Л. ДЯТЧЕНКО, ректор
Необходимость инновационного развития Белгородской области потребовала создания в кратчайшие сроки (2002— 2006 гг.) классического университета нового типа как определяющего фактора динамичного технологического преобразования региональной экономики.
Уже к 2001 г. БелГУ представлял собой крупный научно-образовательный комплекс, выступающий региональным центром по разработке психолого-педагогических, гуманитарных и естественно-научных программ и проектов1 .
В основу создания Белгородского государственного университета положен инновационно-технологический подход, позволивший использовать самые современные технологии социального менеджмента, информатизации, строительства, благодаря чему БелГУ заявил о себе как об инновационном феномене общественного развития не только Белгородской области, но и всей России.
1 См.: Восставший из пепла // Высшее образование в России. - 2005. - №6.
Белгородскому государственному университету 130 лет
Многопрофильный университетский комплекс с мощной разветвленной инфраструктурой являет собой зримое свидетельство высокого престижа классического образования среди жителей региона. Благодаря мощному научному, кадровому, финансовому потенциалу Белгородский государственный университет оправданно претендует на роль ведущего вуза области, сочетающего доступность образования и его качество, способствующего внедрению современных наукоемких технологий в активно развивающиеся экономическую и социальную сферы.
Высокие темпы многовекторной динамики университета во многом обусловлены значительной финансовой поддержкой администрации области. Только в 2006 г. областной бюджет выделил на развитие университета около 500 млн. рублей, а за последние пять лет ресурсное обеспечение БелГУ составило почти 3 млрд. рублей, что позволило утроить материальную базу .Таким образом, программа развития Белгородского государственного университета практически с самого начала приобрела региональное измерение. Гарантом ее реализации выступил Попечительский совет БелГУ под председательством губернатора области Е.С. Савченко и Фонд содействия развитию БелГУ, принимавший финансовую помощь от юридических и физических лиц Белгорода, желавших видеть университет не только образовательной, но и культурной доминантой города.
На протяжении ряда лет большое организационное и финансовое участие в реализации программы развития БелГУ принимает Министерство образования и науки РФ.
Сегодня Белгородский государственный университет - один из новейших и интереснейших университетов России и Ев-
ропы. Высочайшие темпы развития, прекрасный архитектурный облик и современный дизайн делают его гордостью российской образовательной системы.
Как всё начиналось
Мало кому известно, что Белгородский университет начинался с небольшого купеческого дома, где расположился Учительский институт. В арендованных у него помещениях купец к назначенному сроку сделал ремонт и приспособил комнаты к потребностям студентов и их наставников. Стараниями директора была приобретена классная мебель, учебные пособия, сформирована библиотека. Первое занятие началось с традиционной молитвы.
Белгородский студент образца 1876 г. был разночинцем: распоряжением Министерства народного просвещения в учительский институт, открывшийся в уездном городе Белгороде, принимали молодежь всех сословий. Правда, поступить в высшее учебное заведение тогда было не проще, чем сейчас. Абитуриенты сдавали семь вступительных экзаменов. Из 28 поступавших вступительные испытания выдержали 16 человек.
Чему учили тогдашних студентов-первокурсников? Государственный образовательный стандарт (тогда его называли «таблицей числа недельных уроков в учительском институте») предполагал, что еженедельно воспитанник два часа отводит на изучение геометрии и Закона Божьего, три - на историю, четыре - на естествознание, пять - на русский язык (с церковнославянским чтением), арифметику и черчение с чистописанием. Помимо этого, вне классного времени два часа в неделю отдавалось пению и один час ежедневно - гимнастике.
В последнем за 1876 г. номере «Журнала Министерства народного просвещения» опубликован репортаж с торжественного открытия Учительского института. После торжественного молебна попечитель Харьковского учебного округа выразил надежду, что воспитанники, «будучи обеспече-
ны на средства правительства всем необходимым, всецело отдадутся своим учебным занятиям и серьёзно подготовятся к той роли, какая ожидает их в будущем».
Два года спустя при Учительском институте откроют городское двухклассное училище. Институт будет расти и расширяться, число воспитанников превысит сто человек. Незадолго до Первой мировой войны Белгородская городская дума решит строить новое здание Учительского института. Последует «высочайшее соизволение» из Петербурга.
... А потом вместо стройки будет война, реорганизации, реформы. За два послереволюционных года вуз переименуют трижды: сначала в Педагогический институт народного образования, потом - в Белгородский институт народного образования, наконец - в Практический институт народного образования. В 1923-м его «понизят» в звании - назовут педагогическим техникумом. Как воспринимали все эти нововведения педагоги? Сегодня об этом можно только догадываться. Быть может, им просто было некогда? Быть может, неся грамотность в массы, они просто оставляли за пределами своего внимания сиюминутные лозунги и партийные установки? Трудно сказать. А их - тех, кто работал на образовательном поприще, несмотря на разруху в стране и в умах, - их уже не спросишь.
Лишь за два года до войны, когда в стране введут обязательную семилетку и власти осознают необходимость высшего образования, техникуму вернут вузовский статус. История распорядится так, что первые выпускники получат дипломы в конце июня 1941-го. Большинство из них никогда не придут в школы. До Победы дожили единицы. Да и вуз на оккупированной территории по понятным причинам не функционировал.
После войны Учительский институт переезжает в Старый Оскол, откуда возвращается в 1957 г. - уже в «звании» Педагогического. К двум существующим факультетам - физико-математическому и русско-
го языка и литературы - в 1963-м добавился третий - иностранных языков. Три года спустя институт переезжает на улицу Жданова (нынешнюю Студенческую). Открываются еще два факультета - биолого-химический и физического воспитания.
В конце 70-х - начале 80-х один за другим строятся новые учебные корпуса, общежития, концертный зал. На улице Жданова возникает настоящий студенческий городок. Открываются педагогический и исторический факультеты. Всё больше студентов. Всё больше специальностей. Новые факультеты и кафедры. Актуальные научные исследования.
90-е годы - вызов нового времени. Институт вызов принял - и победил. В октябре 1994-го он становится Педагогическим университетом - как сказано в заключении комиссии Министерства образования, «по характеру значимости научно-исследовательских работ, их внедрению в практику вуза и школы, качественному составу преподавателей, наличию научных лабораторий, их оснащенности и результативности». Еще через два года Президент подписывает указ «О создании Белгородского государственного университета».
На рубеже 1990-2000-х гг. БелГУ совершил стремительный прорыв в образова-
нии и науке и занял достойное место среди ведущих классических университетов страны.
Дабы не впадать в славословие, приведём конкретные цифры, характеризующие тот огромный путь, который прошёл Бел-ГУ за короткий срок. За последнее десятилетие почти в 4 раза выросло число студентов университета, в 6,5 раз - докторов наук, в 2,5 раза -кандидатов наук. Объем финансирования научных исследований за последние 5 лет увеличился в 25 раз (с 6,2 млн. до 152,5 млн. рублей).
Наука как приоритет
Научная деятельность БелГУ в начале XXI в. ознаменовалась подлинным прорывом в большую российскую и мировую науку и признанием академического сообщества и государства.
Научная работа ведется на 86 кафедрах и в 34 научных центрах и лабораториях, среди них: Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов; Региональный ресурсный центр по информатизации образования; Межвузовская лаборатория проблем социально-технологической культуры; совместная с Физическим институтом РАН и НИИ ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова Лаборатория радиационной физики; Межотраслевая лаборатория экодиаг-ностики и мониторинга окружающей среды и др. На базе университета успешно функционирует учебно-научный инновационный комплекс «Экологическая и радиационная безопасность региона».
Совместно с Физическим институтом РАН и Научно-исследовательским институтом ядерной физики МГУ им. М.В. Ло-
моносова в университете создана межвузовская лаборатория радиационной физики. Сотрудники лаборатории экспериментально подтвердили теоретически предсказанный 30 лет назад эффект параметрического рентгеновского излучения вдоль скорости излучающей частицы. Это - выдающийся результат, над достижением которого работали ведущие лаборатории США, Японии и Германии. Однако впервые гипотеза получила экспериментальное подтверждение и превратилась в научный факт в России, в результате сотрудничества Белгородского и Томского госуниверситетов.
Одним из ведущих научных структурных подразделений БелГУ является муль-тидисциплинарный научно-исследовательский и инновационный Центр нанострук-турных материалов и нанотехнологий, созданный в БелГУ в соответствии с приоритетным направлением развития науки РФ по разработке нанотехнологий и наномате-риалов. Его торжественное открытие состоялось 6 сентября 2006 г. Руководителем Центра является профессор Ю.Р. Колобов, откликнувшийся на приглашение университета приехать в Белгород вместе с учеными-единомышленниками. Центр разместился в двухэтажном здании, построенном в рекордно короткие сроки (за 8 месяцев) и оснащенном современным уникальным аналитическим оборудованием для проведения научно-исследовательских работ в области физического материаловедения. Центр также имеет участок для производства опытных партий наноструктур-ного титана.
Разрабатываемые в Центре объемные материалы на основе сплавов титана с каль-циево-фосфатными покрытиями служат для изготовления имплантатов, которые используются в хирургии и стоматологии. Такие имплантаты существенно дешевле импортных аналогов и не уступают им в качестве. Исследования сотрудников Центра в области создания новых сплавов с прогнозируемыми свойствами очень важны не только для медицины, но и для авиаци-
онной и космической промышленности, судо- и автомобилестроения и т.д. В Центре выполняются исследования по крупным российским и международным проектам, в том числе в рамках Федеральной целевой научно-технической программы Федерального агентства по науке и инновациям, Российского фонда фундаментальных исследований и др.
Перспективным научным подразделением в структуре БелГУявляется астрофизическая обсерватория, представляющая собой уникальный многофункциональный аппаратно-программный комплекс, созданный для решения образовательных, научных, хозяйственных и иных задач региона и России, включая прикладные задачи двойного назначения. Это один из пяти центров, образованных в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия: 2002-2005 годы» и проекта Минобразования России «Создание экспериментальных площадок коллективного пользования».
С учетом потребностей развития инновационной деятельности в Белгородском государственном университете функционирует инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива», который позволяет на качественно новом уровне проводить в вузах области и других регионов научные исследования, ориентированные на развитие наукоемкого бизнеса.
Благодаря важной составляющей технопарка ИТЦ - бизнес-инкубатору - в Белгородской области планируется создать 57 тысяч рабочих мест. Студенты факультетов управления и предпринимательства, бизнеса и сервиса и экономического факультета проходят практику в фирмах, непосредственно созданных в структуре ИТЦ. В бизнес-инкубаторе Центра предусмотрено обучение студентов разных специальностей основам предпринимательской деятельности. Региональный фонд поддержки предпринимательства открывает студенческому предприятию кредитную линию, ему выделяются помещения в специально оборудованном здании бизнес-инку-
батора, необходимый инвентарь и оборудование. Университет сопровождает деятельность предприятия консультационными и аудиторскими услугами. В первый год деятельности студенческие предприятия освобождаются от арендной платы, на втором году она составляет 50%, и лишь на третий год аренду необходимо оплачивать в полном объеме. Цикл такого «конвейера» рассчитан на три года и дает возможность студентам уже с третьего курса выстраивать свою деловую карьеру.
Высокий научный статус БелГУ обязывает к формированию студенческой интеллектуальной элиты, которая воспитывается совместными усилиями органов управления образованием, преподавателей вуза и педагогов образовательных учреждений в соответствии с областной программой «Одаренные дети». Белгородский государственный университет обеспечивает преемственность в творческом развитии одаренных юношей и девушек путем организации в базовых школах системной работы преподавателей вуза, поиска талантливых и перспективных абитуриентов по результатам предметных олимпиад и научных конкурсов, а также специальной работы приемной комиссии университета по презентации специальностей профессиональной подготовки на факультетах БелГУ.
В продолжение этой работы в университете реализуется программа работы с перспективными студентами, которая обеспечивает индивидуальный подход к их дальнейшему обучению и создает условия для приобщения к научной деятельности. С первых дней пребывания талантливого учащегося в университете его в качестве личного наставника курирует доктор наук соответствующего профиля. Для всех студентов, желающих приобщиться к научной деятельности, организована работа школы молодого исследователя. Студенты, успешно реализующие собственный научный потенциал, получают установленную вузом дополнительную стипендию и являются основными претендентами на продолжение
обучения в магистратуре, новом звене современной высшей школы, которое открывает путь в аспирантуру и большую науку.
Результатом предпринятых усилий по организационной и финансовой поддержке научной деятельности студентов является их участие в 29 проектах, финансируемых Минобрнауки России, получение 4 патентов, а также представление в 2005 г. более 500 докладов на научных конференциях и семинарах различного уровня. С целью стимулирования и поддержки научно-исследовательской деятельности молодежи в БелГУ проводится внутриуниверситет-ский студенческий и аспирантский конкурс грантов на выполнение исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Спорт как университетский проект
Как известно, «в здоровом теле - здоровый дух». Два года назад мы выступили с инициативой создания загородного досуго-вого центра для студентов и сотрудников университета. В результате предпринятых усилий у БелГУ появилась собственная база отдыха, расположенная в окрестностях природного парка на берегу реки Нежего-ли. Здесь удалось создать прекрасные условия для организации неформального досуга как молодежи, так и людей более старшего возраста. Для того чтобы все желающие отдохнуть могли легко добраться до базы отдыха, вдоль Нежеголи проложена автодорога со стоянкой, рассчитанной на 500 единиц автотранспорта.
На другом берегу реки специальная территория отведена под оборудованный палаточный городок со стационарными мангалами, полевой кухней, биотуалетами. Спорт делает отдых интересным и полноценным, поэтому рядом с кемпингом расположены футбольное поле, волейбольная площадка, где студенты и преподаватели могут устраивать импровизированные соревнования. В распоряжении отдыхающих - необходимое спортивное оборудование, прекрасный песчаный пляж. Одно-
временно на территории базы отдыха ведется строительство современного лечебно-профилактического корпуса на 600 мест, где каждый желающий сможет получить процедуры фито-, грязе- и водолечения. Новый корпус будет состоять из комфортабельных номеров, уютных холлов, вместительной столовой, конференц-зала.
На территории базы отдыха также находится загородный Дом приемов БелГУ, куда приглашаются гости университета и иностранные делегации. Сосновый лес и насыщенный хвойными ароматами воздух природного парка создают неповторимый микроклимат, особенно в жаркие летние дни.
Главное событие 2007 г. для Белгородского университета - открытие уникального многопрофильного Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной - выпускницы факультета физической культуры и спорта БелГУ, кандидата педагогических наук, двукратной олимпийской чемпионки, трехкратной абсолютной чемпионки мира, многократной чемпионки Европы и России. Комплекс общей площадью 36,7 тыс. кв. мне имеет аналогов ни в одном университете России. Спортивное сооружение станет отличным подарком белгородцам, поскольку реализация этого гигантского проекта является важным направлением социальной политики не только университета, но и города, и области в целом. Его открытие поспособствует увеличению на Белгородчи-не числа людей, занимающихся физкультурой и спортом, росту профессионального мастерства белгородских спортсменов.
Спорткомплекс БелГУ соответствует базовым требованиям проведения всероссийских и международных соревнований по различным видам спорта: плаванию, легкой атлетике, игровым видам спорта, гимнастике и др. Его помещения могут использоваться для различных культурно-массовых и тренировочных мероприятий.
Учебно-спортивный центр включает в себя универсальный игровой зал (42* 27 м) с трибунами на 700 зрительских мест для проведения спортивных состязаний по волейболу, баскетболу, гандболу и мини-футболу; легкоатлетический манеж с круговой беговой двухсотметровой дорожкой, дорожкой для бега по прямой на дистанции 60 м, разминочной беговой дорожкой, секторами для прыжков и толкания ядра; гимнастический центр с двумя гимнастическими залами - для соревнований (45*24 м) и тренировок.
Оздоровительная концепция учебно-спортивного центра БелГУ, предполагающая активизацию физического потенциала человека, основана на грамотном сочетании профилактических и лечебных мероприятий. Поэтому для посетителей комплекса, желающих организовать свой досуг с пользой для здоровья, предусмотрены прекрасно оборудованные залы хореографии, аэробики, настольного тенниса, тренажерный зал. Для решения более сложных проблем со здоровьем создан реабилитацион-но-восстановительный центр с залом лечебной физкультуры и самым современным медицинским оборудованием.
Гордость университетского спортивного комплекса - 50-метровый плавательный бассейн с системой озонирования воды, трибунами для зрителей, прыжковой зоной, включающей трамплины высотой 1 и 3 м, разноуровневые вышки высотой 3, 5,
7.5 и 10 м. Кроме того, в блоке бассейна предусмотрены сауны и помещения для оздоровительных гидропроцедур.
На каждом этаже спортивного центра размещены прекрасно оснащенные учебные аудитории для студентов факультета физической культуры и спорта, что позволяет обеспечить гармоничную интеграцию теории и практики при подготовке квалифицированных специалистов соответствующего профиля.
Генеральный план строительства спортивного комплекса БелГУ предусматривает масштабное благоустройство прилегающей территории. Планируется оборудовать 3 детские игровые площадки, 6 гостевых автостоянок на 350 единиц автотранспорта. Остальное пространство будет поделено на тематические блоки, представленные вымощенными разноцветной плиткой мини-площадями, каждая из которых получит образное название: площадь «Гранит науки», площадь «Сдача экзамена», площадь чемпионов, площадь олимпийцев,
Н. МИХАЙЛОВ, проректор по качеству образования М. СИТНИКОВА, начальник управления качеством образования
Сложившаяся система высшего образования требует модернизации в связи с постановкой новых целей многоуровневого непрерывного образования, призванного удовлетворить потребность личности в обучении в течение всей жизни. Реальные условия и средства высшей школы не превратились в максимальной степени в среду становления компетентного и адаптированного к социуму будущего специалиста, в средство развития его творческого потенциала, профессионального мастерства. Традиционная модель управления высшей школой не позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, способных работать в постоянно изменяю-
площадь Светланы Хоркиной и другие. Соединять их между собой будут живописные каштановые и яблоневые аллеи («студенческая», «профессорская»), цветники, еврогазоны и дорожки, оформленные декоративной каменной крошкой.
Учебно-спортивный комплекс и центральный социально-учебный комплекс Бел-ГУ, находящиеся на противоположных берегах реки Везелка, соединяет мост, названный белгородцами «мостом влюбленных», поскольку он стал традиционным местом посещения для многочисленных свадебных кортежей.
Каким будет завтрашний день? Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Научный прорыв, который обеспечат нанотехнологии, спортивные успехи на базе Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной, обширные возможности для плодотворного труда и полноценного отдыха... Классический университет станет путеводной звездой для многих других вузов. Так пусть же звезда БелГУ светит всем!
Развитие системы качества в БелГУ
щихся социально-экономических, геополитических и этнических условиях регионов.
Конкретные потребности социума в профессионалах приводят к необходимости разработки новых теоретических подходов к определению качества образования. В 2004 г. БелГУ стал финалистом, а затем, после прохождения внешней экспертизы, дипломантом конкурса Министерства образования и науки «Внутривузовские системыобеспече-ния качества подготовки специалистов».
Главная цель БелГУ - создание устойчивого доверия к университету как к поставщику высокообразованных и высококлассных специалистов, научных, педагогических и управленческих кадров, соответствующих лучшим мировым аналогам и об-