В кн.: «Православное осмысление мира». Материалы XIII международных рождественских образовательных чтений. «Шестод-нев». М., 2005. С. 199-240.
10. Мартынова М.В. Багаутдинов ШМ., Ващенко В.И., Че-четкин А.В.,. Сидоркевич С.В, Акимова О.В., Кононенко С.Н. Гемостатические свойства карантинизированной свежезамороженной плазмы // Актуальные вопросы гематологии и трансфу-зиологии: Материалы Рос. науч.-практ. конф. СПб., 2004. С. 157.
11.Осиков М.В., Кривохижина Л.В., Смирнов ДМ. Значение межклеточных взаимодействий в дисфункции клеток крови под влиянием мочевины // Ангиология и сосудистая хирургия. 2004. Т. 10. № 3. С. 43-44.
12. Осиков М.В. Влияние белков острой фазы на эритроци-тарно-тромбоцитарные взаимодействия // Тезисы международного молодежного медицинского конгресса «Санкт-Петербургские научные чтения». СПб. 2005. С. 116.
13. Пушкарь Н.С. О некоторых достижениях и проблемах криобиологии и криомедицины // Криобиология и криомедицина. 1975. Вып. 1. С. 3-7.
14. Рамазанов В.В., Лупилова НА., Тодрин А.Ф., Бондаренко Т. П. Влияние гемина на транспорт протонов в эритроцитах, внесенных в сульфатную среду // Пробл. криобиол. 2001. № 2. С. 13-16.
15. Тарасевич Ю.Ю., Православнова ДМ. Качественный анализ закономерностей высыхания капли многокомпонентного раствора на твердой подложке // Журнал технической физики. 2007. Т. 77. вып. 2. С. 17-21.
16. Тоинов А.А. Изучение особенностей сенсибилизации эритроцитов комплементом в растворе низкой ионной силы // Вестник службы крови России. 2007. № 2. С. 16-17.
17. Тоненкова М.М. Метаморфозы живой крови. Информационно-энергетическая сущность крови. М.: «Труд», 2002. 304 с.
18. Третьяков Ю.Д., Олейников Н.Н., Можаев А.П. Основы криохимической технологии. М.: Высшая школа, 1987. 376 с.
19. Усс А.Л., Мицкевич П.Б., Завгородняя И.Л. Криоконсервирование клеток человека // Медицинская панорама. 2003. №2 (27). С. 38-42.
20. Яхно Т.А., Яхно В.Г., Санин А.Г., Санина О.А., Пелюшен-ко А.С. Белок и соль: пространственно-временные события в высыхающей капле // Журнал технической физики. 2004. Том 74. вып. 8. С. 100-109.
21. Drexler K.E. Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology. New York etc.: Anchor Books. 1986. 298 p.
22. Laudise R.A., Parker R.L. The Growth of Single Crystals // M.: Mir. 1974. 540 p.
23. Soloviev M.V. From Anabiosis to Cryonics // Cryonics. 1998. Vol. 19, № 3. P. 21-26.
24. Schweitzer M.H., Wittmeyer J.L., Horner J.R., Toporski J.K. Soft-Tissue Vessels and Cellular Preservation in Tyrannosaurus rex // Science. 2005. Vol. 307. № 5717. P. 1952-1955.
25. Schweitzer M.H., Marshall M., Carron K. et al. Heme compounds in dinosaur trabecular bone // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 1997. Vol. 94. № 12. P. 6291-6296.
26. Tipler F. The Physics of Immortality.- New York etc.: Doubleday. 1994. 518 p.
27. Handbook of Crystal Growth /Ed. by D.T.J Hurle. Nortn-Hol^d, 1993. 1995. Vol. 1: Fundamentals (Parts A and B); Vol. 2: Bulk Crystal Growth Parts A and B); Vol. 3: Thin Films and Epitaxy (Parts A and B).
28. http//biocells.ru/neo/organ_28html
29. http://vitash.narod.ru/item_ton1.htm.
30. http://www.starenie.ru/prodlevaem/krionizasiya.php
31.http://www.webapteka.ru/drugbase/name4104.html
URGENT ISSUES OF STUDYING CRYONICS, CRYOPRESERVATION OF BLOOD CELLS AND TISSUES
V.N. KIDALOV, A.A. KHADARTSEV
St. Petersburg Tula State University, Medical Institute
Cryopreservation of cells, tissues, seminal fluids and various embryos is rather widely used in biology, medicine and veterinary science. Researches on cryopreserving mammal organisms including human bodies (cryonics) are carried out. In this direction the success in transfusiology are evident, for herenew approaches to blood and blood component cryoconcervation have been found, including such specialized cells as erythrocytes.
Key words: cryopreservation, cryonics, microlevel, problems.
УДК 614.8:143.062-138
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ
Н.М.АГАРКОВ*, Н.В.АКИНИНА*
Статья посвящена проблеме создание здоровье сберегающей образовательной среды, которая будет способствовать увеличению активности обучающихся, формированию благоприятной психологической атмосферы на занятиях, обеспечению условий для самообразования.
Ключевые слова: здоровье сберегающая среда, здоровье сберегающие технологии, совершенствование педагогического процесса.
Современная концепция высшей школы предполагает формирование у будущих специалистов мышления на основе методической компетенции, ценностной ориентации и готовности к инновационной профессиональной деятельности, что, в свою очередь, должно эффективно стимулировать познавательную активность студентов. Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных, воспитательных целей, поддержания мотивации обучающихся важно использовать элементы здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательном процессе.
Цель исследования — рационализация здоровьесберегающих технологий, используемых для повышения эффективности педагогического процесса.
Материалы и методы исследования. В исследовании, рассматривающем возможности использования энергосберегающих технологий в учебном процессе, проведен анализ приемов, способствующих оптимизации учебного процесса в вузе. В работе использованы данные 60 студентов 1 и 2 курсов, опрошенных методом социологического анкетирования.
Результаты и их обсуждение. В настоящее время в результате интенсивного снижения здоровья населения одним из важных стимулов научного развития является проблема изучения человека как субъекта воспитания в условиях социального стресса и экономических преобразований. Медики и педагоги испытывают потребность в теории, интегрирующей все средства и методы изучения человека, медицинское и педагогическое руководство его развитием [1]. Работники системы образования связывают вопросы воспитания и обучения с разработкой здоровьесберегающих технологий, заключающихся в поддержании жизнестойкости, жизнеспособности обучающихся, что будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Познавательная деятельность и весь учебный процесс должны опираться на собственную активность личности в приобретении знаний, навыков и умений, развитие творческих способностей, нравственных качеств.
В учебном процессе важным является формирование у обучающихся определенного набора умений, которые позволят им стать активными субъектами обучения, выбрать профессиональную траекторию, самоопределиться в ней, успешно адаптироваться к изменениям конъюктуры на рынке труда [3]. Обладая организаторскими умениями, будущий специалист способен создавать оптимальную ситуацию профессионального взаимодействия, привлекать различные средства для достижения поставленных целей, принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях, проявляя самостоятельность. Коммуникативные умения позволяют устанавливать конструктивное взаимодействие с коллегами, налаживать оптимальные отношения, обладать культурой межнационального общения. Рефлексивные умения предполагают способность адекватно оценивать полученные результаты, ставить новые задачи, анализировать, обобщать полученные знания.
Таблица 1
Результаты опроса студентов об отношении к изучаемым дисциплинам
Курс Повышенный объем времени на изучение фундаментальных дисциплин Повышенный объем времени на изучение профессиональных дисциплин
1 курс(п = 30) 21 70 % 11 37 %
2 курс(п = 30) 9 30 % 19 63 %
* Юго-Западный государственный университет, Белгородский государственный университет СОФ
Формирование здоровье сберегающего образовательного пространства - среды, реализующей валеологическое воспитание, будет способствовать повышению активности обучающихся, созданию благоприятного психологического фона на занятии, реализовывать методы и приемы, сохраняющие интерес обучающихся к учебному материалу, создавать условия для самовыражения.
Опрос показал, что студенты отмечают повышенную значимость знаний профессиональных и специальных дисциплин в их будущей профессиональной деятельности, так как стремятся стать подготовленными профессионалами в своей области. Тем не менее, учащиеся стремятся овладеть и фундаментальными дисциплинами, считая, что они необходимы в их будущей работе. Причиной, ограничивающей возможность глубокого изучения фундаментальных дисциплин, студенты 1 и 2 курсов называют неумение организовать свое время, и, следовательно, нехватку свободного времени.
Современный учебно-воспитательный процесс предъявляет обучающимся большие психологические и физиологические требования. Нами был проведен анализ факторов, негативно влияющих на здоровье студентов.
Таблица 2
Факторы, влияющие на здоровье учащейся молодежи
Факторы 1 курс (n=30) 2 курс (n=30)
Интенсификация учебного процесса 22 73% 18 60%
Стрессовые ситуации в учебном заведении 27 90% 24 80%
Несоответствие технологий обучения функциональным особенностям обучающихся 17 56% 10 33%
Несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса 10 33% 13 43%
Недостатки в существующей системе физического воспитания 14 46% 8 26%
Одной из главных причин, влияющей на здоровье студентов и снижение мотивации к обучению, 73 % студентов называют интенсивность учебного процесса, и, как следствие, стрессовые ситуации в учебном заведении испытывают 90% студентов 1 курса и 80% студентов 2 курса. Недостатки в существующей системе физического воспитания и несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса отметили 33% студентов 1 курса и 43% студентов 2 курса.
Причинами такого состояния является отсутствие у молодежи культуры здоровья, мотивации на здоровый образ жизни, недостаток специалистов, способных грамотно и умело участвовать в формировании здоровья у молодежи и предупреждать опасность развития вредных привычек и различных заболеваний. Чрезмерные учебные нагрузки, нерациональный отдых, постоянно действующие и нарастающие стрессовые ситуации негативно сказываются и на психическом здоровье обучающихся.
Нам представляется необходимым проанализировать роль специальных педагогических технологий [2] в обеспечении здо-ровьесбережения на занятиях в вузе:
- технология дифференцированного обучения оказывает психологическую и методическую помощь обучающимся, учитывая особенности аудитории, создает условия для самовыражения, подбирает методы и приемы работы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу;
- технология личностно-ориентированного обучения способствует развитию личностных качеств (коммуникативных, поведенческих, творческих, мыслительных), а также создает оптимальные условия для самовыражения обучающихся;
- технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или вопроса;
- технология диалогового обучения означает, что на занятии приоритетными становятся взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимоуважение, условия, создающие благоприятный психологический фон, активизирующие разнообразные виды деятельности;
- технология рефлексивного обучения дает возможность прослеживать отношение к изучаемому материалу, инициируя разнообразные виды деятельности.
Таким образом, важно создать такие психологопедагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как
субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обусловливает необходимость создания комфортной зоны для учебной деятельности студентов и преподавателей в учебном процессе.
Здоровьесбережение в образовании - проблема социальноэкономическая, психолого-педагогическая, физиологогигиеническая.
В Белгородском государственном университете активно занимаются проблемами изучения и укрепления здоровья студентов и преподавателей как субъектов образовательного процесса. В результате научных и практических исследований в БелГУ создана научно-исследовательская лаборатория профилактической и восстановительной медицины, обеспеченная современным оборудованием, включает два зала: лечебной физкультуры и тренажерный. В год 130-летия БелГУ был построен учебноспортивный комплекс Светланы Хоркиной - выдающейся белгородской спортсменки, чемпионки мира и олимпийских игр. В здании комплекса созданы все условия для учебных упражнений и физического совершенствования студентов и преподавателей, занятий спортом и активным отдыхом. В учебно-спортивном комплексе расположены гимнастический центр, универсальный игровой зал, легкоатлетический манеж, залы хореографии, аэробики и настольного тенниса. В центре семейной медицины, открытом в 2004 году, студентам и преподавателям оказывают качественную лечебно-профилактическую помощь. В структуру центра входят: отделение врачей общей практики, санаторий профилакторий с дневным стационаром, отделение социальнопсихологической помощи, физиотерапевтическое, стоматологическое отделения, клинико-диагностическая лаборатория. БелГУ
- единственный среди вузов России - имеет Международный молодежный туристический культурно-спортивный оздоровительный комплекс, деятельность которого направлена на развитие туризма, спорта, культурное проведение досуга и укрепление здоровья. С целью поддержания и укрепления здоровья студентов и педагогических работников в 2006 году в окрестностях природного парка «Нежеголь» открыта университетская база отдыха и спортивно-оздоровительные комплексы.
Заключение. Современный этап разработки и реализации здоровьесберегающего обеспечения характеризуется рассмотрением вопросов по совершенствованию структуры и содержания образования, которое должно быть ориентировано на социальное, жизненное и профессиональное самоопределение обучающихся с учетом насущных потребностей региона, страны.
Литература
1. Резер Т.М. Медицина и педагогика на пути интеграции // Педагогика. 2007. №7. С.83-90.
2. Севрук И.А., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок // Школьные технологии. 2004. №2. С. 200-2007.
3. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе // Педагогика. 2007. №5. С. 71-75.
REALIZATION OF HEALTH PRESERVING TECHNOLOGIES IN HIGHER
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
N.M. AGARKOV, N.V. AKININA
South-West State University, Kursk Belgorod State University
The article highlights the problem of creating health preserving environment in the process of education, providing the increase of students' activity, forming favourable psychological atmosphere at the lessons and ensuring good conditions for self-education.
Key words: health preserving environment, health preserving technologies, pedagogical process updating.