Научная статья на тему 'Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы'

Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / TEACHER / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / HEALTH SAVING PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н. Ф.

В статье рассмотрены основные группы здоровьесберегающих образовательных технологий; показаны основные задачи учителя, связанные с переходом на здоровьесберегающие образовательные технологии; рассмотрены уровни реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL

In article the main groups of health saving educational technologies are considered; the main objectives of the teacher connected with transition to health saving educational technologies are shown; levels of realization of health saving educational technologies in educational process of school are considered.

Текст научной работы на тему «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы»

писки, общения в социальных сетях. Результаты могут быть представлены в форме таблицы, где выбраны существительные, образованные с помощью морфем промежуточной зоны, то есть формантов, которые с одной стороны, являются компонентами композитов, а с другой стороны, к производным суффиксального типа [3, с. 303].

Итак, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют большие возможности решения методических

Библиографический список

задач. Применение проектной методики требует высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал, разработать эффективную систему заданий и упражнений. Е.С. Полат в своей работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» отмечает, что умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся [4, с. 53].

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: сб. ст. / под ред. Е.С. Полат. - М., 2002.

2. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - СПб., 2005.

3. Нарыкова, Н.А. Критерии выделения морфем промежуточной зоны // Язык. Текст. Дискурс: межвузовский научный альманах. - Ставрополь; Пятигорск, 2004. - Вып. 2.

4. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1.

Bibliography

1. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: sb. st. / pod red. E.S. Polat. - M., 2002.

2. Konihsheva, A.V. Organizaciya samostoyateljnoyj rabotih uchathikhsya po inostrannomu yazihku. - SPb., 2005.

3. Narihkova, N.A. Kriterii vihdeleniya morfem promezhutochnoyj zonih // Yazihk. Tekst. Diskurs: mezhvuzovskiyj nauchnihyj aljmanakh. - Stavropolj; Pyatigorsk, 2004. - Vihp. 2.

4. Polat, E.S. Obuchenie v sotrudnichestve // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2000. - № 1.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 37.013

Petrova N.F. ROLE OF HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL. In article the main groups of health saving educational technologies are considered; the main objectives of the teacher connected with transition to health saving educational technologies are shown; levels of realization of health saving educational technologies in educational process of school are considered.

Key words: teacher; health saving technologies; health saving pedagogics.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрены основные группы здоровьесберегающих образовательных технологий; показаны основные задачи учителя, связанные с переходом на здоровьесберегающие образовательные технологии; рассмотрены уровни реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: учитель; здоровьесберегающие технологии; здоровьесберегающая педагогика.

Материально-техническая база многих учебных заведений сегодня не позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся. При анализе образовательного процесса современной школы в контексте влияния его на здоровье учащихся, многие авторы склоняются к тому, что условия, созданные для обучения, приводят к ухудшению здоровья практически каждого учащегося. Основные причины этого:

• перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающая у учащихся переутомление;

• нередко встречающийся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

• не всегда правильная организация питания учащихся в школе (в том числе необеспеченность детей горячим питанием);

• неспособность многих учителей реализовывать индивидуальный подход к школьникам с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Для коррекции существующих проблем уже много лет во многих школах активно применяются здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно разделить на три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению у учащихся состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников;

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [1].

Учитель, переходящий на здоровьесберегающие образовательные технологии, первоначально направлен на решение следующих задач:

• повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

• пересмотр своей методики преподавания с учётом включения в неё элементов здоровьесберегающих образовательных технологий, а затем полностью переход на данные технологии;

• анализ и коррекция используемых педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

• содействие формированию здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Тем самым деятельность учителя должна быть построена на сочетании принципов педагогики сотрудничества, элементов педагогического мастерства, направленных на заботу о сохранении здоровья каждого школьника и воспитание культуры здоровья. При этом педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса [2].

Безусловно, главное для образовательного учреждения, что бы здоровьесберегающие образовательные технологии применялись в нём повсеместно. Исследователи [3] выделяют 3 уровня реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в школе:

• использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьной мебели, необеспеченности горячим питанием и др.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток и пр.).

• внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся сохранению здоровья и др.

• комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

При этом только комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи

Библиографический список

формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой и другими аналогичными образовательными системами [3].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что об эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы можно судить по следующим основным показателям:

• желанию учащихся посещать школу;

• наличию курящих школьников;

• гигиеническому состоянию школьной сантехники;

• внешнему виду учеников, выходящих после уроков.

• наличию насыщенной внеклассной работы;

• психологическому климату в педагогическом коллективе.

• характеру взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.

• отношению к школе большинства родителей учащихся и др.

Данные показатели являются свидетельством реального, а не формального внедрения идей здоровьесберегающей педагогики в учебно - воспитательный процесс образовательной школы.

1. Цабыбин, С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - Волгоград, 2009.

2. Петрова, Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ - интернатов // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 2(39).

3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М., 2003.

Bibliography

1. Cabihbin, S.A. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v obrazovateljnom processe. - Volgograd, 2009.

2. Petrova, N.F. Realizaciya zdorovjesberegayuthikh tekhnologiyj v usloviyakh shkol - internatov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. -№ 2(39).

3. Smirnov, N.K. Zdorovjesberegayuthie obrazovateljnihe tekhnologii v rabote uchitelya i shkolih. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 07.11.13

УДК: 378.147

Poplavska M.V. RESEARCH OF READINESS'S STRUCTURE FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL SELFDEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS. The essense of «readiness for professional and personal selfdevelopment» notion is revealed. The structure is described, components and criteria for evaluating of its formation level are identified. The author presents results of ascertaining stage of pedagogical experiment. Further research prospects are described.

Key words: professional and personal self-development (PPS), readiness, structure, components, criteria, future engineer, experiment.

М.В. Поплавская, аспирантка каф. педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков,

E-mail: poplavska.marina@gmail. com

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО- САМОРАЗВИТИЮ

В статье раскрыта сущность понятия «готовность к профессионально-личностному саморазвитию», описана ее структура, выделены компоненты и критерии оценки уровня ее сформированности. Приведены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента. Описаны перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие (ПЛС), готовность, структура, компоненты, критерии, будущий инженер, эксперимент.

Большинство вузов страны, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным специальностям, используют главным образом информационную модель обучения, которая направлена на приобретение необходимых профессиональных

знаний и умений и в лучшем случае формирует у студентов спо собность к стихийному профессионально-личностному самораз витию. При этом саморазвитие не выступает у них как внутри-личностная задача, а происходит под влиянием внешних требо

14G

04652384

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.