Научная статья на тему 'Единая информационная среда региона'

Единая информационная среда региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая информационная среда региона»

Т. ДАВЫДЕНКО, профессор, первый проректор

Е. ЖИЛЯКОВ, профессор И. РАШЕВ, начальник управления информатизации Л. ВЕРЗУНОВА, доцент

В современных условиях основное направление прогресса практически во всех областях социально-экономической сферы обусловлено процессами информатизации - беспрепятственного использования знаний, включая ускорение способов их получения, распространения и вовлечения в оборот человеческой деятельности.

Белгородский государственный университет не мог не отреагировать на этот главный вызов конца ХХ века - прежде всего в деятельности факультета компьютерных наук и телекоммуникаций, который готовит специалистов в области математического обеспечения и администрирования информационных систем, прикладной информатики в экономике. Выпускники этого факультета востребованы не только в Белгородском регионе, но и находят применение себе в других областях Центрального федерального округа. По заказу ОАО «Цент-

Единая информационная среда региона

ральная телекоммуникационная компания» университет приступил к целевой контрактной подготовке специалистов по сетевым связям и системам коммутации. Подготовленные на этом факультете специалисты пополняют ряды сотрудников университета, участвующих в организации информационно-технологического обеспечения деятельности различных университетских структур.

Определяющим фактором в этой сфере является наличие развитой информационной системы (ИС). Она ориентирована на совершенствование информационного обеспечения и системы управления университетом как целостным учебно-научно-инновационным и социальным комплексом и на повышение эффективности его работы.

Сегодня в университете насчитывается более 1300 персональных компьютеров. Комплекс вычислительной техники, обеспечивающий организацию учебного процесса, составляет порядка 700 компьютеров. Занятия и самоподготовку студентов обеспечивают 34 компьютерных класса. В управлении учебным процессом и научной деятельностью вуза задействовано около 500 компьютеров, находящихся в ректорате, деканатах, на кафедрах, в научной библиотеке, издательстве, отделах и службах университета.

В течение двух последних лет специалистами проделана большая работа по формированию единого информационного пространства БелГУ и его интеграции в региональные и глобальные информационные сети. Создана техническая платформа информатизации научной, учебной и организационной деятельности вуза, обеспечена база дистанционного обучения, разработан

и внедрен комплекс программ по автоматизации кадрового учета студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава учебного заведения. На базе приемной комиссии создан комплекс программ «Абитуриент» и осуществляется его пилотная эксплуатация.

Продолжается развитие единой телекоммуникационной и телефонной сети вуза. В 2003 - 2004 гг. БелГУ был подключен к российской научно-образовательной сети ИВКе^ расширен канал доступа к сети Интернет. Созданы каналы передачи данных и подключены к интрасети БелГУ филиалы, медколледж, астрофизическая обсерватория, институт последипломного медицинского образования, региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, ресурсный центр управления образованием администрации области, областной суд. В режиме удаленного доступа по телефонным линиям подключены 50 школ г. Белгорода.

Корпоративная сеть БелГУ объединяет все структурные подразделения университета, два филиала и медицинский колледж. При подключении корпусов к корпоративной сети университета используются собственные медные и волоконно-оптические линии, а также арендованные каналы передачи данных, обеспечивающие подключения подразделений пропускной способностью от

2 Мбит/с (филиалы) до 100-1000 Мбит/с (корпуса университета в г. Белгороде). Интрасеть университета объединяет 14 университетских зданий и учебных корпусов.

Для передачи данных между БелГУ и филиалами используются выделенные физические линии и DSL-модемы, а также в качестве магистрали используются каналы Е1 региональной SDH-сети (synchronous digital hierarchy). В результате пропускная способность сети между БелГУ и каждым из филиалов составляет 2,048 Мбит/с.

Работу интрасети обеспечивают 17 круглосуточно работающих телекоммуникационных узлов. Все пользователи интрасети имеют доступ к корпоративным серверам университета, среди них: веб-серверы, почтовый сервер, серверы баз данных и др.

Официальный сайт БелГУ стал мощным информационным ресурсом университетской интрасети. Разработана и опубликована английская версия сайта. За 2003-2004 г. в интрасети вуза и Интернет опубликовано 11 сайтов подразделений вуза, их общее количество - 26. На 1 января текущего года в университете зарегистрировано около 1000 пользователей электронной почты и более двух тысячпользователей Интернет.

Между университетом и залом заседаний областного суда создан скоростной канал передачи данных. Установлено и настроено видеооборудование, позволяющее осуществлять прямую трансляцию судебных заседаний в интрасеть БелГУ. Преподаватели и студенты юридического факультета могут просматривать в реальном времени судебные заседания и использовать полученную информацию в учебном процессе.

В помещении астрофизической обсерватории подключено к интрасети вуза оборудование автоматизированной коммуникационной мультимедийной системы звукового и визуального сопровождения лекционных, совещательных и презентационных мероприятий. Это позволяет применять в дистанционном обучении технологии одновременных интерактивных видеоконференций. Для

этого в ближайшее время необходимо апробировать видеооборудование, отработать технологию и методику проведения учебного процесса на базе планетария, поточных аудиторий и филиалов университета.

Еще одна важная социальная функция университета, выполнение которой определяется техническими возможностями аст-ролидарного комплекса: формирование и интеграция регионального информационного и образовательного пространства. Этот комплекс стал базой развертываемого университетом дистанционного обучения, а также телекоммуникационной основой создания специализированного Интернет-портала университета, предназначенного для создания единого образовательного информационного пространства региона на основе информационно-телекоммуникационных технологий. Ядро портала в виде программной поддержки основных сервисов и информационного наполнения учебно-методического, организационного сопровождения образовательных процессов в школах региона вводится в строй в этом году. Это позволит объединить учебные заведения области в единое образовательное информационное пространство, создать и развивать систему баз данных и других информационных ресурсов и на этой основе совершенствовать образовательные процессы в школах. В этом пространстве университет

выполняет функцию ресурсного центра информатизации образования в регионе.

Региональный ресурсный центр (РРЦ) информатизации образования - как распределенная сеть опорных центров - своей основной целью ставит формирование инфраструктуры единой образовательной информационной среды на основе интеграции организаций, развивающих информационные технологии. Региональный ресурсный центр координирует работу организаций, расположенных на территории Белгородской области, связанную с развитием единой образовательной информационной среды, способствует реализации технической политики в области информатизации системы образования. РРЦ проводит исследования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, интеграции информационных системразличного уровня, внедряет информационно-аналитические интегрированные системы для учебного процесса, научной деятельности и управления, создает научно-исследовательские лаборатории удаленного доступа. На базе регионального ресурсного центра осуществляется обучение и переподготовка соответствующих кадров, повышение квалификации педагогических и научных работников и обслуживающего персонала в области научно-исследовательских технологий (НИТ), а также граждан. Так, центром компьютерного обучения БелГУ за 2004 год было подготовлено более 250 школьников, студентов и преподавателей, учебно-научным центром информатизации БелГУ - более 60 человек в сфере информационнокомпьютерных технологий.

При поддержке РРЦ проведено пред-проектное обследование деятельности подразделений вуза с целью внедрения интегрированной автоматизированной информационной системы управления БелГУ (ИАИСУ БелГУ), разработаны модели бизнес-процессов подразделений вуза «Как есть» и «Как будет», подготовлены технические задания для реализации первого этапа создания ИАИСУ университета.

Создана техническая база, и производится переход научной библиотеки университета на информационные автоматизированные технологии. В марте 2004 г. в научной библиотеке БелГУ создан виртуальный читальный зал РГБ, обеспечивающий доступ преподавателей, аспирантов и студентов к электронной базе диссертаций, содержащей около 28 000 полнотекстовых документов, выполнено подключение к ресурсам Национального электронно-информационного консорциума (БД ЭБСКО) и организован доступ к электронным журналам социально-гуманитарной и медицинской тематики, энциклопедиям, справочникам и реферативным сборникам на английском языке. База содержит более 10 тыс. названий журналов, в том числе и рецензируемых, более 2,5 тыс. брошюр и книг, 500 журналов и газет на русском языке. Кроме того, в университете проводятся конкурсы электронных учебников. Лучшие учебники размещены в интрасети вуза и доступны студентам и преподавателям. Начат эксперимент по использованию в обучении дистанционных образовательных методик на основе мультимедиа- и Интернет-технологий. В январе 2005 года в университете началось освоение программы «Мотив» - системы электронного документооборота. С помощью данной программы возможно оперативное краткосрочное планирование деятельности в университете, надежное и безопасное хранение данных.

К сожалению, несмотря на определенные успехи в компьютеризации школ, они не обладают доступом к таким каналам связи, которые позволяют успешно работать в Интернет. В обозримом будущем такое положение, особенно для сельских школ, вряд ли изменится. Поэтому актуальной является задача предоставления школам доступа в Интернет с использованием телекоммуникационных возможностей университета. Региональный ресурсный центр БелГУ с 2004/2005 учебного года реализует проект по подключению школ Белгородской области к сети Интернет. В результате 158 сель-

ских школ будут иметь выход в Интернет по технологии ИаШоЕЛегпе^ Этот проект предусматривает создание сложной сети пакетной передачи данных, соединяющей множество объектов с помощью надежных, действующих круглосуточно каналов связи. Во многом благодаря данному проекту мы до определённой степени продвинулись в создании и единого образовательного информационного пространства (ЕОИП) школ области с использованием информационной базы Белгородского государственного университета и его телекоммуникационных возможностей.

На наш взгляд, это обеспечит совершенствование образовательных процессов в средних учебных заведениях области за счёт использования информационной базы БелГУ, оказания консультационных услуг специалистами университета, а также обмена между школами информацией в темпе реального времени. Наиболее востребованными ресурсами при этом являются: содержание образовательных программ специальностей университета, что позволяет спланировать профориентационную работу школ, а также даёт учителям, школьникам и их родителям более точное представление о тенденциях развития современного высшего образования РФ; сведения о потребностях рынка труда специалистов с высшим профессиональным образованием, включая данные об уровнях оплаты труда; прогнозы вакансий; дополнительное образование для повышения конкурентоспособности и т.п.; сведения о

конкурсах при поступлении на специальности БелГУ; методические материалы по подготовке к вступительным экзаменам и др.

Оказание консультационных услуг университетом также реализуется в основном посредством электронного обмена. Темы консультаций диктуются запросами или инициируются нашими специалистами совместно с органами управления образованием по типу моделирования вопросов и ответов. Для реализации процедур консультаций на портале университета создан специальный раздел (форум). Вопросы могут либо адресоваться непосредственно спрашивающим, либо переадресовываться квалифицированному эксперту администрато-ромпортала.

Возникает вопрос о функциональном наполнении единого образовательного информационного пространства средних учебных заведений Белгородской области. На наш взгляд, это, во-первых, проведение конкурсов, методических семинаров, форумов по проблемам педагогических технологий, а также учительских конференций, ученических олимпиад и заочных школ с обеспеченной возможностью объявления о мероприятии, регистрацией участников, сбором конкурсных данных или обсуждением, информированием об итогах. Во-вторых, это публикация нормативных актов и документов, информирование школьной общественности о направлениях деятельности БелГУ в области педагогики и смежных наук с возможностью рассылки их всем заинтересованным подписчикам. В-третьих, это консультации по вопросам организации и проведения единого государственного экзамена, по проблемам организации профориентационной работы, по вопросам управления школой, проведения индивидуальных консультаций с одаренными школьниками. И, наконец, это предоставление ссылок на наиболее ценные для школьной общественности ресурсы образовательных сайтов федеральных органов управления образованием, других регионов, крупных научно-педагогических центров. Все эти сведения пре-

доставляются посредством Интернет с использованием портала университета и электронной почты. Целесообразность обращения к информационному хранилищу университета обусловлена отсутствием возможностей у школ пользоваться надёжными и достаточно производительными каналами связи, тогда как для связи с БелГУ достаточно телефонных каналов, а кроме того, имеются и областные оптоволоконные линии связи.

Техническая платформа (базы данных, инфраструктура и т.д.) ЕОИП полностью реализуется на ресурсной базе БелГУ. Аппаратно-программная поддержка ЕОИП -по технологии Интернет-портала. Создание ЕОИП и поддержка его в актуальном состоянии осуществляется за счёт спонсорской помощи и различных грантов.

Таким образом, организационная структура образовательного пространства имеет иерархический вид, представленный на рисунке. Она объединяет таких участников ЕИОП БелГУ, как университет, органы управления образованием в Белгородской области, школы.

Основой ЕОИП является университет, который одновременно выступает посредником в обмене информацией (выполняя также функцию накопления данных) между всеми участниками единого образовательного информационного пространства средних учебных заведений и информационным центром, служащим для управления информационными процессами.

Современный рынок информационных продуктов - один из самых емких и в то же время - один из самых хаотичных. В этой ситуации университет взял на себя роль разработчика не только продуктов, но и технологий их продвижения на рынок. В рамках федеральной программы «Старт» факультетом компьютерных наук и телекоммуникаций проектируется создание малых предприятий по коммерциализации результатов научной работы и осуществляется внедрение информационных технологий в деятельность ведущих

ЕОИП

Рис. Организационная структура образовательного пространства

промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона. Одним из таких высокоэффективных предприятий стало хозрасчетное подразделение университета - Институт высоких технологий. Сегодня - это ведущий в регионе разработчик информационных технологий для предприятий малого и среднего бизнеса. В числе его лучших разработок - уникальный автоматизированный культурно-оздоровительный комплекс «Зодиак», ставший одним из самых популярных мест отдыха белгородцев.

При использовании предложенной структуры и содержательном наполнении

единого информационного пространства достигается не только совершенствование образовательных процессов, но и удовлетворение потребностей педагогических и руководящих работников образования Белгородской области в профессиональном росте с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, интеграция учебных заведений Белгородской области, создание и развитие единой системы баз данных и других учебных информационных ресурсов Белгородской области, организация эффективного взаимодействия образовательных учреждений с ресурсами ТМегпе^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.