Научная статья на тему 'Университет XXI века'

Университет XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет XXI века»

Л. ДЯТЧЕНКО, профессор, ректор Белгородский государственный университет

Создание в кратчайшие сроки Белгородского государственного университета

- это феномен общественного значения для Белгородской области и всей России. Сам факт того, что за последние 5 лет в развитие университета было вложено 1,5 миллиарда рублей, а только в этом году выделено 400 миллионов рублей из бюджета Белгородской области, свидетельствует о новых плодотворных формах взаимодействия федерального вуза, Министерства образования

и науки РФ и местной власти, которая взяла на себя львиную долю ресурсного обеспечения его становления. Программа развития университета реализуется прежде всего на региональном уровне. Гарантом ее реализации выступил попечительский совет Белгородского государственного университета под председательством губернатора области Е.С. Савченко и Фонд содействия развитию БелГУ. В этот фонд поступали средства от юридических и физических лиц, всех тех, кто хотел видеть свой город уни-

УНИВЕРСИТЕТ XXI ВЕКА

верситетским. Большую организационную и финансовую поддержку проекту развития БелГУ оказывает Министерство образования и науки Российской Федерации. Сегодня БелГУ - один из новейших университетов России и Европы, только за последние пять лет утроивший свою материальную базу. Высочайшие темпы его развития, архитектурно-дизайнерский облик можно считать гордостью отечественной системы образования России.

Белгородский государственный университет - уникальный архитектурный ансамбль. Его образуют семь социально-учебных комплексов.

В состав Центрального социально-учебного комплекса входят восемь учебных корпусов, административно-хозяйственный блок, молодежно-культурный центр, студенческое общежитие, жилой дом для преподавателей. Этот комплекс поражает своими дизайнерскими находками, величием и монументальностью. Расположенный перед входом в административный корпус фонтан, который венчает фигура Св. Архангела Гавриила, небесного покровителя Белгородского государственного университета, и великолепие разнообразно оформленных газонов, окружающих здания, создают атмосферу радушия и доброжелательности. Гостями университета за последние годы были руководители государственных структур России, известные политические и общественные деятели, выдающиеся ученые, знаменитые артисты.

В этом комплексе университета проходят профессиональную подготовку будущие юристы, менеджеры, экономисты, медики, фармацевты, психологи, геологи, географы, филологи, химики и биологи.

В состав центрального комплекса органично включен молодежно-культурный

центр. Тишиной и прохладой дышит «Задумчивый сад», который находится во внутреннем дворике университета. Внем все располагает к отдыху: скамейки, фонтан с журчащей водой, оригинальные скульптуры, цветники и газоны. Здесь рождаются новые идеи и открытия.

Святая святых университета - Храм Архангела Гавриила. Это красивая однокупольная церковь, напоминающая по своей архитектуре постройки XVII века. Храм пользуется популярностью у населения, а студенты считают его своей университетской церковью.

Второй социально-учебный комплекс представлен пятью учебными корпусами, лабораторным корпусом, концертным залом, тремя студенческими общежитиями, жилым домом для сотрудников и преподавателей университета, хозяйственным корпусом. Здесь ведется реставрация и внутренняя реконструкция старых зданий, в частности, завершается собственными силами евроремонт старейшего учебного корпуса, верой и правдой служившего студентам тридцать лет. Его главный вход теперь представляет собой украшенную балюстрадой великолепную колоннаду в классическом стиле. Таким образом застраиваются все корпуса университета. Разумеется, это не только современный интерьер зданий, но и модернизированные аудитории с мультимедийной проекцией, голографическими изображениями, создающими полную иллюзию трехмерного пространства, и другими техническими новшествами. В стенах этого комплекса обучаются студенты физико-математического, исторического, филологического, педагогического факультетов и факультета физической культуры.

Третий социально-учебный комплекс университета расположен в аутентично отреставрированном историческом здании -памятнике архитектуры XIX века. В нем находится единственный в России социальнотеологический факультет. Мрамор ступеней, старинная чугунная лестница, своды резных потолков, просторные залы про-

буждают воспоминания о минувших днях. Каждый год 25 января, в Татьянин день, день российского студенчества, этот корпус превращается в сказочный дворец, куда на рождественский бал съезжаются студенты, преподаватели и гости университета.

В четвертом учебно-социальном комплексе университета находится один из лучших в России медицинских колледжей. В нем осуществляется программа совместной с БелГУ подготовки специалистов в области лечебного и акушерского дела, стоматологии и фармации на уровне среднего профессионального образования. Сегодня в колледже более 20 доклинических кабинетов и лабораторий, зубоврачебные кабинеты и компьютерные классы, клинические базы лечебно-профилактических учреждений города. С 1997 года под патронажем Белгородско-Старооскольской епархии осуществляется подготовка сестер милосердия для работы с тяжелобольными.

Пятым комплексом университета стал инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива». В структуру центра включены: технопарк, обучающие и консалтинговые структуры, сервисные подразделения и подразделения инфраструктуры инновационной деятельности (банк, информационно-аналитическая служба, региональный центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий). На базе центра, в фирмах, непосредственно созданныхв структуре ИТЦ «Стратегическая инициатива», будут проходить практику студенты факультета управления и предпринимательства и экономического факультета. В бизнес-инкубаторе этого центра предусматривается обучение студентов разных специальностей основам предпринимательской деятельности. По итогам обучения студент или небольшая группа студентов, оптимально сочетающая в себе представителей разных специальностей, готовит необходимую к регистрации предприятия документацию, разрабатывает и защищает в университетской комиссии бизнес-план и по итогам защиты

получает в бизнес-инкубаторе дополнительные стартовые ресурсы для развертывания деятельности предприятия. Региональным фондом поддержки предпринимательства студенческому предприятию открывается кредитная линия. В специально оборудованном здании бизнес-инкубатора ему выделяются помещение, необходимый инвентарь и оборудование. Университет сопровождает деятельность предприятия консультационными и аудиторскими услугами.

Подобным образом уже созданы и успешно действуют две студенческие компь-

ютерные фирмы. Защитили свои бизнес-проекты и приступают к деятельности еще два предприятия, созданные студентами экономического и юридического факультетов. До конца этого года в Белгороде будут работать десятки студенческих предприятий. В первый год деятельности студенческие предприятия освобождаются от арендной платы. На втором году она будет составлять 50%, и лишь на третий год аренду придется оплачивать в полном объеме. Цикл такого «конвейера» рассчитан на три года и дает возможность студентам уже с

третьего курса выстраивать свою деловую карьеру.

Ожидаемый социальный эффект технологии бизнес-инкубатора не ограничивается сугубо прагматической задачей стартовой помощи студентам-предпринимателям: важен сам процесс формирования новой генерации участников малого бизнеса, приученных с первых шагов к деятельности на основе делового партнерства и корпоративной сплоченности. Концепция этой технологии предполагает, что «птенцы бизнес-инкубатора» и по окончании университета сохранят наработанные связи друг с другом, а также со своей alma mater.

Шестым университетским комплексом является туристический культурнооздоровительный комплекс БелГУ. Он является подразделением факультета физической культуры. Заново отстроив конюшни и другие сооружения конноспортивной школы, университет вдохнул новую жизнь в этот уникальный центр спортивной жизни, превратив его одновременно в центр подготовки студентов физической культуры и спорта по специализации «Тренер поконному спорту». Важным направлением деятельности КСШ является открытие спортивно-оздоровительных групп для учащихся школ города. Учебно-спортивную работу в школе осуществляют на лошадях буденновской, ганноверской, украинской и терской чистокровных верховых пород. При участии в соревнованиях воспитанникам присваиваются разряды по конному спорту. В КСШ БелГУ осуществляется реабилитация детей-инва-лидов на основе райттерапии (иппотерапии)

- лечебной верховой езды. В состав комплекса входят сервисные структуры: гостиница, кафе и др., позволившие сделать этот

Губернатор Е.С. Савченко перед планом развития БелГУ

центр привлекательным для гостей и жителей Белгородской области.

Седьмым комплексом университета стал учебно-социальный комплекс, расположенный в сосновом бору на берегу прозрачной реки Нежеголи. В рамках этого комплекса создается учебно-научный полигон для студентов и преподавателей геолого-географи-ческого, биолого-химического, исторического факультетов, факультета физической культуры.

Белгородский государственный университет - крупнейшее многопрофильное учебное заведение. На 16 факультетах университета и в его филиалах (Алексеевском и Старооскольском) обучаются более 20 тысяч студентов, аспирантов и ординаторов.

Подготовка дипломированных кадров

тельной и судебной систем, а также для отраслей экономики, осуществляющих жизнеобеспечение региона, - природопользования, городского хозяйства, сервиса, телекоммуникаций и др. Ежегодно выпускаются свыше двух тысяч специалистов для социальной, производственной и экономической сфер жизнедеятельности региона.

Дифференциация направлений подготовки основана на гибком реагировании на запросы населения, работодателей будущих специалистов и в первую очередь на потребности региона. Она состоит в открытии новых специальностей в традиционных областях образовательной деятельности БелГУ, а также в открытии новых для университета направлений профессиональной подготовки специалистов (рис.1).

В структуру университета входят два

14

12

10

6

4 \ 2 0

I

Т

т

□ гуманитарные науки

□ естественные науки и математика

□ медицинские науки и здравоохранение

□ педагогические науки

□ экономика и управление

□ сервис

□ технические науки

□ прочие

2001-2002 2002-2003 2003-2004 2004-2005

Рис. 1. Структура образовательных специальностей БелГУ

осуществляется по 52 специальностям и по 26 направлениям бакалавриата. Реализуются программы с сокращенным сроком обучения специалистов из числа лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля.

Образовательная деятельность университета ориентирована на подготовку специалистов для социальной сферы региона: образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной работы, правоохрани-

филиала (Алексеевский и Старооскольский), медицинский колледж, институт последипломного медицинского образования, три центра повышения квалификации специалистов экономического, технического и геологического профилей, классы для одаренных детей на базе Белгородского лицея.

Университет имеет: аспирантуру по 41-й специальности, докторантуру - по семи специальностям, ординатуру - по шести специальностям, интернатуру - по трем

специальностям. В БелГУ действуют шесть советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Образовательный процесс в Белгородском государственном университете осуществляют 800 штатных преподавателей, в том числе 107 докторов наук, профессоров и 380 кандидатов наук.

На базе университета создана ассоциация «Белгородский университетский комплекс», в состав которой входят: Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, четыре колледжа, 12 средних общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы-интернаты), что позволяет обеспечивать непрерывность и преемственность в содержании и организации научно-образовательного и воспитательного процесса.

Университет ведет подготовку иностранных учащихся уже 25-й год и имеет добрую репутацию и высокий рейтинг среди высших образовательных заведений мира. За эти годы в университете прошли подготовку более трех тысяч иностранных учащихся из 96 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Сейчас в Белгородском государственном университете обучаются более 360 студентов из 33 стран дальнего и ближнего зарубежья. Благодаря тесному взаимодействию БелГУ с Латиноамерикано-Российской Ассоциацией высшего образования (Перу), сотрудничеству с посольствами Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и при поддержке Министерства образования РФ, в 2002 г. международный факультет БелГУ получил статус базового факультета России по обучению студентов из латиноамериканских стран.

Сегодня продолжается активная интеграция БелГУ в мировое образовательное пространство, развиваются международные научные и образовательные связи с Германией, Италией, Польшей, Боливией, Колумбией, Перу, Эквадором, Китаем, Вьетнамом, США.

Опыт академического сотрудничества и знакомство с немецкой образовательной системой облегчили вхождение БелГУ в Болонский процесс (формирование единого Европейского образовательного пространства). Первыми в университете к освоению профессиональных образовательных программ зарубежного вуза приступили студенты экономического факультета. Они проходят курс дистанционного обучения в Бременском университете. Преподавание учебных дисциплин осуществляется из Бремена в режиме телеконференции.

БелГУ - участник международного проекта «Университеты» Зальцбургского семинара, где он был представлен Минобразованием России как пример российского опыта создания университетского комплекса. Следствием презентации стал рабочий визит в университет специалистов этой организации - «советников по приглашению», имеющих за плечами опыт руководства крупнейшими европейскими и американскими университетами. Зарубежные коллеги оценили высокий потенциал созданного университетского комплекса и выработали рекомендации по перспективам его развития, касающиеся в первую очередь создания нового менеджмента, адекватного изменившимся масштабам и качеству вуза.

Белгородский государственный университет - региональный научно-инновационный комплекс.

Развитие фундаментальных и прикладных исследований осуществляется по 36 направлениям. Научная работа ведется на 73 кафедрах и в 32 научных центрах и лабораториях, среди них: федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов; региональный ресурсный центр по информатизации образования; межвузовская лаборатория проблем социальнотехнологической культуры; совместная с физическим институтом РАН и НИИ ядерной физики МГУ лаборатория радиационной физики; межотраслевая лаборатория

3%

□ бюджетные средства

□ хоздоговорные средства

□ собственные средства

□ средства из других источников

Рис. 2. Структура финансирования научных исследований в БелГУ в 2004 году

экодиагностики и мониторинга окружающей среды и др. На базе университета успешно функционирует учебно-научный инновационный комплекс «Экологическая и радиационная безопасность региона» с участием ученых из БелГУ, Института географии РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцина при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Еще недавно вуз был своеобразным «белым пятном»на карте научных центров России. Сегодня по единому заказу-наряду, федеральным целевымпрограммам, грантам и программам различных фондов выполняется около 350 тем. За последние два года объем финансирования увеличился в пять раз (рис. 2).

В университете сложились и функционируют научные школы по таким направлениям, как: «Физика взаимодействия быстрых частиц и излучения с веществом», «Физико-химические основы новых технологий и материалов для ингибирования техногенного воздействия», «Изучение видового и популяционного разнообразия юга Среднерусской возвышенности», «Хирургическое лечение заболеваний гепатопанкреатодуо-денальной зоны», «Геоэкологическое обоснование рационального природопользования», «Духовно-религиозные процессы: современная социокультурная динамика»,

«Теория языкового позитива», «Профессиональная педагогическая культура», «Социально-технологическая культура современного общества как феномен XXI века» и др. Среди руководителей научных школ -лауреаты Государственных премий: профессор И.Ф. Исаев и профессор медицины А.П. Седов. При этом принципиальным моментом является то обстоятельство, что оба ученых представляют белгородскую научную школу.

Визитной карточкой университетов служат научные достижения в области естествознания, прежде всего физики. За девять лет своего становления в новом качестве классического университета БелГУ осуществил прорыв и в этом направлении. В университете выросли ученые, не только защитившие докторские диссертации, но и получившие мировое признание, работающие в сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными центрами физических исследований. Создана современная лабораторная база, позволяющая проводить уникальные экспериментальные исследования и получать научные результаты мирового уровня, а также выполнять крупномасштабные работы государственного значения.

Совместно с Физическим институтом РАН и Научно-исследовательским институтом ядерной физики МГУ в университете создана межвузовская лаборатория ра-

диационной физики. Сотрудники лаборатории экспериментально подтвердили теоретически предсказанный 30 лет назад эффект параметрического рентгеновского излучения вдоль скорости излучающей частицы. Это - выдающийся результат, над достижением которого работали ведущие лаборатории США, Японии и Германии. Однако впервые гипотеза получила экспериментальное подтверждение и превратилась в научный факт в России, в результате сотрудничества Белгородского и Томского госуниверситетов.

В университете создаются условия для научной работы студентов, пробуждения у них интереса к исследовательской работе. Разработанная специальная программа приобщения студентов к научной деятельности включает в себя прежде всего отбор талантливых и перспективных абитуриентов по результатам различных олимпиад и специальной работы приемной комиссии университета. С первых дней пребывания в университете и вплоть до достижения ими ученой степени талантливых учащихся курируют личные наставники - доктора наук соответствующего профиля. Такие студенты получают повышенную стипендию. Для них и других желающих приобщиться к научной деятельности организована работа школы молодого исследователя. Результатом предпринятых усилий по организационной и финансовой поддержке научной деятельности студентов является представление ими только в 2004 году 507 докладов на конференциях и семинарах различного уровня, участие в 29 проектах, финансируемых Минобрнауки России, получение четырех патентов. С целью стимулирования и поддержки научно-исследовательской деятельности молодежи в БелГУ проводится внутриуниверситетский студенческий и аспирантский конкурс на получение грантов.

Одно из перспективных научных подразделений БелГУ - астрофизическая обсерватория, представляющая собой уникальный многофункциональный аппаратнопрограммный комплекс, созданный для ре-

шения образовательных, научных, хозяйственных и иных задач региона и России, включая прикладные задачи двойного назначения. Научное подразделение с таким уровнем оснащенности, укомплектованное высокопрофессиональными кадрами, является общероссийским достоянием и поэтому стало базой федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга природных ресурсов и объектов. Это - один из пяти центров, созданных в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2005 годы» и проекта Минобразования России «Создание экспериментальных площадок коллективного пользования». При этом в Центральной России БелГУ оказался единственным вузом, потенциал которого позволил ему стать участником крупномасштабного проекта, предусматривающего создание Федеральной системы оперативного контроля состояния природных ресурсов и экономически важных и/или опасных объектов Российской Федерации. На этой же базе осуществляются работы по другим федеральным целевым программам: «Ядерная и радиационная безопасность России: 2002 -2010 годы», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации: 2002-2005 годы».

Деятельность астрофизической обсерватории позволяет осуществлять регулярный комплексный мониторинг экосистемы региона, прогнозировать техногенные катастрофы, а также наблюдать состояние и динамику деятельности хозяйственных объектов. Так, например, большие перспективыимеет реализация геоинформационных систем (ГИС) «Вегетация», позволяющихосуществ-лять дистанционный контроль состояния посевов, лесных массивов, грунтовых вод и др. Получаемая комплексом информация не ограничивается пределами Белгородского региона. Комплекс способен принимать и анализировать информацию о территории всей Европы - от Атлантики до Урала.

Поставленные перед центром задачи

определяются предстоящей революцией в структуре управления страной по технологии «Электронное правительство», а также условиями международного сотрудничества ведущих космических держав. Белгородскому центру отведена роль опорного звена в Центральной России при реализации данной проблемы. Основу технологии управления XXI века, которая уже сейчас отрабатывается в БелГУ, составляют создаваемые на основе цифровых карт и планов геоинформационные системы различного назначения. Мультимедийный комплекс позволяет одновременно анализировать множество объектов, оценивая их состояние, характеристики и автоматически вырабатывая несколько управленческих решений по приведению регулируемых процессов в соответствие с нормой. При подключении к мультимедийному комплексу Бел-ГУ аналогичного комплекса в резиденции губернатора Белгородской или любой другой области Центральной России появляется возможность оперативно, в режиме телеконференции, анализировать ситуацию, принимать решение, контролировать его исполнение и, что немаловажно для России, дезавуировать недостоверную информацию исполнителей.

Еще одним уникальным научным объектом БелГУ является ботанический сад, в котором осуществляется научная, селекционная и учебная работа по изучению биологического разнообразия растительного мира. Ботанический сад представлен девятью разделами: дендрарий, питомник, садоводство, цветоводство, лесопарк, Зимний сад, разделы лекарственных трав, степной растительности, редких видов. На базе ботанического сада открыто Белгородское региональное отделение русского ботанического общества, что явилось признанием научной общественностью России значимости результатов исследований, проводимых учеными биолого-химического факультета и ботанического сада БелГУ.

Входящий в состав ботанического сада Зимний сад располагается на высоте 30 мет-

ров, что делает его уникальным и не имеющим аналогов в мире. Он служит учебной и научной базой для студентов, аспирантов и преподавателей. Проводимые в Зимнем саду исследования направлены на разработку технологии высадки и ухода за растениями, взятыми из различных климатических зон. На шестнадцати клумбах Зимнего сада произрастают более 300 видов редких и экзотических растений. Зимний сад Белгородского государственного университета является объектом посещения не только студентов и преподавателей вуза, но и жителей и гостей города, которые любуются диковинными растениями, наслаждаются пением птиц, наблюдают за жизнью в террариуме, аквариумах, полидариуме и бассейне.

С учетом потребностей развития инновационной деятельности функционирует инновационно-технологический центр «Стратегическаяинициатива», что позволяет проводить научные исследования в вузах области и других регионах, ориентированные на развитие наукоемкого бизнеса на новом качественном уровне.

В технопарке ИТЦ БелГУ размещаются институт высоких технологий и центр информатизации «Матрица», разрабатывающие информационно-программное обеспечение для различных фирм и предприятий; центр нанотехнологий, специализирующийся на создании и тиражировании технологий электроискрового легирования материалов и готовых изделий с целью повышения поверхностной твердости и износостойкости деталей и узлов различного оборудования (в первую очередь для металлургических предприятий), и другие научнопроизводственные подразделения. Благодаря важной составляющей технопарка ИТЦ

- бизнес-инкубатору, в Белгородской области планируется создать 5-7 тысяч рабочих мест, причем не простых, а наукоемких, что, в свою очередь, изменит лицо экономики области. Но главное - появится новый класс инициативных, предприимчивых и образованных молодых людей, без которых прогресс в любой отрасли невозможен.

Организация работы инновационно-технологического центра БелГУ способствует увеличению в регионе выпуска наукоемкой продукции, повышению занятости и доходов населения области, увеличению в составе населения территории доли лиц, занимающихся высококвалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Белгородский государственный университет активно участвует в мероприятиях по программе «Старт», инициированной Министерством образования и науки России и государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере.

Основу научно-просветительской деятельности университета составляет его музейный фонд. Музей истории университета был открыт в 2003 г. В музее два зала - зал истории БелГУ и зал, посвященный сегодняшнему дню университета. В экспозиции первого зала представлена история развития высшего педагогического образования на Белгородчине, начиная с создания Белгородского учительского института в 1876 г., структура и основные направления деятельности университета, история создания и развития факультетов и подразделений университета. Второй зал музея заполнен экспонатами, которые отражают специфику и роль того или иного факультета БелГУ в современном обществе.

Музей зоологии БелГУ был создан в 1978 году на биолого-химическом факультете. В музее представлены чучела различных млекопитающих (40 видов), птиц (120 видов), рыб (15 видов), коллекции насекомых (400 видов), раковины моллюсков (40 видов), фрагменты скелета мамонта и другие экспонаты. Основу фонда музея составляют экспонаты, представляющие местную фауну, однако в его экспозиции есть редкие и экзотические экземпляры. Весь демонстрируемый материал с успехом используется как студентами для изучения животного мира во всем его разнообразии, так и учащимися школ области в ходе экскурсий.

Посещают музей гости университета, в том числе и зарубежные.

Задача университетских музеев - сделать информацию более доступной для широкого круга учащейся молодежи, предоставив школьникам, студентам других вузов, общественности свои коллекции и экспозиции. На базе музеев проводятся научные работы студентов, музееведческие исследования. В экспозиционных залах преподавателями разных факультетов читаются лекции по научным и образовательным дисциплинам.

Белгородский государственный университет действует в единой информационной образовательной среде региона. Сегодня в университете насчитывается около 1300 персональных компьютеров. Занятия и самоподготовку студентов обеспечивают 34 компьютерных класса.

Официальный сайт БелГУ содержит около 8000 гипертекстовых страниц. Его наличие способствует максимальной открытости информации для всех заинтересованных лиц. Общее количество сайтов подразделений вуза - 26. Ежемесячно создается более 150 страниц. Разработана и опубликована английская версия сайта. Всего в университете насчитывается 29 локальных сетей, которые интегрированы в интрасеть.

Развивается единая телекоммуникационная система университета. Количество зарегистрированных пользователей Интернет в 2004 году составило более 1600 человек. В учебном процессе все активнее используются новые информационные технологии.

Накоплен опыт создания и применения электронных средств обучения в подготовке специалистов: начат эксперимент по использованию в учебном процессе системы дистанционного обучения «СТ-курс» на основе мультимедиа и Интернет-технологий; ежегодно проходитконкурс электронных учебных пособий. Лучшие из них размещены в интрасети вуза и доступны каждому студенту и преподавателю.

Развивается единая информационная

система университета: БелГУ подключен к российской научно-образовательной сети ИБКе^ расширены каналы доступа в Интернет (табл.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

журналов и газет на русском языке (рис 3).

В научной библиотеке университета создан виртуальный читальный зал Российс-

Таблица

Наименование 2000 г. 2004 г.

Количество зарегистрированных пользователей электронной почты университета 130 786

Количество зарегистрированных пользователей Интернета В том числе преподавателей и аспирантов 100 70 1631 553

Количество часов учебных занятий с доступом к Интернету 23 294

Между университетом и залом заседаний областного суда создан скоростной канал передачи данных. Установлено видеооборудование, позволяющее осуществлять прямую трансляцию судебных заседаний. Преподаватели и студенты юридического факультета могут просматривать в реальном времени судебные заседания и использовать полученную информацию в учебном процессе.

Интрасеть вуза объединяет 14 зданий и корпусов. Осуществляется переход научной библиотеки БелГУ на информационные автоматизированные технологии: открыты залы электронной информации, оборудованы автоматизированные места читателей, обеспечивающие доступ к различным базам данных, есть доступ к электронным версиям журналов, издающихся лучшими академическими издательствами мира: «Шпрингер», «Клювер», «Академик-пресс» и др.; обеспечены подключение к ресурсам национального электронно-информационного консорциума и доступ к электронным журналам социальногуманитарной и медицинской тематики, энциклопедиям, справочникам и реферативным сборникам на английском языке. База содержит более 10 тыс. названий журналов, более 2,5 тыс. брошюр и книг, 500

кой государственной библиотеки, позволяющий обеспечить доступ преподавателей,

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

Рис. 3. Динамика роста числа пользователей научной библиотекой

аспирантов и студентов к электронной базе диссертаций, содержащей более 30 000 полнотекстовых документов.

Накоплен положительный опыт международного сотрудничества в области информационных технологий и в разработке совместных проектов с образовательными учреждениями Германии: продолжается тесное сотрудничество с центром мультимедиа университета г. Бремен. Совместно с германскими коллегами обеспечена техническая платформа дистанционного взаимодействия для реализации проектов научного и образовательного характера.

2000 2001 2002 2003 2004

Внедряется единая автоматизированная система управления БелГУ

Белгородский государственный университет - спортивно-оздоровительный и культурно-досуговый центр. В университетском спортивном комплексе расположены: универсальный зал для спортивных игр, зал для настольного тенниса, зал аэробики и шейпинга. Сегодня в новом студенческом городке строятся корпуса спортивного комплекса Светланы Хоркиной, выпускницы факультета физической культуры университета - двукратной олимпийской чемпионки, трехкратной чемпионки мира, многократной чемпионки Европы и России, кандидата педагогических наук.

Студенты университета занимаются в секциях: волейбола, баскетбола, гимнастики, плавания, легкой атлетики, лыжного спорта, футбола, мини-футбола, атлетической гимнастики, ориентирования, тенниса, туризма, кик-боксинга, пулевой стрельбы, шахмат, настольного тенниса, конного спорта. Среди наших выпускников - чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионы мира, Европы и России: Юрий Куценко, Светлана Хоркина, Юрий Ермоленко, Сергей Тетюхин, Евгения Никонова, Константин Белоусов, Валентин Новиков и другие.

БелГУ гордится женской волейбольной командой «Университет», выступающей в суперлиге России: в 2001 году она стала се-

ребряным призером, в 2002 году -бронзовым призером первенства России по волейболу и, без сомнения, принесет нам новые победы. Наши студенты и выпускники - основные игроки в составе мужской волейбольной команды «Локомо-тив-Белогорье», неоднократные чемпионы и призеры России, чемпионы Европы среди клубных команд.

Университет располагает спортивно-оздоровительным лагерем в лесном массиве вблизи села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области. Лагерь предназначен для проведения спортивных сборов и мероприятий по оздоровлению студентов.

Молодежно-культурный центр объединяет творческую молодежь университета. В нем расположены киноконцертный зал, оборудованный по последнему слову техники, танцевальный и диско-залы, в которых проводятся общеуниверситетские и факультетские вечера, конкурсы, концерты. При молодежном культурном центре существуют более 15 творческих коллективов: арт-студия «Вереск» - неоднократный лауреат областных и международных конкурсов и фестивалей; студия современного танца «Данс Хаос»; ректорский духовой оркестр; танцевальный коллектив «Ангел» и др. В МКЦ работает дизайн-студия «Экстрим», где изготавливают эксклюзивные сценические костюмы для любого праздника.

На сцене МКЦ выступают крупные ученые, знаменитые политики, представляет свои постановки самые популярные театры нашей страны.

Белгородский государственный университет - единый социальный комплекс.

В университете осуществляется комплекс мероприятий по созданию для студентов, преподавателей и сотрудников необходимых социальных условий.

Современное комфортабельное общежитие на 1100 мест построено на территории нового университетского городка. Это информационно-технологичное здание с телефонной сетью (телефонный аппарат -в каждой комнате), кабельным телевидением и телекоммуникационной сетью, подключенной к Интернету. В каждой секции по две комнаты с кухней, душевой и туалетом. Детская игровая комната, автоматизированная прачечная, пункт проката, парикмахерская - это далеко не полный перечень инфраструктуры быта, позволяющей создать достойные условия жизни студенческим семьям, для которых это общежитие предназначено в первую очередь.

На основе инновационных инвестиционных подходов за полгода возведено здание 52-квартирного жилого дома для профессоров университета и приглашенных специалистов. Это - доброе продолжение усилий губернатора, подарившего университету два жилых дома для преподавателей и сотруд-

ников. В ближайших планах - строительство дома для молодых преподавателей.

Открыт центр семейной медицины БелГУ. Здесь круглосуточно обслуживают студентов, преподавателей и сотрудников университета, а также членов их семей (всего около 15 тысяч человек) по принципу оказания медико-санитарной помощи семейными врачами. Университет первым в России получил лицензию на оказание такого рода услуг. Структурные подразделения центра: отделение врачей общей (семейной) практики; физиотерапевтическое отделение; санаторий-профилакторий с дневным стационаром на 90 койко-мест, из которых 50 - в санатории-профилактории, 40-в дневном стационаре; стоматологическое отделение; отделение социально-психологической помощи; лаборатория; медико-юридический кабинет; столовая лечебно-диетического питания на72 места с фитобаром.

... Из университетской обсерватории с помощью мощного оборудования можно заглянуть за горизонты, о которых раньше и не мечталось. А будущее университета можно увидеть невооруженным глазом. Это то, о чем говорил швейцарский философ Дени де Ружмон: «Не предвидеть будущее, но творить его».

Астролидарный центр БелГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.