранжированием их по приоритету. По окончании вступительных испытаний на основании суммарных баллов абитуриента и списка заявленных специальностей происходит зачисление. Данный алгоритм обеспечивает условия честного проведения конкурса и способствует отбору наиболее способных абитуриентов.

Модульно-рейтинговая система квали-метрии учебной деятельности студентов (МРСК), внедренная в АлтГТУ с 2005/2006 учебного года, является приоритетно важным элементом системы менеджмента качества образования в университете. Квали-метрия учебной деятельности студентов -это мониторинг и измерение их знаний, умений, навыков с целью определения соответствия требованиям ГОС ВПО и запросам работодателей.

Подсистема «МРСК» позволяет в любой момент времени получить следующие виды рейтинговых оценок: входной рейтинг; рейтинг по данной дисциплине, изучаемой в текущем семестре; семестровый рейтинг, учитывающий рейтинги по всем дисциплинам текущего семестра, в том числе факультативных; обобщенный рейтинг, учитывающий входной рейтинг и успехи за все время с начала обучения в вузе до момента аттестации; обобщенный рейтинг по циклам дисциплин (ЕН, ГСЭ, ОПД, СД); выходной рейтинг, определяемый с учетом результатов государственного экзамена и защиты дипломного проекта (дипломной работы).

Каждый вид рейтинговой оценки определяется для одного студента, академической группы, групп одного курса данной специальности (направления), курса факультета, курса университета, факультета и дневного отделения университета в целом.

Создание системы оценки качества подготовки студентов подразумевало разработку теории научной организации тестового контроля и использования возможностей тестов. Это послужило основанием для создания в июне 2006 г. центра информа-

тизации и тестирования учебного управления (ЦИТ).

В качестве инструментальной среды для создания программно-педагогических тестов и оценки усвоения учебного материала в течение семестра используется адаптивная среда тестирования - АСТ-Тест.

Отлажен организационный механизм и проведено четыре массовых компьютерных тестирования итоговых знаний студентов. Тестирование позволяет: формировать банки тестовых заданий по дисциплинам; оценивать уровень освоения дисциплин и их отдельных модулей студентами; корректировать изучение отдельных тем дисциплин в соответствии с полученными результатами; оценивать качество преподавания (при статистике за несколько семестров).

Для повышения качества образовательных услуг, обеспечения одинакового доступа всех структурных подразделений к учебно-методическим и организационно-образовательным ресурсам, а также для внедрения единых подходов по управлению качеством, квалиметрии знаний, планированию, проектированию и реализации образовательных услуг необходимо создание единой инфокоммуникационной среды для всех звеньев территориально разветвленной структуры университета и стратегических партнеров университетского округа. В связи с этим приоритетными задачами в развитии АИС управления качеством образовательных услуг являются проектирование \«еЬ-интерфейса (контроль за успеваемостью студентов со стороны родителей) и подсистем «Кафедра» и «Преподаватель».

Подсистема «Контингент» обеспечивает работу с личными карточками студентов; подготовку к проведению аттестаций и сессий; обработку результатов аттестаций и сессий; назначение стипендий; формирование приказов.

Электронная библиотека образовательных ресурсов, введенная в действие в АлтГТУ в 2007 г., является одним из основных элементов интегрированной среды информационно-ресурсного обеспечения.

Цель ее создания - повышение качества образовательных услуг за счет полного обеспечения всего учебного цикла учебнометодическими материалами.

Структура электронной библиотеки максимально удобна для учащихся. Все материалы размещаются по хорошо известным студенту атрибутам: группа, курс, семестр, предмет, кафедра, преподаватель. Такой подход выглядит наиболее естественным и значительно облегчает поиск учебной литературы. Основными принципами формирования библиотеки являются:

• ориентация ее структуры на структуру учебных планов;

• размещение преимущественно соб-ственныхразработок профессорско-преподавательского состава университета;

• наполнение сайта дополнительными информационными ресурсами, востребованными в образовательном и научном процессах;

• доступ к базе данных на основе системы авторизации;

• доступность форматов размещаемых материалов;

• анализ потребностей и статистики использования размещенных материалов.

В настоящее время для размещения в ЭБ принимаются все основные виды учебных материалов: учебники, различные виды пособий и методическихматериалов, мультимедийные продукты, виртуальные лабораторные практикумы.

Среди современных форм электронных обучающих материалов наиболее доступными являются гипертекстовый и текстографический формат (PDF, DJVU). Гипертекстовые материалы размещаются в виде единого заархивированного файла с возможностью размещения и дальнейшего использования на локальном компьютере пользователя. Большинство материалов, предоставленных для размещения в ЭБ на стадии предварительной подготовки, конвертируются в формат PDF с защитой от копирования текста и защитой от печати (по требованию авторов).

В дальнейшем для развития электронной библиотеки планируются следующие шаги:

• обеспечение доступности сайта библиотеки из городского Интернета в целях удешевления оплаты трафика для потребителей;

• развитие интерфейсной части блока учебных материалов для расширения возможностей поиска и сортировки ресурсов;

• дальнейшее развитие модуля сбора статистики для анализа потребности и использования ресурсов библиотеки, а также для контроля за работой кафедр;

• создание электронных оболочек для разработки мультимедийных материалов.

Web-портал АлтГТУ интегрирован с подсистемой АИС управления качеством образовательных услуг. К настоящему моменту сформирована подсистема, предназначенная для предоставления абитуриентам текущей информации о правилах приема, вступительном конкурсе, результатах испытаний и итогов зачисления. Ведутся работы по использованию веб-технологий для организации методического обеспечения модульно-рейтинговой системы квали-метрии, а также для отображения результатов ее работы.

АИС финансово-кадрового обеспечения поддерживает бухгалтерский учет, управление кадрами, а также планово-финансовое управление. Данная подсистема решает следующие задачи:

• планирование штатного расписания вуза;

• кадровый учет профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

• начисление заработной платы;

• бюджетирование.

Для повышения качества образовательных услуг, обеспечения свободного доступа всех структурных подразделений к учебно-методическим и организационно-образовательным ресурсам, а также внедрения единых подходов к управлению качеством, квалиметрии знаний, планированию, проектированию и реализации образователь-

ныхуслуг ведутся работы по созданию единой инфокоммуникационной среды для всех звеньев территориально разветвленной структуры университета и стратегических партнеров университетского округа.

Для улучшения информационной обеспеченности студентов нарядус библиотечно-информационными ресурсами создан аппаратно-программный комплекс электронной библиотеки и печати (рис. 2).

шюры. Полноцветная цифровая машина Docuolor 8000AP, печатающая со скоростью 80 страниц А4 в минуту, позволяет изготавливать цветные вставки и обложки для черно-белой машины, а также печатать любую продукцию в цвете на бумаге плотностью от 80 до 300 Г/м2 формата SRA3.

Типография подключена к электронной библиотеке АлтГТУ. Таким образом, сту-

Ск<1и«|> Хеюх

РіееРІожТМ ОС*»

ПрОфЛММНО ЛППЛр.'ТИММ комплекс Хегох РгееМо«/* fv1.iktfRe.idy“'

Ц|*)>|)ОМЙ ТИЛО(|).и)|Щ Хсгох Оо<иТ«<Ь 0115

Аыпо:.\атич<( ыии {)>а пъцоящик-брошюроящчы ВОГ х

Устройство клеевого (нч шоаного терм олереплетч 88 ¿00$

Многополыовлтель<кля Л’ЕІ

0|)ІКН1>І|)ШНН.М (ЖТЄМЛ

управления корпорлгипными

ДЙКуМ<>НТ.)МИ Хйгпх 0О(иЬЬАГе«

Модул», пол ноцвешомпечлтм Хегох РосиСоїогвОООАР

Трехможевля ре л ьн ля млимміл Ногігоп ИТ 70

Г отовая продукция

Рис. 2

По заказу АлтГТУ типография оснащена современными цифровыми печатными машинами фирмы Xerox DocuTech 6115 и Docuolor 8000AP. Цифровая черно-белая печатная машина DocuTech 6115, печатающая со скоростью 115 страниц А4 в минуту, оснащена двумя профессиональными финишерами для брошюровки и склейки продукции. Таким образом, на выходе получаются готовые книги и бро-

денты и преподаватели могут заказать копии любых учебно-методических материалов или отдельных страниц.

Можно утверждать, что в АлтГТУ создано информационно-образовательное пространство, позволяющее эффективно управлять учебным процессом и предоставляющее студентам необходимые для успешного обучения информационные и образовательные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.