Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в школе'

Здоровьесберегающие технологии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9586
1141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сохранение здоровья / технология / здоровьесберегающие технологии / классификации здоровьесберегающих технологий / культура здоровья / окружающая среда / health preservation / technology / health-saving technologies / classifications of health-saving technologies / culture of health / environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Седова

Материалы статьи дают представление о здоровьесберегающих технологиях, их назначении в школе. Акцентируется внимание на актуальности проблемы здоровьсбережения для современной школы, на том, что все технологии, используемые в образовательном процессе, должны быть здоровьесберегающими. Предлагаются краткие характеристики различных видов здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Седова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The health-saving technologies at school

Article materials provide guidance on the health-saving technologies, their appointment at school. The attention to problem urgencies health-saving for modern school, that all technologies used in educational process, should be health-saving is focused. Short characteristics of various kinds of the health-saving technologies are offered.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в школе»

УДК 371.7.031 ББК 74.202.4

Н. В. Седова Здоровьесберегающие технологии в школе

Материалы статьи дают представление о здоровьесберегающих технологиях, их назначении в школе. Акцентируется внимание на актуальности проблемы здоровьсбережения для современной школы, на том, что все технологии, используемые в образовательном процессе, должны быть здо-ровьесберегающими. Предлагаются краткие характеристики различных видов здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: сохранение здоровья, технология, здоровьесберегающие технологии, классификации здоровьесберегающих технологий, культура здоровья, окружающая среда.

Article materials provide guidance on the health-saving technologies, their appointment at school. The attention to problem urgencies health-saving for modern school, that all technologies used in educational process, should be health-saving is focused. Short characteristics of various kinds of the health-saving technologies are offered.

Key words: health preservation, technology, health-saving technologies, classifications of health-saving technologies, culture of health, environment.

Сложные задачи ставит перед обществом время. Лавинообразно нарастают глобальные проблемы современности. Особое значение приобретает проблема оздоровления молодежи, так как в современных условиях проявляются нравственная и духовная деградация общества, пассивность, потребительское отношение, стрессы и т. п. Происходит разрыв между культурой и цивилизацией, которая теряет человеческий облик. Культурно-этические принципы и идеалы прошлого, направленные на совершенствование человека и человечества, обесцениваются. Хотим мы этого или нет, но школа аккумулирует в себе все проблемы и «болезни» общества.

В советской школе факторов, разрушающих здоровье, было несравненно меньше. А что изменилось? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие взрослых, в том числе учителей - все это было и осталось. В современных условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим, так как продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм.

Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, у 50 % функциональные отклонения, 35-40 % имеют хронические заболевания. Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно - психической сферы, но основная их масса обучается в обычных классах [1]. Среди причин, влияющих на здоровье школьников, Министерство образования России называет факторы внутришкольной среды, которые составляют 21 %: большая наполняемость классов; значительно заниженный уровень освещенности в школах; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата в школьных коллективах; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие гигиеническим нормам мебели и оборудования, загрязнение воздуха в школьных помещениях. По данным широкомасштабного эксперимента по переходу на 12-летнее обучение в Санкт-Петербурге содержание и формы организации учебной деятельности сами по себе оказывают негативное влияние на состояние здоровья детей. Однако путем уменьшения учебных нагрузок попытки подчинить учебные приоритеты медицинским, неизбежно приводят к снижению качества образования и неадекватности результатов обучения социальному запросу общества. Сложившаяся ситуация выдвигает в разряд актуальных проблемы не только сохранения здоровья обучающихся в системе школьного образования, но и расширения функций образования, способствующих развитию всех компонентов здоровья, как основы комплексного удовлетворения потребностей.

Остается актуальной разработка проблемы сотрудничества педагогов и родителей в области культуры здоровья детей при орга -низации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, т. е. организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей школьников и направленной на укре-

пление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации.

Усилия, прилагаемые в педагогической науке и практике образования, для развития потенциальных возможностей организма школьника и формирования готовности к дальнейшему обучению, к сожалению, недостаточно эффективны. Можно констатировать наличие в современной образовательной системе обучения противоречий:

• между потребностью в сохранении здоровья школьников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной компетентностью учителей в области культуры здоровья;

• направленностью педагогических исследований на здоровь-есберегающий подход к общему образованию (М.В. Антропова, М.М. Безруких, В.Н. Смирнов) и его недостаточностью в обеспече -нии здоровья школьников;

• объективной необходимостью расширения функций образования для успешной социализации школьника и реальным уровнем разработанности научно-технических подходов к организации деятельности общеобразовательных школ с направленностью на развитие потенциала здоровья ребенка.

Все эти проблемы требуют разрешения. В дальнейшем нуждаются в исследовании недостаточно разработанные вопросы сочетания форм учебной деятельности, усиливающие эмоционально-развивающую направленность обучения школьников и способствующие воспитанию работоспособного ученика.

В связи с этим встает проблема формирования у школьников убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни. С позиций личностно-ориентированного подхода важно ориентировать школу на выполнение новой функции, обеспечивающей развитие компонентов здоровья растущего человека, и максимальное использование резервов личности в саморазвитии потенциальных возможностей.

Повышение уровня культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе можно обеспечить путем использования здоровьесберегающих образовательных технологий в школе.

Под «здоровьесберегающими образовательными технологиями» понимаются знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию [2, 5]. Можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесбе-регающим технологиям, если при реализации используемой педаго-

гической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Согласно существующим определениям технология - это прежде всего системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Можно сказать, что педагогическая технология - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

Как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образо -вательного процесса - учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы, и таким образом, фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это выступает в качестве показателя того, что с учащихся без их согласия не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью [3]. Таким образом, здоровьесберегающая образовательная технология - это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментария в рамках связи «педагог -учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения [1].

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [2].

Среди здоровьеберегающих технологий можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы.

• Медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относят к компетенции медиков. На практике медики давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями [4]. Но в образовательных учреждениях именно использование профилактических программ является обязательным.

В первую очередь к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

• Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

• Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо за -действованы. Очевидно, для каждого учителя воспитание у школьников любви к природе, стремления заботиться о ней, приобщение к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п. обладают мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Направленность этих технологий - создание природосообраз-ных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности лю -дей, гармоничных взаимоотношений с природой.

• Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курсов ОБЖ, химии, физики, физиологии и др.; за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

• Здоровьесберегающие образовательные технологии. Эти технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении [3].

Существуют и другие основания для классификаций здоровьес -берегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы.

Защитно-профилактические - приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это выполнение санитарно-гигиенических требований; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п. Большая часть того, что в

школах понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.

Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтра -лизовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, груз психоэмоциональных напряжений. Витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов; использование аминокислоты глицина (дважды в год - в декабре и весной) позволяет укрепить память школьников.

Стимулирующие. Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. В психотерапии немало приемов, позволяющих вывести пациента из состояния депрессии, уныния, фрустрации. В рамках педагогических техник и педагогической психотерапии учителя пользуются многими подобными приемами на уроках и во внеурочной воспитательной работе.

Информационно-обучающие. Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоро -вье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам. В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии [1].

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие. Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПи -Нах. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т. п.

Различия в представлениях о путях достижения главной цели -сохранение здоровья учащихся - определяют и разные приоритеты среди задач всего комплекса здоровьесберегающих мероприятий. В

одних случаях он дидактический, и тогда на первый план выступают учебные программы, «уроки здоровья». В других - организационный, тогда в школе проходят дела на тему здоровья: «дни здоровья», конкурсы, соревнования, наглядная агитация. При «проблемном» приоритете все усилия направляются на решение какой-то конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т. д. Приоритет индивидуального подхода определяет концентрацию всех усилий на учете особенностей каждого учащегося, в том числе и его здоровья. «Физкультурный» приоритет приводит к подмене заботы о здоровье - заботой о физическом развитии учащихся [3].

Основными задачами программ по сохранению здоровья детей, по мнению С.А. Кулакова, должны быть выделение и описание ключевых проблем здоровья и привлечение внимания общественности к этим проблемам, влияние нарушений здоровья на социальное благополучие, физическое и психическое здоровье населения в целом.

Здоровьесберегающие технологии в школе должны не требовать значительных материальных затрат, не нарушать ритма образовательного процесса, а стать его органичной и гармонизирующей структурой. Технологии планируются с учетом школьных условий и уровня имеющихся ресурсов. Все педагогические здоровьесберегающие технологии можно разделить на две большие группы, направленные на индивида (субъекта образовательного процесса) и на среду, окружающую индивида.

Цель технологий, направленных на индивида, - формирование у него «здорового поведения», которое принесет ему пользу; это поведение не требует значительных затрат (материальных, временных, физических).

Технологии, ориентирующиеся на окружающую среду, учитывают соотношение затрат - выгод и направлены на следующие кри -терии:

• важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие;

• возможность получения эффективных результатов; число лиц, на которые окажут воздействия эти мероприятия;

• неизбежные недостатки или «побочное действие» программы;

• политические или этические соображения и величина финан -совых затрат, объем ресурсов и численность персонала, необходимые для осуществления программы.

Изменить «проблемное» поведение индивида на «здоровое» -задача трудная. Она предполагает определенные предпосылки, к которым относятся осознание проблемы, информированность, мотивация, умение изменить поведение, исполнение, поддержка.

Для формирования «здорового» поведения нужно выяснить, на какой ступени находится индивид, с чего следует начинать и какие профилактические методы использовать? К таким методам относят информирование, консультирование, тренинг умений, воздействие на среду.

Профилактическое информирование состоит в том, чтобы посредством информации восполнить недостаток знания, необходимого для здоровья, добиться осознания проблемы и создать мотивацию к приобретению новых способов поведения.

Консультирование как метод укрепления здоровья обращено к конкретному человеку и предполагает использование такого психологического приема, как воздействие личности консультанта с целью облегчения восприятия информации.

Тренинг умений - это научение, тренировка и стабилизация новых способов поведения, когда индивид мотивирован на изменение поведения. Общим принципом тренинга является разделение основной задачи на небольшие пошаговые действия и отработка их в упражнениях, ролевых играх и представлениях. В школьной практике подобные тренинги должны быть направлены на формирование коммуникативных умений, навыков в разрешении проблем и умений совладать со стрессом.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на окружение, способствуют укреплению здоровья индивида. Эти технологии предполагают воздействие на социальное, экологическое, правовое, культурное окружение и на лиц, ответственных за это. Мы относим сюда повышение психолого-педагогической квалификации учителей и администрации образовательных учреждений, развитие школьных, районных, городских валеологических служб, соблюдение санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса и многое другое.

Для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения необходимо соблюдение двух условий: во-первых, нужно знать, что благоприятствует состоянию; во-вторых, какими практическими действиями это можно соответственно усилить или устранить.

Список литературы

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.:АРКТИ, 2005.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: ВАКО, 2007.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

4. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - СПб.: КАРО, 2005.

5. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном пространстве. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.