Литература:
1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. -СПб, Речь, 2000.
2. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение личности в контексте детско-родительских отношений // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. Томск, 2004. С. 172-175.
3. Безрукова О.Н. Репродуктивная мотивация женщин// Социологические исследования. 2000. № 12. С.122-124. а.
Ключевые слова: восприятие ребенком родителей, совладающее поведение детей, копинг-стратегии младшего школьника.
Keywords: child's perception of parents, primary school pupils' coping strategies. УДК.371.3
Новосадова Н.И.
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В ШКОЛЕ27
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 644 Приморского района Санкт-Петербурга,
fortuna 54@,list. ru
Одна из основных задач школы сегодня - это сохранение здоровья школьника, поэтому учитель должен обучать детей, не нанося ущерба их здоровью. Для этих целей необходимо использовать здоровьесберегающие технологии на уроках химии с 8 по 11 классы [1]. Здоровьесберегающие технологии - это принципы, приёмы и формы педагогической работы, которые дополняют традиционные методы обучения, сохраняют и укрепляют здоровье школьника. Их применение даёт возможность:
• создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, память,
27 Novosadova N.I.Technology-saving health in chemistry lesson school, State budget educational institution Secondary School 644 Primorsky district of St. Petersburg, Russia
мышление) и индивидуального темпа работы;
• достигать прогнозируемого результата, учитывая ресурсы физического и психического здоровья ученика;
• осуществлять связь с теорией деятельного подхода в обучении;
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Одним из самых главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. На уроках необходимо максимально широко использовать наглядные материалы, презентации, занимательные задания, игровые моменты. Всё это позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Нельзя забывать о нормировании домашних заданий по предмету для избежания перегрузок. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, освещение кабинета, соблюдение гигиенических норм. Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у учащихся здоровьесберегающие знания и умения. В плане интеграции химических и здоровьесберегающих знаний благоприятен и тот факт, что химия -экспериментальная наука. Она служит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного восприятия химических процессов, которые лежат в основе триады "молекула - клетка - организм". Изучение химии способствует формированию знаний о молекулярных основах здоровья. Химические знания позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека. Умение решать химические задачи позволяет определить содержание биологически
активных веществ как в организме человека, так и в продуктах питания. Педагогический опыт, накопленный автором статьи в процессе работы, показывает, что существуют различные методы сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников в процессе изучения химии. Новизна работы заключается в том, что учитель пытается широко использовать на классическом уроке различные методики, направленные на сбережение здоровья учащихся, к которым относятся различного рода физкультминутки, элементы психологического тренинга, переключение учащихся на разные виды деятельности, поэтому здоровьесберегающий урок должен:
• воспитывать;
• стимулировать у детей желание быть здоровыми;
• вызывать у них позитивную самооценку.
И хотя здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе, но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только духовно, но и физически.
Литература:
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2007. - 181 с.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.- М. «Аркти», 2009.- 320 с.
Ключевые слова: технологии сберегающие здоровье, обучение в школе, здоровье школьников, режим дня.
Keywords: technology-saving health, schooling and health of schoolchildren, the regime of the day.