УДК 159.9.07 ББК Ю.9
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
О.В. НИЧИЖЕНОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии в детских образовательных учреждениях. Рассмотрены основополагающие критерии здоровьясбережения.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети, здоровье.
Актуальность. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны [5].
В последнее время проблема здоровья стоит более остро, потому что возрастает число детей, которые с раннего возраста начинают употреблять табачные изделия, спиртные напитки и все чаще токсические вещества, это приводит без сомнений к неблагоприятному влиянию на организм подрастающего поколения и невозможность благоприятного будущего [2].
На сегодняшний день в детских домах, интернатах, приютах находятся в основном социальные сироты - дети, которые остались без попечения родителей и последствия для них тяжелы, так как с раннего детства они испытывают на себе отрицательный социальный опыт, часто необратимые и глубокие воздействия на психику и здоровье, нарушается психологическое и физиологическое здоровье
[3].
Поэтому важнейшая проблема сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях должна быть рассмотрена комплексно в системе воспитания и обучения. Система должна включать в себя комплекс социально-психолого-медико-педагогической деятельности [7].
Из всего вышесказанного теперь нужно выделить одну из самых важных задач воспитательного и образовательного процесса -это создание эффективной системы
здоровьесбережения, где каждый ребенок будет иметь возможность получить
профессиональную помощь, которая состоит из сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Здоровье является основополагающим критерием в здоровьесберегающих технологиях. Есть много определений, понятий, что представляет собой "здоровье". Мы рассмотрим понятие "здоровье" от всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" [11].
На сегодняшний день важной социальной задачей для современного общества является сохранение и укрепление подрастающего поколения. Сейчас отмечается увеличение нервно-психических расстройств у детей и подростков, а состояние психического здоровья детей является важнейшей составляющей их общего здоровья. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание и реализация оздоровительных программ, учебных пособий, разработка методических.
Можно выделить основные направления работы по сбережению здоровья детей: формирование понимания приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни; формирование знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние человека; психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудных социальных ситуациях; создание комплекса социально-психолого-медико-педагогической защиты [10].
Многие педагоги, психологи и ученые видят решение проблемы здоровья в деятельности
образовательных учреждений, чтобы они сохраняли здоровье не только детей, но и учителей, ведь от психологического здоровья педагога зависит социально-психологическое здоровье учащихся [6].
Разобрав основополагающие критерии здоровьясбережения, перейдем к
"здоровьесберегающим технологиям". По мнению Н.К. Смирнова "здоровьеформирующие образовательные технологии" нужно понимать как психолого-педагогические технологии, методы, программы, которые направленны на воспитание культуры здоровья у воспитанников личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [9].
Виды здоровьесерегающих технологий, используемых в образовательных учреждениях:
1. Медико-профилактическая технология. Обеспечивает сохранение и улучшение здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств под руководством медицинского персонала.
Задачи этой деятельности: организация наблюдения за здоровьем детей и разработкой рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация профилактических мероприятий, которые помогают
сопротивляться детскому организму с различными инфекциями; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов.
2. Физкультурно-оздоровительная технология. Обеспечивает укрепление и развитие физического здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности: развитие физических качеств; контроль двигательной активности и становление физической культуры детей; воспитание привычки повседневной физической активности; оздоровление средствами закаливания.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой деятельности: обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К данной категории технологий С.В. Батуева предлагает отнести творческую
деятельность, обладающую арт-
терапевтическим эффектом [1] .
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Педагог, воспитывающий культуру здоровья ребенка, прежде всего сам должен быть здоров, не переутомлен работой, иметь валеологические знания, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Задача этой деятельности воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья воспитанников. Её цель - создать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его [3].
Таким образом, в каждом образовательном учреждении для детей главным направлением должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие [4].
На сегодняшний день необходимо внедрение оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений. Специалистам необходимо учитывать основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий: комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, условий обучения, воспитания, структуры
образовательного процесса; формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий; комплексность непрерывного проведения оздоровительных мероприятий в течение года; реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих
функциональные расстройства и хронические заболевания; обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции,
самоконтроля; повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счёт
соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузки, организации физического воспитания и питания учащихся и др. [8]. Таким образом, несмотря на различные подходы, методы и средства решения проблемы
оздоровления детей в условиях детских образовательных учреждениях остается проблема сохранения и укрепления здоровья детей, которая признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.
Список литературы
1. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11. - [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934
2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина // Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. -122 с.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. /Л.В. Гаврючина -М.: ТЦ Сфера, 2009. - 160 с.
4.Гончарова Е.В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова //Педагогические науки. - 2007. - №3 (25). - с. 159-168
5. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения /В.В. Колбанов - СПб.: Деан, 1998. - 232 с.
6. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната / Науменко, Ю.В. // Методист. - 2005. - №2. - с. 45-49
7. Науменко Ю.В. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок /Ю.В. Науменко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 236 с.
8. Семченко Л.Н. Технологии соц. работы в здравоохранении: учебное пособие / Семченко Л.Н., Герасимова О.Ю., Тюков Ю. А. - Челябинск, 2010. - 75 с.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы /Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003. - 139 с.
10.Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3). - с. 42-45
11. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С.Б. Шарманова // Управление ДОУ. - 2006. - №4. - с. 45
HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS*
O.V. NICHIZHENOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article describes health saving technologies in educational institutions. Keywords: school health technology, orphans, health.
* Научный руководитель: Герасимова О.Ю.